Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:30, реферат
Целью настоящей работы является повышение общего и специального уровня физической подготовки гимнастов групп НП 2-го года обучения. Задачи:
1. Укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем растущего организма.
2. Физическая подготовка, в процессе которой акцентируется внимание на развитие быстроты движений, гибкости и статических усилий при сохранении поз правильной осанки в смешанных висах, упорах и седах.
Работу выполнил тренер-преподаватель
Левитин А.А.
Специализированная
Детская Юношеская Спортивная Школа Олимпийского
Резерва №1
Астрахань 1999
Введение.
Целью настоящей работы
является повышение общего и специального
уровня физической подготовки гимнастов
групп НП 2-го года обучения. Задачи:
1. Укрепление здоровья
и гармоничное развитие всех органов и
систем растущего организма.
2. Физическая подготовка,
в процессе которой акцентируется внимание
на развитие быстроты движений, гибкости
и статических усилий при сохранении поз
правильной осанки в смешанных висах,
упорах и седах.
Специальная двигательная
подготовка, включающая сочетание движений
различными частями тела (координация
движений) обучение умению оценивать движения
в пространстве, времени и по степени мышечных
усилий, повышение функциональной устойчивости
вестибулярного анализатора.
Формирование правильного
стиля выполнения гимнастических упражнений.
Привитие интереса
к спортивной гимнастике и использование
его для формирования положительных черт
характера и поведения.
Спортивная гимнастика
представляет особые требования к уровню
развития основных физических качеств
занимающихся. При этом первостепенное
значение приобретает специальная физическая
подготовка, в результате которой гимнасты
должны обладать высокими показателями
динамической, статической, взрывной силы
и силовой выносливостью. От того, насколько
хорошо развиты эти качества у гимнаста
в значительной степени зависят и успехи
в овладении сложной спортивной техникой.
Поэтому специальная физическая подготовка,
постоянное улучшение функционального
состояния двигательного аппарата гимнаста,
должна стать одним из ведущих в учебно-тренировочном
процессе. Однако, для достижения успехов
в этом направлении, нельзя ограничиваться
только определением количества времени
на специальные упражнения, развивающие
физические качества. Прежде всего, необходимо
рационально использовать время, т.е. правильно
организовывать занятия. Это возможно
лишь в том случае, если известен уровень
специальной физической подготовленности
гимнастов и изменения, происходящие под
влиянием тренировки. Располагая такими
данными, можно правильно увеличивать
нагрузку, подбирая соответствующее, в
каждом отдельном случае, специальное
упражнение, акцентировать внимание на
слабых местах. Иными словами, это позволяет
своевременно уточнить тренировочный
процесс, а следовательно, и повысить его
эффективность, тем самым ускоряя процесс
роста спортивно-технических результатов.
В настоящее время
невозможно показать высокие спортивно-технические
результаты на соревнованиях, не выполнив
сложных элементов из соединений в комбинациях,
а эти упражнения требуют от гимнастов
высокого уровня специальной физической
подготовленности.
Оценка уровня СФП
гимнаста групп НП второго года обучения
проводятся по данным ряда контрольных
упражнений и показателей: подтягивание
в висе на перекладине хватом сверху (кол-во
раз), поднимание ног в высокий угол в висе
на гимнастической стенке (кол-во раз),
отжимание в упоре на брусьях (кол-во раз),
упор углом на брусьях (сек), прыжок в длину
с места (см), упражнения на гибкость (шпагаты,
наклон вперёд -- выполняется из седа на
полу, ноги врозь на 90° и мост из произвольного
положения).
Результаты сдачи контрольных
нормативов показывают, что у большинства
гимнастов групп НП уровень СФП по сравнению
с модельными характеристиками оказывается
недостаточным для освоения программы.
Поэтому в настоящей работе мною предлагается
методические рекомендации и схемы распределения
средств для повышения уровня СФП гимнастов
групп НП второго года обучения.
Эта работа, несомненно,
внесёт определённый вклад в теорию и
практику спортивной тренировки и сыграет
положительную роль в подготовке гимнастов.
Физиологические основы
спортивной деятельности.
Пластичность программ
жизнедеятельности.
Человек обладает высокой
пластичностью всех программ жизнедеятельности,
обеспечивающих взаимодействие организма
со средой существования, в том числе и
социальной средой. Особой пластичностью
по сравнению с животными характеризуется
генетическая специализация человека
в сфере двигательной деятельности. Человек
не рождается ни бегуном, ни прыгуном,
ни гимнастом. Он становится им благодаря
отсутствию жёсткой генетической программы,
ограничивающей феноменологические проявления
двигательной функции. Пластичность --
высочайший дар и благо для проявления
человеческих способностей в самых различных
сферах двигательной деятельности. Человек
становится прекрасным бегуном, пловцом,
поражает своей прыгучестью и выносливостью.
И всё это -- результат не только развития
мозга и управляемых им функций, но и социального
наследования, усвоения опыта предшествующих
поколений в период, когда мозг обладает
высокой пластичностью.
В процессе эволюции
возникли новые механизмы адаптации вегетативных
и соматических систем организма (да и
самого мозга) к внешним воздействиям
-- механизмы сознательного управления
адаптационными резервами организма.
Мозг, этот материальный субстрат идеальных
форм отражения мира, сам стал объектом
управления! Эта способность сознательного
волевого управления своими действиями
успешно реализуется в спорте. Спортивная
практика даёт нам немало примеров того,
насколько высока эффективность обучения
и тренировки там, где к огромному опыту
тренера добавляется воля и разум самого
спортсмена.
Совершенно беспомощный
при рождении человек, благодаря высокой
пластичности мозга, его дозреванию при
целенаправленном физическом воспитании
приобретает огромное количество двигательных
навыков и умений, которые в значительной
мере перекрывают врождённые двигательные
задатки.
Учение П. К. Анохина.
Учение П. К. Анохина
об ускоренном развитии функциональных
систем организма, обеспечивающих выживание
ребёнка после рождения (системогенез),
позволяет считать адаптацию к экстремальным
факторам среды вневозрастным феноменом.
Признание факта высоких адаптационных
возможностей на всех этапах возрастного
развития, который вытекает из самой сущности
учения о системогенезе, делает оправданным
приобщение ребёнка к занятиям физическими
упражнениями с самого раннего возраста.
Особенности тренировки
младших школьников, их адаптационные
перестройки.
Эффективность управления
процессом тренировки юных спортсменов
следует оценивать, прежде всего, с точки
зрения его соответствия закономерностям
растущего организма. Иначе говоря, средства
воздействия на организм, методы совершенствования
его форм и функций должны быть приведены
в соответствие с возрастными особенностями
развития детей.
Физиологический эффект
тренировочной нагрузки, проявляется
в прогрессивном изменении физического
развития и вегетативных функций, в повышении
естественных защитных сил организма.
Это происходит вследствие того, что тренировка
затрагивает внутриклеточные процессы
энергопроизводства и пластических функций.
Показатели функциональной
зрелости нервно-мышечного аппарата --
возбудимость и лабильность -- уже к 8-10
гг. приближается к уровню взрослых людей.
Время возбуждения отдельных мышечных
групп у детей 8-10 лет может быть даже меньше,
чем у взрослых. Быстрота и частота движений,
а также способность поддерживать их максимальный
темп к 14-15 гг. достигает близких к предельным
значениям.
Развитие пространственной
ориентировки связано, в первую очередь,
с повышением мышечной чувствительности.
Она достигает уже в младшем школьном
возрасте такого уровня развития, при
котором можно разучивать технически
сложные движения. Дети хорошо дифференцируют
мышечные ощущения, а отдельные упражнения
для них оказываются более доступными,
чем для взрослых.
Высокие способности
детей к овладению новым движением постепенно
утрачиваются с наступлением зрелости
и окончанием структурной дифференцировки
нервной системы, овладение новыми движениями
требует больше времени, умственных и
физических затрат. Ребёнок обладает не
только большой пластичностью мозга, но
и высокой податливостью (чувствительностью)
к специфическим для человека способам
стимулирования его развития. Это относится,
в частности, к использованию внушения
и самовнушения как важнейшего инструмента
спортивно-технического роста и развития
тренированности.
Оптимальные сроки
начала спортивной специализации определяются
темпами возрастного морфофункционального
совершенствования организма. Снижение
возрастных границ, начало специализированных
занятий спортом в значительной мере обусловлено
тенденцией развития мирового спорта.
Слишком раннее начало специализации,
монотонная, однообразная нагрузка могут
стать серьёзным тормозом на пути к спортивному
успеху. Поэтому физическая нагрузка должна
как бы маскироваться эмоциональной окраской
-- играми, эстафетами, элементами соревнований.
От занятия к занятию
чётко просматриваются текущие адаптационные
перестройки, составляющие основу долговременной
адаптации. Текущие адаптивные сдвиги,
а это не что иное, как реакция организма
на нарушение гомеостаза. Физиологические
границы этих сдвигов предопределены
индивидуальными и видовыми особенностями.
При достижении высокого уровня тренированности
правило "чем больше нагрузка, тем выше
спортивный результат" оказывается
несостоятельным, так как резервы адаптации
уже практически исчерпаны.
Резервы адаптации
зависят от возраста, исходного уровня
тренированности, наследуемых особенностей.
По мере приближения к "потолку" спортивных
достижений потенциальные возможности
роста становятся всё более ограниченными.
Иначе говоря, чем ниже исходный уровень
функциональной подготовленности, тем
больше резерв адаптации.
Функциональные и структурные
изменения, происходящие в организме в
процессе тренировки, являются обратимыми.
Если занятия прекращаются или проводятся
нерегулярно, приобретаемые прогрессивные
сдвиги постепенно утрачиваются. Необходимо
постоянно поддерживать их, используя
наряду с развивающими нагрузки, поддерживающие
высоких уровень функциональной подготовленности.
Совершенно очевидно, что только систематическая
тренировка обеспечивает сохранение и
накопление функциональных и структурных
изменений, создаёт условия для долговременной
адаптации.
Развитие тренированности
характеризуется специфическими изменениями
в мышечной и нервной ткани. Это совершенствование
регуляционных и биохимических процессов,
обеспечивает сократительную функцию
скелетных мышц, повышение активности
ферментных систем.
Восстановление потенциальной
энергии мышечного сокращения сопряжено
с биохимическими реакциями, решающая
роль в которых принадлежит окислительным
процессам. Увеличение потребности в кислороде
сопровождается соответствующими изменениями
в кровообращении и дыхании, которые позволяют
кислороду с большей быстротой транспортироваться
от лёгких к тканям.
Функциональное состояние
аппарата кровообращения в значительной
мере предопределяет спортивную работоспособность.
Расхождение между оценкой тренированности
по показателям функций сердечно-сосудистой
системы и внешним проявлением работоспособности
-- кажущиеся, ибо по уровню производительности
сердца можно судить, какой ценой достигается
эта работоспособность. Одним из показателей
сердечной деятельности является частота
сердечных сокращений (ЧСС). Во время тренировки
у спортсменов необходимо измерять ЧСС
для определения их функционального состояния.
Работе умеренной мощности соответствует
ЧСС 130 - 140 уд/мин, ЧСС 150 - 160 уд/мин соответствует
работе большей, а ЧСС 180 - 200 уд/мин -- около
предельной и предельной мощности. Физиологические
границы сердечного ритма при напряжённой
мышечной работе индивидуально различны.
Они могут значительно превышать 200 уд/мин,
однако в большинстве случаев находятся
в пределах 160 - 200 уд/мин.
Методика работы.
Методы и их сочетания.
При выполнении комплексов
упражнений применялись как неспецифические
методы, т.е. методы, применяемые во всех
областях обучения, так и специфические
-- характерные только для процессов физического
воспитания. Из специфических методов
я использовал игровой (IV комплекс), соревновательный
(Vв комплекс) и методы строго регламентирующих
упражнений -- сопряжённый, повторный,
метод кратковременных усилий, метод "до
отказа", переменный и методы контроля
(I, II, III комплексы), причём каждый из этих
методов имеет свои особенности.
"Особенностью сопряжённого
метода является одновременное соединение
в ходе выполнения физических упражнений
нескольких сторон спортивной подготовки,
приводящих к развитию качественно нового
согласованного их применения в соответствии
со специфической спортивной деятельностью."
(В.М. Дьячков)
При использовании
сопряжённого метода происходит одновременное
развитие силы и совершенствование спортивной
техники. Иными словами, сила определённых
мышечных групп наращивается в процессе
овладения гимнастами определёнными элементами
и соединениями (стойка силы и др.). Сопряжённый
метод сокращает время, необходимое гимнасту
для совершенствования тех или иных силовых
элементов, поскольку одновременно происходит
развитие специального физического качества
и совершенствование двигательного навыка.
Сочетая повторный
(динамический) метод, и метод кратковременных
усилий (статический) я добился приобретения
необходимой для гимнаста способности
концентрировать мышечные усилия в определённый
момент.
Информация о работе Повышение общего и специального уровня физической подготовки