Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:13, курсовая работа
Благодаря легкоатлетическим упражнениям ребенок учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечнососудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.
ВВЕДЕНИЕ ..................................................3
ГЛАВА 1. Средства физического воспитания детей старшего школьного возраста ................................................................................................5
1.1. Понятие о средствах физического воспитания .................................5
1.2. Классификация физических упражнений …………………..............8
1.3. Факторы определяющие воздействие физических упражнений…12
ГЛАВА 2. Развитие физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики……………..15
2.1. Анатомо-физиологические особенности девушек и юношей
15-17 лет…………………………………………………………..….15
2.2. Контроль уровня физической подготовленности.………………...19
2.3. Влияние легкоатлетических упражнений на организм подростков и юношей……………………………………………………………….27
2.4. Развитие физических качеств у учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики……………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................41
Сила — это способность преодолевать определенное сопротивление. Воспитание силы в процессе занятий необходимо не только для преодоления внешнего сопротивления, но также и для придания ускорения массе тела и различных снарядов, например при передаче мяча, ударах и т.д.
Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением, которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц.
1. упражнения с весом внешних предметов - штанги с набором разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д.
2. упражнения, отягощенные
весом собственного веса, упражнения,
в которых мышечного
3. упражнения, в которых
собственный вес отягощается
весом предметов (специальные
пояса, манжеты и т.д.) Для
прироста показателей силы и
поддержании их на необходимом
уровне в различные возрастные
периоды, с целью оздоровления
организма, рекомендуется
Ловкость — способность быстро и легко овладевать новыми движениями, осознанно выполнять движения, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки и всегда находить оптимальное решение. Это качество определяет высшую степень координации движений. Ловкость нужна при неожиданно возникающей двигательной задаче, требующей быстроты ориентировки и безотлагательного выполнения. В процессе занятий многие внешние воздействия могут нарушить правильность техники. Если у учащегося развита ловкость, то он восстановит равновесие, исправит положение или движение и не ухудшит результата.
Практика располагает огромным арсеналом средств для воздействия на координационные способности - ловкость.
1. упражнения повышенной
координационной сложности и
содержавшие элемент новизны.
Сложность упражнений можно
увеличить за счет изменения
пространственных , временных и динамических
параметров, а также за счет
внешних условий, изменяя
2. Общеподготовительные
гимнастические упражнения
3.упражнения по выработке
чувства пространства, времени, степени
развиваемых мышечных усилий (подвижные
и спортивные игры, единоборства,
кроссовый бег, передвижения
Уровень развития ловкости
в определенной мере является одним
из показателей физического
Скорость (быстрота) — способность выполнять двигательные действия в минимальный отрезок времени — является важной характеристикой двигательной деятельности. Быстрота проявляется в следующих формах: скрытый период двигательной реакции, темп движений и их точность во времени, скорость перемещения отдельных звеньев тела в пространстве. Быстрота определяется рядом факторов, ведущее место среди которых принадлежит подвижности нервных процессов, т.е.смене процессов возбуждения и торможения. Скорость имеет большое значение. В частности, велика роль быстроты двигательной реакции, когда возникает необходимость ответить на какой-либо сигнал за короткий период времени. Простые двигательные реакции постоянно проявляются в повседневной жизни; человек, быстро реагирующий на какой-либо сигнал в одной ситуации, как правило, также быстро реагирует и в другой. Так, научившись быстро менять положение тела при выполнении различных двигательных действий (в игровой ситуации), человек и в бытовой ситуации, например поскользнувшись на обледеневшем участке тротуара, быстро меняет положение тела и удерживается от падения. Повышения показателей быстроты можно добиваться регулярным выполнением различных упражнений, требующих проявления данного качества. В подростковом и юношеском возрасте это ускорения различного характера, стартовый разгон. При выполнении приседаний в медленном темпе будет развиваться сила, а высоком - быстрота. В зависимости от конкретной двигательной задачи можно добиваться преимущественного развития того или иного качества. Прирост показателей быстроты может быть обеспечен непрерывностью занятий, с постепенным увеличением скорости двигательных действий (с учетом возможностей занимающихся), а также при условии необходимого уровня развития других двигательно-координационных качеств которые отражены в заданиях на развитие быстроты по годам обучения [13].
Таким образом по данному разделу можно сделать вывод, что ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ - результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий. Уровень физической подготовленности учащихся характеризует эффективность решения одной из задач физического воспитания. Он определяется с помощью двигательных тестов, которые отражают результат физической подготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с анализом научно- методической литературы я сделала следующие выводы:
1. Ряд исследователей Н.Н. Бинчук, А.П. Кашин, Л.И. Гендзегольскис, Х.В. Тийк [1,7,19] указывают на недостаточность физической подготовленности у молодежи, поступившей на 1-е курсы в ВУЗы, и объясняют это тем, что в школах еще высок процент учащихся, освобожденных от занятий физической культурой без достаточных на то оснований, а организация процесса физического воспитания во многих из них находиться не на высоком уровне.
Анализ состояния физической
подготовленности детей, подростков и
молодёжи в различных типах учреждений
образования по данным весеннего (май)
мониторинга показал, что индекс
физической готовности в среднем
составил у мальчиков 62%, у девочек
– 59%. В целом уровень физической
подготовленности детей и учащихся
оказался на 8-11% ниже нижней границы
гигиенического норматива, составляющего
70% от должного возрастно-полового уровня,
что позволяет отнести
В последние годы в центре внимания исследователей, считающих необходимым дальнейшее совершенствование системы физического воспитания школьников [Э.С. Громадский, Г.И. Кукушкин, Н.А. Лупандина 3,8,10] находятся вопрос совершенствования нормативных требований с целью более эффективного развития физических способностей школьников.
2. Под общей физической подготовленностью понимают физическое состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуются высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом.