Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:41, научная работа
Цель данной работы- определить возможные пути эффективного использования технологии оздоровительных занятий со студентами специальной медицинской группы.
Объектом исследования выступили студенты специальных медицинских групп 1 курса Поволжского государственного университета сервиса г.о.Тольятти.
Предметом исследования являлись способности студентов специальных медицинских групп экспериментальной и контрольной группы.
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты физических упражнений в СМГ.
1.1 Особенности занятий физическими упражнениями в специальной медицинской группе
1.2 Методика применения тренажеров и тренировочных устройств
1.3 Характеристика аэробных упражнений
Глава 2. Цели, задачи, методы и организация исследовании
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.2.1 Анализ литературы и обобщение передового практического опыта
.2.2 Физиометрия
2.2.3 Тестирование физической подготовленности
2.2.4 Педагогический эксперимент
2.2.5 Методы математической статистики
2.3 Организация и порядок проведения экспериментальных исследований
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Исследование показателей физической и функциональной подготовленности студентов
3.2 Технология оздоровительных занятий по эффективному применению тренажерных устройств и аэробных упражнений для студентов специальной медицинской группы
3.3 Динамика изменений показателей физической и функциональной подготовленности студентов в результате использования экспериментальной технологии
Заключение
Список использованной литературы
Естественно, что чем выше интенсивность выполнения упражнения, тем меньше его продолжительность. А длительность выполнения работы, в свою очередь, определяет, за счет каких поставщиков энергии она будет выполняться. Если продолжительность работы не достигает 3-5 мин, то дыхательные процессы не успевают достичь максимальных величин и энергетическое обеспечение идет в основном за счет анаэробных реакций, которые, в свою очередь, делятся на фосфокреатиновые и гликолитические. Для совершенствования фосфокреатинового механизма применяются упражнения длительностью от 3 до 8 с, для улучшения гликолитических процессов - от 20 с до 2 мин, для улучшения аэробных реакций - выше 3-5 мин.
Следует также помнить о том, что уменьшение интервалов отдыха при высокой интенсивности выполнения упражнений - делает нагрузку более анаэробной, а увеличение - аэробной.
ГЛАВА 2. Цели, задачи и методы исследования
2.1 Физиометрия, как метод исследования
ЖЕЛ - является показателем вместимости легких и силы дыхательных мышц и измерялась с помощью сухого спирометра при вертикальном положении тела испытуемого. Обследуемый делал максимальный вдох, задерживал дыхание, затем плотно обхватывал мундштук губами и медленно выдыхал в трубку весь воздух, исключив выдох через нос. Испытуемые выполняли тест три раза, записывался лучший результат в мл. Объектом наблюдений были студенты, занимающиеся в специальной медицинской группе в возрасте 15-18 лет. Для функционального исследования сердечно - сосудистой системы использовался тест:
Проба Руффье
У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 минут определяют частоту сердечных сокращений за 15 секунд (Р1), затем в течение 45 секунд испытуемый выполняет 30 глубоких приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится и у него вновь подсчитывают ЧСС за первые 15 секунд (Р2), а потом за последние 15 секунд первой минуты восстановления (Р3) .Оценку работоспособности сердца производят по формуле:
Индекс Руфье -Диксона = 4(Р1+Р2+Р3)-200/10.
Результаты определяются по величине индекса от 0 до 15. Меньше 3- высокая работоспособность; 4-6- хорошая; 7-9- удовлетворительная; 15 и выше плохая.
2.2 Организация и порядок проведения экспериментальных исследований
Одна из основных задач физического воспитания занимающихся заключается в том, чтобы использовать средства физической культуры в системе научной организации труда. Сбалансировано применять различные элементы физической культуры в интересах оптимизации их воздействия на учащихся.
В данном исследовании учащиеся экспериментальной группы на занятиях физической культуры использовали тренажерные устройства (резиновые амортизаторы, набивные мячи, фитболы, тренажер сгибание-разгибание ног, блочные устройства), упражнения выполнялись круговым методом, величина отягощения 40% от массы тела, рекомендуемое число повторений 12-15 раз, отдых между подходами 2-3 минуты, упражнения выполнялись в три круга. В подготовительной части занятия студенты экспериментальной группы выполняли циклические упражнения (ходьба, бег) в течение 10 минут.
Настоящее исследование проводилось в спортивном зале Поволжского Государственного Университета г. Тольятти, в течение двенадцати недель в период с декабря по февраль 2012-2013 гг., занятия проводились два раза в неделю, продолжительность занятия сорок пять минут (в сетке учебного расписания). В исследовании принимали участие 20 учащихся отнесенные по состоянию здоровья к группе "Б" (учащиеся с заболеваниями внутренних органов - желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, нарушениями обменных процессов в организме) специальной медицинской группы в возрасте 15-18 лет. Учащиеся были разделены на две группы: контрольную (10 учащихся) и экспериментальную (10 учащихся).
Учащиеся контрольной группы занимались по общепринятой методике физической культуры в ВУЗе: в подготовительной части занятия выполняли упражнения циклического характера в аэробном режиме, в основной части выполняли общеразвивающие упражнения, упражнения на развитие основных физических качеств, прыжковые упражнения, подвижные игры. Учащиеся экспериментальной группы занимались по следующей программе: в подготовительной части урока циклические упражнения (бег, ходьба) в течение 10 минут. В основной части занятия применялись упражнения с использованием тренажерных устройств, упражнения выполнялись круговым методом на мышцы сгибатели рук, разгибатели рук, сгибатели ног, разгибатели ног, разгибатели спины, мышцы живота. Величина используемых отягощений 40% от массы тела. Также учащимся контрольной и экспериментальной группы было рекомендовано в течение тридцати минут выполнять упражнения аэробного режима циклического характера во внеурочное время.
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1
Исследование показателей
Участники педагогического эксперимента (контрольная и экспериментальная группы) занимались физической культурой на учебных занятиях в спортивном зале ПВГУСа и спортивном клубе «Шейп». Исходный уровень физической и функциональной подготовленности студентов экспериментальной и контрольной групп перед началом педагогического эксперимента отличался не значительно (р0,05) и представлен в таблице 2 и 3.
Таблица 2.
Тесты |
Группы |
Достоверность различий* |
||
Контрольная Х |
Экспериментальная Х |
|||
1.Сгибание туловища за 30 сек. (и.п. - лежа на спине) |
15,752,22 |
16,972,97 |
р0,05 |
|
2. Сгибание и разгибание рук в упоре на скамье (и.п.- упор лежа) |
9,1252,02 |
9,53,5 |
р0,05 |
|
3. Вис на согнутых руках на перекладине (сек.) |
35,625,97 |
34,57,48 |
р0,05 |
|
4. Прыжок в длину с места (м) |
1,750,06 |
1,730,04 |
р0,05 |
|
Показатели физической подготовленности учащихся специальной медицинской группы до начала педагогического эксперимента
Из таблицы 2, мы видим, что показатели физической подготовленности учащихся специальной медицинской группы до начала педагогического эксперимента составили:
1. Сгибание туловища за 30 сек. (и.п. - лежа на спине) в контрольной группе 15,752,22 (раз), в экспериментальной 16,972,97 (раз) - достоверность различий р0,05;
2. Сгибание и разгибание рук в упоре на скамье (и.п.- упор лежа) в контрольной группе 9,1252,02 (раз), в экспериментальной 9,53,5 (раз) -достоверность различий р0,05;
3. Вис на согнутых руках на перекладине в контрольной группе 35,625,97 (сек.), в экспериментальной 34,57,48 (сек.) - достоверность различий р0,05;
4. Прыжок в длину с места в контрольной группе 1,750,06 (м), в экспериментальной 1,730,04 (м) - достоверность различий р0,05.
Таблица 3. Показатели физической работоспособности и внешнего дыхания (ЖЕЛ), испытуемых до начала педагогического эксперимента
Тесты |
Группы |
Достоверность различий* |
||
Контрольная |
Экспериментальная |
|||
1. (Индекс) Руфье - Диксона |
9,882,57 |
9,711,76 |
р0,05 |
|
2. Жизненная ёмкость легких (мл) |
2251,8758,14 |
2263,1287,96 |
р0,05 |
|
Из таблицы 3, мы видим, что показатели физической работоспособности и внешнего дыхания (ЖЕЛ),испытуемых до начала педагогического эксперимента составили:
1. (Индекс ) Руфье - Диксона в контрольной группе 9,882,57, в экспериментальной 9,711,76 -достоверность различий р0,05;
2. Жизненная ёмкость легких в контрольной группе 2251,8758,14 (мл), в экспериментальной 2263,1287,96 (мл) -достоверность различий р0,05.
3.2
Технология оздоровительных
Основными
положениями методики применения тренажерных
устройств и аэробных упражнений
для студентов специальной
1.
Упражнения дозировались по
2.
Напряжения мышц при
Упражнения
более высокой интенсивности
студентам специальной
3. Продолжительность каждого из упражнений зависит от его интенсивности и находится с ней в обратной пропорции. Упражнения малой интенсивности выполняются - 10-30 сек, умеренной и средней интенсивности - 5-25 сек, более высокой интенсивности - 2-5 сек.
Методические рекомендации по проведению занятий со студентами специальной медицинской группы приведены таблице 4.
Таблица 4.
Студенты экспериментальной группы занимались 2 раза в неделю,1час 30минут. Занятия проводились в спортивном зале клуба «Шейп». Во время занятий применялся метод круговой тренировки:
Разминка:
5-10 минут на беговой дорожке или велотренажере.
1. Вращаем шею по
кругу - 4-6 раз в каждую сторону.
Не нужно прикладывать слишком
много усилий или стараться
выполнить вращение с
2. Взяв руки в
замок, разминаем запястья
3. Вращаем плечи, размахивая руками вперед и назад - также по 4-6 раз в каждую сторону.
4. Зафиксировав руки в плечевых суставах, вращаем локти - вперед и назад, 8-10 раз в каждую сторону.
5. Кладем руки на
пояс и разминаем
6. Разминаем колени и голеностоп.
Основная часть:
1. Жим лежа на горизонтальной скамье - 4 х 15 раз.
2. Разведение гантелей лежа на горизонтальной скамье 3 х 15 раз.
3. Жим штанги сидя 4 х 10 -12 раз.
4. Разгибание рук на блоке стоя 4 х 15 раз.
5. Сгибание рук со штангой стоя 4 х 12 раз.
6. Пресс подьем туловища под углом 30 градусов 4 х 20 раз.
Заключительная часть :
Бег на беговой дорожке 20 минут,
Стрейтчинг - растяжка и расслабление 10-15 минут.
Тренировочный цикл рассчитывался таким образом, что бы каждая мышечная группа была задействована один раз в 7 дней, для скорейшей адаптации к нагрузке и нормальному восстановлению занимающихся.
3.3 Динамика изменения показателей физической и функциональной подготовленности студентов в результате использования экспериментальной технологии
Анализ динамики уровня физической и функциональной подготовленности студентов специальной медицинской группы позволил определить эффективность применения разработанной программы использования тренажерных устройств и аэробных упражнений, по сравнению с использованием традиционной методики занятий.
Изменения уровня физической и функциональной подготовленности студентов контрольной и экспериментальной групп после завершения педагогического эксперимента представлены в таблице 5 и 6.
Таблица
5. Изменение показателей
Тесты |
Группы |
Достоверность различий* |
||
Контрольная Х |
Экспериментальная Х |
|||
1.Сгибание туловища за 30 сек. (и.п. - лежа на спине) |
172,34 |
22,252,9 |
р0,05 |
|
2. Сгибание и разгибание рук в упоре на скамье (и.п.- упор лежа) |
11,753,86 |
17,624,32 |
р0,05 |
|
продолжение Таблицы 5. |
||||
3. Вис на согнутых руках на перекладине (сек.) |
366,98 |
45,124,45 |
р0,05 |
|
4. Прыжок в длину с места (м) |
1,90,06 |
2,010,07 |
р0,05 |
|