Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:10, курсовая работа
Цель: изучение влияния дополнительных занятий по физической культуре на функциональное состояние учащихся ПТУ.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
Изучить анатомо-физиологические особенности учащихся ПТУ;
Осветить значение, цель, задачи физического воспитания в ПТУ;
Изучить формы организации дополнительных занятий по физическому воспитанию в ПТУ;
Исследовать литературные данные о влиянии дополнительных занятий по физической культуре на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем учащихся ПТУ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....2.
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ
1.1. Анатомо-физиологические особенности учащихся ПТУ…………………4.
1.2. Значение, цель, задачи физического воспитания в ПТУ………………….8.
1.3. Программа по физическому воспитанию для учащихся ПТУ…………..10.
1.4. Организация занятий по физическому воспитанию в ПТУ……………..13.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ ПТУ
2.1. Формы дополнительных занятий с учащимися ПТУ…………………….16.
2.2. Влияние дополнительных занятий на состояние сердечно-сосудистой системы…………………………………………………………………………..20.
2.3. Влияние дополнительных занятий на дыхательную систему……….…..22.
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА……………………...……..25.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....28.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ
1.1. Анатомо-физиологические особенности учащихся ПТУ…………………4.
1.2. Значение, цель, задачи физического воспитания в ПТУ………………….8.
1.3. Программа по физическому воспитанию для учащихся ПТУ…………..10.
1.4. Организация занятий по физическому воспитанию в ПТУ……………..13.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ ПТУ
2.1. Формы дополнительных занятий с учащимися ПТУ…………………….16.
2.2. Влияние
дополнительных занятий на
2.3. Влияние
дополнительных занятий на
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА……………………...……..25.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30.
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет это в процессе взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Важнейшими показателями, отражающими адаптацию организма учащихся к различным физическим нагрузкам, является изменения состояния их здоровья и характер заболеваемости как в течение учебного года, так и на протяжении нескольких лет обучения [19, с.103].
Физические упражнения не только поддерживают необходимый жизненный уровень организма, но и в значительной мере совершенствуют все его функции.
Многие
исследователи указывают, что в любом
возрасте физические упражнения при правильной
методике повышают сопротивляемость организма
к инфекциям, резким колебаниям температуры
окружающей среды, гипоксии и радиации,
снижают частоту заболеваний, т.е. способствуют
совершенствованию функциональных возможностей
организма и развитию компенсаторно-
Практика показывает, что обязательных занятий физической культурой недостаточно для решения указанных проблем. Для частичного их решения в ПТУ вводятся дополнительные занятия физической культурой, которые имеют огромное значение как средство положительного воздействия на функциональное состояние организма учащихся.
Все вышесказанное обусловило актуальность данного исследования.
Гипотеза: предполагалось, что дополнительные занятия по физической культуре оказывают положительное влияние на функциональное состояние учащихся ПТУ (в частности, на развитие сенсорных механизмов управления точностными движениями).
Объект исследования – данные научно-методической литературы о функциональном состоянии организма в процессе дополнительных занятий физической культурой.
Предмет – эффективность дополнительных занятий физической культурой на функциональное состояние учащихся ПТУ.
Цель: изучение влияния дополнительных занятий по физической культуре на функциональное состояние учащихся ПТУ.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
Метод исследования – анализ научно-методической литературы.
Курсовая
работа состоит из введения, трех глав,
заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА
1. ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ
УЧИЛИЩАХ
1.1.
Анатомо-физиологические
особенности учащихся
ПТУ
В
профессионально-технических
Возраст 15 – 20 лет характеризуется поступательным развитием организма.
Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма.
Формирование скелета заканчивается в основном к 17 – 18 годам. К этому времени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16 – 18 годам заканчивается формирование стопы. В возрасте 15 – 16 лет особое внимание преподавателя физического воспитания должно быть обращено на формирование правильной осанки и развитие стопы. Чем полноценнее осанка, тем лучше условия для функционирования внутренних органов и организма в целом.
У женщин рост заканчивается в 20 – 22 года, у мужчин в 23 – 25 чет. Рост тела сочетается с изменениями в строении костной системы. Чрезмерные физические нагрузки могут привести к задержке роста.
С
возрастом увеличивается
К 18 – 21 годам в основном заканчивается функциональное развитие отделов центральной нервной системы и вегетативных систем. Нервные процессы отличаются большой подвижностью. Сила возбудительных процессов преобладает над тормозными.
В возрасте 11 – 18 лет отмечается усиленный рост сердца. Линейные размеры сердца к 15 – 17 годам увеличиваются в три раза в сравнении с размерами новорожденных. Объем полостей сердца в 13 – 15 лет составляет 250 см3, а у взрослых 250 – 300 см3. Если за семь лет (от 7 до 14) его объем возрастает на 30 – 35 %, то за четыре года (от 14 до 18) – на 60 – 70 %. Увеличение емкости полости сердца опережает увеличение просветов сосудов. Сердце нередко «не поспевает» за увеличением общих размеров тела. В возрасте 15 – 20 лет у 10 – 15 % юношей и девушек отмечается относительное «малое» сердце, что приводит к увеличению периода восстановительных процессов после нагрузки [9, с.149].
Частота сердечных сокращений в возрасте 15 лет составляет 76 ударов в минуту, а в возрасте 20 лет – у юношей 65 – 70, у девушек 70 – 75 ударов в минуту.
В обеспечении снабжения тканей кислородом важным фактором является скорость кровотока. Время кругооборота крови в 14 – 16 лет составляет 18 с, а у взрослых – 17 – 29 с.
Для укрепления сердечно-сосудистой системы важное значение имеет разносторонняя физическая подготовка, строгая дозировка и постепенное повышение физических нагрузок, систематичность занятий физическими упражнениями.
С возрастом происходят изменения и в дыхательной системе с ростом тела потребность в кислороде увеличивается и органы дыхания работают более напряженно. Так, минутный объем дыхания у 14-летнего подростка составляет на 1 кг веса 110 – 130 мл, у взрослого же всего лишь 80 – 100 мл [17, с.23].
Функциональные возможности аппарата дыхания еще недостаточно совершенны.
Жизненная емкость легких и максимальная легочная вентиляция меньше, чем у взрослых. Объем вентиляции составляет в 14 – 16 лет – 45 л, в 17 – 18 лет – 61 л в минуту [17, с.24].
Особенно велика роль физического воспитания в развитии дыхательного аппарата. Преподаватель должен обращать внимание на правильное формирование и увеличение подвижности (экскурсии) грудной клетки, на укрепление дыхательных мышц. Учащихся необходимо научить правильно дышать и помочь им овладеть навыками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания. При этом следует учитывать, что развитие дыхательной системы происходит в единстве с развитием других систем организма и в различные возрастные периоды предъявляются разные требования к развитию физических качеств. Как пишет Р.Т. Раевский, развитие тех или иных физических качеств надо рассматривать не только с точки зрения совершенствования двигательных способностей, но и обязательно с точки зрения обеспечения нормального протекания процесса физического развития и повышения функциональных возможностей растущего организма [17, с.26].
Уровень развития физических качеств и степень приспособляемости организма к физическим нагрузкам на быстроту, силу, гибкость зависят от возрастных особенностей организма. Высокие показатели гибкости и быстроты могут быть достигнуты к 18 годам, сила мышц увеличивается до 20 лет и более; высокий уровень выносливости наблюдается обычно к 23 – 25 годам. Упражнения на выносливость в возрасте 17 – 18 лет и особенно в 15 – 16 лет необходимо строго дозировать. Наиболее благоприятные условия для развития выносливости в 19 – 20 лет.
В возрасте 15 – 16 лет отмечается значительное увеличение мышечной массы и совершенствование нервно-мышечного аппарата, создаются предпосылки к развитию силы. Однако в занятиях с учащимися этого возраста следует воздерживаться от силовых упражнений с предельными нагрузками, так как условия для развития силы создают несколько позднее – в 19 – 20 лет [14, с.29].
Необходимо
подчеркнуть, что обучение в профессионально-техническом
училище совпадает с периодом полового
созревания. В этот период наблюдается
повышенная возбудимость и неустойчивость
нервной системы. Индивидуальные особенности
физического развития учащихся определяются
по данным медицинского контроля. Физиологические
возможности учащихся одного и того же
возраста могут значительно отличаться.
Поэтому в процессе физического воспитания
важен индивидуальный подход.
Физическое воспитание в профессионально-технических учебных заведениях являются учебным предметом, формирующим у учащихся жизненно необходимые знания, умения, навыки, развивающие двигательные способности. Одновременно оно оказывает оздоровительное, реабилитационное и рекреационное воздействие, способствует восстановлению умственной работоспособности, удовлетворяет часть жизненно необходимой потребности учащихся в движении. Физическое воспитание формирует полезные привычки, правильные межличностные отношения, приучает соблюдать правила общественной и личной гигиены [22, с.53].
Учебный процесс в ПТУ характеризуется достаточно высокой умственной психофизической напряженностью учащихся. Избежать ее отрицательные последствия помогает рациональное использование физических упражнений.
Целью физического воспитания в этом типе учебных заведений является формирование физической культуры личности учащихся – органического единства гуманистического идеала физического совершенства, личностных мотивов его достижения, необходимых для этого знаний, умений и навыков, физической готовности и физкультурным и спортивным занятиям, а также активной деятельности по физическому и связанному с ним духовному совершенствованию, организации здорового образа жизни [16, с.19].
В задачи физического воспитания входят:
- сформировать индивидуальный идеал физически совершенной личности;
-
придать личностный смысл
- воспитать высокие нравственные качества;
-
обеспечить разностороннюю и
профессионально-прикладную