Особенности развития физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:13, курсовая работа

Описание

Благодаря легкоатлетическим упражнениям ребенок учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечнососудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..................................................3
ГЛАВА 1. Средства физического воспитания детей старшего школьного возраста ................................................................................................5
1.1. Понятие о средствах физического воспитания .................................5
1.2. Классификация физических упражнений …………………..............8
1.3. Факторы определяющие воздействие физических упражнений…12
ГЛАВА 2. Развитие физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики……………..15
2.1. Анатомо-физиологические особенности девушек и юношей
15-17 лет…………………………………………………………..….15
2.2. Контроль уровня физической подготовленности.………………...19
2.3. Влияние легкоатлетических упражнений на организм подростков и юношей……………………………………………………………….27
2.4. Развитие физических качеств у учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики……………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 94.65 Кб (Скачать документ)
style="margin-bottom:0pt;text-align:justify;text-indent:28pt;line-height:18pt">Гибкость — это способность свободно и непринужденно изменять форму тела и его отдельных частей. Упругая растягиваемость мышечных и соединительных тканей определяет уровень развития гибкости. Достаточная гибкость суставно-связочного аппарата, обусловленная строением суставов, эластичностью связок и мышц, позволяет сравнительно легко выполнять различные упражнения. Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения Регулярные тренировки гибкости уменьшают туго-подвижность мышц и делают все тело более расслабленным, обеспечивают более легкие и свободные движения, облегчают координацию, увеличивают подвижность суставов, диапазон движения в суставах, способствуют кровообращению, предотвращают такие повреждения, как растяжения мышц, сухожилий, связок, помогают лучше функционировать всему телу, существенно влияют на осанку. Гибкость имеет  большое значение в жизнедеятельности человека. Так, высокий уровень развития гибкости позволяет при потере равновесия избежать падения, найти более удобный способ передвижения, быстрее  и лучше решать двигательную задачу в непредвиденной ситуации. Хорошая гибкость свидетельствует о состоянии мускулатуры, связок, сухожилий. Снижение показателей гибкости является одним из признаков ухудшения физического состояния. Систематические занятия по развитию гибкости позволят улучшить здоровье. Существенного прироста гибкости можно добиться лишь при систематических регулярных занятиях, выполняя серии специальных упражнений. При этом сложность должна постепенно и равномерно возрастать (наклоны вперед из положения стоя, наклоны вперед сидя с прямыми ногами, наклоны назад, различные прогибы в положении лежа на животе, наклоны назад из положения лежа на бедрах, выкрут назад прямых рук, взмахи ногой вперед, в сторону и назад, выпады вперед, назад и в сторону, шпагаты, сед в барьерном шаге и др.) отражена в заданиях на развитие гибкости по годам обучения.

     Сила — это способность преодолевать определенное сопротивление. Воспитание силы в процессе занятий необходимо не только для преодоления внешнего сопротивления, но также и для придания ускорения массе тела и различных снарядов, например при передаче мяча,  ударах и т.д.

Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением, которые направленно  стимулируют увеличение степени  напряжения мышц.

1. упражнения с весом  внешних предметов - штанги с  набором разного веса, разборные  гантели, гири, набивные мячи,  вес   партнера и т.д. 

2. упражнения, отягощенные  весом собственного веса, упражнения, в которых мышечного напряжение  создается за счет  веса собственного   тела   (подтягивания, отжимания  и т.д.)

3. упражнения, в которых  собственный вес отягощается  весом предметов (специальные  пояса, манжеты и т.д.) Для   прироста показателей силы и  поддержании их на необходимом  уровне в различные возрастные  периоды, с целью оздоровления  организма, рекомендуется следующие  упражнения - подтягивания из виса  на количество раз или сериями  по 5-10 раз и более с перерывами для отдыха, отжимания в упоре лежа на повышенной опоре или в упоре лежа на полу также на количество раз или сериями по 20-30 и более раз, с интервалом для полного или частичного восстановления, приседания с отягощениями (грифом от штанги, гирей, партнером на плечах), приседания на одной ноге , поднимание верхней части туловища из положения лежа на спине, закрепив носки ног, на количество раз или сериями по 10-12 и более раз. Все эти упражнения  отражены в заданиях на развитие силы по годам обучения.

 Ловкость — способность быстро и легко овладевать новыми движениями, осознанно выполнять движения, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки и всегда находить оптимальное решение. Это качество определяет высшую степень координации движений. Ловкость нужна при неожиданно возникающей двигательной задаче, требующей быстроты ориентировки и безотлагательного выполнения. В процессе занятий  многие внешние воздействия могут нарушить правильность техники. Если у учащегося развита ловкость, то он восстановит равновесие, исправит положение или движение и не ухудшит результата.

Практика располагает  огромным арсеналом средств  для  воздействия на координационные  способности - ловкость.

1. упражнения повышенной  координационной  сложности и  содержавшие элемент новизны.  Сложность упражнений можно   увеличить за счет изменения  пространственных , временных и динамических   параметров, а также за счет  внешних условий, изменяя порядок  расположения снарядов , их вес,  высоту и т.д., комбинируя двигательные  навыки, сочетая  ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов, выполняя  упражнения по сигналу или  за ограниченный промежуток времени. 

2. Общеподготовительные  гимнастические упражнения динамического  характера, одновременно охватывающие  основные группы мышц. Это упражнения  без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими      палками, скакалками и т.д.),  относительно простые и достаточно сложные , выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны, элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.

3.упражнения по выработке  чувства пространства, времени, степени  развиваемых мышечных усилий (подвижные  и спортивные игры, единоборства, кроссовый бег, передвижения на  лыжах по пересеченной местности.)

Уровень развития ловкости в определенной мере является одним  из показателей физического состояния  организма. Условия жизни человека характеризуется постоянной изменчивостью, появлением неожиданных ситуаций, которые  предъявляют высокие требования к способности адаптироваться к  изменениям внешней и внутренней среды. Особенно ярко эти требования проявляются в экстремальных  и чрезвычайных ситуациях - при наводнениях, паводках, землетрясениях, пожарах, автокатастрофах  и др. Однако и в повседневной жизни, например в условиях гололеда, при неожиданной оттепели среди  зимы, резко повышаются травмоопасные  ситуации, которые связанны с необходимостью мобилизации и проявления высокой  концентрации и переключения внимания, быстрой и точной оценки пространственно-временных  параметров движений, адекватной реакции, мгновенного выбора единственно  правильного решения двигательной задачи. Все это возможно лишь при  высоком уровне ловкости. Каждый человек  имеет определенный двигательный потенциал , однако для рационального его  использования необходимо владеть  соответствующим запасом координационных  качеств, таких, как подвижность, гибкость, равновесие, точность. Следовательно, постоянное развитие и совершенствование  ловкости способствует укреплению здоровья, повышению функционального состояния  организма. Развитие и совершенствование  ловкости достигается систематическими занятиями, различными упражнениями, постоянной сменой условий их выполнения, использованием ситуационных заданий, основанных на необходимости поиска нестандартных решений поставленной двигательной задачи. Относительно несложные акробатические , гимнастические, игровые и другие двигательные действия (перекаты, кувырки, приемы мяча в парах и в тройках и т.п.) являются эффективными средствами ее прироста и  отражены в заданиях на развитие ловкости по годам обучения.

Скорость (быстрота) —  способность выполнять двигательные действия в минимальный отрезок времени — является важной характеристикой двигательной деятельности. Быстрота проявляется в следующих формах: скрытый период двигательной реакции, темп движений и их точность во времени, скорость перемещения отдельных звеньев тела в пространстве. Быстрота определяется рядом факторов, ведущее место среди которых принадлежит подвижности нервных процессов, т.е.смене процессов возбуждения и торможения. Скорость имеет большое значение. В частности, велика роль быстроты двигательной реакции, когда возникает необходимость ответить на какой-либо сигнал за короткий период времени. Простые двигательные реакции постоянно проявляются в повседневной жизни; человек, быстро реагирующий на какой-либо сигнал в одной ситуации, как правило, также быстро реагирует и в другой. Так, научившись быстро менять положение тела при выполнении различных двигательных действий (в игровой ситуации), человек и в бытовой ситуации, например поскользнувшись на обледеневшем участке тротуара, быстро меняет положение тела и удерживается от падения. Повышения показателей быстроты можно добиваться регулярным выполнением различных упражнений, требующих проявления данного качества. В подростковом и юношеском возрасте это ускорения различного характера, стартовый разгон. При выполнении приседаний в медленном темпе будет развиваться сила, а высоком - быстрота. В зависимости от конкретной двигательной задачи можно добиваться преимущественного развития того или иного качества. Прирост показателей быстроты может быть обеспечен непрерывностью занятий, с постепенным увеличением скорости двигательных действий (с учетом возможностей занимающихся), а также при условии необходимого уровня развития других двигательно-координационных качеств которые отражены в заданиях на развитие быстроты по годам обучения [13].

Таким образом по данному  разделу можно сделать вывод, что ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ - результат физической подготовки, достигнутый при выполнении двигательных действий. Уровень физической подготовленности учащихся характеризует эффективность решения одной из задач физического воспитания. Он определяется с помощью двигательных тестов, которые отражают результат физической подготовки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В соответствии с анализом научно- методической литературы я  сделала следующие выводы:

1. Ряд исследователей Н.Н. Бинчук, А.П. Кашин, Л.И. Гендзегольскис, Х.В. Тийк [1,7,19] указывают на недостаточность физической подготовленности у молодежи, поступившей на 1-е курсы в ВУЗы, и объясняют это тем, что в школах еще высок процент учащихся, освобожденных от занятий физической культурой без достаточных на то оснований, а организация процесса физического воспитания во многих из них находиться не на высоком уровне.

Анализ состояния физической подготовленности детей, подростков и  молодёжи в различных типах учреждений образования по данным весеннего (май) мониторинга показал, что индекс физической готовности в среднем  составил у мальчиков 62%, у девочек  – 59%. В целом уровень физической подготовленности детей и учащихся оказался на 8-11% ниже нижней границы  гигиенического норматива, составляющего 70% от должного возрастно-полового уровня, что позволяет отнести обследованную  популяцию к группе «риска». Среднее  значение показателя индекса физической готовности в школах составило у  мальчиков 67%, у девочек – 70%. Этот уровень физической подготовленности учащихся можно расценить для  мальчиков как «ниже среднего», для девочек – «средний».

В последние годы в центре внимания исследователей, считающих  необходимым дальнейшее совершенствование  системы физического воспитания школьников [Э.С. Громадский, Г.И. Кукушкин, Н.А. Лупандина 3,8,10] находятся вопрос совершенствования нормативных требований с целью более эффективного развития физических способностей школьников.

2. Под общей физической подготовленностью понимают физическое состояние человека, которое приобретается в результате физической подготовки и характеризуются высокой физической работоспособностью, хорошим развитием физических качеств, разносторонним двигательным опытом.

Информация о работе Особенности развития физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики