Общая характеристика гибкости как физического качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 08:58, курсовая работа

Описание

Цель исследования. Исследовать применение соревновательно-игрового метода на занятиях физической культуры для развития гибкости.
Объект исследования. Процесс физического воспитания учащихся младших классов.
Предмет исследования. Методы физического воспитания, развивающие физическое качество «гибкость» у учащихся младших классов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава I. Общая характеристика гибкости как физического качества
1.1. Факторы, определяющие развитие гибкости…………………………...
1.2. Возрастно-половые и индивидуальные особенности развития
гибкости……………………………………………………………………………...
1.3.Характеристика соревновательно - игрового метода…………………….
1.4. Виды и классификация подвижных игр…………………………………
1.5. Методические основы развития гибкости………………………………..
Глава II. Методы и организация исследования.
2.1 Методы исследования………………………………………………………
2.2 Организация исследования ………………………………………………
Глава III. Соревновательно-игровые методы физического воспитания,
развивающие физическое качество гибкости в младшем школьном
возрасте.
3.1 Игровые методы, развивающие физические качества гибкости………..
3.2. Результаты тестирования физического качества гибкость……………...
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы…………………………………………….




3

6

7
8
10
12

20
25



26
29
33
35

Работа состоит из  1 файл

Методы развития гибкости в младшем школьном возрасте.doc

— 168.50 Кб (Скачать документ)

Третий этап предусматривал тестирование физического качества - гибкость, включающий в себя три упражнения. После проведения педагогического эксперимента мы провели  повторное тестирование физического  качества  гибкость. Данные тестирования были сопоставлены.

На четвертом этапе проводился педагогический эксперимент, состоящих  из подвижных игр, которые включали упражнения на развитие гибкости.

Пятый этап итоговое проведение тестирования физического качества гибкость учащихся младшего школьного возраста.

На шестом этапе был проведен сравнительный анализ начального тестирования и итогового. Сравнительный анализ полученных данных позволил оценить  эффективность применяемых форм, средств и методом физического  воспитания. В эксперименте приняло участие 46 школьников шк-гим 3.

 

 

 

 

 

Глава III. Соревновательно-игровые методы физического воспитания , развивающие физическое качество гибкости в младшем школьном возрасте.

 

3.1. Игровые методы, развивающие  физическое качество гибкость

 

Таблица №1

Подвижные игры для развития физических качеств  в начальной школе.

№ п/п

 

Название игры

Физические качества

быстрота

корд. движения

сила

гибкость

1.

Построй мост

-

+

-

+

2.

Мяч над головой

-

+

-

+

3.

Перекати поле

+

+

-

+

4.

Волна

 

+

+

+

5.

Желобок

 

+

 

+

6.

Кто быстрее

+

+

-

-

7.

Скороходы

+

 

+

-

8.

Быстро по местам

+

+

-

-

9.

Космонавты

+

+

-

-

10.

Совушка

-

+

-

-

11.

Отгадай чей голосок

-

+

-

-

12.

Кто подходил

-

+

-

-

13.

Мяч на полу

+

+

-

-

14.

Тяга кольца

   

+

+

15

Эстафеты с лазанием и перелазанием

+

+

+

+


 

Игра «Построй мост».

Задачи: 

1.Воспитание физического качества  гибкость.

2 .Координация движения.

Подготовка: соревнуется несколько команд по 4-6 человек в каждой. Перед началом игры выстраиваются в колонны за линией старта. В пяти шагах от первой линии проводится вторая.

Содержание: по сигналу преподавателя 1-й игрок бежит до условленной отметки и становится на мост. После этого выбегает следующий игрок и, проползает под мост, «строит» второй мост за первым. Затем под двумя мостами проползает третий игрок, за ним четвертый и т.д. Последний игрок проползает самый длинный путь под мостом, а затем командует: «Встать». Все игроки поднимаются, бегом устремляются к линии старта, и строится в колонны.

Правила игры: команда, первой выполнившая задания объявляется победителем.

Дозировка: 1-3 раза.

Организационно-методические указания: необходимо, чтобы игроки правильно выполняли мост и хорошо держали его.

 

Игра “Скороходы”

Задачи: 1. Воспитание физического  качества гибкость.

  1. Координация движений.

Подготовка: при помощи флажков размечается линия старта, и обозначаются беговые дорожки для команда.

Содержание: по сигналу участники наклоняются и захватывают стопы и начинают передвижение. Итак, по очереди каждый участник команды.

Правила игры: пока первый участник не возвращается, второй не начинает передвижения и т.д.

Дозировка: 1-3 раза.

 

Игра “Волна”

Задачи: 1. Воспитание физического  качества гибкость.

    1. Координация движений.

Подготовка: игрок становиться по командам в колонны, стоящие первыми держат в руках по набивному мячу.

Содержание: по сигналу преподавателя первый игрок передают мячи двумя руками над головой назад вторым игрокам, которые передают мячи между ног третьим игрокам,  которые передают мячи двумя руками над головой, назад следующим игрокам. Далее передача мяча передается в такой же последовательности. Когда последний игрок получает мяч, вся команда разворачиваются на месте и передача мяча продолжается в обратном направлении.

Правила: выигрывает команда первая, закончившая игру.

Дозировка: 1-3 раза [1,4,11,17].

Данные игры включались в основную часть урока физической культуры.

В экспериментальной группе занятия  проводились по методике, включающей подвижные игры, имеющие по данным литературы (В.В. Кузин, С.А. Полиевский, А.Н. Глейберман, И.П. Залетаев, И.М. Борисов 2000г.) высокую степень воспроизводимости.

Игры проводились с интервалом отдыха 2-3 минуты. При этом изучались  восстановление по частоте сердечных  сокращений у учеников экспериментальной  группы (самого сильного, среднего и самого слабого по результатам физической подготовленности учеников). Наблюдалось непрерывное увеличение частоты сердечных сокращений у трех контрольных учеников после игр. Сразу после игры частоты сердечных сокращений составляла 130-140 уд ⁄ мин., после отдыха одной минуты 100-110  уд ⁄ мин., после второй минуты отдыха 90-95 уд ⁄ мин., 3 минута отдыха возвращалась на исходную, 70-75  уд ⁄ мин. Пульсометрию использовали в качестве контроля за состоянием сердечно- сосудистой системы при дозировании физической нагрузки.

Уроки физической культуры 4 «Б» класса (экспериментальная группа), проходили в первую смену 3 раза в неделю. Длительность урока 40 минут.

 

 

Заключение.

 

Гибкость определяется как способность  человека достижению большой амплитуды в выполняемом движении. В теории и практики термин «гибкость» широко используется в тех случаях, когда речь идёт о подвижности в суставах. Причём в ряде случаев гибкость определяется как способность к реализации максимально возможной подвижности в суставах. В соответствии с этим следует правильно использовать термин «гибкость», говоря о гибкости вообще, и термин «подвижность», имея в виду подвижность отдельного сустава.

Гибкость исключительно  важна для сохранения правильной красивой осанки, плавности и лёгкости походки, грациозности движений.  Красота и гибкость – почти синонимы.

Гибкость значительно  увеличивает диапазон движений, позволяет  мышцам работать рационально, затрачивая значительно меньше усилий и энергии  для преодоления сопротивления  собственного тела как при выполнении самых простых бытовых движений. Так и при движениях требующих отточенного двигательного мастерства.

Анализ научно-методической литературы показал, что в практике физического  воспитания младших школьников игровой  метод используется преимущественно в виде подвижных игр, развивающие в основном физические качества (скоростно-силовые, выносливость и т.д кроме гибкости)

Использование игрового и соревновательных методов учителями физического  воспитания не в полной мере направленно  на развитие физического качества гибкости.

В научно-методической литературе проблема прироста показателей гибкости у учащихся младшего школьного возраста игровым методом недостаточно изучена.

Для развитии гибкости возможно применения комплекса подвижных  игр.

Физическая нагрузка в основной части урока при  применении подвижных игр развивающих  гибкость у учеников соответствует  норме и является достаточной.

Результаты тестирования физического качества гибкость в  контрольных и в экспериментальных  группах  показали на допущенные недостатки в методике подбора игр.

Необходимо важно внести коррективы в методику развития гибкости при применении соревновательно-игровых  методов у учащихся младших классов.

Особенностью школьной программы по физическому воспитанию для младшего школьного возраста является то, что в ней используются подвижные игры, преимущественно развивающие такие физические качества  и способности детей как:

- координационные способности  (точность воспроизведения и дифференцирование  пространственных временных и силовых параметров движений, равновесия, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве);

- кондиционные способности  (скоростных, скоростно-силовых, выносливости).

Развитию гибкости посредством игр уделяется недостаточное внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Аустер Л.В. Подвижные  игры для учащихся младшего  школьного возраста / МС. Коренева, Т.Г.  Ольхова, Л.В. Аустер. - Сургут: Изд-во  СурГУ, 2000. — 42с.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич.— М.: Теория и  практика физической культуры, 2000. — 90с.

3. Былеева Л.В. Подвижные  игры! И.М. Коротков, Л.В. Былеева.  — М.: ФиС,1982. — 223с.

4. Васильков Г.А. От  игры к спорту: Сб. эстафет и  игровых заданий! В.Г. Васильков Г.А. Васильков. — М.: ФиС, 1985. — 80с.

5. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых  заданий по физическому воспитанию / И.А. Гуревич. — Минск: Высшая  школа, 1994. — 150с.

6. Железняк Ю.д. Основы  научно-методической деятельности  в физической культуре / П.К. Петров, Ю.д. Железняк. — М.: АКАДЕМИЯ, 2001. — с.146.

7. Жуков М.Н. Подвижные  игры / М.Н. Жуков. — М.: АКАДЕМИЯ, 2002. — С.5.

8. Иванков Ч.Т Теоретические  основы методики физического  воспитания / Ч.Т. Иванков. — М.: ИНСА, 2000. —351 с.

9. Коренева М.С. Подвижные игры. Ч. 1/ Л.В. Аустер, М.С. Коренева. — Сургут: Изд-во СурГУ, 2000. — 24с.

10. Коротков И.М. Подвижные  игры в школе / И.М. Коротков. — М.:      Просвещение, 1979. — С.14.

11. Кузин В.В. 500 игр  и эстафет / С.А. Полиевский, В.В.  Кузин. — М.: ФиС, 2000 — 352с.

12. Лагутин А.Б. Гибкость  и ее развитие средствами основной  гимнастики /

       Е.Ю.     Лагутина, А.Б. Лагугин. - М.: РГАФК, 1998.  С.3.

13. Лях В.И. Тесты  в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. — М.:    Просвещение, 1998. — 254с.

14. Матвеев А.П. Методика  физического воспитания с основами  теории / С.Б. Мелькиков А.П. Мельников.  — М.: Просвещение, 1991.— С.35.

15. Селуянов В.Н. Основы  научно-методической деятельности  в физической культуре / М.П. Шестаков, И.П. Космина, В.Н. Селуянов. — М.: АКАДЕМИЯ, 2001. — 125с.

16. Суслова Ф.П. Теория  и методика спорта /  Ж.К. Холодов,  Ф.П. Суслова. — М.: Просвещение, 1997. — 205с.

17. Талага Е. Энциклопедия  физических упражнений / Е. Талага. — М.: ФиС, 1998. —385 с.

18. Холодов Ж.К. Теория  и методика физического воспитания и спорта / В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов. — М.: АКАДЕМИЯ, 2000. — 469с.

19. Фарфель В.С. Управление  движениями в спорте / В.С. Фарфель.—  М.: ФиС, 1975. — 208с.

20. Физиологическое тестирование  спортсмена высокого класса! Под ред. дж. Дункана Мак-Дугалла, Говарда Э. Уэнгера, Говарда дж. Грина. — Киев Олимпийская литература, 1998. — 430с.

21. Яковлев В.Г. Подвижные  игры / В.П. Ратников, В.Г. Ратников. — М.: Просвещение, 1997. — 143с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Общая характеристика гибкости как физического качества