Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:25, реферат

Описание

Основное средство физической культуры — физические упражнения.
Существует физиологическая классификация упражнении, в которой вся
многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы
упражнении по физиологическим признакам.

Работа состоит из  1 файл

Средства физической культуры0.docx

— 43.53 Кб (Скачать документ)

     3) изменения функции органов дыхания ,состава крови и т.п.

     Тренированный  организм расходует, находясь  в покое,  меньше  энергии,  чем

   нетренированный.

     Тренировка  накладывает глубокий отпечаток  на организм, вызывая в нем   как

   морфологические, так физиологические и биохимические  перестройки.  Все  они

   направлены  на  обеспечение  высокой  активности  организма  при  выполнении

   работы.

     Реакции   на  стандартные  (тестирующие)  нагрузки  у  тренированных   лиц

   характеризуются следующими особенностями: 1)  все  показатели  деятельности

   функциональных  систем в начале работы (в период обрабатывания)  оказываются

   выше, чем у нетренированных; 2) в процессе работы  уровень физиологических

   сдвигов менее высок; 3) период восстановления существенно короче.

     При  одной и  той  же  работе  тренированные  спортсмены  расходуют   меньше

   энергии,  чем  нетренированные.  У  первых  меньше  величина   кислородного

   запроса, меньше размер кислородной задолженности, но  относительно  большая

   доля  кислорода потребляется во время  работы. Следовательно, одна  и  та  же

   работа  происходит  у  тренированных  с  юношей  долей   участия   аэробных

   процессов, а у нетренированных — аэробных. Вместе с тем во время одинаковой

   работы  у тренированных ниже, чем у нетренированных, показатели  потребления

   кислорода, вентиляции легких, частоты дыхания.

   Тренированный организм выполняет стандартную  работу  более  экономно,  чем

   нетренированный. Тренировка обусловливает такие  приспособительные изменения

   в организме, которые вызывают экономизацию  всех  физиологических функций.

   Одна  и та же работа  по  мере  развития  тренированности  становится  менее

   утомительной.  Для  нетренированного  стандартная работа  может оказаться

   относительно  трудной, выполняется им с напряжением, характерным для тяжелой

   работы, и вызывает утомление, тогда как  для тренированного та  же  нагрузка

   будет относительно легкой,  потребует  меньшего  напряжения  и  не  вызовет

   большого  утомления.

     Эти   два   взаимосвязанных   результата   тренировки   —    возрастающая

   экономичность  и  уменьшающаяся  утомительность  работы   —   отражают   ее

   физиологическое значение для организма. Явление  экономизации  обнаружилось,

   как было показано выше, уже при исследовании организма в состоянии покоя.

     Тренированный  расходует при предельной  работе  больше  энергии,   чем

   нетренированный,  а объясняется тем,  что сама   работа,   произведенная

   тренированным,  превышает величину   работы,   которую   может   выполнить

   нетренированный.  Экономизация  проявляется в несколько меньшем расходе

   энергии на единицу работы, однако весь объем работы  у тренированного  при

   предельной  работе настолько велик, что общая величина  затраченной энергии

   оказывается очень большой.

     Тесная  связь  наблюдается  между   максимальным  потреблением  кислорода   и

    тренированностью.   Максимальное   потребление   кислорода   сопровождается

    максимальной    интенсивностью     легочного     дыхания,     которое     у

    высокотренированных спортсменов достигает значительно больших величин,  чем

    у  малотренированных.

     Если  выполняемая предельная работа  характеризуется высокой интенсивностью

   анаэробных  реакций, то она сопровождается накоплением  продуктов анаэробного

   распада. Оно больше у тренированных спортсменов, чем у нетренированных.

     Значительные  изменения в химизме крови  во время работы говорят о  том, что

   центральная нервная система тренированного организма обладает устойчивостью

   к  действию  резко   измененного   состава   внутренней   среды.   Организм

   высокотренированного спортсмена  обладает  повышенной  сопротивляемостью к

   действию  факторов  утомления,  иначе  говоря,  большой  выносливостью.  Он

   сохраняет работоспособность при таких  условиях, при которых нетренированный

   организм  вынужден прекратить работу.

     Функциональные  показатели  тренированности   при   выполнении   предельно

   напряженной  работы   в   циклических   видах   двигательной   деятельности

   обусловливаются мощностью работы. Так, из приведенных  данных видно, что при

   работе  субмаксимальной и максимальной мощности  наибольшее  значение  имеют  анаэробные процессы энергообеспечения, т.е. способность адаптации   организма

   к работе при существенно  измененном  составе  внутренней  среды  в  кислую

   сторону.  При  работе  большой  и  умеренной  мощности   главным   фактором

   результативности  является   своевременная   и   удовлетворяющая   доставка

   кислорода к работающим тканям.  Аэробные  возможности  организма  при  этом

   должны  быть очень высоки.

     При предельно напряженной мышечной деятельности  происходят  значительные

   изменения практически во всех системах организма, и это говорит о том,  что

   выполнение  этой напряженной работы связано  с вовлечением  в  ее  реализацию

   больших  резервных  мощностей  организма,  с  усилением  обмена  веществ  и

   энергии.

     Таким  образом, организм человека, систематически  занимающегося  активной

   двигательной  деятельностью, в состоянии  совершить  более  значительную  по

   объему  и интенсивности работу, чем организм человека, не занимающегося  ею.

   Это   обусловлено   систематической    активизацией    физиологических    и

   функциональных  систем организма,  вовлечением  и  повышением  их  резервных

   возможностей, своего рода тренированностью  процессов  их  использования  и

   пополнения. Каждая клетка, их совокупность, орган, система  органов,  любая

   функциональная  система  в  результате   целенаправленной   систематической

   упражняемости  повышают  показатели  своих функциональных  возможностей  и

   резервных мощностей, обеспечивая в итоге  более  высокую  работоспособность

   организма  за  счет  того   же   эффекта   упражняемости,   тренированности

   мобилизации обменных процессов.

    Физиологические основы занятий по физическому воспитанию и спортивной тренировке. 

   Занятия физическими упражнениями и спортивная тренировка с физиологических позиций  является источниками активной адаптации т.е. приспособления человека к интенсивной мышечной деятельности (позволяющей ему развить большие мышечные усилия и выполнять работу большой интенсивности и длительности). Эта адаптация касается прежде всего процессов регуляции и координации многих функций организма со стороны нервной системы при выполнении физических упражнений и сопровождается глубокими биохимическими, морфологическими и функциональными перестройками в организме, ведущими к повышению его работоспособности. Изменения, происходящие под влиянием физических упражнений и спортивной тренировки, распространяются на все ткани и органы - кровь, костную систему, сердце, печень, ЦНС и др. В процессе тренировок повышается сопротивляемость клеток и органов к изменениям внутренней среды.

   В зависимости  от мощности, продолжительности и  структуры выполняемых физических упражнений в различных видах  спорта возникают специфические  физиологические реакции, обуславливающие  формирование и совершенствование  необходимых двигательных (физических) навыков, качеств и повышение  функциональных возможностей опорно-двигательного  аппарата, ССС, ДС, ЦНС и др.

   I Физиологические основы формирования двигательных навыков заключается в том, что: на первоначальном этапе обучения спортивным движениям в ЦНС образуются нестойкие временные связи между нервными центрами, регулирующими деятельность различных мышц и органов. В дальнейшем эти связи дифференцируются и закрепляются.

   Формирование  двигательного навыка принято делить на три стадии.

   Первая  стадия характеризуется тем, что  при изучении нового упражнения физические движения плохо координированы и  в техническом плане малоэффективны.

   Правда, если новое упражнение выполняет  опытный спортсмен, то эта фаза приобретение навыка отсутствует.

   В основе второй стадии формирования навыка лежит  концентрация возбуждения в определенных центрах нервной системы.

   Третья  стадия формирования двигательного  навыка - это раскрепощенность движения, высокая степень их координации и стабилизации.

   Многократное  выполнение упражнений в строго определенном порядке вырабатывает динамический стереотип. Выработка динамического  стереотипа требует длительных кропотливых  тренировок. Стабильность выполнения двигательных навыков теснейшим  образом связана со степенью овладения  ими. Как и другие условные рефлексы, двигательные навыки в начале недостаточно устойчивые, но в дальнейшем становятся все более и более стойкими. Чем проще навыки по своей структуре, тем они прочнее усваиваются. После прекращения систематических занятий физическими упражнениями и спортом навык ухудшается.

   II Что же касается физиологических изменений в организме при воспитании двигательных (физических) качеств, то следует отметить, что под влиянием тренировки, направленной на развитие скоростно-силовых качеств в организме происходят морфологические, биохимические и функциональные изменения, прежде всего в нервной системе и опорно-двигательном аппарате. В результате: ЦНС может мобилизировать большее количество мышечных волокон тех групп мышц, которые осуществляют необходимое усилие; увеличивается подвижность. нервных процессов, что обуславливает, с одной стороны, более быстрое включение этих мышц в работу, а с другой - более быстрые переходы от сокращения к расслаблению; повышается координация деятельности различных отделов ЦНС, что ведет к улучшению координации сокращения и расслабления мышц-антагонистов, длительное время сохраняется их работоспособность.

   Кости т связки становятся более прочными, а мышечные волокна увеличиваются  по объему и весу, возрастает площадь  поверхности их прикрепления к костям, мышечные волокна становятся более  толстыми.

   Физиологические основы развития выносливости заключаются  в степени развития дыхательной  и сердечно-сосудистой систем. Эти две системы в основном обеспечивают непрерывную доставку кислорода к работающим мышцам, повышая кислородную емкость крови. Если кислорода недостаточно, в мышцах образуется молочная кислота, которая начинает поступать в кровь изменяя ее физические и химические свойства, что снижает длительность работы мышц.

   Все остальные  качества, такие как, ловкость, гибкость, прыгучесть рассматриваются как  вторичные качества, зависящие в  основном от комплексного развития таких  качеств, как сила, быстрота, выносливость и одновременно от состояния ЦНС. Взаимосвязь силы. быстроты и выносливости определяется общностью некоторых физиологических механизмов, в результате чего даже при направленном развитии какого-либо из двигательных качеств совершенствуются остальные.

Информация о работе Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности