Работоспособность студентов в умственном труде и методика ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 04:25, реферат

Описание

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, перцепции (перцепция - психологический термин, означающий восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) памяти, внимания, мышления и др.; физиологические - состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физические - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.; совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности.

Содержание

1 Работоспособность в умственном труде и влияние на нее внешних и внутренних факторов 3
1.1 Влияние на работоспособность студентов периодичности ритмических процессов в организме 4
1.2 Общие закономерности изменения работоспособности студентов в процессе обучения 5
1.3 Работоспособность студентов в период экзаменационной сессии 7
2 Средства физической культуры в регулировании умственной работоспособности, психоэмоционального и функционального состояния студентов 9
2.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха 9
2.2 "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов 10
2.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности 12
Библиографический список 14

Работа состоит из  1 файл

реферат по физре 2.docx

— 46.58 Кб (Скачать документ)

     2.1 Использование физических упражнений как средства активного отдыха

     Различают отдых пассивный и активный, связанный  с двигательной деятельностью. Физиологическое  обследование активного отдыха связано  с именем И.М.Сеченова, впервые показавшего, что смена работы одних мышц работой других лучше способствует восстановлению сил, чем полное бездействие.

     Этот  принцип стал основой организации  отдыха и в сфере умственной деятельности, где подобранные соответствующим образом физические нагрузки до начала умственного труда, в процессе и по его окончании оказывают высокий эффект в сохранении и повышении умственной рабо­тоспособности. Не менее эффективны ежедневные самостоятельные занятия физическими упражнениями в общем режиме жизни. В процессе их выполнения в коре больших полушарий мозга возникает "доминанта движения", которая оказывает благоприятное влияние на состояние мышечной, дыхательной и сердечнососудистой систем, активизирует сенсомоторную зону коры, поднимает тонус всего организма. Во время активного отдыха эта доминанта способствует активному протеканию восстано­вительных процессов.

     2.2 "Малые формы" физической культуры в режиме учебного труда студентов

     К "малым формам" физической культуры в режиме учебного труда студентов  относятся утренняя гигиеническая  гимнастика, физкультурная пауза, микропаузы в учебном труде студентов  с использованием физических упражнений (физкультминуты).

     Утренняя  гигиеническая гимнастика (УГГ) является наименее сложной, но достаточно эффективной  формой для ускоренного включения  студентов в учебно-трудовой день. Она ускоряет приведение организма  в работоспособное состояние, усиливает  ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет  продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки  улучшает кровообращение, укрепляет  сердечнососудистую, нервную и дыхательную  системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

     Ежедневная  УГГ, дополненная водными процедурами, - эффективное средство повышения физической тренированности, воспитания воли и закаливания организма.

     Физкультурная пауза является действенной и  доступной формой. Она призвана решать задачу обеспечения активного отдыха студентов и повышения их работоспособности.

     Многочисленные  исследования свидетельствуют о  том, что после второй пары учебных  часов умственная работоспособность  студентов начинает снижаться. Спустя 2-3 часа после завершения учебных  занятий работоспособность восстанавливается  до уровня, близкого к исходному  в начале учебного дня, а при самоподготовке вновь отмечается ее снижение.

     С учетом динамики работоспособности  студентов в течение учебного дня физкультурная пауза продолжительностью 10 мин. рекомендуется после 4-х часов  занятий и продолжительностью 5 мин. - после каждых 2-х часов самоподготовки, т.е. в периоды, когда приближаются или проявляются первые признаки утомления. Проводиться она должна в хорошо проветриваемом помещении. Физические упражнения подбираются  так, чтобы активизировать работу систем организма, не принимавших участие  в обеспечении учебно-трудовой деятельности.

     Исследования  показывают, что эффективность влияния  физкультурной паузы проявляется  при 10-минутном ее проведении в повышении  работоспособности на 5-9%, при 5-минутном - на 2,5-6%.

     Микропаузы  в учебном труде студентов  с использованием физических упражнений (физкультминуты) полезны в связи  с тем, что в умственном труде  студентов в силу воздействия  разнообразных факторов возникают  состояния отвлечения от выполняемой  работы, которые относительно непродолжительны 1-3 мин. Чаще это обусловлено усталостью в условиях ограничения активности скелетной мускулатуры, монотонным характером выполняемой работы и др. Наиболее часто подобные явления наблюдаются при самоподготовке студентов, выполняемой на фоне шести, а порой и восьмичасовых аудиторных занятий.

     В этих условиях полезными бывают микропаузы, заполненные динамическими (бег  на месте, приседания, сгибание и выпрямление  рук в упоре и т.п.) или позотоническими  упражнениями, которые состоят из 5-ти циклов энергичного сокращения и напряжения мышц-антагонистов – мышц сгибателей и разгибателей конечностей и туловища.

     При продолжительной напряженной умственной работе рекомендуется через каждые 30-60 мин. использовать позотонические упражнения, через каждые 2 часа проводить  динамические упражнения, например, бег  на месте с глубоким ритмичным  дыханием.

     Использование "малых форм" физической культуры в учебном труде студентов  играет существенную роль в оздоровлении его условий, повышении работоспособности.

     2.3 Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности

     Эффективная подготовка специалистов в вузе требует  создания условий для интенсивного и напряженного творческого учебного труда без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом  и физическим совершенствованием. Этому  требованию должно отвечать такое использование  средств физической культуры и спорта, которое способствует поддержанию  достаточно высокой и устойчивой учебно-трудовой активности и работоспособности студентов. Обеспечение данной функции физического воспитания является одной из ведущих в социальном отношении.

     В цикле исследований (М.Я.Виленский, В.П.Русанов) проверялась целесообразность проведения занятий физическими  упражнениями и спортом в такие периоды учебного труда студентов, когда наблюдается снижение работоспособности, ухудшение самочувствия: в конце учебного дня (на последней паре занятий), в конце недели (пятница, суббота) на протяжении всего учебного года.

     Динамика  работоспособности в течение  рабочего дня характеризуется тремя  периодами: врабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления.

     Полученные  материалы свидетельствуют о  том, что проведение занятий физическими  упражнениями с небольшими нагрузками в период врабатывания (в начале учебного дня) обеспечивает кратковременное (на 1,5-2 часа) повышение работоспособности  и поддерживает ее на повышенном уровне в последующие 4-6 часов учебного труда. Далее во время самоподготовки, к 18-20 часам, уровень работоспособности  постепенно снижается до исходного. В течение учебной недели положительный  эффект от занятий с такими нагрузками в целом незначительный.

     Занятия с нагрузками средней интенсивности обеспечивают наибольший подъем уровня работоспособности до конца учебно-трудового дня, включая время самоподготовки. В течение учебной недели положительное воздействие таких занятий сохраняется на протяжении последующих 2-3 дней, после чего оно постепенно затухает.

     Использование в занятиях нагрузок большой интенсивности в непосредственном периоде последействия (до 1 часа) незначительно повышает уровень умственной работоспособности. В последующие часы учебного труда она снижается до 70-90%. Лишь спустя 8-10 часов ее уро­вень возвращается к исходному. Негативное отдаленное последействие таких нагрузок сохраняется на протяжении 3-4 дней учебной недели. Лишь в конце ее наблюдается восстановление работоспособности.

 

     

     Библиографический список

 
 
     
  1. Физическая  культура: Учебное пособие / под ред. В.А. Коваленко. –М.: Изд-во: АСВ, 2006. – 432с.
  2. Физическая культура студента: Учебник / под. ред. В.И. Ильинича. –М.: Гардарики, 2007. – 448с.

Информация о работе Работоспособность студентов в умственном труде и методика ее развития