Социально-биологические основы физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:12, реферат

Описание

Всем известно, что медико-биологические и педагогические науки имеют дело с чело¬веком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социально-биологические основы физичес¬кой культуры — это принципы взаимодействия социальных и биоло¬гических закономерностей в процессе овладения человеком ценнос-тями физической культуры.

Содержание

Введение………..……………………………………………………………… 3
1. Организм как единая саморазвивающаяся и
саморегулирующаяся биологическая система…………………….4
2. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к
умственной и физической работоспособности..………………….…6
3. Физиологические механизмы и закономерности
Совершенствования отдельных систем организма под
воздействием направленной физической тренировке…..………9
4. Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды…….……..18
Заключение………………………………………………………………19
Список литературы…………………………….………………………...20

Работа состоит из  1 файл

Реферат Физ-ра.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)


 

 

Министерство образования Российской Федерации.

Новосибирский Государственный аграрный университет.

Факультет Агрономический

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"

НА ТЕМУ: «Социально-биологические основы физической  культуры и

                                                     спорта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   ВЫПОЛНИЛ: студент группы 1102

                                                                      Цыреторов Н.Б

                                                            ПРОВЕРИЛ: преподаватель

                                                                                                            Богатов А.М

                                                                                                    

 

 

 

 

 

Новосибирск  2011 г.

Содержание

           Введение………..……………………………………………………………… 3

 

1.      Организм как единая саморазвивающаяся и

саморегулирующаяся биологическая система…………………….4

 

2.      Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к

умственной и физической работоспособности..………………….…6

 

3.      Физиологические механизмы и закономерности

Совершенствования отдельных систем организма под

воздействием направленной физической  тренировке…..………9

4.      Двигательная функция и повышение уровня адаптации и устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды…….……..18

Заключение………………………………………………………………19

             Список  литературы…………………………….………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Введение

  

Всем известно, что медико-биологические и педагогические науки имеют дело с чело­веком как с существом не только биологическим, но и социальным. Социально-биологические основы физичес­кой культуры — это принципы взаимодействия социальных и биоло­гических закономерностей в процессе овладения человеком ценнос­тями физической культуры.

Я выяснил, что естественнонаучные основы физической культуры - комплекс меди­ко-биологических наук (анатомия, физиология, биология, биохимия, гигиена и др.). А также, что анатомия и физиология — важнейшие биологические науки о строении и функциях человеческого организма. Человек под­чиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым су­ществам. Однако от представителей животного мира он отличается не только строением, но развитым мышлением, интеллектом, речью, осо­бенностями социально-бытовых условий жизни и общественных вза­имоотношений. Труд и влияние социальной среды в процессе развития человечества повлияли на биологические особенности организма со­временного человека и его окружение. В основе изучения органов и межфункциональных систем человека принцип целостности и единст­ва организма с внешней природной и социальной средой. Организм — слаженная единая саморегулирующаяся и саморазви­вающаяся биологическая система, функциональная деятельность ко­торой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые  могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья. Отличительная особенность человека — сознательное и активное воздейст­вие на внешние природные и социально-бытовые условия, опреде­ляющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продол­жительность жизни и рождаемость (репродуктивность).  Без знании о строении человеческого тела, о закономерностях функ­ционирования отдельных органов и систем организма, об особеннос­тях протекания сложных процессов его жизнедеятельности нельзя организовать процесс формирования здорового образа жизни и физической подготовки населения, в том числе и учащейся молодежи. Достижения медико-биологических наук лежат в основе педагоги­ческих принципов и методов учебно-тренировочного процесса, тео­рии и методики физического воспитания и спортивной тренировки.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система

Во все периоды жизни организма (с момента зачатия и до ухода из жизни) осуществляется его развитие. Это развитие назы­вается индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом разли­чают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рожде­ния) и внеутробный (после рождения).

              Я узнал, что каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные, ге­нетически обусловленные черты и особенности, которые во многом оп­ределяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.

              По данным исследований, после рождения, образно говоря, в условиях автоном­ного режима, ребенок быстро растет, увеличивается масса, длину и площадь поверхности его тела. Рост человека продолжается прибли­зительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увели­чением его длины и стабилизируется к 20—25 годам.

Как правило, юношеский возраст (16—21 год) связан с периодом со­зревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (22—60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигатель­ной активности. Пожилому возрасту (61—74 года) и старческому (75 лет и более) свойственны физиологические процессы перестройки: сниже­ние активных возможностей организма и его систем — иммунной, нерв­ной, кровеносной и др. Здоровый образ жизни, активная двигательная де­ятельность в процессе жизни существенно замедляют процесс старения.

Так же в основе жизнедеятельности организма лежит процесс автомати­ческого поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобили­зации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз). Гомеостаз — совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внут­ренней среды и некоторых физиологических функций организма че­ловека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ог­раничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так и из внутренней среды. Oн позволяет сохранять постоянство со­става, физико-химических и биологических свойств внутренней среды. Постоянство физико-хи­мического состава поддерживается благодаря самореализации обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания- выделения и дру­гих физиологических процессов.

Известно, что организм — сложная биологическая система. Все его органы связа­ны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.

Я узнал, что огромное количество клеток снабжаются питательными веществами и необхо­димым количеством кислорода для того, чтобы осуществлялись жиз­ненно необходимые процессы энергообразования, выведения продук­тов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизне­деятельности и т.д. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кро­веносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности

Фактически, основное средство физической культуры — физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражне­нии, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнении по физиологическим признакам.

Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и подда­ется тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различны­ми внешними воздействиями (температурными колебаниями, недо­статком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиоло­гических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переох­лаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.

Я выяснил, что у людей, которые систематически и активно занимаются физичес­кими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоцио­нальная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности.

Также я узнал, что к числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспе­чивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в опре­деленных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, про­должительности, мощности и интенсивности. К названным физичес­ким качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физи­ческих упражнений. Многообразие и специфичность воздействия уп­ражнений на организм человека можно понять, ознакомившись с фи­зиологической классификацией физических упражнений (с точки зрения спортивных физиологов). В основу ее положены определенные физио­логические классификационные признаки, которые присущи всем видам мышечной деятельности, входящим в конкретную группу. Так, по характеру мышечных сокращений работа мышц может носить ста­тический или динамический характер. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев характеризуется как статическая работа (статическое уси­лие). Статическими усилиями характеризуется поддержание разнооб­разных поз тела, а усилия мышц при динамической работе связаны с перемещениями тела или его звеньев в пространстве.

              Как правило, значительная группа физических упражнений выполняется в стро­го постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в опреде­ленной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой координации при их выполнении.

Есть также большая группа физических упражнений, особенность которых в нестандартности, непостоянстве условий их выполнения в меняющейся ситуации, требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства, спортивные игры). Две большие группы физичес­ких упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) цикли­ческого характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) и упражнения ациклического харак­тера (упражнения без обязательной слитной повторяемости опреде­ленных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические эле­менты, поднимание тяжестей). Общее для движений циклического ха­рактера состоит в том, что все они представляют работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью. Многообраз­ный характер движений не всегда позволяет точно определить мощность выполненной работы (т.е. количество работы в единиц времени, связанное с силой мышечных сокращений, их частотой и амплиту­дой), в таких случаях используется термин «интенсивность». Предель­ная продолжительность работы зависит от ее мощности, интенсивнос­ти и объема, а характер выполнения работы связан с процессом утом­ления в организме. Если мощность работы велика, то длительность ее мала вследствие быстро наступающего утомления, и наоборот. При ра­боте циклического характера спортивные физиологи различают зону максимальной мощности , субмаксимальной и умеренной.

                 Мне стало известно, что особенности функциональных сдвигов организма при выполнении различных видов циклической работы в различных зонах мощности определяет спортивный результат.

Согласно исследованиям, снижение мощности и увеличение продолжительности работы связано с тем, что помимо анаэробных реакций энергообеспечения мы­шечной деятельности разворачиваются также и процессы аэробного энергообразования. Это увеличивает (вплоть до полного удовлетворе­ния потребности) поступление кислорода к работающим мышцам. При длительной (иногда многочасовой) работе умеренной мощности углеводные запасы орга­низма (гликоген) значительно уменьшаются, что приводит к сниже­нию содержания глюкозы в крови, отрицательно сказываясь на дея­тельности нервных центров, мышц и других работающих органов. Чтобы восполнить израсходованные углеводные запасы организма в процессе длительных забегов и проплывов, предусматривается специ­альное питание растворами сахара, глюкозы, соками.

Информация о работе Социально-биологические основы физической культуры и спорта