Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 17:13, курсовая работа
Благодаря легкоатлетическим упражнениям ребенок учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечнососудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.
ВВЕДЕНИЕ ..................................................3
ГЛАВА 1. Средства физического воспитания детей старшего школьного возраста ................................................................................................5
1.1. Понятие о средствах физического воспитания .................................5
1.2. Классификация физических упражнений …………………..............8
1.3. Факторы определяющие воздействие физических упражнений…12
ГЛАВА 2. Развитие физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики……………..15
2.1. Анатомо-физиологические особенности девушек и юношей
15-17 лет…………………………………………………………..….15
2.2. Контроль уровня физической подготовленности.………………...19
2.3. Влияние легкоатлетических упражнений на организм подростков и юношей……………………………………………………………….27
2.4. Развитие физических качеств у учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики……………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..............................................38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................41
Национальный банк Республики Беларусь
УО «Полесский государственный университет»
Кафедра физической культуры и спорта
КУРСОВАЯ РАБОТА
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
Исполнитель: Колб Наталья Иосифовна, студентка 931112 группы, факультета организации здорового образа жизни 2 курса
Научный руководитель:
доцент Врублевская Людмила Гавриловна
Пинск 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .....................
ГЛАВА 1. Средства физического
воспитания детей старшего школьного
возраста ..............................
1.1.
Понятие о средствах
1.2.
Классификация физических
1.3.
Факторы определяющие
ГЛАВА 2. Развитие физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики……………..15
2.1. Анатомо-физиологические особенности девушек и юношей
15-17 лет…………………………………………………………..….
2.2. Контроль уровня физической подготовленности.………………...19
2.3. Влияние
легкоатлетических упражнений на организм
подростков и юношей………………………………………………………………
2.4. Развитие физических качеств у учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики……………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ....................
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития нашего общества требуется воспитание нового человека, в котором органически сочеталось бы духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство.
Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым человеку, как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь, тем, что возможности человеческого организмы огромны, а реализовать их не всегда удается. И наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья, как считают ученые, является именно занятия легкой атлетикой.
Тема данной курсовой работы: «Особенности физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста средствами легкой атлетики» актуальна, т. к. легкая атлетика - один из основных и наиболее массовых видов спорта, объединяющий ходьбу, бег, прыжки, метания. В современной спортивной классификации насчитывается свыше 60 разновидностей легкоатлетических упражнений. Ходьба и бег должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.
В наш век проникновения
во все сферы деятельности
научно-технического прогресса
Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Легкоатлетические упражнения способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья людей. Легкая атлетика — часть государственной системы физического воспитания. Легкоатлетические упражнения входят в программу физического воспитания школьников, учащихся всех типов учебных заведений, в тренировочный процесс во всех видах спорта, в занятия физической культурой людей всех возрастов.
Благодаря легкоатлетическим упражнениям ребенок учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечнососудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.
Немаловажно и то, что многие упражнения не требуют специального дорогостоящего оборудования и могут выполняться на простых площадках и на местности. Таким образом, средства легкой атлетики легкодоступны, и необходимы для нормального функционирования всех систем организма.
В этой работе освещаются вопросы влияния занятий легкой атлетики на физическое развитие старшего школьного возраста. Цель данной работы – выявить влияние занятий легкой атлетикой на развитие физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста. В рамках поставленной цели решаются следующие конкретные задачи:
1. Выявить мнение специалистов в вопросах развития физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста.
2. Определить основные средства легкой атлетики для повышения уровня физической подготовленности учащихся.
3. Определить наиболее эффективные методы оценки физической подготовленности учащихся старшего школьного возраста.
ГЛАВА 1 СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Понятие о средствах физического воспитания.
Физические упражнения — основное и специфическое средство формирования физической культуры личности. Термин «средство» происходит от слова «средний», «серединный». Средство — это то, что создано человеком для достижения определенных целей. К средствам физического совершенствования относят физические упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы.
Физическое упражнение — это основное и специфическое средство физического совершенствования, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося.
Одновременно
физические упражнения рассматриваются
и как метод обучения и воспитания.
Важнейший признак физических упражнений
как метода — повторяемость их
применения, что позволяет педагогу
оказывать необходимое
При выполнении отдельно взятого физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры личности. Необходимо многократное повторение упражнения (наличие двигательной деятельности) с тем, чтобы усовершенствовать движение или развить физические качества. При этом двига- тельная деятельность сопровождается целым рядом происходящих в орга-низме процессов и явлений (биохимических, физиологических, психических, интеллектуальных и др.)
Характерной чертой физических упражнений является то, что они связаны с активной двигательной деятельностью людей. Физические упражнения представляют собой целенаправленные и сознательные действия, они связаны с целым рядом психических процессов, с представлением о движениях, мыслительной работой, переживаниями и т.п., развивают интересы и чувства, волю и характер и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека. Физические упражнения можно рассматривать как один из показателей единства физической и психической деятельности человека. Они влияют не только на организм, но и на личность занимающихся [22].
Естественные силы природы, факторы гигиены являются вспомогательными средствами. С их помощью полнее и лучше используется основное средство, создаются условия для эффективного влияния физических упражнений на занимающихся, успешной организации и проведения занятий.
Одна из главных задач физического воспитания — формирование у занимающихся основных знаний о влиянии на организм естественных сил природы, а также практических навыков их использования в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и в повседневной жизни.
В процессе физического воспитания естественные силы природы применяются в сочетании с движениями (занятия физическими упражнениями на воздухе, при облучении солнечными лучами в воде и т.п.), а также в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.). Они могут быть использованы в двух направлениях: во-первых, для создания условий успешной организации и проведения занятий физическими упражнениями и, во-вторых, для закаливания организма занимающихся.
Благоприятные
условия внешней среды
Методика использования естественных сил природы должна опираться на исследования единства организма и среды, влияния среды на организм занимающихся [23].
Большое значение в процессе физического воспитания, физической рекреации, занятий спортом имеет закаливание, т.е. создание устойчивости организма к действию неблагоприятных природных факторов: холода, жары, повышенной солнечной радиации (особенно при их резких колебаниях). Закаливание дает возможность сохранять здоровье и работоспособность. Поэтому его необходимо проводить с самого раннего возраста. Для разностороннего закаливания нужно применять средства, по-разному воздействующие на организм (вода и воздух различной температуры, пребывание под солнечными лучами и т.п.). Выполнение при этом физических упражнении усиливает закаливающее воздействие естественных сил природы. Этот эффект, полученный в процессе занятий физическими упражнениями, обладает способностью к переносу, т.е. он проявляется и в других видах деятельности человека, в частности в трудовой и военной, что усиливает прикладное значение самого физического воспитания. Закаливание помогает проявлению волевых качеств занимающихся, особенно при неблагоприятных внешних условиях занятий. С помощью физических упражнений и естественных сил природы можно развить имеющую большое значение сопротивляемость организма к неспецифическим воздействиям (укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию невесомости и др.).