Методы коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание

Цель исследования – изучение особенностей методов коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения.
Задачи исследования:
На основе анализа научно-методической литературы изучить методы коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения.
Изучить особенности физического развития и функционального состояния детей с нарушением зрения в возрасте 9-10 лет.
Разработать методику лечебной физической культуры для данной категории больных детей и оценить ее эффективность.
Оценить влияние лечебной физической культуры на формирование адаптационных возможностей организма детей с методов коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения.

Содержание

Введение………….……………………………………………………..…….....3-4
Глава I. Обзор литературы по данной проблеме…………………………...5-18
1.1. Основные формы нарушения зрения у детей…………………………….5-7
1.2. Основы деятельности дошкольных учреждений……………………...…7-9
1.3. Основы деятельности школ……………………………………………....9-12
1.4. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения…………………………………………………………………………12-16
1.5. Коррекция отклонений в физическом развитии………………………16-18
Глава II. Методы, организация и методика исследования……...………..19-30
2.1. Методы исследования ………………………………………….…………..19
2.2. Организация исследования…………………………………………..…20-30
Глава III. Результаты исследования…………………………………..........31-33
Выводы…..………………………………………………...…………….........34-35
Список литературы……………………………………………..……………36-37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 196.00 Кб (Скачать документ)

Следует отметить, что длина тела в период 9-10 лет у мальчиков в различных  группах имеет различную динамику прироста. Нами установлено, что по результатам эксперимента более высокие значения длины тела определяются в основной группе мальчиков в конце эксперимента. Сравнительная оценка показателей длины тела показывает, что в 9 лет у мальчиков основной группы рассматриваемая величина на 1-2 см больше, чем в контрольной группе.

Антропометрические  показатели тела мальчиков 9-10 лет контрольной группы (М±m)

Таблица 3

 

В начале эксперимента

(сентябрь 2006)

В конце эксперимента

(март 2007)

Длина тела, см

130,41±0,79

131,56±0,69

 

Р>0,05;

Масса тела, кг

28,96±0,45

29,51 ±0,48

 

Р>0,05;

 <0,05;Р,.4-нет

Длина туловища, см

37,54±0,63

38,66±0,75

 

Р>0,05;

Длина руки, см

56,86±0,38

57,28±0,43

 

Р>0,05;

Длина ноги, см

69,12±0,63

70,81±0,59

 

Р>0,05;


 

Антропометрические  показатели тела мальчиков 9-10 лет основной группы (М±m)

Таблица 4

 

В начале эксперимента

(сентябрь 2006)

В конце эксперимента

(март 2007)

Длина тела, см

130,12±0,89

133,68±0,96

 

        Р>0,05;

Масса тела, кг

28,56±0,46

30,46±0,45

 

Р<0,05;

Длина туловища, см

37,91 ±0,64

39,61±0,81

 

Р>0,05;

Длина руки, см

56,12±0,48

57,64±0,52

 

          Р>0,05

-3. 1-4. 2-3. 3-4 "Нет

Длина ноги, см

68,84±0,49

70,81±0,61

 

          Р>0,05


Показатели  массы тела также имеют возрастную изменчивость. По результатам исследования наибольшие значения массы тела определяются среди представителей основной группы, тогда как самые низкие цифры рассматриваемого показателя выявляются среди мальчиков контрольной группы. Наши исследования показывают, что у детей основной группы к 9-10 годам прирост массы тела характеризуется максимальными годовыми прибавками. Можно предположить, что проведение курса лечебной физической культуры привело к улучшению морфометрических характеристик мальчиков основной группы.

Значительная величина годовых прибавок в основных морфометрических показателях (длина и масса тела) у мальчиков основной группы определена стимулирующим влиянием продолжительного применения комплекса лечебной гимнастики.

В следующей серии  эксперимента детям проводилось исследование общей физической работоспособности. Для этих целей использовалась стандартная методика определение МПК степ тест по Астранду. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что в начале эксперимента показатели физической работоспособности в обеих группах достоверно не различались, а в конце лечения в экспериментальной группе отмечается достоверное увеличение МПК на 210 мл или на 7,9%, а относительное МПК на 2 мл или на 5,8 %. В то время как в контрольной группе показатели физической работоспособности изменились недостоверно за время исследования (Таблица 7, 8).

Показатели физической работоспособности мальчиков 9-10 лет контрольной группы (М±m)

Таблица 7

Показатели

В начале эксперимента

(сентябрь 2006)

В конце эксперимента

(март 2007)

МПК,л

1,65±0,09

1,75 ±0,11

 

Р>0,05

Отн МПК, мл/кг

54,71±0,54

57,66±0,56

 

Р>0,05


Показатели физической работоспособности мальчиков 9-10 лет основной группы (М±m)

Таблица 8

Показатели

В начале эксперимента

(сентябрь 2006)

В конце эксперимента

(vfhn 2007)

МПК,л

1,64±0,09

1,89 ±0,11

 

Р<0,05

Отн МПК, мл/кг

55,71±0,54

63,66±0,56

 

Р<0,05


Таким образом, дозированные физические упражнения в  форме лечебной гимнастики повышают уровень физического развития детей. Растет общая физическая работоспособность, улучшается субъективное состояние детей.

Выводы

В настоящее  время считается окончательно доказанным, что нарушение зрения чаще возникает у лиц с отклонениями в общем состоянии здоровья. Отмечается связь близорукости с простудными, хроническими и тяжёлыми инфекционными заболеваниями. У детей с нарушением зрения чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины. Нарушение осанки, в свою очередь, ухудшает состояние внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечнососудистой.

Таким образом, существует и прямая, и обратная зависимость между физической активностью  ребёнка, его здоровьем, с одной стороны, и развитием нарушения зрения, с другой стороны. Если ребёнок с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закалён, у него реже возникает нарушение зрения даже при наследственной предрасположенности. И, наоборот, у детей, если их не тренировать, не следить за их осанкой, питанием, режимом учёбы и отдых, могут возникнуть различные заболевания.

Проводимый  комплекс лечебной физической культуры у мальчиков 
основной группы способствует развитию двигательных качеств, прежде всего, силы, скоростно-силовых качеств, выносливости, подвижности позвоночника, способствует коррекции нарушений осанки и поддерживает на оптимальном уровне функциональные возможности организма.

Воздействие предложенного  комплекса лечебной физической культуры, дыхательных упражнений и специальных упражнений для глаз на организм мальчиков основной группы приводит к достоверному повышению функционального состояния, по сравнению с детьми контрольной группы.

Восстановительные мероприятия, направленные на коррекцию функционального состояния детей с нарушением зрения должны базироваться на соблюдении методических принципов физической тренировки и применения индивидуально подобранных курсов ЛФК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2000.
  2. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. — М.:, 2000.
  3. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 2001.
  4. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/Под ред. Н. М. Назаровой. — М.:, 2002.
  5. Кантор В. З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих.- СПБ.,2004.
  6. Слабовидящие дети/Под ред. Ю. А. Кулагина и др. — М., 1967.
  7. Стернина Э. М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих детей. — Л., 1980.
  8. Феоктистова В. А. История советской тифлопедагогики и школы слепых и слабовидящих. — Л., 1980.
  9. Рейх М. Что делает мир для улучшения участи слепых.- СПб., 1901.
  10. Феоктистова В. А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики.- М.,1981.
  11. Малофеев Н. Н. Обучение слепых в России XIX века: государства и филантропия//Дефектология.- 2004.- № 5.
  12. Евсеев СП., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие. М., 2001.
  13. Денисова М.А. Физическое воспитание. Коррекционная программа (авторская) для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога //Специальные коррекционные программы для школьников с тяжелой зрительной патологией. СПб., 1995.
  14. Земцова М.И. Учителю о о детях нарушениями зрения. М., 1973.
  15. Касаткин Л.Ф. Коррекция недостатков физического развития и ориентировки в пространстве слепых детей. М., 1980.
  16. Кручинин В.А. Развитие сенсорики у слепых детей в процессе обучения пространственной ориентировке на уроках физкультуры и специальных занятиях //Совершенствование Физического воспитания слепых и слабовидящих школьников. М., 1987.
  17. Коваленко Б.И., Коваленко Н.Б. Тифлопедагогика. М: "Педагогика". 1975.
  18. Корхин М.А., Рабинович И.М. Лечебная физкультура в домашних условиях. Л., 1990.
  19. Кульбуш Е.А. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников. Л., 1990.
  20. Кульбуш Е.А. Овладение пространством слепыми детьми дошкольного и школьного возраста //Реабилитационная работа со слепыми и слабовидящими. Л., 1988.
  21. Крапивник В., Ускицкий И. Будь сильным, здоровым. М., 1991.
  22. Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей. // Под ред. Л.И. Солнцевой. - М.: "Логос" ВОС, 1990.
  23. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М: "Просвещение". 1990.
  24. Литвак А.Г. Тифлопсихология. М, 1985.
  25. Лукьянов В.А. Упражнения для мышц живота //Физическая культура в школе. 1986. N11. С.47.
  26. Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников. М. 1970.
  27. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте. // Физическая культура в школе. -1987.- N 5.
  28. Лях В.И. Развивая координационные способности учащихся 1-Ш классов. // Физическая культура в школе. - 1988.- N 3.

 


Информация о работе Методы коррекции и развития в обучение детей с нарушениями зрения