Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние годы появилось немало методических и исследовательских работ, описывающих систему подготовки в аэробике на разных её этапах (Сомкин А.А., 2001; Горбунов В.А., 2008). Однако её структура, содержание и формы пока остаются концептуально не до конца оформленными.
Особенно важным для спортсменов специализирующихся в аэробике, является начальный этап подготовки, на котором закладывается фундамент спортивных достижений. В связи с этим в учебно-тренировочном процессе важно как организационно, так и методически грамотно расставить акценты в системе интегральной подготовки спортсмена.
БАШКИРСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кафедра теории и методики циклических видов спорта
ОСНОВНОЙ ОТБОР ДЕТЕЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ
СПОРТИВНОЙ
Тема работы:основной
отбор детей для занятий
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В последние годы появилось немало методических и исследовательских работ, описывающих систему подготовки в аэробике на разных её этапах (Сомкин А.А., 2001; Горбунов В.А., 2008). Однако её структура, содержание и формы пока остаются концептуально не до конца оформленными.
Особенно важным для спортсменов специализирующихся в аэробике, является начальный этап подготовки, на котором закладывается фундамент спортивных достижений. В связи с этим в учебно-тренировочном процессе важно как организационно, так и методически грамотно расставить акценты в системе интегральной подготовки спортсмена. Первые попытки описания структуры и содержания начального этапа подготовки в аэробике уже делались (Скачкова Е.Ю., 2002; Безматерных Н.Г., 2006 и др.). Однако пока ещё остаются открытыми вопросы оценки физических и технических возможностей детей 6-9 лет (в частности, первого года обучения), достижения тактической «умелости» и психической устойчивости, содержания их «артистической» подготовки, а также меры использования общегимнастических средств.
Часто в аэробику приходят
младшие школьники разного
В 6-9 лет в организме ребёнка происходят бурные морфофункциональные изменения, накладывающие отпечаток на его психическое и, в целом, личностное развитие. Большинство позитивных достижений этого возраста создают базис (мотивационный, операциональный, поведенческий и др.) для овладения многими видами деятельности (в том числе и спортивной) (Дубравина И.В. и др., 2001; Безруких М.М. и др., 2002 и др.). Несмотря на позитивные изменения, происходящие в организме и психике детей, всё же их физическое развитие дисгармонирует с психическим (Аверин В.А., 1994).
Таким образом, возникает противоречие между объективной потребностью в совершенствовании методики начальной подготовки детей 6-9 лет, занимающихся спортивной аэробикой, и сегодняшним уровнем научных знаний о сущности данного вопроса. Следовательно, проблема исследования заключается в необходимости разработки и научном обосновании методики комплексной подготовки юных спортсменов на начальном этапе занятий аэробикой, в частности, основанной на управлении процессом физической, технической и артистической подготовки.
Гипотеза исследования заключается в том, что показатели исполнительского мастерства детей 6-9 лет (первого года обучения) на начальном этапе занятий аэробикой можно улучшить за счёт: во-первых, эффективного овладения классификационными упражнениями и «функционально-техническими комбинациями», выполняемыми с увеличением доли хореографической насыщенности, эмоционально-образной и смысловой нагрузки; во-вторых, применения общегимнастических средств и спортивно-тренажёрного комплекса с учётом половых, возрастных и индивидуальных возможностей гимнастов.
Цель исследования – экспериментально обосновать методику начальной подготовки спортсменов 6-9 лет первого года обучения в спортивной аэробике.
Задачи исследования:
1. Определить взаимосвязь показателей физической, технической и «артистической» подготовленности с антропометрическими данными и психологическими особенностями детей 6-9-летнего возраста на начальном этапе занятий спортивной аэробикой.
2. Исследовать структуру
и содержание процесса
3. Разработать и проверить эффективность методики комплексной подготовки спортсменов 6-9 лет на начальном этапе занятий аэробикой.
Объект исследования: процесс подготовки детей 6-9 лет на начальном этапе в спортивной аэробике.
Предмет исследования: методика комплексной подготовки детей 6-9 лет первого года обучения на начальном этапе занятий аэробикой.
Теоретико-методологической основой исследования послужили:
- концепции спортивной (в том числе базовой) подготовки в сложнокоординационных видах спорта (Болобан В.Н., Коркин В.П., Курысь В.Н., Скакун В.А., Гавердовский Ю.К., Смолевский В.М., Карпенко Л.А., Лисицкая Т.С.);
- технологические концепции формирования профессиональных педагогических умений (Селевко Г.К., Солодянников В.А.);
- концепции онтокинезиологии человека (Бальсевич В.К., Энока Р.М.);
- идеи Брагиной Н.Н., Доброхотовой Т.А., Ильина Е.П., Леутина В.П., Николаевой Е.И., Любомирского Л.Е., Руденко С.А., Стрельца В.Г., Таймазова В.А. (о развитии функциональной асимметрии); Ляха В.И., Никитюка Б.А., Обреимовой Н.И., Петрухина А.С., Сапина М.Р., Брыксиной З.Г., Безруких М.М., Сонькина В.Д., Фарбер Д.А., Фомина Н.А., Вавилова Ю.Н. (о физическом развитии младших школьников); Аверина В.А., Дандаровой Ж.К., Ильина Е.П., Петановой Е.И., Прокофьевой В.А., Мухиной В.С. (о психологических особенностях детей младшего школьного возраста).
Методы исследования: обобщение и анализ данных специальной и научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; анкетирование; педагогический эксперимент; экспертная оценка; педагогические испытания (тесты и контрольные упражнения). Результаты исследования обработаны общепринятыми методами математической статистики с использованием персонального компьютера.
Научная новизна исследования определяется совокупностью впервые полученных экспериментальных материалов, обосновывающих процесс начальной подготовки детей 6-9 лет, занимающихся аэробикой:
1. Выявлена взаимосвязь показателей физической, технической и артистической подготовленности детей 6-9 лет, занимающихся спортивной аэробикой, с данными антропометрических измерений и психологического тестирования.
2. Разработана и применена на практике методика начальной подготовки детей 6-9 лет, основанная: во-первых, на овладении классификационными упражнениями через использование «функционально-технических комбинаций» (термин введён впервые), выполняемых с увеличением доли хореографической насыщенности, эмоционально-образной и смысловой нагрузки; во-вторых, на формировании «артистичности» через овладение доступными приёмами двигательной и эмоциональной выразительности и умений перевоплощаться в требуемый образ; в-третьих, на выработке тактической «умелости» и психологической устойчивости.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что внесён вклад в теоретико-методические основы спортивной тренировки и дополнен новыми данными о возможностях управления процессом начальной подготовки детей 6-9 лет, специализирующихся в аэробике. Полученные результаты исследования могут использоваться в процессе начальной подготовки детей 6-9 лет в спортивной аэробике, что позволяет повысить степень объединения всех компонентов их исполнительского мастерства.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных данных в процессе объединения всех компонентов исполнительского мастерства и управления начальной подготовкой детей 6-9 лет в спортивной аэробике посредством включения «функционально-технических комбинаций» (миникомпозиций), выполняемых с увеличением доли хореографической насыщенности, эмоционально-образной и смысловой нагрузки, а также применения общегимнастических средств и спортивно-тренажёрного комплекса.
Обоснованность и достоверность полученных данных обеспечивается репрезентативностью выборки испытуемых в количественном и качественном отношении, валидностью и надёжностью применяемых в исследовании методик и статистической обработкой данных в соответствии с установленными для научных исследований требованиями.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Комплексное формирование «артистичности» у юных спортсменов, специализирующихся в спортивной аэробике, основано на овладении приёмами двигательной и эмоциональной выразительности и умений перевоплощаться в требуемый образ.
2. Объединение компонентов
3. Достижение физической и
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются гипотеза, цель, задачи, объект и предмет исследования, формулируются положения, выносимые на защиту, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава посвящена изучению различных аспектов проблемы начальной подготовки детей в спортивной аэробике с помощью анализа и обобщения данных специальной и научно-методической литературы. Кроме того, подробно рассмотрены структура и содержание разных этапов подготовки в спортивной аэробике; освещены вопросы, связанные с особенностями физического и нервно-психического развития детей младшего школьного возраста.
Начальный этап обучения в спортивной аэробике, как и в других гимнастических видах спорта длится в среднем 3-4 года (Курысь В.Н., 1994; Меньшиков Н.К., 1998; Смолевский В.М., Гавердовский Ю.К., 1999 и др.) и определён возрастной категорией 6-8 лет (возраст 8-9 лет является переходным в категорию «9-11 лет», которая отражает этап начальной специализации).
Опираясь на теоретико-практические разработки в различных гимнастических дисциплинах, нужно отметить, что тренировочные занятия на начальном этапе подготовки целесообразно проводить не менее 3 раз в неделю (Меньшиков Н.К., 1998). На этом этапе через применение широкого спектра средств физической, технической, хореографической, психологической и тактической подготовки важно сформировать у ребёнка устойчивый интерес к занятиям спортом, всесторонне адаптировать его организм к предстоящим специфическим нагрузкам, заложить основы для достижения максимальных результатов в будущем (Смолевский В.М, 1979; Болобан В.Н., 1988; Курысь В.Н., 1994; Шебеко В.Н. и др., 1999).
Базовая подготовка в аэробике должна сводиться, по сути, к достижению гимнастами функциональной и технической «избыточности», которая позволит заложить фундамент роста результатов в будущем (Горбунов В.А., 2001). Важно с первых попыток учить юных спортсменов технически правильно выполнять упражнение (Михайлова С.Н., 1988) и нацеливать их на осмысленное восприятие (Курамшин Ю.Ф., 1998; Курамшин Ю.Ф., Латышева Н.Е., 1999).
В доступной литературе систематизированных данных о содержании тактической и психологической подготовки юных гимнастов, занимающихся аэробикой, не выявлено. Между тем, в гимнастических видах спорта распространенными приёмами ведения тактической соревновательной борьбы являются: моделирование режима и условий проведения будущих состязаний, допустимые методы воздействия на соперников, умелое использование средств восстановления в период соревнований и многое другое. К действенным способам психологической подготовки относятся регулярно проводимые аутогенная и идеомоторная тренировки (Алексеев А.В., 1985; Дьяченко М.И., Кондыбович Л.А., 1998). Все это в дальнейшем (даже в случае неуспеха) приводит к тонкой внутренней рефлексии, к умению сдерживать проявление отрицательных эмоций, устранению «телесных зажимов» (Мухина В.С., 2002).
Информация о работе Основной отбор детей для занятий спортивной аэробикой