Правила волейбола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 17:48, реферат

Описание

Техника игры — это комплекс специальных приемов, необходимых волейболисту для успешного участия в игре. Для достижения успеха в быстро меняющихся игровых ситуациях волейболист должен владеть широким кругом технических приемов и способов, эффективно использовать их в игре. Техника игры приобретает ведущее значение, поскольку подвергается оценке судьи, и тем самым непосредственно влияет на результат.

Работа состоит из  1 файл

Реферат по волейболу.docx

— 48.57 Кб (Скачать документ)
 

    Техника игры — это комплекс специальных  приемов, необходимых волейболисту для успешного участия в игре. Для достижения успеха в быстро меняющихся игровых ситуациях волейболист  должен владеть широким кругом технических приемов и способов, эффективно использовать их в игре. Техника игры приобретает ведущее значение, поскольку подвергается оценке судьи, и тем самым непосредственно влияет на результат.

Для последовательного  изучения и анализа техники игры пользуются классификацией — разделением однородных приемов и способов действий по классам на основе сходных признаков (рис. 2).

    Технический прием — это система рациональных движений, сходных по структуре и направленных на решение однотипных задач. Каждый технический прием включает способы действий, которые отличаются друг от друга деталями выполнения движения. Основными классифицирующими признаками являются: количество рук, участвующих в ударном движении; место удара кистей по мячу; положение тела игрока относительно сетки и др.

    Разновидности техники детализируют описание способов и характеризуют движение по различным признакам условий выполнения приема, как-то: отношение к опоре, параметры передачи, после которой выполняется данный прием, и т.д.

    Варианты  техники — конечный уровень классификации, описывающий особенности выполнения технического приема при тактической реализации.

    Каждый  технический прием представляет собой систему движений, т.е. нечто  целое, состоящее из связанных воедино  частей, определенным образом взаимодействующих друг с другом. Такие части принято называть фазами.

    В однократных движениях, к которым  относятся технические приемы волейбола, выделяют подготовительную, основную (рабочую) и заключительную фазы. Вместе с исходным положением они определяют двигательный состав каждого приема. 

    Основной  задачей начального положения является создание максимальной готовности к последующему перемещению — игрок принимает стойку.

    В подготовительной фазе действие направлено на создание наилучших условий для реализации смысловой задачи данного технического приема.

    В основной (рабочей) фазе действие направлено на реализацию смысловой задачи технического приема — взаимодействие игрока с мячом встречным ударным движением.

    В заключительной фазе выполнением технического приема завершается, и игрок переходит к новым действиям.

    Действия  волейболиста протекают в условиях активного влияния сбивающих факторов, которые ухудшают результат выполнения технических приемов (шум, недостаточное освещение, утомление и др.). Одна из основных задач подготовительной фазы любого технического приема — приспособление данного приема к меняющимся условиям игры. Все эти моменты необходимо учитывать при обучении техническим приемам и их совершенствовании. 
 

    Техника нападения 

    Техника перемещений 

    Прежде  чем осуществить тот или иной технический прием, волейболист перемещается по площадке. Основная цель таких перемещений — выбор места для выполнения технических приемов. Техника перемещений включает стартовые стойки и различные способы перемещений.

    Стартовые стойки. Их задача — приобретение максимальной готовности к перемещению. Это возможно в том случае, если игрок принимает неустойчивое положение, при котором ему легко начать движение. Для принятия оптимальной стоки необходимы относительно небольшая площадь опоры и незначительное сгибание ног в коленях. Она позволяет в начале движения выполнить толчок ногой от опоры, быстро вывести ОЦТ тела за границу опоры и быстро, без больших усилий начать перемещение в любую сторону. Выделяются три типа стартовых стоек.

    Устойчивая  стойка — одну ногу (чаще разноименную сильнейшей руке) ставят впереди другой. ОЦТ тела игрока проектируется между  ног на середине площади опоры, ноги согнуты в коленях, туловище несколько наклонено, руки согнуты в локтях и вынесены вперед.

    Основная  стойка — обе ноги расположены  на одном уровне, стопы параллельны  на расстоянии 20-30 см друг от друга. ОЦТ  тела игрока проецируется на середину опоры, вес тела равномерно распределен  на обе ноги, согнутые в коленях. Туловище несколько наклонено вперед, согнутые в локтях руки вынесены перед  туловищем  

    Неустойчивая  стойка — обе ноги расположены  на одном уровне, аналогично основной стойке. Игрок стоит либо на носках, либо на полной ступне; однако в последнем случае вес тела приходится на переднюю треть стоп обеих ног. Ноги согнуты в коленях, руки согнуты в локтях и вынесены вперед.

    Приняв  определенную стойку, игрок может  либо стоять неподвижно на месте, переступая с ноги на ногу или подскакивая  на обеих ногах, — это активизирует деятельность мышечного аппарата ног  и помогает быстрее начать перемещение. Такие стойки называют соответственно статическими и динамическими.

    Особенности стартовых стоек следующие:

    во  всех случаях начало движения в любую  сторону из положения стартовой  стойки осуществляется быстрее и  точнее, чем из обычного положения;

    начало  движения из положения динамических стоек осуществляется быстрее, чем  из положения статических стоек;

    независимо  от типа стоек скорость движения в  стороны определяется по рангу: вперед-влево — вправо-назад;

    наиболее  оптимальной является основная стойка (статическая, динамическая).

    В различных игровых ситуациях  при выполнении различных технических приемов могут использоваться все типы стартовых стоек.

    Перемещения. Перемещения по площадке осуществляют ходьбой, бегом, скачком.

    Ходьба  — игрок перемещается пригибным  шагом. В отличие от обычного шага здесь ногу выносят вперед слегка согнутой в колене. Это позволяет избежать вертикальных колебаний ОЦТ тела и быстро принимать исходные положения для выполнения технических приемов. Кроме обычного шага можно применять приставной и окрестный шаги.

    Бег характеризуется стартовыми ускорениями, незначительными расстояниями перемещения, резкими изменениями направления и остановками. Осуществляют его тем же пригибным шагом, позволяющим сохранить высокую скорость движения на малом расстоянии передвижения. Последний беговой шаг по длине должен быть наибольшим и заканчивается стопорящим движением вынесенной вперед ноги, аналогичным напрыгивающему шагу при нападающем ударе. Это позволяет быстро делать остановки после перемещения или резко менять его направление.

    Скачок  — это широкий шаг с безопорной фазой. Как правило, скачок сочетается с шагом или бегом. Перемещение может заканчиваться скачком, позволяющим быстрее завершить его. 

    Техника владения мячом 

    Подачи. Подача — технический прием, с  помощью которого мяч вводят в  игру. Несмотря на различия в технике  отдельных способов подач движения при их выполнении имеют ряд общих  закономерностей. Перед выполнением  подачи игрок принимает устойчивую стойку, левую ногу ставит впереди правой на расстоянии шага. Ноги, согнутые в коленях, располагает примерно на ширине плеч. При этом тело имеет угол поворота относительно фронтальной оси до 450, левое плечо находится впереди правого — это играет существенную роль в последующем ударном движении. При нижних подачах туловище слегка наклонено вперед, при верхних — расположено вертикально. Вес тела равномерно распределен на обе ноги, ОЦТ тела игрока проецируется на середину площади опоры. Левая рука согнута в локтевом суставе и вынесена вперед так, чтобы локоть был отведен от туловища, а кисть находилась на уровне носка левой ноги. Мяч лежит на ладони. Правая рука готовится к замаху.

    Важнейшая деталь техники подачи — подбрасывание  мяча. Значительная часть ошибок в технике падает именно на эту часть подачи, которая во многом определяет последующее ударное движение. Для обеспечения наилучшего выполнения удара необходимо соблюдать следующие условия:

    траектория  движения мяча снизу-вверх должна быть возможно ближе к вертикальной, для чего кисть при подбрасывании во всех положениях параллельна опоре; подбрасывание мяча необходимо выполнять плавным движением руки с постепенным нарастанием скорости — это способствует оптимальному регулированию формы траектории и высоты подбрасывания мяча.

    Замах осуществляют рукой назад в плоскости  будущего ударного движения, при этом правое плечо отводят еще дальше назад. Одновременно с замахом игрок переносит вес тела на стоящую сзади ногу — проекция ОЦТ тела смещается к задней границе опоры. Обе ноги сгибают в коленях, стоящая сзади — несколько больше. Затем следует небольшая пауза.

    В основной фазе игрок выполняет встречное  ударное движение, которое начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси и выведения вперед правого плеча. Несколько позже в работу включают ноги; разгибаясь в коленях, они поднимают тело игрока вверх, несколько продвигают его вперед и совместно с движением поворота создают начальную скорость движения бьющей руки. Затем включают правую руку: маховым движением выводят к месту встречи с мячом. Одновременно с выведением руки вес тела переносят на стоящую впереди ногу — проекция ОЦТ тела смещается к передней границе опоры.

    Удар  по мячу наносят напряженной кистью так, чтобы мяч дальше двигался вперед и вверх. Пальцы должны обхватывать  мяч и удерживать его от соскальзывания, кисть и предплечье в момент удара  составляют единый рычаг.

    Движения  подбрасывания мяча, замаха и удара  определенным образом сочетаются по времени выполнения. Возможны три варианта такого сочетания. В первом случае игрок сначала подбрасывает мяч, затем делает замах и выполняет удар по мячу. Такое сочетание характерно для начинающих игроков и не является оптимальным. Во втором случае игрок предварительно выполняет замах, затем подбрасывает мяч и производит удар. Такое сочетание характерно для выполнения подач на точность и некоторых видов планирующих подач. В третьем случае одновременно выполняют подбрасывание мяча и замах, затем следует удар по мячу. Такое сочетание несколько сложнее в координационном отношении, но более совершенно по своей организации.

    После вылета мяча рука продолжает движение и вытягивается в направлении подачи; ноги при этом выпрямлены. Для контроля за направлением полета мяча можно использовать такой прием: игрок следит, чтобы глаз, кисть вытянутой руки и верхний край сетки составляли воображаемую прямую линию. В заключительной фазе наряду с опусканием рук можно сделать шаг на площадку, чтобы быстрее перейти к новым действиям. Существуют пять способов выполнения подачи.

    Нижняя  прямая подача. Здесь удар по мячу наносят  ниже оси плечевого сустава, когда игрок стоит лицом (прямо) к сетке. Подбрасывают мяч на высоту до 0,5 м впереди над головой. Замах выполняют назад и несколько вверх в плоскости, перпендикулярной опоре. Удар осуществляют маховым движением правой рукой сзади-вниз-вперед на уровне пояса и наносят по мячу снизу-сзади. После удара руку вытягивают в направлении подачи и затем фиксируют в таком положении.

    Нижняя  боковая подача. Удар по мячу наносят  ниже оси плечевого сустава, стоя боком к сетке. Существуют два  варианта выполнения этой подачи. В  обычном варианте замах производят в направлении вниз-назад в плоскости, наклонной в опоре примерно под углом 450. Правое плечо при этом отводят назад и опускают. Удар осуществляют маховым движением правой рукой сзади-вправо-вперед, се выводят под мяч так, чтобы место удара находилось примерно на уровне пояса. 

    Ударяют по мячу напряженной согнутой кистью снизу-сбоку. После удара осуществляют сопровождающее движение, вытягивая руку в направлении подачи и фиксируя ее в таком положении. Второй вариант описывается в разделе «Особенности техники подач при их тактической реализации».

    Верхняя прямая подача. Удар по мячу наносят  выше оси плечевого сустава, стоя лицом к сетке (прямо). Мяч подбрасывают почти над головой и несколько впереди на высоту до 1,5 м. Замах выполняют вверх-назад, руку поднимают и отводят согнутой в локте за голову. Угол сгибания в локтевом суставе (плечо — предплечье) не должен быть меньше 900. Одновременно с замахом прогибаются в грудном и поясничном отделах, правое плечо отводят назад. При ударном движении правую руку разгибают в локтевом суставе, поднимают и маховым движением выносят вверх, правое плечо поднимают вверх. Продолжая маховое движение, ифок выводит руку к месту встречи с мячом несколько впереди себя (угол наклона вытянутой руки — примерно 800). Удар выполняют сзади и несколько снизу, чтобы мяч двигался вперед и вверх.

    Верхняя боковая подача. Удар по мячу наносят  выше оси плечевого сустава, стоя боком к сетке. Подбрасывают мяч  на высоту до 1,5 м так, чтобы он находился  почти над головой. Замах выполняют  вниз-назад, значительно опуская  правое плечо и сгибая правую ногу при переносе веса тела назад. В ударном  движении правую махом выносят по дуге сзади-вверх; при этом правое плечо  поднимают вверх, оставляя левое  в том же положении. Продолжая  движение рукой вперед, игрок ударяет  кистью по мячу несколько впереди  себя (угол наклона вытянутой руки около 800) сзади и несколько снизу  так, чтобы после удара мяч  двигался вперед и вверх.

Информация о работе Правила волейбола