Общая характеристика гибкости как физического качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание

Цель исследования. Исследовать применение соревновательно-игрового метода на занятиях физической культуры для развития гибкости.
Объект исследования. Процесс физического воспитания учащихся младших классов.
Предмет исследования. Методы физического воспитания, развивающие физическое качество «гибкость» у учащихся младших классов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава I. Общая характеристика гибкости как физического качества
1.1. Факторы, определяющие развитие гибкости…………………………...
1.2. Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития
гибкости……………………………………………………………………………...
1.3.Характеристика соревновательно - игрового метода…………………….
1.4. Виды и классификация подвижных игр…………………………………
1.5. Методические основы развития гибкости………………………………..
Глава II. Методы и организация исследования.
2.1 Методы исследования………………………………………………………
2.2 Организация исследования ………………………………………………
Глава III. Соревновательно-игровые методы физического воспитания,
развивающие физическое качество гибкости в младшем школьном
возрасте.
3.1 Игровые методы, развивающие физические качества гибкости………..
3.2. Результаты тестирования физического качества гибкость……………...
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………….




3

6

7
8
10
12

20
25



26
29
33
35

Работа состоит из  1 файл

Методы развития гибкости в младшем школьном возрасте.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

Активные статические упражнения обычно непродолжительны. Пассивные  сгибательные и разгибательные движения могут выполняться длительное время.

Особенностями развития гибкости у  девочек и девушек, помимо отмеченных выше различий, касающихся дозировки упражнений является ограничение упражнений, связанных с прогибом назад, которые могут вызвать загиб матки, и целесообразность некоторого увеличения объема работы по развитию гибкости в период менструации, когда создаются наилучшие условия для максимального проявления гибкости. [10]

Для того чтобы измерить подвижность  в суставах, применяют угловые  и линейные меры. При использовании  линейных мер на результатах измерения  могут сказаться индивидуальные возможности испытуемых, например, длина рук или ширина плеч, которые повлияют на результаты измерения, при наклонах вперед или при выполнении выкрута с палкой. Поэтому во всех случаях, где есть для этого возможность, следует принять меры устранению отрицательного влияния индивидуальных особенностей спортсменов на корректность измерения подвижности в суставах при помощи линейных мер.

Например, при выполнении выкрута  с палкой эффективным окажется определение  индекса гибкости, которые представляют собой отношение ширины хвата к ширине плеч.

Наиболее точно подвижность  в суставах определяют в угловых  мерах при помощи гониометра.

При измерении амплитуды сгибания, разгибания и отведения плеча  ножки циркуля гониометра ставят на головку латеральный мыщелок  плечевой кости. Когда измеряют супинацию плеча, руку сгибают в плечевом суставе до горизонтального положения при положении кисти большим пальцем кверху. Ножки циркуля ставят на наиболее выступающие точки медиального и латерального мыщелков плеча.

При измерение подвижности в  локтевом суставе ножки циркуля ставят на локтевой и шиловидный отростки локтевой кости. При измерение супинации предплечья, плечо фиксируют в вертикальном положении, предплечье в горизонтальном, кисть располагают большим пальцем кверху. Ножки циркуля ставят на наиболее выступающие точки шиловидных отростков лучевой и локтевой костей.

Изменяя амплитуду сгибания, разгибания, приведение и отведение кисти  в лучезапястном суставе в  исходном положении она располагается  большим пальцем кверху, предплечье кладут на горизонтальную подставку. Ножки циркуля располагают на головке третьей пястной кости и на середине линии, соединяющей лучевую и локтевую шиловидные точки.

Для оценки подвижности в тазобедренном  суставе определяют амплитуду сгибания, разгибания отведения и приведения бедра. Ножки циркуля располагают на латеральном надмышечнике бедра и верхушки большого вертела. Измерение проводят в положении стоя или лежа. В положении стоя определяют подвижность при разогнутой голени. В исходном положении бедро расположено вертикально. В положении лежа амплитуду сгибания, измеряют при согнутой и выпрямленной голени, амплитуды разгибания, отведения и приведения – только при выпрямленной голени. Исходное положение бедра горизонтально.

Чтобы определить подвижность в  коленных суставах, нужно оцепить амплитуду сгибания голени, которую измеряют в положении лежа на животе. Ножки циркуля при измерении ставят на коней латеральной лодыжки и верхушку головки мало берцовой кости.

Подвижность в голеностопном суставе (сгибание, разгибание, отведение и приведение голени) оценивают из исходного положения стопы под прямым углом к оси голени. Ножки циркуля ставят плашмя на подошвенную поверхность стопы, диск гониометра ориентируют в плоскости движения стопы.

В практике работы можно применять  простые тесты, позволяющие всесторонне оценить подвижность в суставах. В их основе – выполнение комплексов выполнения упражнения, предъявляющих максимальные требования подвижности в соответствующих суставах.

Глубина наклона вперед из исходного  положения – стоя на гимнастической скамейке, ноги прямые вместе; глубина наклона оценивается по расстоянию между верхней поверхностью скамейке и кончиками пальцев с помощью линейки, укрепленной вертикально к скамейке; отметка на линейке должна совпадать с верхней поверхностью скамейки – деления ниже этой поверхности со знаком (+) выше (-).

При определении гибкости тестирование следует проводить в утренние часы, желательно в одно и тоже время. На кануне дня обследования напряженные  тренировочные занятия не проводят. Перед измерением гибкости проводится специальная разминка, включая упражнения с большой амплитудой движений.[1]

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II.  Методы и организация исследования

 

Ведущая идея исследования состоит в том, чтобы разработать  короткую стандартную тренировочную  программу, рассчитанную на 4-6 недель трехразовых занятий, для интенсивного развития гибкости в подвижных играх, используя их,  можно было бы обеспечить быстрый прирост развиваемого физического качества.

Анализируя литературные источники (гл.1) и новые концептуальные подходы к физическому воспитанию (Г.М. Мейксон, В.Н. Шаулин, 1986, Ю.Г.Васин, 1989, Т.В Болтинская и соав., 1992, Г.П. Болданов, 1993, В.И. Лях, 1993, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 1993). Можно заделать вывод, что традиционно сложившаяся система физического воспитания младших школьников, структура, содержание и методика главным образом направлена на освоение  конкретного объема двигательных качеств (собственно-силовые), которые в этот период можно значительно улучшить. Детскому возрасту свойственна большая двигательная активность (кинефилия), которую она чаще всего проявляют в игровой деятельности. К большому сожалению, как показали наши наблюдения, в учебно-воспитательном процессе по физической культуре в школе подвижные игры применяются эпизодически и чаше всего как элемент активного отдыха.

 

    1. . Методы исследования

 

Для решения поставленных задач  в лабораторном и педагогическом эксперименте применялись следующие  методы исследования:

  1. Теоретический анализ и обобщения данных научно- методической литературы
  2. Педагогические наблюдения
  3. Хронометрирование
  4. Тестирование физического развития
  5. Тестирование физического качества гибкость
  6. Педагогический эксперимент
  7. Методы математической статистики
  8. При изучении литературных источников особое внимание уделялось работам, раскрывающим проблему подготовки детей младшего школьного возраста к выполнению требований программы по физическому воспитанию в общеобразовательной школе. Предметом изучения являлись также публикации, характеризующие:
    • Анатомо-физиологические особенности развития организма младшего школьного и подросткового периода
    • Роль подвижных игр в младшем школьном возрасте. Всего было изучено 70 литературных источников.
  9. Тестирования физического развития, проводились по общепринятой методике. Одно из основных требований при проведении антропометрических исследований – их строгая унификация. Единообразие приемов, использование точной, предварительно выверенной аппаратуры могут обеспечить достоверность полученных результатов.

Длина тела (рост, стоя) – признак, характеризующий состояния пластических процессов в организме – измеряется с помощью станкового деревянного  ростомера. Можно пользоваться и сантиметровой лентой, прикрепленной к стенке на уровне одного метра от пола, применять обычную школьную линейку накладываемую на высшую точку обследуемого.

Определение веса тела. Взвешивали школьников на рычажных медицинских весах типа «фербенкс».

Окружность грудной клетки измерялись в состоянии паузы при максимальном вздохе и выдохе. Сантиметр накладывают сзади под нижним углам лопаток, спереди прикрывая нижний сегмент околососкового кружка. Девочкам- подросткам и девушкам сантиметр накладывают спереди на уровне края 4-го ребра. Амплитуда грудной клетки (разность показателей при входе и выходе) свидетельствует о степени развития скелетной мускулатуры.

Окружность талии определяют наложением сантиметра на 3-4 см выше гребней подвздошных  костей и несколько выше пупка. Этот показатель имеет особое значение при чрезмерной массе тела.

Подкожно- жировая складка измеряется калипером «Беста» или штангель – циркулем: на животе в 2-3х см от пупочного края, под нижнем углом  лопатки на расстоянии 5 см от задней поверхности плеча.  Данный показатель очень важен для контроля влияния физических упражнений.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) определяется с помощью спирометра. Проба повторяется 2-3 раза. Лучший результат фиксируется  в протоколе. Уровень ЖЕЛ является одной из предпосылок, увеличивающей аэробные возможности организма человека.

Измерения частоты сердечных сокращений использовали в качестве контроля за состоянием сердечно – сосудистой системы при дозировании физических нагрузок. Определяли количество повторений в серии, число серий и длительность интервалов отдыха между ними.

Частота сердечных сокращений, мощно  подсчитывать в любой точке артерии, расположенной на поверхности тела так, чтобы была возможность прижать  ее к твердому основанию. Чаще всего  пульс измеряют на внутренней стороне предплечья непосредственно над лучезапястным суставом и вблизи утолщенного конца лучевой кости. Частоту пульса можно определить путем прощупывания пучками указательного, среднего и безымянного пальцев этой артерии. Измерения частоты сердечных сокращений после нагрузок легко фиксировать при пальпации сонной артерии, пульсация которой в большинстве случаев видна даже на глаз. Для того чтобы узнать ЧСС в минуту, нужно сосчитать пульс в течение 10 секунд и умножить на шесть.

Артериальное давление измеряется бескровным методом по Короткову. Для этого применяется аппарат «Рива-Рича»,  в котором давление измеряется ртутным манометром. Запись ведется так: систола ⁄ диастола- 110 ⁄ 60 [20].

  1. Тестирования физического качества - гибкость, включает в себя три теста:

Тест 1.  Наклон туловища вперед в положение сед на полу.

Оборудование: измерительная доска.

Процедура тестирования: Испытываемый садится на пол, упираясь ногами в стенку, наклоняет туловище вперед – вниз. Преподаватель при помощи рулетки измеряет расстояния от груди.

 

Тест 2.  Поднимания рук вверх в положении лежа на животе.

Этот тест используется для оценки уровня гибкости верхнего плечевого  пояса.

Оборудование: рулетка, палка длинной 1,5м, скамья.

Процедура тестирования: Испытываемый ложиться на скамью животом, упираясь в нее подбородком, и вытягивает руки вперед. Обеими руками он держит палку. Не отрывая подбородка от скамьи, поднимает прямые руки как можно выше над головой. Преподаватель при помощи рулетки измеряет длину воображаемого перпендикуляра от палки до скамьи.

 

Тест 3. Разведения ног в стороны.

Процедура тестирования: Испытываемый стремится, как можно шире развести ноги в стороны. Измеряется расстояние от вершины угла, образуемого ногами, до пола. Чем меньше расстояние, тем больше гибкость [13].

  1. Педагогический эксперимент.

На базе школы-гимназии МОУ № 3 г. Сургута был проведен педагогический эксперимент для определения  эффективности разработанной методики подвижных игр, включающих в себя упражнении на развитие гибкости.

Педагогический эксперимент был направлен на:

  • Воспитание у детей младшего школьного возраста стойкого интереса к урокам физической культуры
  • Развитие гибкости в процессе подвижных игр (под руководством и контролям учителя физической культуры).

В педагогическом эксперименте за критерий физической подготовленности были приняты антропометрические данные школьников и выполнения тестов на гибкость. По результатом данных была отобрана группа школьников, из числа которых сформировали экспериментальную (23 чел.) и контрольную (23 чел.) группы. Участники экспериментальной группы на протяжении одного месяца занимались физической культурой на уроках с применением подвижных игр направлены на развитие гибкости, и участвовали во всех мероприятиях, проводимых школой.

Контрольная группа учащихся также участвовала во всех физкультурно - массовых мероприятиях, но по стандартному плану урока физической культуры, что позволило нам объективно оценить эффект наших учебно - тренировочных программ. Тестирование проводилось в стандартных условиях для обеих групп: в одну неделю на одинаковых секторах, с использованием одних и тех же измерительных приборов.

Организационная структура, содержание, методика и планирование занятий  подробно изложены  пункте 2.2

  1. Методы математической статистики.

Экспериментальные данные, полученные в ходе исследований, обрабатывались методами математической (вариационной) статистики. В зависимости от цели, стоящей перед конкретно стоящей  работы, определились статистические характеристики:

  • среднее арифметическое – Х
  • среднее квадратическое отклонение – σ
  • ошибка средней арифметической – m

При расчете статистических характеристик  использовались алгоритмы, рекомендованные  в специальной литературе (Ю.Д. Желязняк, П.К. Петров, 2001г.) [6,15].

 

 

 

 

 

    1. . Организация исследования

 

Поставленные перед исследованием  цели и задачи определили его организацию. Для определения эксперимента нами были выбрана школа – МОУ «СОШ № 2»

На первом этапе в течение  одного месяца производились педагогические исследования, которые включали в  себя знакомство с преподавательским составам школы, методикой преподавания школы, посещения уроков физической культуры.

На втором этапе проводилось  тестирования физической подготовки для  оценки учащихся младшего школьного  возраста. Как показали данные тестирования, классы однородны по физическому развитию.

Информация о работе Общая характеристика гибкости как физического качества