Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 18:08, курсовая работа
Актуальность исследования. В последние годы появилось немало методических и исследовательских работ, описывающих систему подготовки в аэробике на разных её этапах (Сомкин А.А., 2001; Горбунов В.А., 2008). Однако её структура, содержание и формы пока остаются концептуально не до конца оформленными.
Особенно важным для спортсменов специализирующихся в аэробике, является начальный этап подготовки, на котором закладывается фундамент спортивных достижений. В связи с этим в учебно-тренировочном процессе важно как организационно, так и методически грамотно расставить акценты в системе интегральной подготовки спортсмена.
Особое место в системе
На начальном этапе хореографич
Младший школьный возраст характеризуется некоторым физиологическим «затишьем», однако, именно в этот период создаются количественные и качественные предпосылки для дальнейшего физического и нервно-психического роста и развития детей. Несмотря на то, что в научной литературе довольно подробно описан младший школьный возраст с точки зрения знаний анатомии, физиологии, педагогики, психологии и других дисциплин, но практических рекомендаций (в систематизированном виде) по проведению учебно-тренировочного процесса в спортивной аэробике для детей на начальном этапе подготовки обнаружить не удалось.
Во второй главе представлены цель, задачи, методы исследования, освещены проблемы организации исследования, изложено содержание экспериментальных методик.
Третья глава посвящена анализу фактов анкетирования и педагогического наблюдения, подробному описанию разработанных и экспериментально обоснованных в настоящем исследовании структуры и содержания начальной подготовки детей 6-9 лет первого года обучения в спортивной аэробике.
В опросе участвовало 15 респондентов, из них: 80% работают тренерами по спортивной аэробике в Санкт-Петербурге и 20% - в Ленинградской области. Большинство опрошенных специалистов имели опыт деятельности в качестве спортсмена или тренера в других видах спорта. Так, 26,7% респондентов в прошлом специализировались в спортивной гимнастике, по 13,3% – в парно-групповой акробатике, художественной гимнастике, по 6,7% – в прыжках на акробатической дорожке, бальных танцах на паркете, легкой атлетике; 26,7% опрошенных специализировались в нескольких спортивных дисциплинах: из них, 13,3% - в спортивной гимнастике и парно-групповой акробатике, 6,7% - в спортивной гимнастике и ушу, 6,7% - в бальных танцах и борьбе дзюдо. Стаж работы респондентов в качестве тренера по спортивной аэробике колеблется в пределах от 3 до 8 лет.
Обобщая мнения специалистов, можно установить, что тренировки детей, занимающихся аэробикой, проходят на базе государственных и негосударственных (частных) учреждений. Так, 26,7% респондентов работают со спортсменами на базе разных вузов, 40% - в Детско-подростковых клубах. 33,3% респондентов проводят учебно-тренировочные занятия с гимнастами, занимающимися аэробикой, на базе Детских садов, (6,7%), общеобразовательных школ (6,7%), Домов культуры (6,7%), ДЮСШ различного типа (6,7%) и фитнес-студиях (клубах) (6,7%). Это факт свидетельствует о том, что появление специализированных центров (ДЮСШ) по спортивной аэробике на сегодняшний день ещё остаётся актуальным.
Опрошенные тренеры удовлетворены (100%) условиями материально-технической базы работы со спортсменами, занимающимися аэробикой, и в большинстве случаев (86,7%) являются сторонниками бригадного метода. Респонденты приоритет отдают номинации «соло» (80%), в меньшей степени – «группе» (66,7%) «тройке» (60%) и «паре» (53,3%). Установлено, что самыми «неудобными» для учебно-тренировочной деятельности являются «младший школьный возраст» (66,7%) и номинация «пара» (73,3%). Специалисты едины во мнении (100%), что создание прочной мотивационной сферы у спортсменов (особенно у мальчиков), является одним из главных стратегических направлений тренерской работы в аэробике. Большинство опрошенных тренеров (80%) испытывают затруднения в решении вопросов организации и управления учебно-тренировочным процессом гимнастов, занимающихся аэробикой, из-за отсутствия системной информации об основах подготовки на разных её этапах и обучения техническим элементам с позиции биомеханических закономерностей и развития функциональной асимметрии.
Исследование структуры и содержания процесса подготовки детей 6-9-летнего возраста на начальном этапе занятий спортивной аэробикой, показало что, помимо традиционного разделения на виды подготовки (физическую, техническую, тактическую и психологическую), необходима и ориентация на критерии судейства – «сложность», «исполнение» и «артистичность». Достижение физической и технической «избыточности», хореографической (артистической) и тактической «умелости», психологической устойчивости юными гимнастами, специализирующимися в аэробике, возможно на основе проведения разносторонней базовой подготовки, широкого использования спортивно-тренажёрного комплекса и соблюдения принципов физического воспитания – гармоничности, всесторонности и оздоровительной направленности.
В настоящем исследовании предлагалась разработка и экспериментальное обоснование методики начальной подготовки детей 6-9 лет, в структуре которой выделялось три направления работы (блока): «Физическая и техническая подготовка», «Тактическая и психологическая подготовка» и «Артистическая подготовка» (рис. 1). Первый блок связан с содержанием физической и технической подготовки юных гимнастов (рис. 1) и направлен на достижение функциональной и технической «избыточности», а в целом – на их всестороннее и гармоничное физическое развитие. В этом блоке представлены два взаимосвязанных системой контроля и коррекции элемента – «Физическая подготовка» и «Техническая подготовка», – которые дополнялись использованием средств «Спортивно-тренажёрного комплекса».
Физическая и техническая подготовка состояли из общего и специального разделов. Задача общего раздела сводилась к всесторонней подготовке гимнастов и овладению ими средств «Акробатики», «Снарядовой гимнастики», «Основной гимнастики», а также «Прикладные упражнения». Содержание специального раздела физической и технической подготовки гимнастов было направлено на формирование «школы движений», развитие приоритетных для спортивной аэробики качеств (таких, как скоростные, скоростно-силовые качества, координация движений, гибкость, аэробно-анаэробная выносливость) и формирование у них базовых умений и навыков через освоение ими классификационных и профилирующих элементов.
К приемам совершенствования физической и технической подготовленности юных спортсменов относятся: переходы от упражнений статического характера к динамическим, от высоких положений к более низким и наоборот; элементы
Рис. 1. Структура начальной подготовки спотрсменов 6-9 лет
первого года обучения, занимающихся спортивной аэробикой
«перекрёстной» координации; выполнение базовых аэробных шагов под музыкальное сопровождение с постепенно увеличивающимся темпом (индивидуально, в «парах», «тройках» и «группах»); исполнение композиций (упражнений) на разной по условиям и характеру опоре (на полу, на поролоновых матах, в стандартных условиях и др.); применение оптимальных для этого возраста отягощений на руках и ногах, игровых и соревновательных форм (эстафет, подвижных игр) с демонстрацией технических элементов или упражнений, совершенствующих физическую подготовленность.
Перед разучиванием упражнений у детей определялся профиль (тип) функциональной асимметрии. В дальнейшем это позволило устранить различные проявления «навязывания» типа функциональной асимметрии, а, значит, и двигательный конфликт, который может возникнуть в процессе формирования системы умений и навыков выполнения таких элементов.
Формирование «школы движений» у юных спортсменов являлось одним из ведущих направлений в системе начальной подготовки и предполагало выработку гимнастического и «аэробно-танцевального» стилей исполнения.
Для улучшения обучаемости детей 6-9 лет в рамках общей технической подготовки в тренировочный процесс включались следующие разделы: «Акробатика», «Снарядовая гимнастика», «Основная гимнастика», «Прикладные упражнения» (рис. 1). Так, к комплексу, повышающему уровень акробатической подготовленности гимнастов, занимающихся аэробикой, относились действия прыжкового и балансового характера, выполняемые индивидуально, в «парах», «тройках» и «группах». Сложность таких упражнений находилась в границах раздела «Малая акробатика». Средством, улучшающим прыжковую координацию, «умелость» в управлении динамической осанкой, выработку гимнастического стиля исполнения, являлись прыжки на батуте. В качестве элементов «снарядовой подготовки» использовались упражнения на перекладине, брусьях, кольцах, «грибке», скамейке и гимнастической стенке, канатах и других. В разделе «Основная гимнастика» детьми осваивались строевые, общеразвивающие, вольные упражнения, двигательные действия с различными предметами, а также «прикладные упражнения» (различные варианты ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания). Все эти упражнения выполнялись как индивидуально, так и в «парах», «тройках», «группах».
Использование средств «специальной технической», «акробатической», «снарядовой» подготовки, «основной гимнастики» и упражнений прикладного характера, всестороннее развитие физических способностей дополнялось применением системы «Спортивно-тренажерный комплекс» (к примеру, батута, подкидного моста, подвесных страховочных систем и др.), которая позволяла детям разучивать упражнения как в облегчённых, так и усложнённых условиях. В этом процессе важно устранить проявления различного рода «форсирования» тренировочных нагрузок и учитывать возрастные, половые и индивидуальные возможности детей.
Ключевыми физическими качествами для гимнаста, занимающегося аэробикой, являются: координация движений, «прыгучесть», относительная сила, подвижность в суставах (особенно в тазобедренных) и аэробно-анаэробная выносливость (в зоне субмаксимальной мощности). На это указывает анализ программ по спортивной аэробике (Рукабер Н.А., 2000) и специальной литературы (Скачкова Е.Ю., 2002).
Главной задачей второго блока («Тактическая и психологическая подготовка», рис. 1) являлось комплексное формирование у гимнастов 6-9 лет (первого года обучения) интереса к занятиям аэробикой, психической устойчивости, умения целесообразно перестраивать свои технические действия и в целом поведение в условиях влияния сбивающих факторов тренировочной и соревновательной деятельности. Этот блок включал в себя два вида подготовки – психологическую и тактическую. Целесообразность такого объединения диктуется одной целью – успешное выступление на соревнованиях.
Традиционно в структуре психологической и тактической подготовки юных гимнастов выделяются два аспекта – общий и специальный (Ильин Е.П., 2000 б; Уэйнберг Р.С., 2001). Общий направлен на психическое развитие детей (включая совершенствование познавательных процессов, сенсорных возможностей, эмоционально-волевой сферы, установление взаимоотношений как со спортсменами, так и тренером на основе усвоения норм поведения, в том числе спортивного этикета), адаптацию к тренировочным и соревновательным нагрузкам, накопление и реализацию различных тактических приёмов ведения состязательной борьбы. Специальный призван решать задачи, связанные с психологическим настроем и умением найти выход из различных ситуаций соревновательной и тренировочной деятельности с целью достижения нужного результата. Первостепенное значение, с точки зрения «психологической подготовки», имело формирование у ребёнка психической устойчивости к действию сбивающих факторов (выполнение композиции на оценку, присутствие зрителей и др.). Средствами психологической подготовки служили идеомоторные упражнения, эффект которых усиливался с использованием метода «проговаривания». Совершенствование представления о двигательном действии через выработку «формулы упражнения» было направлено на формирование у детей умения распределять внимание на ключевые моменты процесса выполнения и развитие у них способности к самоконтролю. Совершенствование мыслительного компонента двигательного действия подкреплялось практическим выполнением. Аутогенная тренировка - эффективное средство восстановления психики после серьёзных тренировочных или соревновательных нагрузок, но применительно к детям 6-9 лет, она должна иметь упрощённый вариант (т.е. должна носить характер игры и не быть длительной) (Руденко С.А., Руденко Л.К., 2006). Использование игр «на внимание», «на дыхание» формировали у юных гимнастов способность к самонаблюдению и в целом самоконтролю над движениями, эмоциями и поведением.
К арсеналу тактической подготовки гимнастов 6-9 лет, специализирующихся в аэробике, относились следующие приёмы: варьирование (замена, переставление) технических элементов, исполняемых в композиции; отработка композиции в условиях сбивающих факторов (утомление, присутствие зрителей и др.); выполнение упражнения в облегченных, стандартных и усложнённых условиях; проведение совместных тренировок с будущими предполагаемыми соперниками; умение использовать информацию о конкретном соревновании и сопернике для достижения запланированного результата; исполнение композиции без музыкального сопровождения (либо периодически включая и выключая его) и т.д. Обязательным условием проведения начальной тактической подготовки являлось усвоение детьми норм спортивного этикета.
Основу «Артистической подготовки» (третий блок, рис. 1) составляли средства двигательной и эмоциональной выразительности, направленные на выработку у гимнастов умений перевоплощаться в требуемый образ. Главным условием проведения артистической подготовки у детей 6-9 лет являлось постепенное увеличение доли хореографической насыщенности, эмоционально-образной, стилистической и смысловой нагрузки при выполнении ими тренировочных танцевальных фрагментов и соревновательных композиций.
Для реализации задач артистической подготовки гимнастов 6-9 лет первого года обучения, занимающихся аэробикой, в структуре спортивной тренировки были выделены три основных аспекта (направления), условно названных «движения», «эмоции» и «интеллект» и два дополнительных – «музыка» и «костюм». Целью тренировки по направлению «движения» являлось формирование у спортсменов «танцевальности» и «ритмодвигательной музыкальности». Специфическими средствами этого аспекта подготовки в основном являлись хореографические связки (танцевальные фрагменты, этюды), в которых отрабатывались различные движения и характерные (образные) позы, жесты, мимика и пантомимика. По аспекту «эмоции» предусматривалось обучение детей 6-9 лет естественно демонстрировать всевозможные оттенки эмоций и чувств. К концу младшего школьного возраста дети при исполнении композиции уже могут адекватно фрагментарно как проявлять единичные эмоции, так и входить в нужное эмоциональное состояние (Мухина В.С., 2002). Между тем, эти достижения носят пока ещё неустойчивый характер. Работа по аспекту «интеллект» сводилась к формированию у юных спортсменов не только системы знаний по аспектам артистической подготовки (посредством самостоятельного или с помощью родителей чтения книг, статей о выдающихся гимнастах, просмотра видеозаписей и посещения соревнований различного ранга и др.), но и целенаправленному развитию у них способности «держать в голове» сюжет композиции, придавая всем действия образный характер и смысл.
Информация о работе Основной отбор детей для занятий спортивной аэробикой