Общая физическая подготовка: цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:34, реферат

Описание

Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительному труду).

Содержание

Введение 3 стр.
1. Организация и руководство физическим воспитанием
2. Формы физического воспитания студентов
2.1 Урочная форма
2.2 Внеурочная форма
3. Программное построение курса физического воспитания
4. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях
4.1 Учебная работа
4.2 Спортивная массовая работа
5. Зачётные требования и обязанности студентов
6. Физиологические основы оздоровительной тренировки
7. Тип нагрузки
8. Интенсивность нагрузки
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реф_2.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

      Самостоятельные занятия имеют  большое  воспитательное  значение,  они вызывают  интерес  к  спортивной   деятельности,   воспитывают   инициативу, самообладание, критическое  отношение  к  своим  успехам  и  недостаткам.  В процессе  этих  занятий   повышается   активность   и   дисциплинированность занимающихся, следующих указаниям преподавателя или тренера.

      Самостоятельные занятия  проводятся  с  целями  улучшения здоровья  и общего физического развития; укрепления отдельных мышечных групп;  улучшения гибкости, подвижности  в  отдельных  суставах;  воспитания  силы,  быстроты, выносливости;  закрепления  техники  отдельных   упражнений,   изученных   в процессе урочных занятий. Занятия  могут  проводиться  в   виде   выполнения   отдельных   упражнений, комплексов  утренней  гимнастики,   прогулок,   самостоятельных   спортивно-тренировочных  уроков  по  заданию  преподавателей.  Часть  из  них   должна проводиться ежедневно, часть 1-2 раза в неделю в промежутках между  урочными занятиями.

      Частные  задачи  самостоятельных  занятий  могут  быть  различными.  В гигиенических целях  могут  применяться  отдельные  упражнения  1-2  раза  в течение дня. В этих же целях целесообразно использовать  целые  комплексы  – упражнения   зарядки.   Комплексы   составляются   с    учётом    спортивной подготовленности занимающихся и дополняются прогулками, бегом на  местности. Целесообразно проводить прогулки на лыжах, занятия по гребле и другим  видам

при условии  что  занимающиеся  владеют  основами  техники  этих  упражнений. Применение  самостоятельных  занятий  способствует   закреплению   изучаемых двигательных   навыков,   сохранению   достигнутого    уровня    технической подготовленности. Такие занятия особенно  необходимы  студентам,  имеющим  в расписании два часа урочных  занятий  в  неделю  по  дисциплине  «физическое воспитание».

      Самостоятельные занятия проводятся в виде  тренировок  между  урочными занятиями с преподавателем. Особое значение  эти  тренировки  приобретают  в случае, когда занимающийся по некоторым  возникшим  условиям не может регулярно заниматься с преподавателем.

      В  практике   проведения   самостоятельных   тренировок   наибольшее распространение   приобрели   занятия   спортивными   играми,   атлетической гимнастикой, оздоровительным бегом, лыжными прогулками. В последнее время  у студенток растущей популярностью стали пользоваться  ритмическая  гимнастика и шейпинг. 
 

 

     3. Программное построение  курса физического  воспитания 

      Содержание  курса физического воспитания регламентируются государственной учебной программой для вузов «Физическое воспитание».

      Учебный материал программы предусматривает  решение задач физического воспитания студентов и состоит из теоретического и практического разделов.

      Содержание  теоретического раздела программы предполагает овладение студентами знаний по основам теории и методики физического воспитания. Теоретические знания сообщаются в форме лекций, систематических бесед, на практических занятиях, а также путём самостоятельного изучения студентами учебной и специальной литературы.

      Лекционный  курс в объёме 20 часов рассчитан  на два года обучения и состоит  из восьми тем.

      Первые  четыре темы в объёме 10 часов читаются на первом курсе, а четыре последующие  темы в таком же объёме - на втором курсе.

      Практический  раздел программы содержит учебный  материал для всех учебных отделений, который направлен на решение  конкретных задач физической подготовки студентов. В содержание занятий  всех учебных отделений включаются разделы:

    • гимнастика,
    • лёгкая атлетика,
    • плавание,
    • лыжный спорт (для бесснежных районов - марш-бросок или велосипедный спорт),
    • туризм,
    • спортивные игры,
    • стрельба.

      В содержание практических занятий всех отделений включается также материал по профессионально-прикладной физической подготовке, который определяется каждым вузом применительно к профилирующим специальностям.

      Наряду  с учебным материалом для всех учебных отделений программа  включает материал для специального учебного отделения и материал по видам спорта для учебного отделения  спортивного совершенствования.

      Программа определяет особенности обучения в  каждом учебном отделении с учётом направленности их работы. 

 

     4. Организация и  содержание учебно-воспитательного  процесса в учебных  отделениях 

      Основным  принципом при определении содержания работы в разных учебных отделениях является дифференцированный подход к  учебно-воспитательному процессу.

      Его сущность заключается в том, что учебный материал формируется для каждого учебного отделения с учётом пола, уровня физического развития, физической и спортивно-технической подготовленности студентов.

      Учебно-воспитательный процесс в отделениях проводится в соответствии с научно-методическими основами физического воспитания.

      Программный материал на учебный год распределяется с учётом климатических условий  и учебно-спортивной базы.

      Занятия организуются по циклам, каждый из которых  по своему содержанию должен быть подготовительным к следующему циклу.

      Для проведения практических занятий по физическому воспитанию на каждом курсе  создаются три учебных отделения: подготовительное, спортивного совершенствования  и специальное.

      Каждое  отделение имеет особенности  комплектования специфические задачи.

      Основой для решения этих задач служит система организационных форм и  методов обучения.

      Эта система объединяет традиционные методические принципы и приёмы физической подготовки с новейшими методами организации  передачи и усвоения материала, предусматривает чёткую регламентацию соотношения объёма и интенсивности физической нагрузки, последовательности обучения, чередования различных видов и форм учебной работы.

      Первым  критерием распределения студентов  по учебным отделениям являются результаты их медицинского обследования, которое проводится на каждом курсе в начале учебного года.

      После прохождения обследования врач определяет состояние здоровья, физическое развитие каждого студента и распределяет его в одну из медицинских групп: основную, подготовительную или специальную.

      Вторым  критерием является уровень физической и спортивно-технической подготовленности, который определяется на первых занятиях после проверки состояния физической и спортивно-технической подготовленности по контрольным упражнениям и нормативам программы по физическому воспитанию.

      В результате медицинского обследования и контрольных проверок физической и спортивно-технической подготовленности на подготовительное учебное отделение  зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья, уровню физического развития и подготовленности к основной и подготовительной медицинским группам.

      Распределение по учебным группам этого отделения  проводится с учётом пола и уровня физической подготовленности.

      Численный состав каждой учебной группы в этом отделении должен составлять 12-15 человек.

      В подготовительном учебном отделении  учебный процесс направлен на разностороннюю физическую подготовку студентов и на развитие у них  интереса к занятиям спортом.

      Студенты  подготовительной медицинской группы занимаются отдельно от студентов основной медицинской группы.

      В методике проведения занятий в этих группах очень важен учёт принципа постепенности в повышении требований к овладению двигательными навыками и умениями, развитию физических качеств  и дозированию физических нагрузок. Содержание практических занятий в этом отделении состоит из программного материала, обязательного для всех учебных отделений, профессионально-прикладной физической подготовки, а также из различных средств, направленных на овладение спортивными навыками и привитие студентам интереса к занятиям спортом.

      Теоретические занятия направлены на приобретения студентами знаний по основам теории, методики и организации физического  воспитания, на формирование у студентов  сознания и убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

      Учебные группы отделения спортивного совершенствования. В них зачисляются студенты основной медицинской группы, выполнившие  контрольные упражнения и нормативы, необходимые для зачисления в  соответствующую группу отделения спортивного совершенствования.

      На  специальное учебное отделение  зачисляются студенты, отнесённые по данным медицинского обследования в  специальную медицинскую группу.

      Учебные группы этого отделения комплектуются  с учётом пола, характера заболевания и функциональных возможностей организма студентов.

      Численность учебной группы составляет от 8 до 15 человек на одного преподавателя.

      Учебный процесс по физическому воспитанию в специальном учебном отделении  преимущественно направлен на:

    • укрепление здоровья,
    • закаливание организма,
    • повышение уровня физической работоспособности;
    • возможное устранение функциональных отклонений в физическом развитии;
    • ликвидацию остаточных явлений после перенесённых заболеваний;
    • приобретение необходимых и допустимых для студентов профессионально-прикладных умений и навыков.

      Занятия для студентов, зачисленных на это  отделение, являются обязательными  и проводятся на всём периоде обучения в вузе в объёме 4 часов в неделю.

      Программа курса этого отделения включает теорию, практический программный материал, обязательный для всех учебных отделений, профессионально-прикладную физическую подготовку, а также специальные средства для устранения отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии. На теоретических занятиях особое внимание уделяется вопросам врачебного контроля, самоконтроля и методики физического воспитания с учётом отклонений в состоянии здоровья студентов. Общая и профессионально-прикладная физическая подготовка проводятся с учётом функциональных возможностей студентов. Главное в этой подготовке - овладение техникой прикладных упражнений, устранение функциональной недостаточности органов и систем, повышение работоспособности организма. Большое значение в учебных занятиях этого отделения имеет реализация принципов систематичности, доступности и индивидуализации, строгая дозировка нагрузки и постепенное её повышение.

      Несмотря  на оздоровительно-восстановительную  направленность занятий в специальном  отделении, они не должны сводиться  только к лечебным целям. Преподаватели должны стремиться к тому, чтобы студенты этого отделения приобрели достаточную разностороннюю и специальную физическую подготовленность, улучшили своё физическое развитие и в итоге были переведены в подготовительное учебное отделение.

      Учебные группы всех учебных отделений закрепляются за преподавателями физического воспитания на весь период обучения. Если у студентов специального и подготовительного учебных отделений в процессе учебных занятий улучшились состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, то они на основании заключения врача и решения кафедры по окончании учебного года (или семестра) переводятся в следующую медицинскую группу или учебное отделение. Если в результате болезни или других объективных причин наблюдается ухудшение состояния здоровья, то студенты переводятся в специальную медицинскую группу в любое время учебного года. 

Информация о работе Общая физическая подготовка: цели и задачи