Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 21:55, контрольная работа
Теория и методика физической культуры и спорта является общепрофилирующим предметом профессионального образования специалистов по физической культуре. Кроме того, эта дисциплина включена в число обязательных дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» в высших учебных заведениях Российской Федерации, как обязательный предмет в объеме 408 часов (26 - лекционных, 36 - методико-практических, 290 - учебно-тренировочных и 56 - контрольных занятий).
1.Введение ......................................... 3стр.
2.Основные понятия ............................... 4стр.
3.Виды спорта ..................................... 5стр.
4.Классификация ................................... 7стр.
5.Спортивная подготовка и её компоненты...... 10стр.
6.Источники ........................................ 18стр.
Олимпийские виды спорта: бадминтон, баскетбол, бокс, борьба вольная, борьба греко-римская, дзюдо, плавание синхронное, гимнастика художественная, теннис, теннис настольный, фристайл и др.
Не олимпийские виды спорта: акробатика, альпинизм, армрестлинг, атлетизм, борьба самбо, бильярдный спорт, гиревой спорт, гребля на народных лодках, каратэ-до, кикбоксинг, конные виды, ориентирование спортивное, пауэрлифтинг, прыжки на батуте, регби, спортивное скалолазание, таэквандо, триатлон, туризм спортивный, ушу, хоккей с мячем, шахматы, шашки, полиатлон и др.
Национальные виды спорта
Современный
этап общественного развития характеризуется бурными событиями в области политики, экономики, культуры, в межнациональных отношениях и в других сферах государственности. В решении этой важной социальной проблемы все более заметное место уделяется физической культуре и спорту, посредством чего добиться оздоровления населения в широком смысле слова. Осознание всего богатства национальных видов физической культуры, несущих в себе большой культурный потенциал и мероприятия, связанные с ее возрождением, является одной из важнейших задач современного общества.
Установлено, что на разных континентах независимо возникают теории физического воспитания населения, которые отличаются друг от друга по формам и средствам развития в каждой отдельно взятой стране. На их основе постепенно возникают методики тренировки с присущими им особенностями различных школ и видов физической культуры.
В такой многонациональной стране, как Российская Федерация, испокон веков существовали свои национальные виды
физической культуры, которые на протяжении веков подвергались различным изменениям под воздействием разного рода идеологий. Но, в сущности, основные культурные традиции национальных видов спорта сохранились и до настоящего времени. Не останавливаясь подробно на каждой отдельно взятой национальной системе физического воспитания народов мира, мы приводим краткие характеристики некоторые из них:
Аналогичные игры проводятся среди многих народов России, например среди башкир и татар - игры под названием «Сабантуй», среди тувинцев - соревнования по национальной борьбе «Хуреш» и т.д.
Национальные виды спорта у различных народов России, Европы и Азии являются неотъемлемой частью культурного наследия, кроме того, занятия ими приносят существенный вклад в подготовку по олимпийским видам спорта вместе с оздоровительно-рекреационной направленностью народных видов физической культуры
4.СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА И ЕЁ КОМПОНЕНТЫ
Структура спортивной подготовки
Один
из ведущих специалистов в теории
спортивной подготовки В.Н. Платонов (1986)
отмечает, что современная система
подготовки спортсмена является сложным,
многофакторным явлением, включающим
цели, задачи, средства, методы, организационные
формы, материально-технические
В системе подготовки спортсмена выделяют: спортивную тренировку, соревнования, внетренировочные и внесоревновательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований.
Основными сторонами подготовки спортсмена являются физическая, техническая , тактическая, психическая и интегративная подготовки. Некоторые сведения по этим вопросам уже были представлены в главе 5.
Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижения высокого уровня физического развития, воспитанию необходимых спортсмену физических качеств. Ее принято подразделять на общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).
Цель ОФП - достижение высокой работоспособности студентов. Ее средствами являются разнообразные физические упражнения ( ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание, гребля, подвижные и спортивные игры, гимнастика, упражнения с отягощениями и др.).
СФП направлена на воспитание отдельных физических качеств, навыков и умений, необходимых в избранном виде спорта. Она проводится систематически и помогает спортсмену подготовиться к соревнованиям.
Средствами ее являются специальные упражнения и элементы избранного вида спорта. Соотношение ОФП и СФП в процессе спортивной тренировки меняется по мере роста спортивного мастерства постепенно возрастает удельный вес СФП. В зависимости от квалификации спортсменов на ОФП отводится от 70% (в начальный период подготовки) до 30%( для спортсменов высших разрядов) тренировочного времени.
Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена системе движений соответствующей особенностям данного вида спорта.
Техническая подготовленность ( или другими словами техническое мастерство) спортсменов характеризуется тем, что умеет делать спортсмен и как умеет он владеет освоенными действиями. В первую группу показателей входят: объем, разносторонность, рациональность технических действий, которые умеет выполнять спортсмен. Во вторую- эффективность, освоенность выполнения (Д.Д. Донской, В.М. Зациорский 1979г.).
В структуре технической подготовленности спортсмена очень важно выделять базовые и дополнительные движения. К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно эффективное ведение соревновательной борьбы с соблюдением существующих правил. Освоение базовых движений является обязательным для спортсмена. Дополнительные движения и действия- это второстепенные движения и действия, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальными особенностями. (Платонов В.Н.,1986).
Тактическая подготовка. Тактическая подготовленность в теории и практике спортивной тренировки, -пишет Платонов В.Н., - понимается как умение спортсмена грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся внешних условий.
Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит от овладения им средствами, формами и видами тактики данного вида спорта. Средствами спортивной тактики являются все технические приемы и способы их выполнения, формами - индивидуальные, групповые и командные действия, видами - наступательная, оборонительная и контрактующая тактика.
Тактика опирается на стратегию, так А.Я. Гомельский в книге «Библия баскетбола» пишет, что стратегия - основная теоретическая направленность всей работы команды, определяющая средства и методы подготовки к главным соревнованиям. Четырехлетний план подготовки сборной СССР к Олимпиаде в Сеуле - стратегия команды в 1985-1988 годах. Стратегия предусматривает управление командой в соревнованиях.
Тактика - это часть стратегии, которая решает главные задачи подготовки с учетом конкретных возможностей - ресурсов команды, особенностей соперников, условий соревнований. Все это определяет тактический и комбинационный багаж команды.
Психическая подготовка - связана с воспитанием у спортсменов в процессе занятий моральных, волевых и специальных психических качеств.
Занятия различными видами спорта способствуют формированию специфической структуры психических качеств, так А.Ц. Пуни (1984) установил, что у представителей каждого вида спорта имеются свои ведущие волевые качества табл. 2.
Структура
волевых качеств спортсменов различной
специализации:
Таблица 2
Бегуны-стайеры
Смелость |
Целеустремленность | |
Инициативность |
Инициативность | |
Выдержка |
Настойчивость | |
Настойчивость Упорство |
Выдержка | |
Самообладание |
Смелость Решительность | |
Самостоятельность |
Упорство | |
Решительность |
Самостоятельность |
Гимнасты
Целеустремленность |
Целеустремленность | |
Инициативность |
Выдержка | |
Настойчивость |
Смелость | |
Смелость |
Настойчивость | |
Выдержка Самообладание |
Инициативность Самостоятельность | |
Решительность |
Упорство | |
Упорство |
Решительность | |
Самостоятельность |
Самообладание |
Согласно исследованиям Т.Т. Джамгарова (1964), занятия борьбой и мотоспортом способствуют проявлению в процессе занятий таких качеств как смелость и решительность. В литературе для военных институтов физкультуры отмечается связь физических и психических качеств занимающихся: ранний подъем, использования длительного бега и марш-бросков эффективно формируют не только выносливость , но и волю занимающихся.
Интегративная подготовка - направлена на координацию и реализацию в соревновательной деятельности различных составляющих спортивного мастерства: технической, физической, тактической и психологической подготовленности.
В качестве основного средства интегративной подготовки выступают соревновательные упражнения избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного уровня.
Планирование спортивной подготовки
В вузах при работе со студентами-спортсменами используются специальные документы: годовые планы работы, графики учебного процесса, календари соревнований, индивидуальные планы, планы-конспекты занятий. Документы предусматривают принципы спортивной тренировки, учитывая объем и индивидуальность нагрузки. В то же время классическая система подготовки спортсменов высокой квалификации предусматривает начало занятий с 8-11 лет.
Возрастные границы этапов многолетней подготовки спортсменов. Таблица 3
Вид спорта |
Этап начальной подготовки | |
мужчины |
женщины | |
Бег на средние дистанции |
10-12 |
10-12 |
Бег на длинные дистанции |
11-13 |
- |
Лыжные гонки |
11-13 |
11-13 |
Велосипедный спорт (гонки преследования на треке) |
11-13 |
- |
Велосипедный спорт (шоссе) |
11-13 |
- |
Гребля на байдарках |
10-12 |
10-13 |
Гребля на каноэ |
10-12 |
- |
Плавание (100 и 200 м) |
8-10 |
8-10 |
Плавание (400, 800, 1500 м) |
8-10 |
8-10 |
Гимнастика |
5-6 |
5-6 |
Акробатика |
5-6 |
5-6 |
Теннис |
5-7 |
5-7 |
Баскетбол |
7-10 |
7-9 |
Фигурное катание |
5-7 |
5-7 |
Тяжелая атлетика |
12-13 |
12-14 |
В нашей
стране система занятий в детско-
· этап начальной подготовки;
· этап учебно-тренировочный;
· этап спортивного совершенствования.
Каждому
этапу соответствует
Спортивная тренировка - многолетний и круглогодичный процесс. Многолетний план тренировок создает общую картину, определяет главную цель, задачи и основные средства тренировки.
Для каждого года, кроме того, определяется частная цель, поэтапно планируется рост спортивных результатов.
Тренировочный процесс состоит из повторяющихся отрезков времени - циклов. Различают большие ( многолетние, годичные), средние ( сезонные, месячные, соревновательные) и малые ( недельные) циклы.
Информация о работе Виды спорта. Классификация. Спортивная подготовка и её компоненты