Средняя школа третьей ступени
обеспечивает завершение общеобразовательной
подготовки и курса трудового обучения
учащихся на основе широкой и глубокой
дифференциации обучения. Школа создает
условия для наиболее полного учета интересов
учащихся, социально-психологической
адаптации, активного их включения
в жизнь современного общества и общественно
полезный труд. С этой целью в учебный
план школы включаются, наряду
с обязательными предметами, предметы
по выбору самого учащегося.
Обучение в XI—XII классах ведется по программам
массовой общеобразовательной школы с
некоторыми изменениями в
содержании отдельных предметов в связи
с особенностями слепых и слабовидящих
(основы информатики и ЭВМ, трудовое обучение
и др.).
В школах для слепых обучение осуществляется
по учебникам массовой
школы, которые издаются рельефно-точечным
шрифтом. В учебную практику широко внедряются
тифлотехнические средства
обучения (специальные приборы для письма,
преобразователи
световых сигналов в звуковые и тактильные),
что расширяет возможности восприятия,
мобильности и пространственной ориентировки.
В школах для слабовидящих обучение
ведется по учебникам массовой
школы, которые печатаются более крупным
шрифтом и со специально преобразованными
изображениями, доступными для зрительного восприятия.
Для слабовидящих создаются благоприятные
условия для зрительной работы в классе,
применяются соответствующие слабому
зрению детей тетради, наглядный и дидактический
материал, оптические и технические средства
помощи.
Окончившие среднюю школу для
слепых и слабовидящих детей получают такой
же, как и в массовой школе, аттестат о
среднем образовании и могут на общих
основаниях поступать в высшие учебные
заведения по доступным им специальностям
или работать
в различных отраслях народного хозяйства.
Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения
Под коррекционно-педагогической работой
понимается система специальных
педагогических мероприятий, средств,
форм и методов
обучения и воспитания, направленных на
развитие процессов компенсации, преодоление,
устранение недостатков познавательной
деятельности, черт личности, физического
развития и двигательных способностей
детей с нарушением зрения.
Известно,
что при нарушении зрения возникает
ряд вторичных отклонений в развитии
детей. У них ослаблены познавательные
процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное
мышление), происходят изменения в физическом
развитии и развитии двигательных функций
(нарушаются быстрота, точность, координация,
темп движений, соразмерность двигательных
актов и др.), ограничивается
овладение социальным опытом.
Среди
слепых и слабовидящих встречаются разные
группы детей со сложными формами аномального
развития: дети с различными
нарушениями речи, двигательной сферы,
снижением слуха, осязания и др.
Различные по характеру и глубине нарушения речи,
двигательной сферы, снижение слуха и
тактильной чувствительности требуют
применения индивидуальных средств коррекции
в процессе обучения и воспитания (см.
Специальные коррекционные занятия).
Обосновывая
положения коррекционно-педагогической
работы со слепыми и слабовидящими детьми,
специалисты советской тифлопедагогики
исходят из теоретической концепции о
закономерном соотношении обучения, воспитания
и развития детей с нарушением зрения,
о наличии первичных и вторичных отклонений
у них, которые подвергаются изменениям,
коррекции, компенсаторным перестройкам,
восстановлению под влиянием специально
направленной учебно-воспитательной работы.
При этом важное значение имеет дифференцированный
подход, учитывающий общие закономерности
и специфические особенности развития
детей с глубоким нарушением зрения.Говоря
о развитии у слепых и слабовидящих компенсаторных
процессов и коррекции вторичных отклонений
в развитии, следует отметить, что первоначально
компенсация и коррекция нарушенных функций
понимались как новые ветви восстановительного
лечения, как самостоятельные отрасли
социальной медицины. В последующем
стало ясно, что формирование компенсаторных механизмов
сопряжено не столько с активацией поврежденного органа
или замещением его другим органом, сколько
с целенаправленным
формированием активной личности слепого
и слабовидящего в направлении социально
обусловленной деятельности.
Расширение
и углубление теории и практики обучения
и воспитания слепых и слабовидящих
побудило исследователей пересмотреть
ряд классических представлений о компенсации,
коррекции и восстановлении нарушенных
функций. Так, в классических положениях
о компенсации подчеркивался автоматический
характер перестроек организма при возникновении
дефекта. В качестве доказательства
приводились опыты на животных. Появление
новой
психолого-педагогической точки зрения
на природу компенсации привело к отказу
от принципов автоматичности компенсаторных
образований и механического переноса
биологизаторских подходов к психической
деятельности человека.
У человека
компенсаторные перестройки появляются
не только в биологическом
викариате, но и в социальном приспособлении, которое требует
сознательного и целенаправленного обучения.
Следовательно, вместо ограниченной биологической
концепции автоматической компенсации
появилась более широкая теория
сознательной и целенаправленной социально
обусловленной деятельности, связанной
с обучением. Если раньше психологи и педагоги
регистрировали главным образом феноменологические
проявления психики слепых и подчас поразительные
примеры их стихийного приспособления
к условиям действительности, то в последующем
появились работы по активному обучению
лиц с нарушением зрения новым адекватным
способам действий в соответствии
с требованиями жизни и общественно полезной
деятельности.
Исходные
теоретические положения по вопросам
компенсации и коррекции нарушенных функций,
изучению ведущей роли обучения и воспитания
в развитии аномального ребенка были разработаны
Л. С. Выготским, Т. А. Власовой, М. И. Земцовой, Ю. А.
Кулагиным, А. Г. Литваком, В. И. Лубовским,
И. С. Моргулисом, Л. И. Солнцевой.
Известно,
что развитие детей с нарушением
зрения обусловлено единством биологических
и социальных факторов. В этой связи необходимо
четко представлять взаимоотношение и
влияние социальных и биологических факторов
на их развитие. Развитие детей
с патологией зрения зависит от клинических
форм, характера
и тяжести нарушения функций, от сохранности
слухового, двигательного и кожного
анализаторов, от уровня развития высших
форм психической деятельности и личности
в целом, от возраста, в котором утрачено
зрение, содержания, форм и методов обучения
и воспитания.
Отметим
роль социальных факторов в развитии
детей, связанных с обучением и воспитанием.
Ребенок с первых дней своего существования
находится во взаимодействии и под влиянием
окружающей его социальной среды, которая
выступает важным условием и источником
его развития. Развитие сложных психических процессов
у слепых и слабовидящих детей зависит
от воспитания
и обучения, имеющих коррекционную направленность.
Коррекционная направленность обучения
и воспитания предусматривает
развитие процессов компенсации, сглаживание
недостатков познавательной деятельности,
поиск потенциальных возможностей
в становлении личности детей с нарушением
зрения.
Содержание и
дидактические приемы коррекционной
работы строятся
дифференцированно, сообразуясь с возрастом
детей, структурой
и составом нарушенных функций, особенностями
восприятия
учебного, материала и ориентации в пространстве.
Процессы
компенсации в детском возрасте
имеют глубокие специфические особенности,
обусловленные возрастными изменениями
в развитии детей. В связи с этим при оценке
возможностей компенсации в детском
возрасте учитываются не только уже сформировавшиеся
механизмы компенсации, но и находящиеся
в стадии формирования и становления,
то, что Л. С. Выготский называл «зоной
ближайшего развития ребенка». Учет зоны
ближайшего развития ребенка имеет важное
значение для управления процессами компенсации,
коррекции и восстановления нарушенных
и недоразвитых функций у слепых и слабовидящих.
Процессы
компенсации развиваются постепенно
и имеют определенные
стадии развития, характеризующиеся особым
составом и своеобразием
системного строения функций. "Как показано
в исследованиях
М. И. Земцовой, Л. А, Новиковой, А. Г. Литвака,
Л. И. Солнцевой, на разных стадиях онтогенетического
развития детей
имеются и разные сензитивные периоды
формирования процессов компенсации.
Это имеет важное значение для организации обучения
и воспитания на разных этапах возрастного
развития детей.
Разностороннее
клиническое и психолого-педагогическое
изучение детей, анализ состояния их знаний
и практических умений дают
основание считать, что в процессе обучения
и воспитания в зависимости от содержания,
методов и применения дифференцированного
подхода недостатки развития компенсируются
и корригируются. Большинство детей достигают
высокого уровня компенсаторного развития
и обнаруживают хорошие успехи в учебе,
в разностороннем
развитии познавательной деятельности.
Коррекция отклонений в физическом развитии
Неуклонный рост объема
знаний, которыми нужно овладеть ребенку,
и высокая общая суммарная нагрузка предъявляют
повышенные требования
к его работоспособности, физическому развитию
и двигательной подготовленности. Следует
отметить, что
нарушение осанки у слепых и слабовидящих
мальчиков составляет 59,2%, у девочек 58%,
тогда как у нормально видящих соответственно
20% и 14%; значительно больше у первых и число простудных
заболеваний.
Исследованиями врачей и физиологов
доказано, что развитие детей
и подростков, правильное функционирование
у них всех систем
и органов происходит только при оптимальном
объеме движений. Известно, что недостаток
движений является одной из причин нарушения
осанки, появления избыточной массы тела,
ухудшения зрения. Недостаточная активность
снижает функциональные возможности сердечно-сосудистой
и дыхательной систем организма,
в результате чего появляется неадекватная
реакция на нагрузку, уменьшается жизненная
емкость легких, замедляется развитие
всех локомоций. Дети и подростки, в режиме
которых
большое место занимает двигательная
активность, чаще достигают высокого уровня
физического развития, обладают высокой
умственной и мышечной работоспособностью,
а также сопротивляемостью
к утомлению и простудным заболеваниям.
Для предупреждения, ослабления и
ликвидации
имеющихся отклонений и нарушений в физическом
развитии и двигательной подготовленности
слепых и слабовидящих важную роль играют специально
направленные коррекционные занятия (коррекционная
гимнастика, лечебная физкультура, ритмика
и др.), включающие
развитие пространственно-временных компонентов
моторных
действий, координации, точности, ловкости
движений. В этой
связи усилено внимание работников школ
и дошкольных учреждений к увеличению
двигательной активности детей за счет
постановки всех видов физкультурно-оздоровительной
работы: гимнастики до занятий, физкультурных
минуток, подвижных перемен,
ежедневных спортивных часов, ежемесячных
дней здоровья и др.
В программах по физической культуре
заменены многие виды упражнений,
изменены нормативы и качественные характеристики
выполняемых движений с учетом показанных
и противопоказанных факторов к физическим
нагрузкам, формированию навыков пространственной.
ориентировки и коррекции движений, обусловленных
слабовидением и слепотой.
ГЛАВА II. Методы, организация и
методика исследования
2.1.Организация
исследования.
Для
выполнения цели и задач исследования
было проведено исследование физического
развития, функционального состояния 16 мальчиков от 9-10 лет. Общеобразовательной
школы №20 г. Шуи. Исследование адаптационных
резервов организма мальчиков проводилось
в двух группах: контрольной и основной.
В контрольную группу были включены 8 детей,
которые не занимались лечебной физической
культурой. Основную группу составили
также 8 учащихся, которые проходили курс
лечебной физической культуры в течении
7 месяцев. Проведен сравнительный анализ
показателей физического развития, функционального
состояния в контрольной и основной групп.
Исследование
проводилось в 3 этапа:
На первом этапе – проведен анализ научно-методической
литературы, разработан и уточнен план
работы, проанализированы медицинские
карты. Также были сняты показатели, характеризующие
функциональное состояние внешнего дыхания,
дана первичная оценка функциональным
возможностям респираторной системы.
Начаты занятия лечебной гимнастикой
по нашей методике.
На втором этапе – нами было проведено, промежуточное
исследование показателей физического
развития и физической работоспособности
и была дана их оценка.
На третьем
этапе – нами было проведено заключительное
исследование и дана оценка функциональным
возможностям организма юношей.
2.2. Методы
исследования.
Для решения
поставленных задач нами использовались
следующие методы исследования:
- Анализ и обобщение данных научно-методической литературы;
- Медико-педагогические наблюдения;
- Антропометрические измерения;
- Методы математической статистики;
- Клинические: анализ истории болезни.
Анализ и
обобщение данных научно-методической
литературы.