Общая физическая подготовка: цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:34, реферат

Описание

Воспитание физических качеств основывается на постоянном стремлении сделать сверх возможное для себя, удивить окружающих своими возможностями. Но для этого со времени рождения нужно постоянно и регулярно выполнять правила правильного физического воспитания. Основным этапом в воспитании этих качеств является образовательный период в жизни человека (7-25 лет), в течение которого происходит закрепление нужного учебного материала для его дальнейшего применения в жизни (высокопроизводительному труду).

Содержание

Введение 3 стр.
1. Организация и руководство физическим воспитанием
2. Формы физического воспитания студентов
2.1 Урочная форма
2.2 Внеурочная форма
3. Программное построение курса физического воспитания
4. Организация и содержание учебно-воспитательного процесса в учебных отделениях
4.1 Учебная работа
4.2 Спортивная массовая работа
5. Зачётные требования и обязанности студентов
6. Физиологические основы оздоровительной тренировки
7. Тип нагрузки
8. Интенсивность нагрузки
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реф_2.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

      4.1 Учебная работа 

      Учебная  работа  по  физическому   воспитанию    студентов   определяется программами курса общей физической  подготовки   и   курсов   спортивного совершенствования.

    Курс ОФП обязателен для студентов  первого  и второго курсов  обучения. Занятия проводятся регулярно по два часа в неделю по расписанию. Программа устанавливает объём материала по теории физического воспитания, практических занятий и нормативные требования. 

   В круг теоретических вопросов, подлежащих изучению, входят:

  • Физическое воспитание в ВУЗах;
  • Основные средства физического воспитания;
  • Врачебный контроль и самоконтроль;
  • Индивидуальная гимнастика, её значение и принципы проведения.
 

       Теоретический  раздел  программы  имеет   своей   задачей   ознакомить

студентов с общими научными основами физического воспитания студентов:

 теоретические   занятия-лекции,  групповые  теоретические   занятия,  беседы,

обеспечивающие  прохождение теоретической части  программы.

       Курс  ОФП  по  практике  включает  в  себя  гимнастику,  игры,  лёгкую атлетику,  плавание  и  лыжный  спорт;   практические   занятия-уроки ОФП, спортивно-тренировочные занятия и соревнования по  различным  видам  спорта, игр, гимнастики, обеспечивающие прохождение практической части программы.

      В процессе овладения программой курса ОФП  у  студентов  воспитывается привычка к регулярным занятиям  физическими  упражнениями  и  выявляется  их спортивная направленность для  последующего  совершенствования  в  одном  из видов спорта  на  факультативных  занятиях  или  на  занятиях  в  спортивных секциях студенческого коллектива физической культуры.

        Факультативные  занятия  организуются по  отдельным видам   спорта. Каждому студенту дано право выбрать один из видов  спорта  и  систематически им заниматься на протяжении всего  периода  обучения  в  ВУЗе.  Эти  занятия проводятся в течении всего года,  используются  зимние  и  летние  каникулы. Круглогодичность тренировки является  обязательным  и  непременным  условием правильной организации работы по спортивному совершенствованию. В соответствии с задачами физического воспитания студентов  программы  курса спортивного  совершенствования  изложены  по отдельным   видам   спорта   и предусматривают два раздела: теорию и практику. 

  4.2 Спортивная массовая работа 

    Спортивные студенческие коллективы играют большую роль в деле физического воспитания  студенчества.  Самодеятельными физкультурными  организациями  в большинстве ВУЗов служат  коллективы  физической   культуры.   В   крупных учреждениях, имеющих большое количество  спортсменов-разрядников  и  хорошую материальную базу, создаются спортивные студенческие клубы. 

                      Спортклубы организуют и проводят: 

  •   Агитационно-массовые  мероприятия  по   вовлечению   студентов   и профессорского-преподавательского состава в систематические занятия отдельными видами спорта, игр, гимнастики;
  • Занятия спортивных секций по видам спорта;
  •   Спортивные  праздники,  вечера,  соревнования  и другие  массовые
  • мероприятия;
  • Строительство и ремонт спортивных сооружений и инвентаря;
  • Зимние и спортивные летние лагери;
  • Физкультурные и спортивные мероприятия в студенческих общежитиях.
 
 
 
 
 

 

     5. Зачётные требования  и обязанности  студентов 

    Программой  предусмотрена сдача студентами зачётов по физическому воспитанию. Зачёт проводится в виде собеседования преподавателя с каждым студентом. В ходе собеседования определяется степень овладения студентом теоретического программного материала. К зачёту допускаются студенты, полностью выполнившие практический раздел учебной программы, т.е. выполнившие все запланированные практические контрольные упражнения и нормативы. Контрольные упражнения и нормативы по оценке физической подготовленности студентов выполняются только в условиях спортивных соревнований.

    Сроки и порядок выполнения контрольных требований, упражнений и нормативов определяются учебной частью вуза совместно с кафедрой физического воспитания на весь учебный год и доводятся до сведения студентов.

    К выполнению зачётных требований, упражнений и нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие учебные занятия и получившие необходимую подготовку.

    Отметка о выполнении зачёта по физическому  воспитанию вносится в зачётную книжку студентов в конце каждого  семестра.

    В процессе прохождения курса физического воспитания каждый студент обязан:

    систематически  посещать занятия по физическому  воспитанию (теоретические и практические) в дни и часы, предусмотренные  учебным расписанием;

    повышать  свою физическую подготовку и выполнять  требования и нормы и совершенствовать спортивное мастерство;

    выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по физическому воспитанию в установленные сроки;

    соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и  питания;

    регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателя;

    активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;

    проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой;

    иметь аккуратно подогнанные спортивный костюм и спортивную обувь, соответствующие  виду занятий.

    Возрастное  воспитание складывается не только из тренировки и развития их в «образовательный» период жизни (7 –25 лет), но и в дальнейший период (для людей среднего и пожилого возраста), что является вторым этапом в жизни человека при воспитании физических качеств.

   Для юношей:

  • Бег на 3 км;
  • Подтягивания (9, 12, 15);
  • Прыжки в длину (250, 240, 230);
  • Касание перекладины ногами (6, 9, 12);
  • Бег на 100 метров.

   Для девушек:

  • Бег на 2 км;
  • Пресс;
  • Приседания на одной ноге;
  • Отжимания на трубе для пресса.
 
 

 

     6. Физиологические  основы оздоровительной тренировки 

    Система физических упражнений, направленных на повышение функционального состояния  до необходимого уровня (100% ДМПК и выше), называется оздоровительной, или физической, тренировкой (за рубежом - кондиционная тренировка). Первоочередной задачей оздоровительной тренировки является повышение уровня физического состояния до безопасных величин, гарантирующих стабильное здоровье. Важнейшей целью тренировки для людей среднего и пожилого возраста является профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, являющихся основной причиной нетрудоспособности и смертности в современном обществе. Кроме того, необходимо учитывать возрастные физиологические изменения в организме в процессе инволюции. Все это обусловливает специфику занятий оздоровительной физической культурой и требует соответствующего подбора тренировочных нагрузок, методов и средств тренировки.

    В оздоровительной тренировке (так  же, как и в спортивной) различают  следующие основные компоненты нагрузки, определяющие ее эффективность: тип  нагрузки, величину нагрузки, продолжительность (объем) и интенсивность, периодичность занятий (количество раз в неделю), продолжительность интервалов отдыха между занятиями.

 

     7. Тип нагрузки 

    Характер  воздействия физической тренировки на организм зависит, прежде всего, от вида упражнений, структуры двигательного акта. В оздоровительной тренировке различают три основных типа упражнений, обладающих различной избирательной направленностью:

    1 тип - циклические упражнения  аэробной направленности, способствующие развитию общей выносливости;

    2 тип - циклические упражнения  смешанной аэробно- анаэробной  направленности, развивающие общую  и специальную (скоростную) выносливость;

    3 тип - ациклические упражнения, повышающие  силовую выносливость. Однако оздоровительным  и профилактическим эффектом в отношении атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний обладают лишь упражнения, направленные на развитие аэробных возможностей и общей выносливости. (Это положение особо подчеркивается в рекомендациях Американского института спортивной медицины.) В связи с этим основу любой оздоровительной программы для людей среднего и пожилого возраста должны составлять циклические упражнения, аэробной направленности (К. Купер, 1970; Р. Хедман, 1980; А. Виру, 1988, и др.).

    Исследования  Б. А. Пироговой (1985) показали, что решающим фактором, определяющим физическую работоспособность людей среднего возраста, является именно общая выносливость, которая оценивается по величине МПК.

    В среднем и пожилом возрасте на фоне увеличения объема упражнений для развития общей выносливости и гибкости снижается необходимость в нагрузках скоростно-силового характера (при полном исключении скоростных упражнений). Кроме того, у лиц старше 40 лет решающее значение приобретает снижение факторов риска ИБС (нормализация холестеринового обмена, артериального давления и массы тела), что возможно только при выполнении упражнений аэробной направленности на выносливость. Таким образом, основной тип нагрузки, используемый в оздоровительной физической культуре, - аэробные циклические упражнения. Наиболее доступным и эффективным из них является оздоровительный бег. В связи с этим физиологические основы тренировки будут рассмотрены на примере оздоровительного бега. В случае использования других циклических упражнений сохраняются те же принципы дозировки тренировочной нагрузки.

    По  степени воздействия на организм в оздоровительной физической культуре (так же, как и в спорте) различают  пороговые, оптимальные, пиковые нагрузки, а также сверх нагрузки. Однако эти понятия относительно физической культуры имеют несколько иной физиологический смысл.

    Пороговая нагрузка-это нагрузка, превышающая  уровень привычной двигательной активности, та минимальная величина тренировочной нагрузки, которая  дает необходимый оздоровительный  эффект: возмещение недостающих энергозатрат, повышение функциональных возможностей организма и снижение факторов риска. С точки зрения возмещения недостающих энергозатрат пороговой является такая продолжительность нагрузки, такой объем бега, которые соответствуют расходу энергии не менее 2000 ккал в неделю. Такой расход энергии обеспечивается при беге продолжительностью около 3 ч (3 раза в неделю по 1 ч), или 30 км бега при средней скорости 10 км/ч, так как при беге в аэробном режиме расходуется примерно 1 ккал/кг на 1 км пути (0,98 у женщин и1,08 ккал/кг у мужчин).

    Повышение функциональных возможностей наблюдается  у начинающих бегунов при недельном  объеме медленного бега, равном 15 км. Американские и японские ученые наблюдали повышение  МПК на 14 "/о после завершения 12-недельной тренировочной программы, которая состояла из 5-километровых пробежек 3 раза в неделю (К. Купер, 1970). Французские ученые при принудительной тренировке животных на тредбане (3 раза в неделю по 30 мин) через 10 недель обнаружили значительное увеличение плотности капиллярного русла миокарда и коронарного кровотока. Нагрузки, вдвое меньшие по объему (по 15 мин), подобных изменений в миокарде не вызывали.

    Снижение  основных факторов риска также наблюдается  при объеме бега не менее 15 км в неделю. Так, при выполнении стандартной тренировочной программы (бег 3 раза в неделю по 30 мин) отмечалось отчетливое понижение артериального давления до нормальных величин. Нормализация липидного обмена по всем показателям (холестерин, ЛИВ, ЛВП) отмечается при нагрузках свыше 2 ч в неделю. Сочетание таких тренировок с рациональным питанием позволяет успешно бороться с избыточной массой тела. Таким образом, минимальной нагрузкой для начинающих, необходимой для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний и укрепления здоровья, следует считать 15 км бега в неделю, или 3 занятия по 30 мин.

    Оптимальная нагрузка-это нагрузка такого объема и интенсивности, которая дает максимальный оздоровительный эффект для данного  индивида. Зона оптимальных нагрузок ограничена снизу уровнем пороговых, а сверху - максимальных нагрузок. На основании многолетних наблюдений автором было выявлено, что оптимальные нагрузки для подготовленных бегунов составляют 40-6О мин 3-4 раза в неделю (в среднем 30- 40 км в неделю). Дальнейшее увеличение количества пробегаемых километров нецелесообразно, поскольку не только не способствует дополнительному приросту функциональных возможностей организма (МНЮ, но и создает опасность травматизма опорно-двигательного аппарата, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы (пропорционально росту тренировочных нагрузок). Так, Купер (1986) на основании данных Далласского центра аэробики отмечает рост травматизма опорно-двигательного аппарата при беге более 40 км в неделю. Наблюдалось улучшение психического состояния и настроения, а также снижение эмоциональной напряженности у женщин при недельном объеме бега до 40 км. Дальнейшее увеличение тренировочных нагрузок сопровождалось ухудшением психического состояния. При увеличении объема беговых нагрузок у молодых женщин до 50-60 км в неделю в ряде случаев отмечалось нарушение менструального цикла (в результате значительного снижения жирового компонента), что может стать причиной половой дисфункции. Некоторые авторы беговым "барьером" называют 90 км в неделю, превышение которого может привести к своеобразной "беговой наркомании" в результате чрезмерной гормональной стимуляции (выделение в кровь эндорфинов). Нельзя не учитывать также отрицательное влияние больших тренировочных нагрузок на иммунитет, обнаруженное многими учеными (Горшков, М. Я. Левин, 1984, и др.).

Информация о работе Общая физическая подготовка: цели и задачи