Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:29, реферат
Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию. К основным видам диагностики относят: врачебный контроль, педагогический контроль и самоконтроль.Субъективные показатели самоконтроля.
1. Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими
упражнениями и спортом. -3стр.
1.1 Самоконтроль. -5стр.
2. Исследование и оценка физического развития. -9стр.
2.1 Методы стандартов, антропометрических индексов для оценки
физического развития. -14стр.
3. Исследование и оценка функционального состояния. -17стр.
4. Контроль за физической подготовленностью. -21стр.
5. Профилактика травматизма и отрицательных реакций организма при
занятиях физическими упражнениями и спортом. -24стр.
Список используемой литературы. -27стр.
НОУ «ТОМСКИЙ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Специальность: Банковское дело
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Физическая культура
на тему: Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом
Выполнила:
Бойко А.А., группа 108
Проверила:
Белоусова В.А.
Томск, 2012
Содержание
1. Диагностика и самодиагностика организма при занятиях физическими
упражнениями и спортом.
1.1 Самоконтроль. -5стр.
2. Исследование и оценка физического развития. -9стр.
2.1 Методы стандартов, антропометрических индексов для оценки
физического развития. -14стр.
3. Исследование и оценка функционального состояния. -17стр.
4. Контроль за физической подготовленностью. -21стр.
5. Профилактика травматизма и отрицательных реакций организма при
занятиях физическими упражнениями и спортом. -24стр.
Список используемой литературы. -27стр.
1. Диагностика
и самодиагностика организма
занятиях физическими
Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.
К основным видам диагностики относят: врачебный контроль, педагогический контроль и самоконтроль.
Цель диагностики - способствовать укреплению здоровья человека, его гармоничному развитию.
Врачебный контроль.
Врачебный контроль - научно-практический раздел
медицины, изучающий состояние здоровья,
физического развития, функционального
состояния организма занимающихся физическими
упражнениями и спортом.
Главная задача врачебного
контроля - обеспечение правильности
и высокой эффективности учебно-тренировочных
занятий и спортивных мероприятий. Врачебный
контроль призван исключить все условия,
при которых могут появляться отрицательные
воздействия от занятий физическими упражнениями
и спортом на организм занимающихся. Врачебный
контроль является обязательным условием
предупреждения травматизма в процессе
физического воспитания студентов и осуществляется
в соответствии с "Положением о врачебном
контроле за физическим воспитанием в
вузе".
Врачебный контроль в вузе проводится в следующих формах:
- регулярные медицинские
обследования и контроль
- врачебно-педагогические
наблюдения за занимающимися
во время занятий и
- санитарно-гигиенический
контроль за местами,
-санитарно-просветительская
работа, пропаганда физической
- профилактика спортивного травматизма и заболеваний;
- проведение комплексных
и восстановительных
Для студентов медицинское обследование проводят перед началом учебного года один раз в год. Для лиц, имеющих отклонение в здоровье - 2 раза в год, а для лиц, активно занимающихся спортом -3-4 раза в год.
Ежегодные врачебные осмотры студентов позволяют изучить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные способности важнейших систем организма, а также установить медицинскую группу занимающихся студентов.
Установленное многолетней практикой врачебного контроля распределение занимающихся происходит на группы:
- основную (без отклонений в состоянии здоровья);
- подготовительную (без отклонений,
но с недостаточным физическим
развитием и подготовленностью)
- специальную (имеют отклонения
в состоянии здоровья и
Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в процессе занятий по физическому воспитанию в соответствии с состоянием здоровья занимающихся.
Педагогический контроль.
Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий по физическому воспитанию. Такие проверки позволяют вестисистематический учет по двум наиболее важным направлениям:
- степень усвоения техники двигательных действий;
- уровень развития физических качеств.
В системе контроля за усвоением техники двигательных действий осуществляемого преподавателем физического воспитания, принято различать три вида проверок:
- предварительную (контрольные нормативы);
- текущую (отмечается в журнале);
- итоговую (прием государственных тестов).
К методам педагогического контроля относятся:
- анкетирование занимающихся;
- анализ рабочей документации
учебно-тренировочного
- педагогические наблюдения во время занятий;
- регистрацию функциональных и других показателей;
- тестирование различных
сторон подготовки.
1.1 Самоконтроль.
Самоконтроль - это метод самонаблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физическими упражнениями и спортом.
Самоконтроль необходим
для того, чтобы занятия оказывали
тренирующий эффект и не вызывали
нарушения в состоянии
Субъективные показатели самоконтроля
Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным - при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.
Самочувствие. Является одним из важных показателей оценки физического состояния, влияния физических упражнений на организм. У занимающихся плохое самочувствие, как правило, бывает при заболеваниях или при несоответствии функциональных возможностей организма уровню выполняемой физической нагрузки. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).
Утомление. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является средством тренировки и повышения работоспособности. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки. С утомлением следует бороться тогда, когда оно начинает переходить в переутомление, т.е. когда утомление не исчезает на следующее утро после тренировки. Примерная схема внешних признаков утомления приведена в таблице 1.
Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу - вызывает чувство бодрости, прилив сил. При характеристике сна отмечается продолжительность и глубина сна, его нарушения (трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т.д.).
Таблица 1 - Внешние признаки утомления при занятиях физическими упражнениями (по Н.Б. Танбиану)
Признак усталости |
Степень утомляемости | ||
небольшая |
значительная |
резкая (большая) | |
Окраска кожи |
Небольшое покраснение |
Значительное покраснение |
Резкое покраснение или побледнение, синюшность |
Потливость |
Небольшая |
Большая (плечевой пояс) |
Очень большая (все туловище), появление соли на висках, на рубашке, майке |
Движение |
Быстрая походка |
Неуверенный шаг, покачивание |
Резкие покачивания, отставание при ходьбе, беге, в альпинистских походах |
Внимание |
Хорошее, безошибочное выполнение указаний |
Неточность в выполнении команды, ошибки при перемене направлений |
Замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды |
Самочувствие |
Никаких жалоб |
Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение |
Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, головную боль, "жжение" в груди, тошноту |
Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается. Аппетит, как известно, неустойчив, он легко нарушается при недомоганиях и болезнях, при переутомлении. При большой интенсивной нагрузке аппетит может резко снизиться.
Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.
Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.
Объективные показатели самоконтроля.
Пульс. В настоящее время ЧСС рассматривается одним из главных и самых доступных показателей, характеризующих состояние сердечнососудистой системы и ее реакции на физическую нагрузку. Частота пульса здорового нетренированного человека в состоянии покоя обычно колеблется у женщин в пределах 75-80 уд/мин, у мужчин - 65-70 уд/мин. У спортсменов частота пульса уменьшается до 50-60 уд/мин, причем это уменьшение наблюдается с ростом тренированности. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях после 3 минут отдыха, за 10, 15 или 30 секунд, после чего производят пересчет полученных величин в минуту. Измерение ЧСС проводится сразу же в первые 10 с после работы. Для контроля важно, как реагирует пульс на нагрузку и быстро ли снижается после нагрузки. Вот за этим показателем занимающийся должен следить, сравнивая ЧСС в покое и после нагрузки. При малых и средних нагрузках нормальным считается восстановление ЧСС через 10-15 минут.
Если ЧСС в покое утром или перед каждым занятием у студента постоянна, то можно говорить о хорошем восстановлении организма после предыдущего занятия. Если показатели ЧСС выше, то организм не восстановился.
Частота дыхания (ЧД) и ЖЕЛ. Дыхание в покое должно быть ритмичным и глубоким. В норме частота дыхания у взрослого человека 14-18 раз в минуту. При нагрузке увеличивается в 2-2,5 раза. Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. В норме у женщин 2, 5 - 4 л, у мужчин = 3, 5-5 л.
Вес. Для определения нормального веса используются различные весо - ростовые индексы. В практике широко используют индекс Брока.
Нормальный вес тела для людей ростом:
от 155 до 165 см = длина тела-100
165- 175 см = длина тела-105
175 и выше см = длина тела -110
Артериальное давление (АД). Систолическое давление (макс) - это давление в период систолы (сокращения) сердца, когда оно достигает наибольшей величины на протяжении сердечного цикла.Диастолическое давление (мин) - определяется к концу диастолы (расслабления) сердца, когда оно на протяжении сердечного цикла достигает минимальной величины.
Нормальные величины артериального давления (систолического и диастолического) определяются последующим формулам:
мужчины: АДСИСТ= 109 + 0,5 х возраст + 0,1 х масса тела АДдиасг = 74 + 0,1 х возраст + 0,15 х масса тела
Информация о работе Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом