Работоспособность студентов в умственном труде и методика ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 04:25, реферат

Описание

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности.

Содержание

1 Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов 3
1.1 Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме 4
1.2 Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения 5
1.3 Работоспособность студентов в период экзаменационной сессии 7
2 Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов 9
2.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха 9
2.2 "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов 10
2.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности 12
Библиографический список 14

Работа состоит из  1 файл

реферат по физре 2.docx

— 46.58 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

1 Работоспособность в умственном труде   и влияние на нее внешних и внутренних факторов 3

  1.1 Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме 4

  1.2 Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения 5

  1.3 Работоспособность студентов в период экзаменационной сессии 7

2 Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,  психоэмоционального и функционального состояния студентов 9

  2.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха 9

  2.2 "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов 10

  2.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности 12

Библиографический список 14 

 

     

     1 Работоспособность в умственном труде   и влияние на нее внешних и внутренних факторов

 
 

     Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности. Работоспособность зависит от возможностей человека, адекватных уровню мотивации и поставленной цели.

     В каждый момент работоспособность определяется воздействием разнообразных внешних  и внутренних факторов (недостаток питания, недостаток кислорода, слабая освещенность, недостаточное кровообращение, ощущение скуки, уход в себя, снижение способности к восприятию, ослабление памяти) не только по отдельности, но и  в их сочетании.

     Работоспособность в учебной деятельности в определенной степени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента. Наряду с этим, на нее влияют новизна выполняемой работы, интерес к ней, установка на выполнение определенного конкретного задания, информация и оценка результатов по ходу выполнения работы, усидчивость, аккуратность, уровень ДА. 

 

     

     1.1 Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме

     Исследованиями  установлено, что суточная динамика работоспособности человека во многом определяется периодикой физиологических процессов под влиянием экзогенных (связанных с изменениями внешней среды) и эндогенных - внутренних (ритм и ЧСС, ритм дыхания, изменения кровяного давления и т.п.) факторов. Колебания работоспособности в течение суток соответствуют биологическим ритмам организма.

     

     Рис 1. Работоспособность студентов в  процессе учебного дня 

     Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, если жизненный (рабочий) ритм правильно согласуется со свойственными организму биологическими ритмами его психофизиологических функций.

     Есть  студенты с устойчивой стереотипностью  и последовательностью изменения работоспособности (ритмики) и их большинство и студенты с неустойчивой их последовательностью (аритмики). В зависимости от времени работоспособности ритмики подразделяются на утренние ("жаворонки") и вечерние ("совы") типы.

     Студенты - "жаворонки" встают рано, с утра бодры, жизнерадостны; приподнятое настроение сохраняется в утренние и дневные часы. Они наиболее работоспособны с 9 до 14 часов. Вечером они рано устают. Это наиболее адаптированные к существующему режиму обучения студенты. Практически их биологический ритм совпадает с социальным ритмом дневного вуза.

     Студенты - "совы" наиболее работоспособны с 18 до 24 часов. Они поздно ложатся  спать, чаще всего не высыпаются, нередко  опаздывают на занятия; в первую половину дня заторможены. Они находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь на дневном отделении вуза.

     Очевидно, период спада работоспособности  у обоих типов студентов целесообразно использовать для отдыха. Для "сов" целесообразно с 18 часов устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программ.

     Аритмики  занимают промежуточное положение  между рассмотренными двумя группами, но все-таки они стоят ближе к лицам утреннего типа.

     1.2 Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения

     Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо наблюдаются  в течение дня, недели, полугодия (семестра), учебного года.

     Учебный день студенты, как правило, не начинают сразу с высокой продуктивностью  учебного труда. После звонка они  не могут сразу сосредоточиться и активно включиться в занятия. Проходит 10-20, а иногда и более 30 минут, прежде чем работоспособность достигает оптимального уровня. Этот период врабатывания характеризуется постепенным повышением работоспособности с определенными колебаниями.

     Период  оптимальной (устойчивой работоспособности) имеет продолжительность 1,5-3 часа, в процессе чего функциональное состояние студентов характеризуется изменениями функций организма, адекватных той учебной деятельности, которая выполняется.

     Третий  период - период полной компенсации, характеризуется  появлением начальных признаков утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией.

     В четвертом периоде наступает  неустойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия, а также колебания продуктивности учебной деятельности.

     В пятом периоде начинается прогрессивное  снижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).

     При дальнейшем продолжении работы, в  шестом периоде, происходит резкое уменьшение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей доминанты (доминанта (лат.) - временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС, обладающий повышенной возбудимостью и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров).

     Учебный день студентов кроме аудиторных занятий включает самоподготовку. Наличие второго подъема работоспособности при самоподготовке объясняется не только суточным ритмом, а главным образом, психологической установкой на выполнение учебных заданий.

     Вариативность изменения отдельных сторон работоспособности  обусловлена и тем, что учебная  деятельность студентов характеризуется  постоянным переключением различных  видов умственной деятельности (лекции, семинары, лабораторные занятия и  др.).

     Учебная неделя. Динамика умственной работоспособности в недельном учебном цикле характеризуется наличием периода врабатывания в начале (понедельник, вторник), устойчивой работоспособности в середине (среда - четверг) и снижением в последние дни недели. В некоторых случаях в субботу отмечается ее подъем, что связывают с явлением "конечного порыва" (рис.5).

     Типичная  кривая работоспособности может  изменяться при наличии фактора нервно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в различные дни недели. Такими факторами могут быть выполнение контрольной работы, участие в коллоквиуме, подготовка и сдача зачета и т.п.

     Учебный семестр и учебный  год. В начале учебного года в течение 3-3,5 недель наблюдается период врабатывания, сопровождаемый постепенным повышением уровня работоспособности. Затем на протяжении 2-2,5 месяцев (середина семестра) наступает период устойчивой работоспособности. В конце семестра, когда студенты готовятся и сдают зачеты, работоспособность начинает снижаться. В период экзаменов снижение кривой работоспособности усиливается. В период зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а если отдых сопровождается активным использованием средств физической культуры и спорта, наблюдается явление повышенной работоспособности.

     Начало  второго полугодия также сопровождается периодом врабатывания, продолжительность  которого сокращается по сравнению  с первым полугодием до 1,5-2 недель. Дальнейшие изменения работоспособности со второй половины февраля до начала апреля характеризуются устойчивым уровнем. Причем, этот уровень может быть выше, чем в первом полугодии. В апреле наблюдаются признаки снижения работоспособности, обусловленные возникающим утомлением. В зачетную сессию и в период экзаменов снижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии. Процесс восстановления отличается более медленным развитием, вследствие значительной глубины утомления

     1.3 Работоспособность студентов в период экзаменационной сессии

     Два месяца в учебном году у студентов  связаны с экзаменами – зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности и интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение, страх и др. Так, при обследовании 637 студентов было установлено, что 36,5% из них испытывали перед экзаменом сильную эмоциональную напряженность, 63,4% - плохо спали накануне.

     В период экзаменов под влиянием напряженной  умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствия в них физических упражнений как средства эмоциональной разрядки, рекреации, активного восстановления, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии.

     Сам процесс экзамена характеризуется  также значительными психоэмоциональными  и энергетическими затратами. В  то же время более высокий уровень  физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационного периода.

     Приведенные материалы подчеркивают значимость фактора здоровья для успешного учебного труда с наименьшими психоэмоциональными и энергетическими затратами. Формирование здоровья успешно может проходить лишь в условиях организации ЗОЖ. 

 

     

     2 Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности,  психоэмоционального и функционального состояния студентов

 
 

     Среди мероприятий, направленных на повышение умственной работоспособности студентов, на преодоление и профилактику психоэмоционального и функционального перенапряжения, можно рекомендовать следующие:

     -  систематическое изучение учебных  предметов студентами в  семестре, без "штурма" в период зачетов  и экзаменов;

     -  ритмичную и системную организацию  умственного труда;

     -  постоянное поддержание эмоции  интереса;

     -  совершенствование межличностных  отношений студентов между собой  и преподавателями вуза, воспитание  чувств;

     -  организацию рационального режима  труда, питания, сна и отдыха;

     -  отказ от вредных привычек:  употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании;

     -  физическую тренировку, постоянное  поддержание организма в состоянии  оптимальной физической тренированности;

     -  обучение  студентов методам самоконтроля  за состоянием организма с  целью выявления отклонений от  нормы  и  своевременной   корректировки и устранения этих  отклонений средствами профилактики.

Информация о работе Работоспособность студентов в умственном труде и методика ее развития