Теория и методика профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:08, реферат

Описание

Нивелирование кадрового дефицита — одна из задач современной модернизации системы начального и среднего профессионального образования в России. Среди основных направлений данной модернизации можно выделить:

усовершенствование материальной базы,
создание ресурсных центров,
привлечение бизнес-структур (потенциальных работодателей) в образовательный процесс,
формирование системы «социального заказа».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………2

1.Предмет и задачи педагогики………………………………………………………3

1.2. Отрасли педагогической науки………………………………………..4


2.Методы педагогического исследования…………………………………4


3. Целостный педагогический процесс………………………………………4


3.1.Понятие о педагогическом процессе…………………………………4


3.2.Общие закономерности педагогического процесса…6

4.Методика профессионального образования…………………………7
5.Теория профессионального образования………………………………8
6.Организационные формы обучения в вузе……………………………9


Заключение…………………………………………………………………………………………………………13

Работа состоит из  1 файл

физкультура.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства РФ

ФГОУ ВПО  «Орловский государственный аграрный университет»

Факультет гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Кафедра физического воспитания 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: «Теория и методика профессионального  образования» 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент гр. Л-381

Нагайцева О.Д

Проверил  преподаватель

Алдошина  Евгения Александровна 

Орел, 2010

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………2

1.Предмет и задачи  педагогики………………………………………………………3 

1.2. Отрасли педагогической  науки………………………………………..4 

2.Методы педагогического  исследования…………………………………4 

3. Целостный педагогический  процесс………………………………………4 

3.1.Понятие о  педагогическом процессе…………………………………4 

3.2.Общие закономерности  педагогического процесса…6 

4.Методика профессионального образования…………………………7

5.Теория профессионального образования………………………………8

6.Организационные формы обучения в вузе……………………………9 

Заключение…………………………………………………………………………………………………………13

 
 
 

 

  1. Введение

Профессиональное  образование (также профессионально-техническое образование) — система подготовки квалифицированных рабочих кадров в профессионально-технических училищах, а также путём обучения на производстве.

Начальное и среднее  профессиональное образование является одним из ключевых векторов модернизации всей образовательной системы в  современной России.

Ускорение темпов развития экономики (в частности — промышленности, строительства, высокотехнологичных отраслей) уже сейчас вызывает определённый кадровый дефицит. Работодатели ощущают нехватку квалифицированных рабочих.

Нивелирование кадрового  дефицита — одна из задач современной модернизации системы начального и среднего профессионального образования в России. Среди основных направлений данной модернизации можно выделить:

  • усовершенствование материальной базы,
  • создание ресурсных центров,
  • привлечение бизнес-структур (потенциальных работодателей) в образовательный процесс,
  • формирование системы «социального заказа».

 

1. Предмет и задачи педагогики  

Педагогика как  наука сначала формировалась  в рамках философии.

Оформление педагогики как самостоятельной науки большинство  исследователей связывают с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670).

Слово «педагогика» происходит от двух греческих слов — «паис», что означает — ребенок, дитя, и «аго» – веду, воспитываю.

Предмет педагогики – воспитание как сознательно  и целенаправленно организуемый педагогический процесс, а педагогика – наука о воспитании. Она исследует  сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и методику его организации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической деятельности воспитателей и воспитуемых.

К основным задачам  педагогики относятся:

- разработка и  обоснование системы основополагающих  принципов обучения и воспитания  людей разных возрастных групп; 

- определение содержания  обучения и воспитания личности, исходя из задач развития государства;

- исследование  и разработка теоретических основ  процесса обучения и воспитания  и их практическая реализация;

- разработка и  внедрение в практику наиболее  эффективных форм и методов  обучения и воспитания;

- осуществление задач формирования научного мировоззрения, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания молодежи при оптимальном взаимодействии учебно-воспитательных учреждений, семьи и общественности;

- исследование  проблем воспитания и подготовки  высококвалифицированных рабочих и специалистов всех звеньев в профессиональной школе для обеспечения потребностей народного хозяйства;

- разработка учебно-методических  материалов (учебных планов, программ, учебных пособий, педагогических  рекомендаций) для различных типов учебных заведений.

  

1.2. Отрасли педагогической  науки 

В результате развития науки, техники и культуры происходит дифференциация педагогических знаний

Общая педагогика. Она изучает и формулирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений.

Дошкольная  педагогика изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях.

Педагогика  школы – наиболее развитая отрасль педагогических знаний, исследующая содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников. Специальная педагогика (дефектология) – наука об особенностях развития, закономерностях обучения и воспитания детей, имеющих физические или психические недостатки.

К отраслям педагогической науки относятся частные или предметные методики. Ими разрабатываются вопросы преподавания конкретных дисциплин в различных типах учебных заведений, исходя из общепедагогических основ. 

2.Методы педагогического исследования 

Методами педагогического исследования называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решение разнообразных научно-педагогических проблем.

По способу обработки  и анализа данных исследования выделяют методы качественного анализа и методы количественной обработки результатов исследования (статистической и нестатистической).

Структура всякого  процесса познания, в том числе  и познания педагогических явлений, включает в себя два уровня исследования – эмпирический и теоретический. 

3. Целостный педагогический процесс 

3.1. Понятие о педагогическом процессе

Процесс (от латинского рrocessus – продвижение) – 1) последовательная смена состояний; ход развития чего-либо; 3) совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата

Педагогический  процесс – это специально организованное развивающееся во времени и в рамках определенной педагогической системы (школы, ПТУ, техникума, вуза и др.) целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на реализацию целей образования и воспитания.

Основными функциями  педагогического процесса являются:

- образовательная  – формирование у обучающихся  мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности, освоение ими основ научных знаний, ценностных ориентаций и отношений;

- воспитательная  – формирование определенных  качеств, свойств и отношений  человека;

- развивающая –  формирование и развитие психических  процессов, свойств и качеств  личности.

Структура педагогического  процесса универсальна: она присуща как в целом процессу целенаправленного формирования личности в условиях определенной воспитательной системы, так и любому локальному по целям и задачам процессу воспитательного взаимодействия. Любая деятельность, как известно, имеет: цель, средства и результат. Средствами в широком смысле в педагогической деятельности являются ее содержание, формы и методы. Педагогический процесс может протекать при определенных условиях. Это дает основание утверждать, что структура педагогического процесса представлена такими основными компонентами, как:

- целевой –  включает в себя цели (стратегическую  и тактическую) и задачи, реализуемые  в определенных условиях;

- содержательный  – определяет всю совокупность  формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний;

- деятельностный  – характеризует формы, методы, средства организации и осуществления воспитательного взаимодействия, направленного на реализацию целей и задач, освоение содержания педагогического процесса;

- результативный – характеризует достигнутые результаты и степень эффективности педагогического процесса, обеспечивает управление качеством воспитательно-образовательной деятельности;

- ресурсный –  отражает социально-экономические,  нравственные, психологические, санитарно-гигиенические и другие условия протекания педагогического процесса, его нормативно-правовое, информационное, методическое, кадровое, материально-техническое и финансовое обеспечение.

Отсутствие даже одного из названных компонентов  разрушает целостность педагогического процесса, снижает его эффективность. 

3.2. Общие закономерности педагогического процесса

Педагогический  процесс имеет свои закономерности, отражающие его целостность. Закономерностью  называется объективно существующая, устойчивая, повторяющаяся, необходимая и существенная связь между явлениями и процессами, характеризующая их развитие. Проблема закономерностей – одна из ключевых в педагогике. Выявить закономерные, повторяющиеся связи в процессе воспитания и обучения, определить на их основе нормы, регламентирующие структуру, содержание, методику и технологию организации и осуществления учебно-воспитательного процесса – значит обеспечить возможность достижения желаемого результата в педагогической деятельности.

В педагогике не сложилось  единства мнений в определении закономерностей педагогического процесса. Опираясь на точки зрения таких известных ученых, как Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин и И. Ф. Харламов, назовем основные из них.

1. Целостный педагогический  процесс, его цель, задачи, содержание, формы и методы обусловлены социально-экономическими потребностями общества, его идеологией и политикой.

2. Задачи, содержание, методы и формы  педагогического  процесса зависят  вместе с тем  не только от  потребностей, но  и возможностей  общества, от условий (материальных, гигиенических, морально-психологических и т.д.), в которых протекает этот процесс – это следующая важная закономерность.

3. Взаимосвязь воспитания, обучения и развития  личности как закономерность.

4. Единство воспитания  и самовоспитания, образования и самообразования как закономерность.

5. Развитие личности  в деятельности  как закономерность.

6. Взаимосвязь коллектива  и личности в  педагогическом процессе  как закономерность.

7. Взаимосвязь задач,  содержания, форм  и методов в  педагогическом процессе как закономерность.

4.Методика профессионального образования

Методика  профессионального образования  включает в себя различные образовательные  технологии, применяемые в процессе обучения. Это могут быть как традиционные, так и дистанционные технологии. Методика профессионального образования допускает сочетание различных технологий обучения.

Методика профессионального  образования подразумевает, что  образовательный процесс в учебном  заведении может осуществляться по очной, заочной и очно – заочной формам обучения. Также обучение может проводиться в виде экстерната.

Методика профессионального  образования предусматривает обучение по образовательным программам с  использованием дистанционных технологий. Педагогические работники учебного заведения профессионального образования могут предложить свою методику профессионального образования. Учебное заведение, идущее по инновационному пути развития, может и должны применять в образовательном процессе различные образовательные методики. Учебный план специальности не может ограничивать методику профессионального образования.

Основным информационным ресурсом любой методики профессионального  образования являются информационные базы данных. Современный уровень  требования использования в образовательном  процессе информационных баз данных предполагает использование в процессе обучения дистанционных технологий.

Для доступа обучающихся  к информационным ресурсам методикой  профессионального образования предусматривается использование средств телекоммуникаций и ресурсов Интернет. Если у обучающегося отсутствуют программно – технические средства обучения, при использовании методики дистанционного обучения учебное заведение может предоставлять студентам возможность доступа к средствам обучения.

Методика профессионального  образования предусматривает обязательную научную работу студентов и преподавателей. Научная работа проводится по направлениям определенным ведущими кафедрами. Любая  используемая методика профессионального образования должна обеспечить качества подготовки специалистов. Уровень качества подготовки специалиста по той или иной образовательной программе определена Государственным образовательным стандартом. Контроль знаний студентов может осуществляться с использованием как информационных, так и дистанционных технологий.

Информация о работе Теория и методика профессионального образования