Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:25, курсовая работа
За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что неблагоприятные социально-экономические изменения, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.
Стр.
Введение
Глава 1.Теоретические основы развития ловкости у детей 6-7 лет
1.1.Анатомо-физиологические особенности развития детей 6-7 лет
1.1.1. Мышечная система
1.1.2. Опорно-двигательный аппарат
1.1.3 .Сердечнососудистая система
1.1.4 .Дыхательная система
1.1.5 .Нервная система
1.2. Особенности развития моторики
1.3. Психическое развитие ребенка
1.4. Ловкость
1.4.1. Методы развития ловкости у детей 6-7 лет
Глава 2. Подвижные игры и игровые упражнения, как средство развития ловкости у детей 6-7 лет
2.1. Характеристика подвижной игры
2.2. Методика проведения подвижной игры с детьми 6-7 лет
2.3. Подбор подвижных игр и их содержание
Заключение
Литература
Приложение
Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.
Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимости.
Достаточно часто в этом возрасте
у детей появляется такая черта,
как лживость, т.е. целенаправленное
искажение истины. Развитию этой черты
способствует нарушение детско-родительских
отношений, когда близкий взрослый
чрезмерной строгостью или негативным
отношением блокирует развитие у
ребенка позитивного
Ловкость
Ловкость-это способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Показателем ловкости является координационная слаженность движений. [6,С.29] Здесь учитывается время, необходимое для овладения сложными движениями, и степень готовности, которая достигается в данном движении после занятий физическими упражнениями и играми.
Ловкость развивается довольно медленно, и совершенствуется в упражнениях с быстрой сменой ситуаций, где требуется точность, быстрота и координированность движений. (Приложение 1)
Для развития ловкости полезны упражнения из гимнастики (без предметов, с предметами, на снарядах), акробатики (прыжки с трамплина, на батуте), упражнения с большими мячами – передачи, перебрасывания, ловля и др. Используют игры, побуждающие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обстановке, и спортивные игры. Упражнения, направленные на развитие физических качеств, применяются в строгой последовательности, с постепенным увеличением объёма и интенсивности мышечной нагрузки, с равномерным распределением её на верхний плечевой пояс, туловище и ноги. [2, С.96]
Успешное решение
Если ребенок способен хорошо координировать
движения, точно их выполнять согласно
требованиям техники, успешно перестраивать
свою деятельность в зависимости от условий,
складывающихся в процессе двигательной
деятельности, и быстро усваивать физические
упражнения, то можно говорить, что он
ловкий. Ловкость как двигательное качество
человека лежит в основе спортивного мастерства.
Среди факторов, обусловливающих ловкость,
необходимо отметить:
наличие координационных способностей,
чувство ритма, чувство равновесия.
Приобретенный двигательный опыт всегда выступает координационной основой, на которой строится усвоение новых двигательных действий. Опираясь на результаты специальных исследований, В. М. Платонов и М. М. Булатова выделяют следующие относительно самостоятельные виды координационных способностей:
1.Способность оценивать и регулировать динамические и пространственно-временные параметры движений;
2.Способность сохранять
3.Способность чувствовать и усваивать ритма;
4.Способность произвольно расслаблять
мышцы;
5. Способность
согласовывать движения.
Для совершенствования этих способностей,
необходимо применять: упражнения с акцентом
на точность их выполнения по параметрам
времени, усилий, темпа, пространства (бег
с заданной скоростью, метание на заданную
расстояние, передвижение с заданной частотой
шагов и т.д.); упражнения, требующие повышенного мышечного
чувства за счет ограничения или исключения
зрительного или слухового контроля; упражнения
с выраженным влиянием на один из анализаторов
с помощью звуковых и световых темпо и
ритма факторов; упражнения на совершенствование
мышечно-двигательных ощущений и восприятий
мяча, барьера, прибора; варьирование различными
характеристиками нагрузки.
Равновесие
- это способность человека сохранять
устойчивую позу в статических и динамических
условиях, при наличии опоры или без нее.
Особое значение равновесие имеет при
выполнении гимнастических и игровых
упражнениях. Каждому отклонению тела
от оптимального положения должно соответствовать
восстановительное усилие ребенка путем
балансирования. При этом качество выполнения
упражнения тем выше, чем меньше амплитуда
балансировки. Для совершенствования
равновесия следует ставить ребенка в
такие условия, при которых есть риск ее
потери. Самыми доступными в воспитании
среди таких условий является уменьшение
площади опоры и увеличение ее высоты.
Для этого рекомендованы упражнения:
равновесие на одной ноге с различными
положениями и движениями руками, туловищем,
свободной ногой; различные повороты,
наклоны и вращения головы, стоя на одной
и двух ногах, с различными положениями
и движениями руками, туловищем, свободной
ногой; разнообразные вращения туловища,
стоя на одной и двух ногах; разнообразные
движения, стоя на ограниченной неподвижной
и подвижной опоре (бревно, трос и т.д.);
выполнение заданий на резкое прекращение
двигательного действия при сохранении
позы по сигналу; резкое изменение направления
или характера двигательного действия
по сигналу; выполнение разнообразных
двигательных действий с закрытыми глазами;
применение отягощений в упражнениях
на равновесие; выполнение упражнений
на равновесие в состоянии усталости.
Чувство ритма
- это способность точно воспроизводить,
и направлено управлять скоростно-силовыми
и пространственно-временными параметрами
движений. Особое значение чувство ритма
имеет при усвоении и выполнении двигательных
действий, обладающих сложной и заранее
детерминированной структурой деятельности
(спортивные виды гимнастики, легкоатлетические
метания и прыжки и т.д.). Именно в этих
видах физических упражнений мельчайшие
отклонения от заданного ритма движений,
выражающиеся в изменении направления,
скорости, ускорения, точности прилагаемых
усилий, чередовании напряжения и расслабления
мышц, существенно влияют на качество
их выполнения.
При выполнении
различных двигательных действий наблюдается
непрерывное изменение степени напряжения
и расслабления различных мышц и мышечных
групп. Повышенная напряженность мышц
отрицательно сказывается на выполнении
упражнений. Она снижает координированность
движений, уменьшает их амплитуду, ограничивает
проявление скорости, гибкости, выносливости
и силы, вызывает нерациональные потери
энергии, чем снижает экономичность работы.
Для совершенствования способности произвольно
расслаблять мышцы используют упражнения,
требующие постепенного или быстрого
перехода от напряжения к расслаблению;
упражнения, в которых напряжение одних
мышц сопровождается расслаблением других
(правая рука напряжена, левая расслаблена);
при выполнении которых необходимо поддерживать
движения по инерции расслабленной части
тела за счет движения других частей (круговые
движения расслабленными руками); в процессе
выполнения которых активно расслабляются
мышцы, не участвующие в работе (расслабление
рук при беге); ациклического характера,
которые требуют больших усилий. После
их окончания максимально и быстро расслабляют
мышцы (бросок набивного мяча).
Методы развития ловкости у детей 6-7 лет
В
повседневной двигательной деятельности
различные координационные способности
проявляются в тесном взаимодействии
между собой и с другими физическими качествами.
Поэтому, если для развития физических
качеств и совершенствования техники
используются скоординированные упражнения,
одновременно совершенствуется и ловкость.
В свою очередь, выборочное усовершенствование
любой координационной способности способствует
совершенствованию физических качеств
и других способностей.
Комплексно совершенствуется ловкость
дошкольников, при использовании различных
методических приемов, среди которых отметим:
выполнение упражнения из разных исходных
положений и окончания такими же конечными
положениями; выполнение упражнения в
обе стороны, обеими руками и ногами в
различных условиях; изменение темпа,
скорости и амплитуды двигательных действий;
варьирование пространственных границ
выполнения упражнения; только усвоенные
упражнения выполняют в различных комбинациях
с ранее изученными. [1,С.331]
При этом применяют такие параметры нагрузки:
- сложность двигательных действий учащихся
колеблется в пределах от 40% до 70% от максимального
уровня. Такая сложность ставит перед
функциональными системами организма
ребенка требования, которые стимулируют
адаптационные реакции, но не вызывают
усталости анализаторов, обеспечивая
возможность выполнить достаточный для
тренировки объем работы. Интенсивность
работы у детей 6-7 лет относительно невысока
и может быть обеспечена выполнением разнообразных
несложных эстафет с мячами и без мячей,
бросанием на точность, с включениями
несложных упражнений, прыжков и т.д.;
продолжительность отдельного упражнения,
до появления усталости;
количество повторений отдельного упражнения
так же должно быть регламентировано;
продолжительность активного или пассивного
отдыха между упражнениями-1-2мин. Во время
активного отдыха паузы заполняются упражнениями
на расслабление и растягивание, самомассаж.
Ловкость
— это сложно координированное качество,
оно необходимо ребенку для успешного
использования двигательного опыта. Ловкость
неоднородна по своей уровневой структуре,
Н.А.Бернштейн выделяет 2 «разряда» ловкости:
телесная ловкость и ручная ловкость.
Л.П. Матвеев вводит в понятие ловкость значительно большее количество компонентов:
1. ловкость, проявляемая в упражнениях
и движениях, связанных со
2. ловкость, проявляемая в действиях,
связанных с предвидением в
условиях усложненной и
3. ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами, т.е. «ручная», или «предметная», ловкость;
4. ловкость, проявляемая в упражнениях,
требующих согласованных
5. ловкость, проявляемая в командных
упражнениях, требующих
Исследования В.С. Фарфеля подтверждают мнение о том, что ловкость является качеством воспитываемым и тренируемым. Для развития и совершенствования ловкости в старшем дошкольном возрасте необходимы упражнения, более сложные по координации, взаимосочетанию, условиям проведения. Всякое произвольное движение направлено на решение какой-либо конкретной задачи: прыгнуть как можно выше, поймать мяч, поднять штангу и т. п. Это задание может быть различной сложности. Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений (требованиями к координации движений). Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости.
Двигательная задача будет выполнена, если движение соответствует ей по своим пространственным, временным и силовым характеристикам, т. е. если оно достаточно точно. Понятие точность движения включает в себя: точность пространственных, точность временных, точность силовых характеристик движения. Точность движения, т. е. степень его соответствия требованиям двигательной задачи, является вторым мерилом ловкости.
Ловкость как комплексное качество развивается в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Если упустить это время, то ученики могут потерять способность к совершенствованию этого качества. В эти периоды легко формируются двигательные умения и навыки, прогрессирует сама способность приобретать все новые и новые умения и перестраивать их. Поскольку ловкость - это комплексная качество, то нет и единственного критерия ее контроля и оценки. При этом ловкость проявляется в комплексе с другими качествами и способностями учащихся, поэтому контроль и оценка ее развития осуществляется, как правило, посредством выполнения дозированного комплекса разнообразных упражнений, составленных в определенной последовательности - своеобразной полосы препятствий, преодоление которой требует от учащихся проявления скорости, чувство ритма, умение ориентироваться в сложных ситуациях, способности управлять динамическими и кинематическими характеристиками движений, поддерживать равновесие подобное. За время выполнения такой задачи дается оценка ловкости учащихся.