Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 12:40, реферат
Теория и методика физического воспитания являются одной из основных профилирующих дисциплин в системе профессиональной подготовки специалистов с высшим физкультурным образованием. Она призвана через свое содержание обеспечить студентам необходимый уровень теоретических и методических знаний о рациональных путях, методах и приемах профессиональной деятельности преподавателя физической культуры, раскрыть в структуре и содержании этой деятельности условия успешной реализации образовательных, воспитательных и оздоровительных задач физического воспитания.
1.Теория и методика физического воспитания, как учебная дисциплина,
ее основные понятия……………………………..…………………………………3
2.Построение тренировки по циклам (микроцикл, мезоцикл, макроцикл)…….8
3.Физические упражнения(техника физических упражнений,
пространственные характеристики, оздоровительная,
образовательная роль)………………………………………………………….......13
4.Список литературы………………………………………………………………17
Мезоцикл - это средний тренерный цикл продолжительностью от 2 до 6 недель, включающий относительно законченный ряд микроциклов. Внешними признаками мезоцикла являются:
1) повторное воспроизведение
ряда микроциклов (обычно
2) смена одной направленности
микроциклов другими
3) заканчивается мезоцикл разгрузочным микроциклом, соренвнованиями или контрольными испытаниями.
Виды мезоциклов: втягивающий,
базовый, контрольно-подготовительный,
предсоревновательный, соревновательный,
восстановительный. Втягивающие
мезоциклы. Их основная задача — постепенное
подведение спортсменов к эффективному
выполнению специфической тренировочной
работы. Эти мезоциклы применяются в начале
сезона, после болезни или травм, а также
после других вынужденных или запланированных
перерывов в тренировочном процессе. Базовые мезоциклы.
В них планируется основная работа по
повышению функциональных возможностей
основных систем организма, совершенствованию
физической, технической, тактической
и психической подготовленности. Тренировочная
программа характеризуется использованием
всей совокупности средств, большой по
объему и интенсивности тренировочной
работой, широким использованием занятий
с большими нагрузками. Базовые мезоциклы
составляют основу подготовительного
периода, а в соревновательный включаются
с целью восстановления физических качеств
и навыков, утраченных в ходе стартов. Контрольно-подготовительные
мезоциклы. Характерной особенностью
тренировочного процесса в этих мезоциклах
является широкое применение соревновательных
и специально подготовительных упражнениях,
максимально приближенных к соревновательным.
Эти мезоциклы характеризуются высокой
интенсивностью тренировочной нагрузки,
соответствующей соревновательной или
приближенной к ней. Они используются
во второй половине подготовительного
периода и в соревновательном периоде
как промежуточные мезоциклы между напряженными
стартами, если для этого имеется соответствующее
время. Предсоревновательные (
Макроцикл — это большой тренировочный цикл типа полугодичного, годичного, многолетнего. Построение тренировки в многолетних макроциклах (на этапе высших достижений). В практике спорта принято выделять четырехлетние циклы, связанные с подготовкой к главным соревнованиям - Олимпийским играм, а для молодежи — к спартакиадам России, проводящимся один раз в 4 года.
Построение тренировки
в годичных циклах. В подготовке
высококвалифицированных
Общеподготовительный этап. Основные задачи этапа - повышение уровня физ подготовки спортсменов, совершенствование физкачеств, лежащих в основе высоких спортивных достижений в конкретном виде спорта, изучение новых сложных соревновательных программ. Длительность этого этапа зависит от числа соревновательных периодов в годичном цикле и составляет, как правило, 6 — 9 недель.
Специально подготовительный этап. На этом этапе стабилизируются объем тренировочной нагрузки, объемы, направленные на совершенствование физ подготовленности, и повышается интенсивность за счет увеличения технико- тактических средств тренировки. Длительность этапа 2 — 3 мезоцикла.
Соревновательный период (период
основных соревнований). Основными задачами
этого периода является повышение достигнутого
уровня спец подготовленности и достижение
высоких спортивных результатов в соревнованиях.
Эти задачи решаются с помощью соревновательных
и близких к ним специально подготовительных
упражнений. Организацию процесса спец
подготовки в соревновательном периоде
осуществляют в соответствии с календарем
главных состязаний, которых у квалифицированных
спортсменов в большинстве видов спорта
обычно бывает не более 2 — 3. Все остальные
соревнования носят как тренировочный,
так и коммерческий характер. Они сами
являются важными звеньями подготовки
к основным соревнованиям. Соревновательный
период чаще всего делятся на два этапа:
1) этап ранних стартов, или развития собственно
спорт формы; 2) этап непосредственной
подготовки к главному старту. Этап ранних
стартов, или развития собственно спортивной
формы. На этом этапе длительностью в 4
— 6 микроциклов решаются задачи повышения
уровня подготовленности, выхода в состояние
спортивной формы и совершенствования
новых технико-тактических навыков в процессе
использования соревновательных упражнений.
В конце этого этапа обычно проводится
главное отборочное соревнование. Этап
непосредственной подготовки к главному
старту. На этом этапе решаются следующие
задачи: — восстановление работоспособности
после главных отборочных соревнований
и чемпионатов страны; дальнейшее совершенствование
физподготовки и технико-тактических
навыков; — моделирование соревновательной
деятельности с целью подведения к старту
и контроля за уровнем подготовленности.
Переходный период. Основными задачами этого периода являются обеспечение полноценного отдыха после тренировочных и соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Особое внимание должно быть обращено на полноценное физическое и особенно психологическое восстановление. Эти задачи определяют продолжительность переходного периода, состав применяемых средств и методов, динамику нагрузок и т.п. Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 2 до 5 недель и зависит от этапа многолетней подготовки, на котором находится спортсмен, системы построения тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных способностей спортсмена. Тренировка в переходном периоде характеризуется снижением суммарного объема работы и незначительными нагрузками. Число занятий в течение недельного микроцикла не превышает, как правило, 3 — 5; занятия с большими нагрузками не планируются и т.д. Основное содержание переходного периода составляют разнообразные средства активного отдыха и общеподготовительные упражнения. В конце переходного периода нагрузка постепенно повышается, уменьшается объем средств активного отдыха, увеличивается число общеподготовительных упражнений. Это позволяет сделать более гладким переход к первому этапу подготовительного периода очередного макроцикла. При правильном построении переходного периода спортсмен не только полностью восстанавливает силы после прошедшего макроцикла, настраивается на активную работу в подготовительном периоде, но и выходит на более высокий уровень подготовленности по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года. Продолжительность и содержание периодов и их составляющих этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяются многими факторами.
3.Физические упражнения(
Основным специфическим средством физического воспитания являются физические упражнения, вспомогательными средствами – оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование этих средств позволяет специалистам по физической культуре и спорту эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Все средства физического воспитания можно отобразить в виде схемы (рис. 3).
Рис. 3. Средства физического воспитания
Физические упражнения — это такие двигательные действия (включая и их совокупности), которые направлены на реализацию задач физического воспитания, сформированы и организованы по его закономерностям.
Слово физическое отражает характер совершаемой работы (в отличие от умственной), внешне проявляемой в виде перемещений тела человека и его частей в пространстве и во времени.
Слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью воздействия на физические и психические свойства человека и совершенствования способа исполнения этого действия.
Таким образом, физическое упражнение рассматривается, с одной стороны, как конкретное двигательное действие, с другой — как процесс многократного повторения.
Эффект физических упражнений определяется прежде всего содержанием. Содержание физических упражнений — это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).
Содержание физических упражнений обусловливает их оздоровительное значение, образовательную роль, влияние на личность.
Оздоровительное значение физических упражнений.
Выполнение физических упражнений
вызывает приспособительные
Оздоровительное значение физических упражнений особенно важно при гипокинезии, гиподинамии, сердечно-сосудистых заболеваниях.
Под воздействием физических упражнений можно существенно изменять формы телосложения. Подбирая соответствующую методику выполнения физических упражнений, в одних случаях массу мышечных групп увеличивают, в других случаях уменьшают.
С помощью физических упражнений
можно целенаправленно
Образовательная роль физических упражнений
Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, занимающиеся учатся управлять своими движениями, овладевают новыми двигательными умениями и навыками. Это, в свою очередь, позволяет осваивать более сложные двигательные действия и познавать законы движений в спорте. Чем большим багажом двигательных умений и навыков обладает человек, тем легче он приспосабливается к условиям окружающей среды и тем легче он осваивает новые формы движений.
В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого ряда специальных знаний, пополняются и углубляются ранее приобретенные.
Техника физических упражнений
Целевой результат движения зависит не только от содержания, но и одновременно от техники физических упражнений. Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.
В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).
Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).
Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).
Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.).
Эффект физических упражнений
существенно зависит от биомеханических
характеристик отдельных
Пространственные
К ним относятся положение тела и его частей (исходное положение и оперативная поза в процессе выполнения движения), направление, амплитуда, траектория.
От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.
Не менее важную роль играет и определенная поза в процессе выполнения упражнения. От того, насколько она будет рациональна, зависит и конечный результат. Например, при неправильной посадке конькобежца затрудняется техника бега; неправильная поза при прыжках с трамплина не позволяет в полной мере использовать воздушную подушку и осуществлять планирующий полет.
Направление движения влияет на точность двигательного действия и его конечный результат. Например, отклонение руки от правильного положения при метании копья или диска существенно отражается на направлении полета снаряда. Поэтому, осуществляя двигательное действие, каждый раз выбирают такое направление, которое бы в наибольшей мере отвечало рациональной технике.
Информация о работе Теория и методика физического воспитания