Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние годы появилось немало методических и исследовательских работ, описывающих систему подготовки в аэробике на разных её этапах (Сомкин А.А., 2001; Горбунов В.А., 2008). Однако её структура, содержание и формы пока остаются концептуально не до конца оформленными.
Особенно важным для спортсменов специализирующихся в аэробике, является начальный этап подготовки, на котором закладывается фундамент спортивных достижений. В связи с этим в учебно-тренировочном процессе важно как организационно, так и методически грамотно расставить акценты в системе интегральной подготовки спортсмена.
В спортивной аэробике, в силу некоторой «ограниченности» в применении средств двигательно-танцевальной выразительности, сюжетность композиции необходимо усиливать через музыкальное произведение (аспект «музыка») и использование соответствующего образу костюма (аспект «костюм»). По мере повышение уровня артистической подготовленности детей 6-9 лет акцент постепенно смещался от применения общих средств (например, посещение костюмированных, театральных, цирковых представлений, участие в показательных выступлениях и праздниках, расширение интеллектуального кругозора через выполнение заданий по рисованию или рассказу по определённому сюжету и др.) к непосредственной работе над композицией и её фрагментами.
Суть разработанной методики начальной подготовки детей 6-9 лет, занимающихся аэробикой, сводилась к объединению всех компонентов исполнительского мастерства через использование «функционально-технических комбинаций» (термин введён впервые, далее ФТК, рис. 2), выполняемых с постепенным увеличением доли хореографической насыщенности, эмоционально-образной и смысловой нагрузки при условии целенаправленного формирования гимнастического стиля исполнения. ФТК представляли собой последовательное выполнение определённых технических и хореографических элементов в заданных временных и пространственных рамках. В зависимости от поставленных текущих задач, ФТК были «прыжковыми», «маховыми», «пируэтными», «силовыми», «на гибкость», «комбинированными» и другими. В качестве алгоритма разучивания предполагалась следующая схема «усложнения»: сначала все элементы в комбинации сочетались с базовыми аэробными шагами и фиксированным положением рук (например, «на пояс»), затем добавлялась работа руками с включением различных поворотов вокруг продольной оси тела и разных по направлению и «геометрическим рисункам» перемещений (к примеру, по кругу, квадрату, дугами), потом включались различные варианты смены «верхних» и «нижних» положений (например, прыжком, перекатом, через выпад и упор) и сочетаний динамических и статических усилий. Все эти шаги были направлены на выработку у юных спортсменов «школы движений», гимнастического стиля исполнения, повышение уровня функциональной и технической подготовленности, артистичности и воспитание необходимых психофизических качеств (внимательность, самоконтроль, осознанность при выполнении движений и др.).
На начальном этапе подготовки ФТК состояли в среднем из 4-8 элементов. Комбинации выполнялись, во-первых, чаще всего под музыкальное сопровождение; во-вторых, как индивидуально, так и в «парах», «тройках» и «группах» (последовательно и одновременно) и, в зависимости от текущих задач обучения, в облегчённых, стандартных и усложнённых условиях. Таким образом, они являлись переходным звеном к отработке фрагментов, частей и целой соревновательной композиции.
Освоение детьми «технических» и «хореографических» комбинаций сначала шло отдельно друг от друга, а затем эти направления работы объединялись. В дальнейшем ФТК перерастали в миникомпозиции, от которых уже осуществлялся переход к соревновательным программам.
Представленная в настоящем исследовании методика включала в себя 84 «урока» (по 90 минут каждый), а её реализация была рассчитана на три периода, условно названных «подготовительный», «основной» и «результирующий». Указанные периоды состояли из 28 тренировочных занятий. Соотношение средств общей и специальной физической, технической и артистической подготовки в первом периоде составляла 1:1, во втором - 1:2, в третьем – 1:3. Кроме этого, в каждом периоде были предусмотрены отдельные занятия, направленные на формирование у юных гимнастов хореографической и артистической «умелости». В подготовительном периоде таких «уроков» было включено 6, в основном – 4 и в результирующем – 2.
В четвёртой главе приводятся факты корреляционного анализа, обобщаются и интерпретируются экспериментальные данные по физической, технической и артистической подготовленности у детей 6-9 лет первого года обучения, особенности их физического и психического развития.
С помощью корреляционного анализа установлено, что между показателями физической, технической и артистической подготовленности к заключительному тестированию детей 6-7 лет число достоверных связей возрастает с 38,55% (r=0,52) до 47,71 % (r=0,58); у спортсменов 7-8 лет этот показатель является самым высоким по сравнению с остальными возрастными группами испытуемых, хотя он снижается с 58,02% (r=0,52) до 51,53% (r=0,58); у гимнастов 8-9 лет число статистически значимых связей вновь растёт с 33,78% (r=0,50) до 46,18% (r=0,54). Наибольшее количество высоких и средних связей обнаружено между силой мышц сгибателей и разгибателей рук, результатами прыжков в длину и высоту, выполнения «моста» и «наклона», заданий, связанных с фиксацией статического равновесия, показателями подвижности в тазобедренных суставах и демонстрации «координированности» движений и «танцевальности». Достоверная взаимосвязь между результатами физической, технической и артистической подготовленности с данными антропометрических измерений и психологического тестирования выявлена у детей 6-7 лет лишь в 9,73% случаев (r=0,46), у 7-8-летних – в 17,45% случаев (r=0,41), у 8-9-летних – в 14,64% случаев (r=0,40).
Показатели физической, технической и артистической подготовленности детей 6-9 лет (в 90,9% случаев) улучшаются к заключительному тестированию. Значительный прогресс (р<0,05) в результатах детей был обнаружен в контрольных упражнениях, связанных с выполнением различных заданий в упоре лёжа, в «прыжковых» тестах, при демонстрации «шпагатов» и подъёма с последующей фиксацией правой ноги в положении вперёд, в сторону и обеих ног – в направлении назад, также двигательных действий «на перекрёстную координацию и двигательную память». Наибольшую трудность из тестов первых пяти экспериментальных блоков («Вис и упоры лёжа», «Висы и упоры согнув ноги и углом», «Прыжки и бег на месте», «Равновесие и гибкость», «Координация движений и артистичность») для юных спортсменов (особенно из контрольных групп) представляли упражнения, основанные на выполнении различных заданий в висе, на удержании равновесия на «неведущей» опорной ноге и в пробе Ромберга (в модификации В.Г. Стрельца), на фиксации положения «мост», на подъёме и удержании левой ноги в направлении вперёд и в сторону, а также задания, связанные с элементами «перевоплощения» (по аспекту «артистичность»). Кроме того, было выявлено, что мышцы рук и пояса верхних конечностей у испытуемых при выполнении «висов» лучше работают в статическом режиме, а при упорах лёжа – в динамическом.
К концу эксперимента растёт число детей с правосторонней функциональной асимметрией. Об этом свидетельствует анализ результатов тестов «Прыжок вверх с места с максимальным поворотом вокруг продольной оси тела», «Фиксация переднего горизонтального равновесия на правой и левой ноге и пробы Ромберга (в модификации В.Г. Стрельца)», «Шпагат», «Подъём и фиксация правой и левой ноги вперёд, в сторону и назад». К 7-9 годам большинство детей уже определяются, на какой ноге «удобнее» стоять и делать махи, и с ведущей стороной вращения при поворотах вокруг продольной оси тела. Доминирующими типами функциональной асимметрии при выполнении «Шпагатов» являются «Правой, левой, фронтальный» (35-48,3% мальчиков и 25-38,3% девочек) и «Правой, фронтальный, левой» (16,7-23,3% мальчиков и 25-31,7% девочек), а при «Подъёме и фиксации правой и левой ноги вперёд, в сторону и назад» – «Правой, правой, левой» (в среднем 27,5% мальчиков и 22,5% девочек), «Левой, правой, левой» (в среднем 19,2% мальчиков и 16,7% девочек) и «Правой, левой, левой» (в среднем 16,7 % мальчиков и 13,3 % девочек), «Правой, правой, левой» (в среднем 16,7% мальчиков и 12,5% девочек). На этапе заключительного тестирования в группах «7-8-леток» и «8-9-леток» увеличилось количество детей с типом «Фронтальный, правой, левой» в среднем, соответственно, до 27,5% и 20%, что указывает на усиление тренировки ими «продольного шпагата».
Мальчики превосходили девочек в тестах, основанных на проявлении силы сгибателей и разгибателей рук и пояса верхних конечностей (в 75,8% случаев), «прыгучести» (в 50% случаев); девочки имеют явное преимущество (р<0,05) над мальчиками в уровне развития функции равновесия (в 38,3% случаев), в показателях гибкости (в 83,3% случаев), в «координированности» движений, «музыкальности», «танцевальности», и умении «перевоплощаться» по аспекту «артистичность» (в 83,3% случаев).
Таким образом, если в период начального тестирования результаты спортсменов из экспериментальных и контрольных групп статистически не различались, то во время заключительного – первые по большинству показателей физической, технической (в 71,1% случаев) и артистической подготовки (59,3% случаев) превосходили вторых (р<0,05) (рис. 3). Преимущество детей экспериментальных групп стало возможным благодаря применению предложенной в настоящем исследовании методики комплексной подготовки детей 6-9 лет.
В период младшего школьного возраста показатели физического развития равномерно прогрессируют, а в конце этого периода заметно повышаются. Количество «гармоничных» мальчиков 6-9 лет равно в среднем 80%, а у девочек этот показатель составляет в среднем 83,3 %. Установлено, что наибольшее количество детей, имеющих «средний», «выше среднего», «высокий» и «очень высокий» уровни, отмечается по показателю «обхват грудной клетки» (83,3% мальчиков и 93,3% девочек), а наименьшее количество – по показателям «массы тела» (66,7% мальчиков и 76,7% девочек) и «длины тела» (73,3% мальчиков и 60% девочек). Такой факт указывает на то, что на рост грудной клетки у детей 6-9 лет большое влияние оказывают, в том числе, и специальные физические (функциональные) нагрузки.
6-7 лет
а)
до после до после до после
до после до после до после
б)
до после до после до после
до после до после до после
в)
до после до после до после
до после до после до после
г)
до после до после до после
до после до после до после
д)
до после до после до после
до после до после до после
Рис 3. Уровень развития силовых способностей по первому экспериментальному блоку («Висы и упоры лёжа») (а), по второму экспериментальному блоку («Висы и упоры согнув ноги и углом») (б), скоростно-силовых способностей и быстроты по третьему экспериментальному блоку (в), гибкости и способности к равновесию по четвёртому экспериментальному блоку (г), «артистичности» по пятому экспериментальному блоку (д) у детей 6-9 лет ( где, – экспериментальная группа; – контрольная группа; – общая группа мальчиков, – общая группа девочек).
По показателям физического развития в большинстве случаев мальчики и девочки практически не отличаются (р>0,05) друг от друга за исключением показателей «длины тела» (в 6-7 лет у мальчиков он выше), «длины туловища» (в 7-8 и 8-9 лет у мальчиков он выше), «длины рук» (в 7,5-8 лет у мальчиков он выше), «ЖЕЛ» (в 6-7 и 7-8 лет у мальчиков он выше), «обхват грудной клетки при вдохе» (в 6-7 лет у мальчиков он выше). В процентном отношении по «длине тела» мальчики превосходят девочек по количеству «средних», «выше среднего», «высоких» и «очень высоких», а по показателям «массы тела» и «обхвата грудной клетки», наоборот, вторые по указанным «уровням» опережали первых.
По большинству показателей физического развития дети экспериментальных и контрольных групп существенно не отличаются друг от друга, а исключение в этом ряду составляют результаты измерения «ширины таза» (в 6-7 лет она больше у детей контрольной группы за счет результатов девочек) и «ЖЕЛ».
Специфические нагрузки спортивной аэробики накладывают отпечаток как на пропорциональные размеры тела детей, так и на их функциональные возможности (например, повышаются показатели «ЖЕЛ» и «экскурсии грудной клетки»). Следовательно, на начальном этапе обучения важно гармонизировать влияние естественных факторов физического роста и развития детей 6-9 лет и управляемых (педагогических) воздействий через систему максимально адаптированных тренировочных и соревновательных нагрузок к их возрастным, половым и индивидуальным возможностям. Необходимо исключить различные формы форсирования физической нагрузки через реализацию основополагающих принципов физического воспитания (прежде всего, разносторонности и гармоничности).
Исследование детей 6-9 лет по экспериментальному блоку «Психическое развитие» показало, что большинство из них обладают «средне-слабым» типом нервной системы (согласно «теппинг-тесту») и «средним» уровнем психического развития (согласно анализу рисунков).
Результаты анализа рисунков, «цветовых» предпочтений и знаний «сказок» позволяет лишь косвенно судить о психическом состоянии младших школьников, занимающихся спортивной аэробикой. Однако полученные экспериментальные данные указывают на важность применения таких диагностических методик, позволяющих вносить необходимые коррективы не только в процесс психологической подготовки юных гимнастов, но и развивать у них артистизм через повышение уровня знаний о двигательной, эмоциональной, интеллектуальной составляющих этой способности, стимуляцию творческой инициативности и целенаправленное формирование умения импровизировать.
С позиции полового диморфизма, девочки превосходят мальчиков по уровню мотивации к занятиям как в общеобразовательной школе, так и спортивной аэробикой, по знанию разных цветов и их оттенков (в 8-9-летнем возрасте) (р<0,01) и по уровню привязанности к семье (в 6-7 лет) (р<0,05). У мальчиков выше показатели «уверенности» (р<0,001) и «самоконтроля» в 7-8 лет (р<0,01) (по признакам рисунка) и чувства «семейного благополучия» в 8-9 лет (р<0,001). В других исследуемых показателях нервно-психического развития мальчиков и девочек существенной разницы обнаружить не удалось. Статистически недостоверные различия выявлены и при сравнении результатов детей экспериментальных и контрольных групп.
ВЫВОДЫ
1. Методом корреляционного анализа установлено, что между показателями физической, технической и артистической подготовленности к заключительному тестированию детей 6-7 лет число достоверных связей возрастает с 38,55% (r=0,52) до 47,71% (r=0,58); у спортсменов 7-8 лет этот показатель является самым высоким по сравнению с остальными возрастными группами испытуемых, хотя он снижается с 58,02 (r=0,52) до 51,53% (r=0,58); у гимнастов 8-9 лет число статистически значимых связей вновь растёт с 33,78% (r=0,5) до 46,18% (r=0,54). Наибольшее количество «высоких» и «средних» связей обнаружено между силой мышц сгибателей и разгибателей рук, результатами прыжков в длину и высоту, выполнения «моста» и «наклона», заданий, связанных с фиксацией статического равновесия, показателями подвижности в тазобедренных суставах и демонстрации «координированности» движений и «танцевальности». Достоверная взаимосвязь между результатами физической, технической и артистической подготовленности с данными антропометрических измерений и психологического тестирования выявлена у детей 6-7 лет лишь в 9,73% случаев (r=0,46), у 7-8-летних – в 17,45% случаев (r=0,41), у 8-9-летних – в 14,64% случаев (r=0,40).
Информация о работе Основной отбор детей для занятий спортивной аэробикой