Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 12:36, курсовая работа
Объект исследования: развитие координационных способностей у детей 14-15 лет занимающихся волейболом
Предмет исследования: процесс развития координационных способностей детей 14-15 лет на уроках физической культуры
Цель работы: Раскрыть методику развития координационных способностей, а также провести сравнительный анализ уровня их развития у детей 14-15 лет.
Волейбол способствует воспитанию у учащихся чувство коллективизма; настойчивости, решительности, целеустремленности; внимания и быстроты мышления; способности управлять своими эмоциями; совершенствование координационных движений и основных физических качеств.
Техника игры в волейбол разделяется на технику нападения (перемещения, подачи, передачи, нападающие удары) и технику защиты (перемещение, прием мяча, блок).
Подача - технический прием, с помощью которого мяч вводится в игру. Наступать на лицевую линию площадки или переступать ее в момент выполнения подачи запрещается. Удар должен быть нанесен по мячу, находящемуся в воздухе. Подача считается правильной, если мяч пролетел над сеткой в пределах ширины 9 метров (между антеннами и ограничительными лентами), не задев ее. Подача считается неправильной, если мяч упадет за пределами площадки: коснется игрока подающей команды; производится броском или толчком; выполнена двумя руками; произведена с нарушением очередности при смене мест; коснется какой-либо части подающего после подбрасывания.
Передача - технический прием, с помощью которого мяч направляют выше верхнего края сетки для выполнения нападающего ударом. По направлению относительно передающего игрока передачи могут быть вперед, назад и над собой.
Передача вперед - перед выполнением передачи игрок принимает стартовую стойку и перемещается к месту встречи с мячом.
В исходном положении стопы ставят на одном уровнем, параллельно друг к другу; ноги согнуты в коленях; руки согнуты в локтями кисти вынесены перед лицом. В дальнейшем руки и ноги выпрямляются до конца, руку вытягиваются в направлении передачи. Длина передачи и ее высота регулируются в коленях в исходном положении.
Нападающий удар - технический прием атаки, заключающийся в перебивании мяча одной рукой на сторону противника выше верхнего края сетки. Различают прямые нападающие удары (выполняет лицом к сетке) и боковые (боком к сетке).
Теперь рассмотрим тесты, которые применяют для развития, а также для выявления уровня развития координационных способностей у детей регулярно занимающихся волейболом:
Тест № 1. Упражнения сложно координационной направленности:
1. Верхняя передача над собой из положения седа.
2. Встать, продолжая выполнять верхнюю передачу передвижение вперед, кувырок вперед мяч в руках.
3. Верхняя передача в щит, подбор мяча, чередование верхней и нижней передачи в стену с передвижением приставными шагами вдоль боковой линии до лицевой линии.
Тест № 2
Изменение скорости и смена мест занятий с изменением площади пространства. Наблюдение за реакцией и ориентировкой занимающихся выявляется следующее: уровень перестройки деятельности, ориентировка, количество допущенных ошибок, внимание.
Тест № 3
1. Верхняя передача мяча с одновременными движениями ногами: сгибая ноги вперед, назад, вынос прямых ног вперед, назад, в стороны, с подскоками.
2. Чередование верхней нижней передач в парах с одновременным поворотом на 360, 180 градусов.
3.Передачи мяча из разных исходных положений.
Выполнение упражнений с передвижением по разным направлениям. Измеряется точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники.
Тест № 4
Данный тест основан на уменьшении последовательности выполнения упражнений. При таком подходе определяется уровень подготовленности учащихся на основании степени освоения движений.
В течение нескольких секунд занимающийся должен понять и прореагировать на соответствующие жесты и указания, вспомнить похожие ситуации и инструкции о том, что делать, как выбрать правильную стратегию и, наконец, на основании обратной связи определить, правильно или неправильно выполнено упражнение.
Тест № 5. Примерные упражнения сложно координационного характера:
И.п. - стойка в выпаде на правую ногу, левая рука за голову, правая рука за спину.
1-2 - Прыжок, левую ногу согнуть вперёд, руки вверх.
3-4 - Шаги вперед, руки на пояс.
5-6 - Прыжок ноги врозь - ноги вместе, руки в стороны, руки вверх.
7-8 - Поворот на 180°.
1 - Правая нога вперёд, руки согнуть вперёд.
2 - Смена ног, руки вниз.
3-4 - Шаги на месте.
1 - Поворот на 360° на правой ноге вправо, левую руку на колено левой ноги.
2 - Левую ногу выпрямить влево, носок на себя.
3 - Левую ногу назад скрестно, руки вперёд.
4 - Мах правой вправо, руки вниз в замок.
5-6 - Подскок ноги врозь - вместе, руки в стороны, вверх, вниз.
7-8 - 2 Шага назад.
Таким образом, мы рассмотрели развитие координационных способностей при общей физической подготовке подростков, а также у детей занимающихся волейболом. На основании вышеизложенного, выделим основные идеи и понятия.
Итак, выделяют три вида координации при выполнении двигательных действий - нервную, мышечную и двигательную.
Нервная координация - согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи.
Мышечная координация - это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.
Двигательная координация - согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею».
Координация движений, прежде всего, содержит критерий (показатель) качества системы движений, ее целесообразность, соответствие задаче и условиям. Качество определяется не вне процесса координации, не до него, а в самом процессе, по ходу двигательного действия.
Когда речь идет о двигательной координации, наряду с указанными выше видами координации следует различать и такие разновидности, как сенсорно-моторная и моторно-вегетативная, от которых зависит качество выполнения задачи. Первая связана с согласованием деятельности опорно-двигательного аппарата и собственно сенсорных систем (анализаторов) зрительной, слуховой, вестибулярной, двигательной по восприятию, обработке (анализу и синтезу) и передаче афферентной информации при регуляции движений и позы тела. К ним, в частности, относятся зрительно-двигательные координации, вестибуломоторные и другие.[9]
Значение органов чувств человека огромно. Посредством этих органов мы познаем не только состояние окружающей нас внешней среды и происходящие в ней перемены, но и некоторые процессы, совершающиеся в нашем теле. Сенсорно-моторный тип координации требует быстрого и тонкого анализа внешних сигналов - зрительных, слуховых, тактильных и их сопоставления с внутренними сигналами - проприорецептивными и вестибулярными.
Двигательные акты человека, как и все другие виды деятельности, являются проявлением функций целостного организма. Любое мышечное движение в той или иной мере связано с деятельностью вегетативных систем, обеспечивающих мышечную деятельность (дыхательной, сердечнососудистой, гуморальной, выделительной и др.). Поэтому на успешность решения двигательных задач при выполнении физических упражнений координация вегетативных функций оказывает не меньшее влияние, чем координация и чисто двигательных функций.
Об этом свидетельствуют результаты многих исследований. Так оказалось, что в результате утомления, заболеваний, гипоксии, сильных эмоциональных воздействий при длительном отсутствии систематических тренировок наступает рассогласование, дискоординация между различными функциями организма, и в первую очередь между функциями двигательного аппарата и деятельностью отдельных систем, обеспечивающих работу мышц. В конечном счете, все это отражается на качестве управления различными параметрами движений.
Следовательно, координацию движений (двигательную координацию) можно рассматривать как результат согласованного сочетания функциональной деятельности различных органов и систем организма в тесной связи между собой, т.е. как единое целое (системный уровень) либо как результат согласованного функционирования какой-то одной или нескольких систем организма (местный, локальный согласованный).
Координация движений как качественная характеристика двигательной деятельности может быть в одних случаях более, а в других менее совершенной. В связи, с чем следует говорить о координированности человека как одной из характеристик его двигательно-координационных возможностей.
Координированностъ - есть результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида. Мера индивидуальной выраженности координированности обнаруживается в успешности и качественном своеобразии организации и регулирования движений. При оценке индивидуальной выраженности координированности человека, целесообразно использовать целый ряд критериев (свойств), отражающих разнообразные координационные способности. На основе данных критериев можно судить о степени эффективности управления определенными двигательными действиями у разных людей.
Известно, что отдельные индивиды в дошкольном и школьном возрасте в координационных тестах имеют результаты, которые намного превышают средние данные детей соответствующего возраста или даже старше их (B.C. Фарфель). Это свидетельствует об исключительных способностях детей в координационной области.
В связи с этим координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.
Природной основой координационных способностей являются задатки, под которыми понимают врожденные и наследственные анатома - физиологические особенности организма. К ним относят свойства нервной системы (силу, подвижность, уравновешенность нервных процессов), индивидуальные варианты строения коры головного мозга, степень зрелости ее отдельных областей и других отделов центральной нервной системы, уровень развития отдельных анализаторов (сенсорных систем), особенности строения и функционирования нервно-мышечного аппарата, свойства продуктивности психических процессов (ощущения, восприятие, память, представления, внимание, мышление), темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний.
При развитии координационных способностей педагогу приходится решать как общие, так и частные задачи, определение которых осуществляется на основе компонентов, характеризующих качество управления различными видами двигательных действий.
Для развития координационных способностей применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое. Они должны:
- иметь необходимую координационную трудность, сложность для занимающихся,
- содержать элементы новизны, необычности,
- отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью способностей происходит на основе развития точности дифференцирования направления, амплитуды, времени, темпа и скорости движений, интенсивности мышечных усилий. Способность тонко дифференцировать отдельные признаки движений во многом зависит от степени развития у человека зрительных, слуховых, тактильных и особенно мышечно-двигательных ощущений.
В процессе совершенствования этой способности формируются такие восприятия и представления, как «чувство пространства», «чувство времени», «чувство развиваемых усилий», от уровня развития которых зависят эффективность овладения техникой, тактикой и способность управления своими движениями в целом.
Следует отметить, что точность анализа усилий заметно уступает точности анализа длительности движений, а последняя - точности различения их пространственных признаков.
Каждый вид спортивной деятельности представляет различные требования к способностям человека определять те или иные параметры движений. Совершенствование специализированных восприятий осуществляется в процессе выполнения разнообразных упражнений.
«Чувство времени», например,- точное восприятие продолжительности выполнения того или иного компонента деятельности (времени преодоления дистанции, времени реагирования на какой-либо сигнал, времени полётной фазы в прыжках в воду, времени броска в баскетболе, рывка штанги), очень важно во многих, и если не во всех видах двигательной деятельности.
«Чувство пространства» связано с восприятием, оценкой и регулированием пространственных параметров движений: расстояние до какого либо объекта, размеров площадки или препятствий, амплитуды, направления, формы движения. Это, например, расстояние между боксёрами во время поединка, расстояние между игроками и корзиной в баскетболе, направление, траектория полёта волейбольного мяча, расстояние между ОЦТ и планкой при прыжках в высоту с разбега. К 14-15 годам зрительно-моторные функции, обеспечивающие точность многих двигательных действий (попадание, метание в цель), достигает высокого уровня развития, приближаясь к показателям взрослого человека.
Информация о работе Развитие координационных способностей детей 14-15 лет, занимающихся волейболом