Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:25, реферат

Описание

Основное средство физической культуры — физические упражнения.
Существует физиологическая классификация упражнении, в которой вся
многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы
упражнении по физиологическим признакам.

Работа состоит из  1 файл

Средства физической культуры0.docx

— 43.53 Кб (Скачать документ)
 

            Средства  физической  культуры,   обеспечивающие   устойчивость   к

                               умственной и физической работоспособности 

          Основное средство  физической  культуры  — физические  упражнения.

   Существует  физиологическая  классификация   упражнении,   в   которой   вся

   многообразная  мышечная   деятельность   объединена   в   отдельные   группы

   упражнении по физиологическим признакам.

   Устойчивость  организма к неблагоприятным  факторам зависит от  врожденных  и

   приобретенных свойств. Она  весьма  подвижна  и  поддается  тренировке  как

   средствами  мышечных  нагрузок,  так  и  различными  внешними  воздействиями

   (температурными   колебаниями,   недостатком   или   избытком    кислорода,

   углекислого газа). Отмечено,  например,  что  физическая  тренировка  путем

   совершенствования  физиологических  механизмов  повышает   устойчивость   к

   перегреванию,  переохлаждению,  гипоксии,  действию  некоторых  токсических

   веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность.

    У   людей,  которые  систематически  и   активно   занимаются   физическими

   упражнениями,   повышается   психическая,   умственная   и    эмоциональная

   устойчивость  при  выполнении   напряженной   умственной   или   физической

   деятельности.

     К  числу основных физических (или   двигательных)  качеств,  обеспечивающих

   высокий  уровень  физической  работоспособности  человека,   относят   силу,

   быстроту  и выносливость, которые проявляются в определенных  соотношениях  в

   зависимости от условий выполнения той или  иной  двигательной  деятельности,

   ее  характера, специфики,  продолжительности,  мощности  и  интенсивности.  К

   названным  физическим  качествам  следует  добавить  гибкость  и   ловкость,

   которые  во  многом  определяют  успешность   выполнения   некоторых   видов

   физических  упражнений. Многообразие и специфичность  воздействия    упражнений

   на  организм  человека  можно  понять,   ознакомившись   с   физиологической

   классификацией   физических   упражнений   (с   точки   зрения    спортивных

   физиологов).   В   основу   ее   положены    определенные    физиологические

   классификационные   признаки,   которые   присущи   всем   видам    мышечной

   деятельности, входящим в  конкретную  группу.  Так,  по  характеру  мышечных

   сокращений  работа мышц может носить статический  или  динамический  характер.

   Деятельность  мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или  его

   звеньев  характеризуется  как  статическая  работа   (статическое   усилие).

   Статическими  усилиями характеризуется поддержание  разнообразных поз тела,  а

   усилия  мышц при динамической работе связаны  с  перемещениями  тела  или  его

   звеньев в пространстве.

     Значительная  группа физических упражнений  выполняется в строго  постоянных

   (стандартных)  условиях  как на  тренировках,  так и   на   соревнованиях;

   двигательные  акты при этом производятся в  определенной  последовательности.

   В  рамках  определенной  стандартности  движений  и  условий  их  выполнения

   совершенствуется  выполнение  конкретных  движений   с   проявлением   силы,

   быстроты, выносливости, высокой координации  при их выполнении.

   Есть  также большая  группа  физических  упражнений,  особенность  которых  в

   нестандартности, непостоянстве условий их выполнения в меняющейся  ситуации,

   требующей мгновенной двигательной реакции (единоборства,  спортивные  игры).

   Две большие  группы физических упражнений, связанные  со  стандартностью  или

   нестандартностью  движений, в свою очередь, делятся  на упражнения  (движения)

   циклического  характера  (ходьба,  бег,  плавание,  гребля,  передвижения  на

   коньках, лыжах, велосипеде и т.п.)  и  упражнения  ациклического  характера

   (упражнения  без  обязательной  слитной   повторяемости  определенных  циклов,

   имеющих четко выраженные начало  и завершение  движения:  прыжки,  метания,

   гимнастические  и акробатические элементы, поднимание  тяжестей).  Общее  для

   движений  циклического характера состоит  в  том,  что  все  они  представляют

   работу  постоянной и  переменной  мощности  с  различной  продолжительностью.

   Многообразный  характер  движений  не  всегда  позволяет  точно   определить

   мощность  выполненной  работы  (т.е.  количество  работы  в  единиц  времени,

   связанное с силой мышечных сокращений, их частотой и амплитудой),  в таких

   случаях используется термин  «интенсивность».  Предельная  продолжительность

   работы  зависит  от  ее  мощности,  интенсивности  и  объема,   а   характер

   выполнения  работы связан с процессом утомления в организме.  Если  мощность

   работы  велика,  то  длительность  ее  мала  вследствие  быстро  наступающего

   утомления,  и  наоборот.  При  работе  циклического   характера   спортивные

   физиологи различают зону максимальной мощности ,субмаксимальной и умеренной

 Особенности  функциональных сдвигов  организма   при  выполнении  различных

   видов циклической работы в различных  зонах  мощности  определяет  спортивный

   результат.

     Снижение  мощности и увеличение продолжительности  работы  связано  с  тем,

   что  помимо  анаэробных  реакций  энергообеспечения  мышечной   деятельности

   разворачиваются  также   и   процессы   аэробного   энергообразования.   Это

   увеличивает  (вплоть  до  полного  удовлетворения  потребности)  поступление

   кислорода к работающим мышцам. При длительной (иногда  многочасовой)  работе

   умеренной  мощности  углеводные  запасы  организма  (гликоген)   значительно

   уменьшаются,  что  приводит  к  снижению   содержания   глюкозы   в   крови,

   отрицательно  сказываясь на  деятельности  нервных  центров,  мышц  и  других

   работающих  органов.  Чтобы  восполнить  израсходованные  углеводные  запасы

   организма в  процессе  длительных  забегов  и  проплывов,  предусматривается

   специальное питание растворами сахара, глюкозы, соками.

      К  средствам  физической  культуры   относятся   не   только   физические

   упражнения, но и оздоровительные  силы  природы  (солнце,  воздух  и  вода),

   гигиенические факторы (режим труда, сна. питания, санитар  но  гигиенические

    условия).    Использование    оздоровительных    сил  природы  способствует

   укреплению  и активизации защитных сил организма, стимулирует  обмен  веществ

   и деятельность физиологических систем и отдельных  органов.  Чтобы  повысить

   уровень физической н  умственной  работоспособности,  необходимо  бывать  на

   свежем  воздухе,  отказаться  от  вредных  привычек,  проявлять  двигательную

   активность, заниматься  закаливанием.  Систематические  занятия  физическими

   упражнениями  в условиях напряженной  учебной  деятельности  снимают  нервно-

   психические напряжения, а  систематическая  мышечная  деятельность  повышает

   психическую,  умственную  и   эмоциональную   устойчивость   организма   при

   напряженной учебной работе.

   4. Физиологические  механизмы и закономерности

           совершенствования  отдельных   систем  организма  под   воздействием

           направленной физической тренировки 

                       Роль упражнений и функциональные показатели

          тренированности организма в покое,  при  выполнении  стандартной  и

                                       предельно напряженной работы

   Формирование  и совершенствование различных  морфофизиологических  функций  и  организма в целом зависят от их способности  к  дальнейшему  развитию,  что

   имеет во многом генетическую  (врожденную)  основу  и особенно  важно  для

   достижения  как оптимальных, так и  максимальных  показателей  физической  и

   умственной  работоспособности. При этом следует  знать,  что  способность  к

   выполнению  физической  работы  может   возрастать   многократно,   но   до

   определенных  пределов, тогда  как  умственная  деятельность  фактически  не

   имеет ограничений в своем развитии. Каждый организм обладает  определенными

   резервными  возможностями. Систематическая мышечная  деятельность  позволяет

   путем совершенствования физиологических  функций мобилизовать те резервы,  о

   существовании которых можно даже не догадываются. Причем  адаптированный  к

   нагрузкам организм обладает гораздо большими резервами,  более экономно  и

   полно может их использовать. Организм с  более высокими морфофункциональными

   показателями   физиологических   систем   и   генов   обладает   повышенной

   способностью   выполнять   более   значительные   по   мощности,    объему,

   интенсивности  и   продолжительности   физические   нагрузки.   Особенности

   морфофункционального  состояния разных  систем  организма,  формирующиеся  в

   результате  двигательной    деятельности,     называют     физиологическими

   показателями  тренированности.

     Основное  средство физической культуры  в процессе  двигательной  тренировки

   это физические упражнения.

   Важная  задача  упражнения  —  сохранить  здоровье  и  работоспособность  на

   оптимальном уровне за счет активизации восстановительных процессов. В ходе

   упражнения   совершенствуются   высшая   нервная   деятельность,    функции

   центральной  нервной,  нервно-мышечной,  сердечно-сосудистой,  дыхательной,

   выделительной и других систем, обмен веществ  и  энергии,  а  также  системы

   нейрогуморального регулирования.

     Так,  к числу показателей тренированности  в покое можно отнести:

     1) изменения в состоянии центральной  нервной системы,

     2) изменения опорно-двигательного  аппарата

Информация о работе Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности