Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:53, реферат
Цель работы: - охарактеризовать основные методы и формы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи работы:
1. дать характеристику основным методам самоконтроля;
2. охарактеризовать основные формы самостоятельных занятий при физических упражнениях;
3. проанализировать содержание и методику занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля.
Введение………………………………………………………………….. 4 - 6
1. Самоконтроль в процессе занятий физической культурой
1.1. Диагностика и врачебный контроль спортсмена ………………….. 7 - 11
1.2. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии
оценки, дневник самоконтроля……..…………………………………… 12 - 23
1.3. Коррекция содержания и методики занятий физическими
упражнениями и спортом по результатам контроля………………..…25 - 27
2. Формы самостоятельных занятий
2.1. Формы и содержание самостоятельных занятий ………………..…28 - 30
3. Заключение……………………………………………………………. 31
4.Список использованной литературы………………………………...…32
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ФИЛИАЛ
РЕФЕРАТ
Тема Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. Формы самостоятельных занятий.
______________________________
Череповец, 2012 г.
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ
АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Регистрационный №
студента_______1201288197_____
Факультет____юридический_____
Студент_____Смирнова Елена Александровна_________________
(Ф.И.О.)
Дисциплина____Физкультура_____
Рецензент_____________________
(Ф.И.О.)
Дата получения к/р____________
Тема курсовой работы___ Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. Формы самостоятельных занятий.____
Оценка________________________
РЕЦЕНЗИЯ
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Самоконтроль в процессе занятий физической культурой
1.1. Диагностика и врачебный контроль спортсмена ………………….. 7 - 11
1.2. Самоконтроль, его основные методы, показатели, критерии
оценки, дневник самоконтроля……..…………………………………… 12 - 23
1.3. Коррекция содержания и методики занятий физическими
упражнениями и спортом по результатам контроля………………..…25 - 27
2. Формы самостоятельных занятий
2.1. Формы и содержание самостоятельных занятий ………………..…28 - 30
3. Заключение……………………………………………………
4.Список использованной литературы………………………………...…32
Введение
Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом. Любой человек, начинавший систематически заниматься физическими упражнениями, должен регулярно наблюдать за состоянием своего организма, что поможет правильно регулировать величину нагрузки во время выполнения физических упражнений, оценить результаты самостоятельной тренировки и при необходимости изменять режим тренировки.
Физические упражнения действуют всесторонне на человеческий организм. Под влиянием систематических занятий физическими упражнениями увеличивается неспецифическая устойчивость организма по отношению к самым различным неблагоприятным факторам: инфекциям, резким температурным влияниям, радиации, интоксикациям и др.
При регулярных занятиях физическими упражнениями активизируется деятельность всех органов и систем, увеличивается объем мышц, усиливаются обменные процессы, совершенствуется сердечнососудистая система. Тем самым, улучшается физическая подготовленность занимающихся, нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.
В основе достижения профессиональными спортсменами спортивного результата и его роста лежат адаптационные процессы, происходящие в организме. Используя самоконтроль, оценивают свое физическое развитие, двигательные качества и функциональные возможности.
Самоконтроль необходим для того, чтобы занятия оказывали тренирующий эффект и не вызывали нарушения в состоянии здоровья.
Организм здорового человека имеет высокую сопротивляемость к воздействию разнообразных факторов внешней среды, в том числе и к болезнетворным микроорганизмам. Кроме того, органы нашего тела имеют большой запас прочности - огромный функциональный резерв, который организм использует в различных трудных ситуациях для защиты от повреждений и поддержания нормальных условий жизнедеятельности, т.е. для сохранения здоровья. Известный ученый Н.М. Амосов считает, что количество здоровья можно определить как сумму "резервных мощностей" основных систем организма. Отклонения от нормы здоровья происходят в том случае, когда естественные защитно-приспособительные реакции организма недостаточно активны и поэтому его устойчивость к любым повреждающим влияниям снижена. Характер же заболевания и его локализация (пострадают ли при этом почки, сердце, мозг или желудочно-кишечный тракт) в значительной мере определяется конкретными особенностями данного организма. Таким образом, естественно-защитные реакции являются одним из самых главных условий существования жизни на земле. Они лежат в основе приспособляемости - способности живых органов сохранять и совершенствовать свою структуру и функции при различных изменениях внешней и внутренней среды. Защитно-приспособительные реакции могут быть специфическими и неспецифическими. Специфические - это иммунитет, вырабатываемый организмом на определенную инфекцию. Например - иммунитет после перенесенных заболеваний - корь, оспа и т.д.
Главным принципом физического воспитания является его оздоровительная направленность, что обеспечивается всем содержанием и организацией работы по физическому воспитанию, в частности обязательностью врачебного контроля.
На основании вышеизложенного была поставлена следующая цель работы: - охарактеризовать основные методы и формы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи работы:
1. дать характеристику основным методам самоконтроля;
2. охарактеризовать основные формы самостоятельных занятий при физических упражнениях;
3. проанализировать содержание и методику занятий физическими упражнениями и спортом по результатам контроля.
Объект исследования – самоконтроль при занятиях физическими упражнениями.
Предмет исследования - самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. Формы самостоятельных занятий.
Работа представлена с помощью следующих методов: логико-юридический и сравнительный анализ. теоритический анализ литературы; конкретизация; обобщение.
Работа состоит из введения, заключения, основной части, в которой раскрываются поставленные задачи, списка использованной литературы.
1. Самоконтроль в процессе занятий физической культурой.
1.1 Диагностика и врачебный контроль спортсмена.
Каждый, кто решил заниматься спортом, должен знать, что одного желания мало, следует четко себе представить и определить, какие физические упражнения и тренировки подходят вам, соответствуют вашему здоровью и уровню физической подготовки. Перед тем как начать самостоятельно заниматься, необходимо пройти диагностику.
Диагностика включает в себя теорию и методы определения состояния и уровня подготовленности спортсменов, а также принципы определения и построения диагноза. Основа диагностики - накопленная годами, статистически проанализированная информация, позволяющая сопоставить и оценить результаты последнего тестирования с аналогичными данными прошлых лет. Спортивно-педагогическая диагностика органически вписывается в систему подготовки спортсменов. Она направлена на получение информации (диагноза) о физическом состоянии и специальной подготовленности спортсменов.¹ Программа диагностики включает функционально-диагностическое обследование и тестирование ведущих для данного вида спорта физиологических систем и функций:
- центральной нервной системы;
- вегетативной нервной системы;
- сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- нервно-мышечного аппарата;
- внутренней среды;
- физического развития;
- соматической и биологической зрелости (в тех видах спорта, в которых высокие спортивные результаты достигаются в юном возрасте);
- психофизиологического состояния.
___________________
1. «Самоконтроль при занятиях физической культуры» -П. И. Готовцев, В.И.Дубровский, Москва, «Физкультура и спорт»,1984 г., С. 46
Для решения всех этих задач были разработаны специальные программы исследования профессиональных спортсменов и тех, кто занимается оздоровительной физкультурой. Исследования проводятся в состоянии покоя и при выполнении физических нагрузок. Так, например, комплекс исследований в состоянии покоя включает:
- врачебный осмотр, составление медицинского и спортивного анализа;
- электрокардиографию (с проведением активной ортопробы);
- ультразвуковое исследование сердца (при необходимости - внутренних органов: печени, почек и т.д.);
- биохимический анализ крови (при необходимости определение гормонального статуса);
- антропометрические исследования (измерение размеров тела), состава тела (соотношение жировой и мышечной массы), биологического возраста и др.
При исследованиях с физическими нагрузками важное место занимает подбор средств и методов задания тестовой нагрузки. В зависимости от возраста, пола, специализации и квалификации спортсменов могут быть использованы физические нагрузки следующего характера:
- ступенчато возрастающего субмаксимальной мощности с ограниченным временем работы (типа PWC170) и " до отказа";
- предельного характера с постоянной мощностью от 1 до 7-12 мин (типа удержание критической скорости, мощности, скорости (мощности) анаэробного порога и т.п.);
- с переменной скоростью (мощностью) повторного или интервального характера;
- моделирование соревновательной деятельности. ¹
При проведении диагностики тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося. Оценка
___________________
1. «Самоконтроль при занятиях физической культуры» -П. И. Готовцев, В.И.Дубровский, Москва, «Физкультура и спорт»,1984 г., С. 47-48
реакции сердечнососудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80.
Обобщение и анализ исследований, проведенных на спортсменах позволяет сформулировать факторы, определяющие и формирующие уровень функциональной подготовленности обследуемых:
- физическое развитие;
- функциональные возможности основных физиологических систем организма;
- иммунный статус;
- психологический статус.
Следующую группу факторов, формирующих функциональную подготовленность, составляют:
- спортивная деятельность, ее специфика, соотнесенная с видом спорта;
- продолжительность занятий;
- успешность в достижении спортивных результатов.
Еще одна группа факторов, формирующих функциональную подготовленность, представлена методическими основами организации тренировочного процесса:
- режимом тренировок;
- объемом и интенсивностью тренировочных нагрузок;
- соотношением средств и методов развития физических качеств, психофизической напряженностью;
- календарем и регламентом соревнований. ¹
Отсутствие контроля за физическим состоянием и подготовленностью спортсменов, опирающегося на объективную диагностику, может привести к развитию переутомления, значительному снижению работоспособности и в дальнейшем — к возникновению заболеваний и травм. Занятия физической
_____________________
1. Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). Астрахань 2009 г., С.36
культурой нельзя проводить без врачебного контроля. Врачебный контроль - система медицинского обеспечения всех контингентов населения, занимающихся физической культурой, спортом, туризмом.
Основная цель врачебных обследований - определение и оценка состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обследуемых. Полученные данные позволяют врачу рекомендовать виды физических упражнений, величину нагрузки и методику применения в соответствии с состоянием организма. При нормальном состоянии человека все его органы и системы функционируют наиболее правильно, в соответствии с условиями жизни. Деятельность всех органов взаимосвязана, согласована и представляет единый сложный процесс. Весь организм в целом целесообразно и эффективно приспосабливается к изменению условий, усилению режима деятельности, и отличается высоким уровнем дееспособности, в том числе и физической работоспособности. При врачебном обследовании, определяя и оценивая состояние здоровья и уровень физического развития, врач выявляет тем самым уровень физической подготовленности.