Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:59, дипломная работа
Задачи подготовительного периода в тренировочном процессе лыжника - это укрепление общефизической подготовленности, совершенствование всех функций организма, достижение высокого уровня физических качеств: силы, быстроты, координации движения, гибкости, общей и скоростной выносливости. Наряду с этими качествами в подготовительный период просто необходимо развивать качества специфические для данного вида спорта, при этом, чтобы эти качества отвечали современным требованиям техники передвижений лыжника и способствовали росту его результатов. Непрерывный рост результатов требует поиска и совершенствования средств и методов специальной подготовки гонщика.
Введение
Глава 1. Анализ литературы
1.1 Методики подготовки лыжников-гонщиков
1.2 Этапы подготовки
1.3 Методы подготовки
1.4 Средства специальной подготовки
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1 Организация и контингент
2.2 Методики измерения
2.3 Особенности методики тренировки лыжников
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Анализ показателей общего объема тренировочных нагрузок
3.2 Динамика специальной подготовленности на летне-осеннем этапе подготовительного периода
3.3 Динамика специальной подготовленности на зимнем этапе соревновательного периода
Выводы
Методические рекомендации
Литература
1.3 Методы подготовки
На подготовительном (летне-осеннем) этапе лыжников применяется следующие методы спортивной подготовки:
· Равномерный метод - характеризуется неспешным выполнением тренировочной нагрузки в развивающем режиме
· Переменный метод - характеризуется последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитудой движения, величины усилий. Сменой техники передвижений и т.д.
· Повторный метод - характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности.
· Круговой метод - это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений по станциям для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и в особенности их комплексных форм - силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной (взрывной) силы.
· Игровой метод - основу этого метода составляет определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность в соответствии с образным или условным сюжетом (замыслом, планом игры), в котором предусматривается достижение определенной цели многими дозволенными способами, в условиях постоянного и в значительной мере случайного изменения ситуации.
· Соревновательный метод - это один из вариантов стимулирования интереса и активизации деятельности занимающихся с установкой на победу или достижения высокого результата в каком-либо физическом упражнении при соблюдении правил соревнования.
· Интервальный метод - характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, которые обладают большим тренировочным воздействием нарду с длительностью и интенсивностью выполняемого упражнения.
1.4 Средства специальной подготовки
Средства тренировки лыжников-гонщиков в бесснежный период многочисленны. Все средства условно можно разделить на основные и вспомогательные.
К основным в лыжных гонках относят следующие:
· Кросс с имитацией лыжных ходов в подъем (пологий или крутой - рельеф трассы, в зависимости от направленности тренировочного занятия, т.е. его специфики). Имитация в подъем бывает двух видов: шаговая и прыжковая. Шаговая имитация направлена на техническое прохождение трассы, отработку технических элементов (фазу отталкивания, фазу переноса веса тела, фазу полета и фазу приземления). Данный вид имитации выполняется на пульсе - 140-160 уд./мин. Прыжковая имитация направлена не только на техничное и мощное выполнение, но и на развитие функционального состояния организма лыжника (пульс - 160-180 уд./мин.). Как средство тренировки лыжников имитация применяется для более детального воссоздания техники и передачи ощущений, которые лыжник испытывает непосредственно на лыжах - в снежный период подготовки.
· Имитационные упражнения (в движении и на месте). Данное средство специальной подготовки лыжников позволяет тренеру исправлять ошибки в технике, корректировать или совершенствовать любой технический элемент или отдельное движение воспитанника, используя любой из лыжных ходов пофазно (классический ход: одновременно-бесшажный, одновременно-одношажный, попеременно-двушажный; коньковый ход: одновременно-одношажный, одновременно-двушажный, полуконек, попеременно-двушажный).
· Лыжероллеры - достаточно недавно стали применяться в подготовке лыжников-гонщиков. Несмотря на свою «молодость» смогли занять свое, важное место в тренировочном процессе лыжников. Благодаря лыжероллерам была автоматически снята проблема недостатка соревновательной практики в бесснежный период подготовки лыжников. Причем лыжероллеры стали самым незаменимым средством специальной подготовки, т.к. именно благодаря им у лыжников появилась возможность детального воспроизведения и воссоздания всех лыжных ходов и их элементов лыжной подготовки в подготовительном периоде.
· Кросс также является одним из важнейших средств подготовки спортсмена (в лыжных гонках и др. видах спорта), а также - хорошим средством восстановления.
· Кросс-поход (смешанное передвижение) - оказывает разностороннее воздействие на организм спортсмена, т.к. включает в себя два режима деятельности: с одной стороны бег - несет в себе развивающее тренировочное воздействие, с другой - ходьба - восстановительные процессы после бега. Данное средство тренировки лыжников позволяет увеличивать длительность тренировочного занятия благодаря своей специфичности.
К вспомогательным средствам подготовки лыжников можно отнести множество других видов деятельности таких, как:
· Спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей на травяном покрытии, теннис и др.)
· Плавание.
· Велосипед.
· Гребля.
· Гимнастика.
· Борьба.
· Легкая атлетика.
· Занятия в тренажерных залах и др.
В современных исследованиях доказана эффективность применения некоторых из них. И, тем не менее, в вопросе применения тех или иных средств до сих пор нет единого мнения. Зачастую на практике многие средства применяются только потому, что так делает тот или иной выдающийся мастер.
Анализ тренировочных средств подсказывает, что выбор и методика применения их спортсменами в целом помогает решать многие задачи подготовки. Каждого спортсмена отличают определенные индивидуальные особенности, и эффективность применения одного и того же тренировочного средства может оказаться неодинаковой. В умении распознать особенности и выбрать определенное сочетание тренировочных средств, наиболее точно отвечающих индивидуальным особенностям спортсмена, и заключается один из основных моментов правильного построения как отдельной тренировки, так и тренировочного процесса в целом.
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация и контингент
Педагогические наблюдения
велись за лыжниками-гонщиками 1993-1995 г.р.,
которые были разделены на две
группы: контрольную и
Для решения поставленных
задач организован совместный сбор
на летне-осеннем этапе
1. Кросс с имитацией лыжных ходов 18 км.
2. Передвижение на лыжероллерах 24 км.
3. Передвижение на лыжероллерах 15 км
4. Имитация лыжных ходов в подъем 2,5 км.
5. Смешанное передвижение 25 - 30 км.
В качестве вторых тренировок все группы использовали следующие средства:
1. Кросс 4км. и ОФП (круговая) 30'
2. Кросс 6км., игры 45'
3. ОФП (гребля на лодках) - 2ч. использовался активный отдых.
4. Езда на велосипеде 25-30 км.
Все вторые тренировки осуществлялись в восстанавливающем режиме.
Первую неделю обе группы работали по следующему плану:
Первый день - Заезд.
Кросс средней интенсивности 12 км. пульс 140-150 уд./мин. ОРУ- 12'.
Второй день - лыжероллеры 15 км.; равномерный метод. интенсивность на пульсе 150±10 уд./мин.;
Третий день - Лыжероллеры - контрольные испытания - 6 км.
Четвертый день - Активный отдых - гребля на лодках 2 ч.
Пятый день - Контрольные испытания в кроссе с имитацией - 3 км.
Длительная езда на велосипеде 50 - 70 км.
По завершению эксперимента проведены повторные контрольные испытания в кроссе с шаговой имитацией на дистанции 3 км., и лыжероллерах коньковым стилем передвижения - 6 км.
2.2 Методики измерения
В ходе проведенного эксперимента было обращено внимание на меры тренировочных нагрузок (чередование объема и интенсивности), также на чередование средств и методов специальной подготовки лыжников-гонщиков в построении тренировочного процесса (четырех недельного микроцикла). Последние простроены для двух групп (КГ и ЭГ). Простроенные микроциклы представлены ниже в пункте 2.3.
Эксперимент проходил
на самом ответственном этапе (летне-осеннем,
август - сентябрь) в тренировочном
процессе лыжников. В ходе каждого
этапа преимущественно
В ходе педагогического исследования выполнено педагогическое тестирование для выявления эффективной методики тренировки лыжников-гонщиков. Использованы следующие тесты:
1. Кросс с шаговой имитацией на дистанции 3 км;
2. Гонка на лыжероллерах коньковым стилем передвижения на дистанции 6 км.
Данное тестирование производилось дважды: до и после эксперимента. Полученные результаты сведены в таблицы и проанализированы в главе III.
2.3 Методы исследования
При построении тренировочных
микроциклов (планов тренировочной
работы) учитывается множество
В курсовой работе рассматривается летне-осенний этап подготовительного периода, который является основополагающим этапом в тренировочном процессе лыжников-гонщиков, после которого идет следующий - зимний этап соревновательного периода.
Летне-осенний этап
характеризуется большим
Для каждой группы (КГ и ЭГ) простроены четырех недельные микроциклы как разные методики спортивной тренировки. Основными вопросами в построении микроциклом являлось чередование средств и методов подготовки, а также характер предлагаемых тренировочных нагрузок (поддерживающий, восстановительный и развивающий). Ниже в таблицах представлены планы тренировочных работ, запланированных для каждой группы.
Таблица 2
План тренировочной работы (ЭГ)
Дни | Первая тренировка | Метод | Режим интенсивность | Вторая тренировка | |
1 | Кросс с имитацией
18 км |
Переменный | Развивающий пульс 170±10 уд./мин. | Кросс - 4 км.
ОРУ - 10' ОФП (круговая) - 30' |
|
2 | Лыжероллеры 24 км | Равномерный | Поддерживающий пульс 160±5 уд./мин. | Кросс - 3 км.
ОРУ - 8' Игровая 45' |
|
3 | Имитация л/ходов
в подъем (совершенствование
техники) - 45 км Общий объем - 12 км |
Переменно-повторный | Восстанавливающий пульс 140±10 уд../мин.. | ОФП (гребля на лодках) 2 ч | |
4 | Активный отдых -
езда на велосипеде 25 км |
Равномерный | Пульс 120 уд/мин. и ниже | - | |
5 | Лыжероллеры, совершенствование
техники:
8 км - быстро 7 км - медленно |
Равномерно-переменный | Поддерживающий пульс 160±10 уд./мин. | Кросс - 6 км.
ОРУ - 8' Игровая - 45' |
|
6 | Смешанное пере-
движение (кросс - ходьба) 25-30 км |
Равномерный | Поддерживающий по
объему развивающий
пульс 150-160 уд./мин. |
Восстановительные
мероприятия |
|
7 | Отдых | - | - | - | |
Информация о работе Особенности специальной подготовки лыжников