Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 00:25, курсовая работа
За последние годы в отечественной литературе появилось немало научных трудов, посвященных решению различных проблем воспитания дошкольников. Это объясняется тем, что неблагоприятные социально-экономические изменения, которые произошли в нашей стране в конце двадцатого века, прежде всего, затронули подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. Существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей.
Стр.
Введение
Глава 1.Теоретические основы развития ловкости у детей 6-7 лет
1.1.Анатомо-физиологические особенности развития детей 6-7 лет
1.1.1. Мышечная система
1.1.2. Опорно-двигательный аппарат
1.1.3 .Сердечнососудистая система
1.1.4 .Дыхательная система
1.1.5 .Нервная система
1.2. Особенности развития моторики
1.3. Психическое развитие ребенка
1.4. Ловкость
1.4.1. Методы развития ловкости у детей 6-7 лет
Глава 2. Подвижные игры и игровые упражнения, как средство развития ловкости у детей 6-7 лет
2.1. Характеристика подвижной игры
2.2. Методика проведения подвижной игры с детьми 6-7 лет
2.3. Подбор подвижных игр и их содержание
Заключение
Литература
Приложение
ГЛАВА 2.ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.
В то же время целый ряд проблем, связанных с физическим воспитанием дошкольников и их развитием, еще не нашли своего полного разрешения. К ним мы относим, в частности, использование большего количества разнообразных подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников. После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское общество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.
Характеристика подвижной игры
Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человека, передающегося от поколения к поколению. Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.
Правила - обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры (баскетбол, хоккей, футбол); подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры.
Подвижные игры классифицируются по следующим признакам: по возрасту (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста или в соответствии с возрастной группой детского сада); по содержанию (от самых простых, элементарных до сложных с правилами и полуспортивных игр); по преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием); по физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости); по видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности); по признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения); по сюжету (сюжетные и бессюжетные); по организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы); по подвижности (малой, средней и большой подвижности); по сезону (летние и зимние); по месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки; для местности, помещений); по способу организации играющих (командные и некомандные, игры-эстафеты. Условия игр предполагают двигательные задания, одинаковые для команды. Итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды.[12, С.21].
Подвижные игры различной
направленности являются очень
эффективным средством
По определению П.Ф.Лесгафта, «подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни». По мнению М.Н.Жукова, «подвижная игра - относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил». А В.Л.Страковская считает, что «подвижная игра - это средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых качеств».
Методика проведения подвижной игры.
Специалисты в области физической культуры рекомендуют разнообразные методические приемы, повышающие проявления двигательной координации и ловкости. Из них для детей старшего дошкольного возраста Е.Н. Вавилова предлагает использовать следующие.
1. Использование в упражнениях
предметов различной формы,
2. Выполнение согласованных
3. Смена способов выполнения упражнений.
Упражнения в ловкости требуют большой четкости мышечных ощущений, напряженного внимания. Их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижение точности координации. Поэтому со старшими дошкольниками их проводят непродолжительное время и в начале двигательной деятельности. Методика проведения подвижной игры включает в себя: сбор детей на игру, создание интереса, объяснение правил игры, распределение ролей, руководство ходом игры, подведение итога.
Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Контроль за ходом игры направлен на выполнение ее программного содержания. Это обусловливает выбор конкретных методов и приемов. Но иногда воспитатель участвует в игре, если, например, по условиям игры требуется соответствующее число играющих детей. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге), регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей, поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.
Подведение итога. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и конкретным.
Образовательные и
При проведении подвижной игры следует помнить, что собирать детей необходимо в том месте на площадке, откуда будут начаты игровые действия, сбор должен проходить быстро и интересно. Объяснение игры - это инструкция, оно должно быть кратким, понятным, интересным и эмоциональным. Роли определяют поведение детей в игре, выбор на главную роль должен восприниматься как поощрение, как доверие. В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста используются более сложные движения. Перед детьми ставится задача мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, проявлять смелость, сообразительность, выдержку, сноровку, смекалку. Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей (до 3-4), роли распределяются между всеми детьми; используются игры-эстафеты.
Подбор и планирование
подвижных игр зависят от условий
работы каждой возрастной группы. При
подборе сюжетных игр принимаются во внимание
сформированность у ребенка представлений
об обыгрываемом сюжете. Для лучшего понимания
игрового сюжета педагог проводит предварительную
работу с ребенком: читает художественные
произведения, организует наблюдения
за природой, повадками животных, деятельностью
людей различных профессий (пожарными,
водителями, спортсменами и т.д.), просматривает
видео-, кино- и диафильмы, проводит беседы.
Значительное внимание педагог уделяет
подготовке атрибутов игры. Педагог изготавливает
их вместе с детьми или в их присутствии.
Важно правильно организовать игру в зависимости
от содержания, очередности выполнения
заданий. Она может быть проведена одновременно
со всеми детьми или с небольшой группой.
Педагог варьирует способы организации
игр в зависимости от их структуры и характера
движений. Он продумывает способы сбора
детей на игру и внесение игровых атрибутов.
Ознакомление детей с новой игрой проводится
четко, лаконично, образно, эмоционально
в течение 1,5—2 мин. Объяснение сюжетной
подвижной игры, как уже отмечалось, дается
после предварительной работы с ребенком
по формированию представлений об игровых
образах. В ходе объяснения игры перед
детьми ставится игровая цель, способствующая
активизации мысли, осознанию игровых
правил, формированию и совершенствованию
двигательных навыков. При объяснении
игры используется краткий образный сюжетный
рассказ. Он изменяется в целях лучшего
перевоплощения ребенка в игровой образ,
развития выразительности, красоты, грациозности
движений; фантазии и воображения дошкольника.
Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей
у детей воссоздающее воображение, как
бы зрительное восприятие всех ситуаций
игры и действий, которые стимулируют
их к эмоциональному восприятию. Объясняя
несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность
игровых действий, игровые правила и сигнал,
он указывает местоположения играющих
и игровые атрибуты, используя пространственную
терминологию. При объяснении игры воспитатель
не должен отвлекаться на замечания детей.
С помощью вопросов он проверяет, как дети
поняли игру. Если правила игры им понятны,
то она проходит весело и увлекательно.
Объясняя игры с элементами соревнования,
педагог уточняет правила, игровые приемы,
условия соревнования. Он выражает уверенность
в том, что все дети постараются хорошо
справиться с выполнением игровых заданий,
которые предполагают не только скоростное,
но и качественное его выполнение. Правильное
выполнение движений доставляет детям
удовольствие, чувство уверенности и стремление
к совершенствованию.
Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает
физическое развитие и индивидуальные
особенности детей. В команды воспитатель
подбирает детей равных по силам; для активизации
неуверенных, застенчивых детей соединяют
со смелыми и
активными.
Интерес детей к играм с элементами соревнования
повышается, если на них надевается форма,
выбираются капитаны команд, судья и его
помощник. За правильное и быстрое выполнение
заданий команды получают очки. Результат
подсчета определяет оценку качества
выполнения заданий и коллективных действий
каждой команды. Проведение игр с элементами
соревнований требует большого педагогического
такта, объективности и справедливости
оценки деятельности команд и их членов,
способствующих дружелюбию и товариществу
во взаимоотношениях детей.
Руководство воспитателя подвижной игрой
состоит в распределении ролей в играх.
Водящего педагог может назначить, выбрать
с помощью считалки, может предложить
детям самим выбрать водящего и попросить
их, затем объяснить, почему они поручают
роль именно этому ребенку; он может взять
ведущую роль на себя или же выбрать того,
кто желает быть водящим.Воспитатель следит
за четким выполнением правил, он тщательно
анализирует причины их нарушения. Ребенок
может нарушить правила игры в следующих
случаях: если не понял достаточно точно
объяснение педагога; очень хотел выиграть
или был недостаточно внимателен.
Педагог должен следить за движениями,
взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным
состоянием ребенка в игре. Значительное
внимание он уделяет вариантам подвижных
игр, которые позволяют не только повысить
интерес ребенка к игре, но и усложнить
умственные и физические задачи, совершенствовать
движения, повышать психофизические качества
ребенка. Первоначально варианты игры
педагог придумывает или подбирает из
сборников подвижных игр. Он учитывает
постепенное усложнение правил, повышает
требование к их исполнению. Он может изменить
расположение детей и физкультурных пособий
в игре; выбрать нескольких водящих; включить
правила, требующие от ребенка выдержки,
самообладания и т.д.
Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию у них творчества.
Руководя игрой, педагог
воспитывает нравственность ребенка;
формирует у него правильную самооценку,
взаимоотношения детей друг с
другом, дружбу и взаимовыручку, учит
ребенка преодолевать трудности. Преодоление
трудностей П. Ф. Каптерев называл нравственным
закаливанием, связывая его с формированием
высокого духовного потенциала.
В подвижных играх
детей 6-7 лет, используются более сложные
движения. Перед детьми ставится задача
мгновенно реагировать на изменение игровой
ситуации, проявлять смелость, сообразительность,
выдержку, смекалку, сноровку. Движения
детей в подготовительной к школе группе
отличаются большей координированностью,
точностью, поэтому наряду с сюжетными
и несюжетными играми широко используются
игры с элементами соревнования, которые
вначале целесообразно вводить между
несколькими детьми, равными по физическим
силам и развитию двигательных навыков.
Так, в игре «Кто
скорее добежит до флажка?»
задание выполняют 2—3 ребенка.
В подготовительной
к школе группе большинство детей хорошо
владеют основными движениями. Воспитатель
обращает внимание на качество движений,
следит за тем, что бы они были легкими,
красивыми, уверенными. Дети должны быстро
ориентироваться в пространстве, проявлять
выдержку, смелость, находчивость„творчески
решать двигательные задачи. В играх необходимо
ставить перед детьми задачи для самостоятельного
решения. Так, в игре «Цветные фигурки»
дети делятся на звенья, и в каждом выбирается
звеньевой. По сигналу воспитателя дети
с флажками в руках разбегаются по залу.
По команде «В круг!» они находят своего
звеньевого и образуют круг. Затем задание
усложняется: дети также разбегаются врассыпную
по залу и по команде «В круг!» строятся
вокруг звеньевого, а пока воспитатель
считает до 5, выкладывают какую-нибудь
фигуру из флажков. Такое усложнение задания
требует от детей умения быстро переключаться
от одной деятельности к другой — в данном
случае от активного бега к выполнению
коллективного задания.
Осуществляя поиск решения тех или иных
двигательных задач в подвижных играх,
дети сами добывают знания. А знания, добытые
собственными усилиями, усваиваются сознательно
и прочнее запечатлеваются в памяти. Решение
разнообразных задач рождает у детей веру
в свои силы, вызывает радость от самостоятельных
маленьких открытий.
Различные по содержанию подвижные игры
позволяют проследить разнообразие подходов
к поиску путей развития ловкости у
детей старшего дошкольного возраста.
При умелом руководстве воспитателя подвижной
игрой успешно формируется творческая
активность детей: они придумывают варианты
игры, новые сюжеты, более сложные игровые
задания. Каждый играющий должен знать
свою задачу и в соответствии с ней исполнять
воображаемую роль в предполагаемой ситуации.
Для развития ловкости необходимо использовать
различные игры и их варианты, добиваясь
совершенствования всех ее компонентов.
Не следует также забывать, что в подвижных
играх, воспитывающих ловкость, физические
упражнения требуют напряженной работы
многих физиологических систем, поэтому
в таких играх дети могут быстро утомляться,
и тогда воздействие игры окажется неэффективным.
Обычно игры, развивающие ловкость, применяются
либо в начале занятий, либо после достаточного
перерыва для отдыха.