Теория и методика профессионального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 17:08, реферат

Описание

Нивелирование кадрового дефицита — одна из задач современной модернизации системы начального и среднего профессионального образования в России. Среди основных направлений данной модернизации можно выделить:

усовершенствование материальной базы,
создание ресурсных центров,
привлечение бизнес-структур (потенциальных работодателей) в образовательный процесс,
формирование системы «социального заказа».

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………………………2

1.Предмет и задачи педагогики………………………………………………………3

1.2. Отрасли педагогической науки………………………………………..4


2.Методы педагогического исследования…………………………………4


3. Целостный педагогический процесс………………………………………4


3.1.Понятие о педагогическом процессе…………………………………4


3.2.Общие закономерности педагогического процесса…6

4.Методика профессионального образования…………………………7
5.Теория профессионального образования………………………………8
6.Организационные формы обучения в вузе……………………………9


Заключение…………………………………………………………………………………………………………13

Работа состоит из  1 файл

физкультура.doc

— 90.00 Кб (Скачать документ)

5.Теория профессионального образования

Современные реалии социально-экономического развития общества требуют подготовки конкурентоспособных  специалистов, востребованных на современном рынке труда. Теория профессионального образования является логически законченной педагогической дисциплиной. Теория профессионального образования определяет поле исследовательской деятельности в направлении методических аспектов профессионального образования. В настоящее время теория профессионального образования находится на стадии становления и развития. Сегодня теория профессионального образования не ограничивается только начальной ступенью профессионального образования. Теория профессионального образования занимается вопросами высшего, послевузовского и дополнительного образования. Развитии теории профессионального образования обусловлено необходимостью исследования процесса профессионального развития специалистов разных профессий и дифференциацией их будущей деятельности.

Развитие теории профессионального образования  требует углубленной разработки методических основ педагогики профессионального  образования.

Модернизация системы  профессионального образования  выявила отсутствие междисциплинарной теории профессионального образования. Высокие темпы глобализации не позволяют ограничивать профессиональное образование конкретными пространственно- временными рамками. Процесс развития теории профессионального образования основан на выявлении социокультурных, экономических, исторических тенденций, которые определяю этапы теоретического осмысления проблемы развития профессионального образования.

Теория профессионального  образования обязательно должна быть практикоориентированной, использующей все преобразующие методики и теории профессионального образования. Она обязательно должна иметь свой понятийно-категориальный аппарат, предмет и содержание исследования. Главной идеей теории профессионального образования является повышение качества процессов модернизации все системы профессионального образования.

Становление и  развитие теории профессионального  образования представляет собой  творческий процесс осознания и  осмысления целей, задач, содержания. Развитие теории профессионального образования  можно представить следующими основными этапами:

- конец XIX века  – начало XX века (создание школ  для рабочих);

- начало XX века ( развитие  теории профессиографии);

- тридцатые –  пятидесятые годы (начало профориентации  и определение психологической  классификации профессий);

- девяностые годы (усиление системного анализа  условий).

 

6.Организационные формы обучения в вузе 

Осуществление обучения в вузе требует от преподавателя  знания и умелого использования  разнообразных форм организации  учебного процесса. Но что такое форма организации обучения как педагогическая категория, в чем состоит ее сущность? Пока это понятие в дидактике не имеет достаточно четкого определения. В частности, во многих научных публикациях категория «метод обучения» употребляется как синоним формы учебной работы. Уяснение существующих между ними различий, на наш взгляд, может помочь разобраться в сущности последней категории.

В настоящее время  в высшей школе применяются следующие  основные организационные формы обучения студентов: лекции, семинарские и практические занятия, консультации, учебная, производственная и преддипломная практика, контрольные, курсовые и квалификационные работы, зачеты и экзамены. Дадим им краткую характеристику.

Лекция  – это традиционно ведущая форма обучения в вузе. Ее основная дидактическая цель – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, она выполняет информационную, ориентирующую, разъясняющую, убеждающую и организационную функции. Заслуживают внимания некоторые правила поведения преподавателя перед студенческой аудиторией, сформулированные А. А. Космодемьянским. 1. Педантичная дисциплина лектора. 2. Величайшая (беспощадная) требовательность к самому себе. Лектор всегда обязан: соблюдать правильность и строгость языка лекции (избегать жаргонных слов, канцеляризмов, правильно расставлять ударения и т.д.); соблюдать технику записей на доске; постоянно наблюдать за аудиторией и чувствовать ее; иметь в виду ответ на очень важный для студентов вопрос: «А зачем это нужно?»; не рассуждать перед студенческой аудиторией о предметах, которые сам плохо знает; не украшать лекцию лозунгами и поучениями, в которые сам не верит и в жизни не исполняет; не рассказывать анекдоты; можно дать отдохнуть студентам, обогащая их внутренний мир; не важничать перед студенческой аудиторией; в лекторе ничто не должно отвлекать студентов от темы (одежда, прическа, украшения), вызывать их излишнее любопытство, а уж тем более насмешку.

Семинарское занятие. Это наиболее сложная и трудная форма организации учебного процесса. Ему присущи четыре основные функции: 1) углубление, конкретизация и систематизация знаний, полученных студентами на предшествующих этапах учебы (лекции, самостоятельная работа, консультации); 2) развитие навыков самостоятельной работы, формирование продуктивного мышления студентов в ходе обсуждения рассматриваемых проблем; 3) привитие навыков пропагандистской работы; 4) контроль за степенью и характером усвоения материала студентами. Сложилось несколько типов семинарских занятий: развернутая беседа по плану, данному студентам заранее преподавателем; небольшие доклады студентов с последующим их обсуждением участниками семинара; семинар – дискуссия по заранее предложенной студентам проблеме; семинар по заранее предложенной студентам проблеме с использованием элементов метода «мозгового штурма»; обсуждение дискуссионных научных статей по какой-либо проблеме; семинар-исследование.

Практическое  занятие. Это своеобразная форма связи теории с практикой, которая служит для закрепления знаний путем вовлечения студентов в решение разного рода учебно-практических познавательных задач, вырабатывает навыки использования компьютерной и вычислительной техники, умение пользоваться литературой. В содержании практических занятий выделяют систему формирования у студентов общих и профессиональных качеств: технических, педагогических и т. п., профессионализма (репродуктивного освоения специальной деятельности); опыт профессионального творчества в сфере выбранной профессии и специальности; систему норм и отношений в коллективе, опыт оценочно-эмоциональной деятельности Консультации предназначены для оказания педагогически целесообразной помощи студентам в их самостоятельной работе по каждой дисциплине учебного плана, а также при решении задач теоретического или практического характера. Они помогают не только студентам, но и преподавателю, будучи своеобразной обратной связью, с помощью которой можно выяснить степень усвоения студентами программного материала. Обычно консультации связывают с лекционными, семинарскими и практическими занятиями, подготовкой к зачетам и экзаменам, с выполнением контрольных, курсовых и квалификационных работ.

  Практика студентов.  Практическая подготовка студентов вуза к профессиональной деятельности является составной частью образовательной программы высшего профессионального образования. Независимо от форм реализации, практика выступает в роли преобразователя теоретических знаний студентов в умения и навыки, способствует осознанию ими сущности и социальной значимости будущей профессии, их социально-профессиональному становлению. Основными задачами практики являются: развитие личностно-профессиональных качеств, необходимых для становления компетентного специалиста; углубление теоретических знаний и установление их связи с практической деятельностью; формирование профессиональных умений и навыков, соответствующих требованиям к уровню подготовки специалиста, необходимых для успешной трудовой деятельности; создание условий для развития у студентов профессиональных способностей и формирования у них собственного стиля профессиональной деятельности.

Педагогическая  этика преподавателя  вуза

Влияние педагога на развитие студента зависит от множества  факторов, в том числе от уровня профессиональной подготовленности, занимаемой педагогической позиции, индивидуальных психологических качеств, установки и направленности его личности. При этом ценностные ориентации, идеалы определяют направленность профессиональной деятельности преподавателя. Бесспорно, в этой деятельности ведущее место принадлежит педагогической культуре и ее составной части – нравственным отношениям. Педагогический такт преподавателя вуза на уровне отношений проявляется: в отношении к студенту как к личности, как определенной ценности; в отношении к себе как к специалисту; в ценностном отношении к коллегам, участвующим в педагогическом процессе; в отношении к образованию как к общечеловеческой ценности; в гуманизации взаимоотношений всех участников педагогического процесса. Гуманизм выступает как принцип педагогической этики. В содержательном плане этот принцип включает, по мнению В. И. и И. Я. Писаренко, следующие требования: уважать личность студента, чувство его собственного достоинства; верить в творческие возможности студентов, предъявлять к каждому из них посильные требования; терпимо относиться к мыслям и высказываниям студентов даже тогда, когда их мнение не совпадает с общепринятой точкой зрения или мнением преподавателя, а терпеливо, опираясь на факты, доказывать, в чем ошибочность их суждений; пресекать попытки унижения человеческого достоинства студента; не злоупотреблять доверием студента; не допускать насмешек или выпадов по адресу студентов, интимная жизнь которых стала известна преподавателю; тактично и последовательно вести борьбу не только с отдельными лентяями и нарушителями дисциплины, но и с ленью как следствием пробелов в нравственном воспитании студентов; не превращать оценку знаний в средство запугивания и не применять ее для наказания за плохое поведение; учить студентов чувствовать чужое горе, переживать неудачи товарищей как свои собственные, развивать у них способность откликаться на чужое несчастье 

Заключение 

      Методика  профессионального обучения рассматривается  как методика углубленного обучения студентов колледжей и учащихся профессиональных училищ, как специальная, контекстная подготовка в направлении будущей профессии и специальности.

      В современном образовании - это прежде всего подготовка молодежи к культурно- и природосообразной, разумной, рациональной преобразующей материальный мир деятельности. 

      Искусство преподавания каждой дисциплины имеет  свои особенности и специфику в соответствии с содержанием, однако, в данном пособии излагается общая методика преподавания всех общетехнических дисциплин.  

 

Список  литературы 

1. Батышев С.  Я. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся  по педагогическим специальностям и направлениям.- М.: Ассоциация "Профессиональное образование", 1997.-512с.

2.Скакун  В. А. Преподавание курса "Организация  и методика производственного  обучения": Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1990. - 254 с. Симоненко В. Д.  Основы технологической культуры. - Брянск: Издательство БГПУ, 1998. - 268 с.

3.Симоненко  В. Д., Овечкин В. П. Основы  технологии. - Брянск: Издательство БГПУ, 1999. - 180 с.

Информация о работе Теория и методика профессионального образования