Виды спорта. Классификация. Спортивная подготовка и её компоненты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:55, контрольная работа

Описание

Теория и методика физической культуры и спорта является общепрофилирующим предметом профессионального образования специалистов по физической культуре. Кроме того, эта дисциплина включена в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в высших учебных заведениях Российской Федерации, как обязательный предмет в объеме 408 часов (26 - лекционных, 36 - методико-практических, 290 - учебно-тренировочных и 56 - контрольных занятий).

Содержание

1.Введение ......................................... 3стр.
2.Основные понятия ............................... 4стр.
3.Виды спорта ..................................... 5стр.
4.Классификация ................................... 7стр.
5.Спортивная подготовка и её компоненты...... 10стр.
6.Источники ........................................ 18стр.

Работа состоит из  1 файл

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.docx

— 53.63 Кб (Скачать документ)

Олимпийские виды спорта: бадминтон, баскетбол, бокс, борьба вольная, борьба греко-римская, дзюдо, плавание синхронное, гимнастика художественная, теннис, теннис настольный, фристайл и др.

Не  олимпийские виды спорта: акробатика, альпинизм, армрестлинг, атлетизм, борьба самбо, бильярдный спорт, гиревой спорт, гребля на народных лодках, каратэ-до, кикбоксинг, конные виды, ориентирование спортивное, пауэрлифтинг, прыжки на батуте, регби, спортивное скалолазание, таэквандо, триатлон, туризм спортивный, ушу, хоккей с мячем, шахматы, шашки, полиатлон и др.

                      Национальные виды спорта

Современный

этап  общественного развития характеризуется бурными событиями в области политики, экономики, культуры, в межнациональных отношениях и в других сферах государственности. В решении этой важной социальной проблемы все более заметное место уделяется физической культуре и спорту, посредством чего добиться оздоровления населения в широком смысле слова. Осознание всего богатства национальных видов физической культуры, несущих в себе большой культурный потенциал и мероприятия, связанные с ее возрождением, является одной из важнейших задач современного общества.

Установлено, что на разных континентах независимо возникают теории физического воспитания населения, которые отличаются друг от друга по формам и средствам развития в каждой отдельно взятой стране. На их основе постепенно возникают методики тренировки с присущими им особенностями различных школ и видов физической культуры.

В такой  многонациональной стране, как Российская Федерация, испокон веков существовали свои национальные виды

физической  культуры, которые на протяжении веков  подвергались различным изменениям под воздействием разного рода идеологий. Но, в сущности, основные культурные традиции национальных видов спорта сохранились и до настоящего времени. Не останавливаясь подробно на каждой отдельно взятой национальной системе физического воспитания народов мира, мы приводим краткие характеристики некоторые из них:

  • С древних времен у бурятского народа проводились народ 
    ные игры (мужское троеборье: стрельба из лука, борьба и 
    конные скачки) «Эрын гурван наадан», ныне называемые 
    «Сурхарбан». Данные игры подразделяются по масштабам на 
    низовые, районные, городские, окружные и республиканские. 
    В настоящее время к классическому троеборью прибавили 
    состязания по поднятию тяжестей. Соревнования по стрельбе 
    из лука и конным скачкам проводятся по старинным национальным правилам. По национальной борьбе правила соревнований несколько модифицированы, введены весовые категории, поединки регламентированы по времени. Отдельно 
    проводится абсолютное первенство, где выявляется самый 
    сильный борец среди сильнейших - «Бухэ».
  • В Республике Саха-Якутия проводятся аналогичные игры под 
    названием «Ысыах» в программу которых входят бег, прыж 
    ки, борьба «хапсагай», стрельба из лука, конные скачки и др. 
    По своему назначению эти соревнования проводятся для повышения спортивного мастерства занимающихся национальными видами спорта, пропаганды спортивных традиций и 
    привлечения молодежи  к массовым занятиям  физической 
    культурой и спортом.
  • Среди народностей Северного Кавказа: Кабардино-Балкарии, 
    Дагестана, Карачаево-Черкессии, Чечни, Ингушетии, Калмы 
    кии, Адыгеи, Северной Осетии проводятся командные первенства по многоборью (метания, гиревой спорт, национальная борьба), где абсолютному победителю по борьбе присваивается титул «Джигит Северного Кавказа».

Аналогичные игры проводятся среди многих народов  России, например среди башкир и татар - игры под названием «Сабантуй», среди тувинцев - соревнования по национальной борьбе «Хуреш» и т.д.

Национальные  виды спорта у различных народов  России, Европы и Азии являются неотъемлемой частью культурного наследия, кроме того, занятия ими приносят существенный вклад в подготовку по олимпийским видам спорта вместе с оздоровительно-рекреационной направленностью народных видов физической культуры

 4.СПОРТИВНАЯ  ПОДГОТОВКА   И ЕЁ КОМПОНЕНТЫ

 

 

Структура  спортивной подготовки 

 

Один  из ведущих специалистов в теории спортивной подготовки В.Н. Платонов (1986) отмечает, что современная система  подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные  формы, материально-технические условия  и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом  наивысших спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс подготовки спортсмена к  соревнованиям.      

В системе  подготовки спортсмена выделяют: спортивную тренировку, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований.    

Основными сторонами подготовки спортсмена являются физическая, техническая , тактическая, психическая и интегративная подготовки. Некоторые сведения по этим вопросам уже были представлены в главе 5.

Физическая  подготовка направлена на укрепление здоровья, достижения высокого уровня физического развития, воспитанию необходимых спортсмену физических качеств. Ее принято подразделять на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).        

Цель  ОФП - достижение высокой работоспособности  студентов. Ее средствами являются  разнообразные физические упражнения ( ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, подвижные и спортивные игры, гимнастика, упражнения с отягощениями и др.).       

СФП направлена на воспитание отдельных физических качеств, навыков и умений, необходимых в избранном виде спорта. Она проводится систематически и помогает спортсмену подготовиться к соревнованиям.

Средствами  ее являются специальные упражнения и элементы избранного вида спорта. Соотношение ОФП и СФП в  процессе спортивной тренировки меняется по мере роста спортивного мастерства постепенно возрастает удельный вес СФП. В зависимости от квалификации спортсменов на ОФП отводится от 70% (в начальный период подготовки) до 30%( для спортсменов высших разрядов) тренировочного времени.

Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена системе движений соответствующей особенностям данного вида спорта.

Техническая подготовленность ( или другими словами техническое мастерство) спортсменов характеризуется тем, что умеет делать спортсмен  и как умеет он владеет освоенными действиями. В первую группу показателей входят: объем, разносторонность, рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен. Во вторую- эффективность, освоенность выполнения (Д.Д. Донской, В.М. Зациорский 1979г.).      

В структуре  технической подготовленности спортсмена очень важно выделять базовые  и дополнительные движения. К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно эффективное ведение соревновательной  борьбы с соблюдением существующих правил. Освоение  базовых движений является обязательным для спортсмена. Дополнительные движения и действия- это второстепенные движения и действия, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. (Платонов В.Н.,1986).      

Тактическая подготовка.  Тактическая подготовленность в теории и практике спортивной тренировки, -пишет Платонов В.Н., - понимается как умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.   

Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от овладения им средствами, формами и видами тактики данного  вида спорта. Средствами спортивной тактики  являются все технические приемы и способы их выполнения, формами - индивидуальные, групповые и командные  действия, видами - наступательная, оборонительная и контрактующая тактика.    

Тактика опирается на стратегию, так А.Я. Гомельский в книге «Библия баскетбола» пишет, что стратегия - основная теоретическая направленность всей работы команды, определяющая средства и методы подготовки к главным соревнованиям. Четырехлетний план подготовки сборной СССР к Олимпиаде в Сеуле - стратегия команды в 1985-1988  годах. Стратегия предусматривает управление командой в соревнованиях.    

Тактика - это часть стратегии, которая  решает главные задачи подготовки с  учетом конкретных возможностей - ресурсов команды, особенностей соперников, условий  соревнований. Все это определяет тактический и комбинационный багаж  команды.      

Психическая подготовка - связана с воспитанием у спортсменов в процессе  занятий моральных, волевых и специальных психических качеств.

Занятия различными видами спорта способствуют формированию специфической структуры  психических качеств, так А.Ц. Пуни (1984) установил, что у представителей  каждого вида спорта имеются свои ведущие волевые качества табл. 2. 

 

 

   Структура волевых качеств спортсменов различной специализации:                                                            

Таблица 2

 

 

Бегуны-стайеры                     Прыгуны на лыжах с трамплина

 

 

 

Смелость

 

Целеустремленность

Инициативность

 

Инициативность

Выдержка

 

Настойчивость

Настойчивость

Упорство

 

Выдержка

Самообладание

 

Смелость

Решительность

Самостоятельность

 

Упорство

Решительность

 

Самостоятельность


 

 

 

Гимнасты                                   Футболисты 

 

Целеустремленность

 

Целеустремленность

Инициативность

 

Выдержка

Настойчивость

 

Смелость

Смелость

 

Настойчивость

Выдержка

Самообладание

 

Инициативность

Самостоятельность

Решительность

 

Упорство

Упорство

 

Решительность

Самостоятельность

 

Самообладание


 

  

 

 

  Согласно  исследованиям Т.Т. Джамгарова (1964), занятия борьбой и мотоспортом способствуют проявлению в процессе занятий таких качеств как смелость и решительность. В литературе для военных институтов физкультуры отмечается связь физических и психических качеств занимающихся:  ранний подъем, использования длительного бега и марш-бросков эффективно формируют  не только выносливость , но и волю занимающихся.  

Интегративная подготовка - направлена на координацию и реализацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства: технической, физической, тактической и психологической подготовленности.   

В качестве основного средства интегративной  подготовки выступают соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые  в условиях соревнований различного уровня. 

 

   Планирование спортивной подготовки 

 

 

    В вузах  при работе со студентами-спортсменами используются специальные документы: годовые планы работы, графики  учебного процесса, календари соревнований, индивидуальные планы, планы-конспекты  занятий. Документы предусматривают  принципы спортивной тренировки, учитывая объем и индивидуальность нагрузки. В то же время классическая система  подготовки спортсменов высокой  квалификации предусматривает начало занятий с 8-11 лет. 

 

 

 Возрастные  границы этапов многолетней подготовки спортсменов.  Таблица 3

Вид спорта

Этап  начальной подготовки

 

мужчины

женщины

Бег на средние дистанции

10-12

10-12

Бег на длинные дистанции

11-13

-

Лыжные  гонки

11-13

11-13

Велосипедный  спорт (гонки

преследования на треке)

11-13

-

Велосипедный  спорт (шоссе)

11-13

-

Гребля  на байдарках

10-12

10-13

Гребля  на каноэ

10-12

-

Плавание (100 и 200 м)

8-10

8-10

Плавание (400, 800, 1500 м)

8-10

8-10

Гимнастика

5-6

5-6

Акробатика

5-6

5-6

Теннис

5-7

5-7

Баскетбол

7-10

7-9

Фигурное  катание

5-7

5-7

Тяжелая атлетика

12-13

12-14


 

   

В нашей  стране система занятий в детско-юношеских  спортивных школах ДЮСШ предусматривает  три этапа подготовки:

·     этап начальной подготовки;

·     этап учебно-тренировочный;

·     этап спортивного совершенствования.      

Каждому этапу соответствует определенные составляющие: здоровье занимающихся, способности к виду спорта, объем и интенсивность нагрузки и т.д. На всех этапах действует спортивный отбор, суть которого заключается в выявлении наиболее одаренных спортсменов. При планировании подготовки спортсменов в вузах эти параметры спортивной подготовки претерпевают определенные изменения, которые необходимо учитывать.       

Спортивная  тренировка - многолетний и круглогодичный процесс. Многолетний план тренировок создает общую картину, определяет главную цель, задачи и основные средства тренировки.

Для каждого  года, кроме того, определяется частная  цель, поэтапно планируется рост спортивных результатов.

Тренировочный процесс состоит из повторяющихся  отрезков времени - циклов. Различают  большие ( многолетние, годичные), средние ( сезонные, месячные, соревновательные) и малые ( недельные) циклы.       

Информация о работе Виды спорта. Классификация. Спортивная подготовка и её компоненты