Влияние дополнительных занятий по физической культуре на функциональное состояние учащихся ПТУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 08:10, курсовая работа

Описание

Цель: изучение влияния дополнительных занятий по физической культуре на функциональное состояние учащихся ПТУ.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
Изучить анатомо-физиологические особенности учащихся ПТУ;
Осветить значение, цель, задачи физического воспитания в ПТУ;
Изучить формы организации дополнительных занятий по физическому воспитанию в ПТУ;
Исследовать литературные данные о влиянии дополнительных занятий по физической культуре на функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем учащихся ПТУ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....2.
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ
1.1. Анатомо-физиологические особенности учащихся ПТУ…………………4.
1.2. Значение, цель, задачи физического воспитания в ПТУ………………….8.
1.3. Программа по физическому воспитанию для учащихся ПТУ…………..10.
1.4. Организация занятий по физическому воспитанию в ПТУ……………..13.
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ ПТУ
2.1. Формы дополнительных занятий с учащимися ПТУ…………………….16.
2.2. Влияние дополнительных занятий на состояние сердечно-сосудистой системы…………………………………………………………………………..20.
2.3. Влияние дополнительных занятий на дыхательную систему……….…..22.
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА……………………...……..25.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....28.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….30.

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВАЯ РАБОТА.doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

     - включить учащихся в активную  физкультурную деятельность, обучить  необходимым для этого знаниям,  жизненно важным двигательным  навыкам и умениям;

     - оздоравливать учащихся, снижать  их заболеваемость, уменьшать отрицательное воздействие напряженного режима обучения, повышать умственную работоспособность;

     - обучать юношей допризывного и призывного возраста навыкам и умениям, необходимым в условиях армейской службы;

     - выполнить нормативы комплекса «Защитник отечества»;

     - повышать устойчивость организма  учащихся к неблагоприятным производственным  факторам, облегчая их адаптацию  к условиям трудовой деятельности [16, с.21-22].

     Добиться  практического решения поставленных задач возможно только путем систематического использования средств физического воспитания, физических упражнений, оздоровительных сил природы и гигиенических факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Программа по физическому воспитанию для учащихся ПТУ 

     Программа включает в себя объяснительную записку и пять частей [16]. В первой части изложены физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. Во второй – учебные требования, нормативы оценки физической подготовленности, содержание домашних заданий; рекомендации по содержанию и организации физического воспитания учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, изложены в третьей части; формы внеклассных занятий физической культурой в – четвертой; массовой физкультурной и спортивной работы – в пятой части.

     1. Физкультурно-оздоровительные  мероприятия в  режиме дня. Утренняя гигиеническая гимнастика. Комплексы общеразвивающих упражнений, выполняемых в сочетании с ходьбой и бегом в течение 10 – 20 минут.

     Физкультурная пауза. Комплексы 6 – 8 упражнений, выполняемых во время учебных занятий.

     Физические  упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах. Упражнения для девушек: с обручем, скакалкой. Элементы спортивных игр. Ритмическая, атлетическая гимнастика.

     2. Учебный материал изложен во второй части. Он включает в себя базовый компонент.

     К базовому компоненту относятся требования к знаниям, двигательным навыкам, умением, задачи развития физических качеств и нормативы оценки физической подготовленности. Профессионально-техническое учебное заведение должно обеспечить освоение базового компонента всеми учащимися, независимо от его типа и ведомственной принадлежности.

     Вариативный компонент включает средства для  развития физических качеств, материал по профессионально-прикладной физической подготовке и домашние задания. Их освоение и использование обеспечивают образовательный, оздоровительный, реабилитационный и рекреативный эффекты. Содержание вариативного компонента определяет комиссия по физическому воспитанию с учетом материально-технической базы, возможностей преподавателей, подготовленности и интересов учащихся и других факторов. Вариативный компонент должен обеспечивать высокий эмоциональный уровень занятий, иметь практическую значимость для учащихся, расширять их знания о себе, удовлетворять потребность в движении и физической нагрузке, гарантировать базовый уровень разносторонней и профессионально-прикладной физической подготовленности [16, с.27].

     3. Физическое воспитание  учащихся, имеющих  отклонения в состоянии здоровья. В данной части обозначены принципы формирования учебных групп: А, Б, В, а также ряд других организационных моментов (объем физкультурно-двигательной активности, оценка текущей успеваемости).

     4. Внеклассные формы  занятий физической  культурой и спортом. 

     Спортивные  секции организуются в первую очередь по видам спорта, которые составляют основу содержания учебного процесса по физическому воспитанию и по тем видам, которые пользуются популярностью учащихся.

     Учащиеся  повышают свое спортивное мастерство, готовятся к выполнению разрядных норм и к участию в спортивных соревнованиях, в избранном виде спорта.

     Секции  общей физической подготовки с оздоровительной  направленностью организуются для занятий учащихся, имеющих низкий уровень физической подготовленности, желающих укрепить себя физически. Основу содержания занятий в таких группах могут составить упражнения из различных видов спорта, меняющиеся в зависимости от времени года, упражнения атлетической гимнастики и другие.

     Группы  формирования здорового  образа жизни организуются для изучения различных систем физических упражнений, способствующих организации здорового образа жизни, профилактике заболеваний организма с помощью физических упражнений, для формирования навыков здорового образа жизни с помощью физической культуры, личной жизни и быта. Занятия в группах могут организовываться в традиционной форме, а так же в форме постоянно действующего семинара, работающего по единой программе.

     Группы  начальной спортивной подготовки организуются преимущественно по видам спорта, включенным в учебный процесс по физическому воспитанию для учащихся, не успевающих освоить программу доступную большинству. Занятия проводятся как дополнительные к учебным занятиям по физическому воспитанию.

     Самостоятельные занятия физическими упражнениями дополняют уроки физической культуры. В процессе самостоятельных занятий учащиеся

совершенствуют  физические качества и двигательные навыки, закрепляют теоретический и практический материал по предмету, готовятся к сдаче учебных нормативов.

     5. Физкультурно-массовые, спортивные и туристические мероприятия.

     Дни здоровья организуются один – два раза в год. Целью дней здоровья является привлечение учащихся к спортивным занятиям физическими упражнениями, здоровому образу жизни.

     Массовый  конкурс «Физическое совершенство» проводится в течение учебного года. На основании результатов, показанных в серии соревнований, оцененных в баллах, определяется наиболее всесторонне физически подготовленный учащийся.

     Соревнования  по видам спорта: по программе спартакиады учащихся профобразования, соревнования по спортивным играм и профессионально-прикладным видам спорта; соревнования по летним и зимним видам спорта.

     Спортивные  вечера и праздники с выступлением ведущих спортсменов училища, республики, аттракционами, соревнованиями по специальным программам.

     1.4. Организация занятий по физическому воспитанию в ПТУ 

     Учебные занятия по физическому воспитанию в ПТУ организуются и проводятся в соответствии с учебными планами  по специальностям комплексной программы  и действующими нормативными документами, регламентирующими учебный процесс Они включаются в расписание занятий учебной частью равномерно в течение недели по согласованию с руководителями физического воспитания [9, с.221].

     Качество  учебного процесса по физическому воспитанию в значительной мере зависит от правильного планирования. Основными документами планирования являются: план-график учебного процесса на весь период обучения, рабочие (календарно-тематические) планы, планы конспектов уроков [9, с.221].

     При планировании необходимо учитывать  следующие положения. На каждом уроке физического воспитания должны комплексно решаться оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи. Развитие физических качеств должно давать оздоровительный и разносторонний развивающий эффект. Он может быть достигнут путем последовательного чередования в течение учебного года серий комплексных уроков различной преимущественной направленности. Это значит, что в каждой серии на уроках, комплексно решаются задачи оздоровления, обучения и воспитания.

     В содержание учебного материала при планировании должны быть включены все знания, двигательные умения и навыки, перечисленные в учебных требованиях программы. В зависимости от возможностей учебного заведения обязательной является только одна из спортивных игр. При планировании последовательность освоения знаний, умений и навыков, время, затрачиваемое на изучение отдельных технических действий, развитие физических качеств устанавливает преподаватель физического воспитания. При этом он учитывает возраст, техническую подготовленность учащихся, условия проведения занятий и другие факторы, которые необходимо учитывать при составлении годового и рабочего планов [10, с.72].

     На  каждом занятии необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Для этого надо тщательно изучать  их физическую подготовленность, функциональные возможности, учитывать данные медицинских осмотров, результаты педагогических наблюдений и контрольных испытаний по тестам программы. Итоги испытаний следует анализировать, доводить до сведения учащихся, принимать меры по устранению недостатков. Теоретические сведения сообщаются учащимся в ходе уроков в виде кратковременных бесед, пояснений или в ходе лекций.

     Р.М. Носова указывает, что с целью повышения учебной активности учащихся целесообразно привлекать их к участию в принятии решений о направленности и содержании занятий. Для этого их следует знакомить с результатами тестирования, включать в процесс оценки уровня развития физических качеств, степени овладения спортивной техникой и определения содержания домашних заданий [14, с.29]. Для контроля физической подготовленности в начале учебного года и в конце, после шести – девяти занятий по физическому воспитанию, проводится тестирование учащихся. Предварительный итоговый контроль проводят в форме соревнования. Учащиеся выполняют пять контрольных упражнений программы: наклон вперед в положении сидя на полу; подтягивание на перекладине (юноши); поднимание туловища за 1 минуту из положения лежа на спине, руки скрестно перед грудью, ноги на ширине плеч согнуты в коленях под прямым углом (девушки); челночный бег 4х9 м; прыжок в длину с места толчком двух ног, шестиминутный бег или бег на эквивалентную дистанцию.

     Показанные  в каждом упражнении результаты оцениваются  в баллах с помощью нормативов программы для каждого курса  и определяется уровень общей  физической подготовленности учащихся. Он может быть низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий. Сравнение результатов предварительного и итогового тестирования позволяет оценить эффективность реализации задач физического воспитания, связанных с развитием физических качеств.

     Так же необходимо отметить, что физическое воспитание должно осуществляться с  учетом предстоящей профессиональной деятельности, решать задачи профессионально-прикладной физической подготовки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ УЧАЩИХСЯ ПТУ 

     2.1. Формы дополнительных  занятий с учащимися  ПТУ 

     Задачи  физической подготовки учащихся ПТУ не представляется возможным успешно разрешить только путем плановых обязательных занятий и мероприятий в режиме учебного дня. Необходимо использовать и дополнительное время и другие формы занятий.

     Применяют следующие формы дополнительных занятий: комплексные и специализированные (плановые), утренние физические упражнения (зарядка), массовые спортивные мероприятия (спортивные и спортивно-прикладные соревнования, однодневные и многодневные туристские походы, лыжные переходы, массовые проплывы и др.) [8, с.37].

     Комплексное занятие (урок) – наиболее распространенная форма. Следует различать два типа таких занятий: занятие, которое включает в себя общеразвивающие и специальные (прикладные) упражнения, и занятие, построенное на материале различных видов прикладной физической подготовки – так называемая комплексная тренировка.

     Прикладные  упражнения, включаемые в содержание занятий по общей физической подготовке, должны быть методически связаны с остальным учебным материалом; время, отводимое на них, зависит от конкретных задач занятий.

     Например, обучение прикладным навыкам лазания по вертикальной и горизонтальной лестницам, передвижения на повышенной опоре целесообразно предусматривать в занятиях по гимнастике; способам преодоления различных препятствий – в занятиях легкой атлетикой на местности и пр. 

     Комплексная тренировка – эффективная форма специальной физической подготовки, предъявляющая очень высокие требования к организму учащихся.

     Она используется в тренировочных целях, главным образом на завершающем  этапе обучения.

     В комплексное занятие по прикладной подготовке включают упражнения для развития профессионально важных качеств и навыков в различных сочетаниях с учетом их реальной взаимосвязи в условиях профессиональной деятельности, а также закономерностей переноса тренированности.

Информация о работе Влияние дополнительных занятий по физической культуре на функциональное состояние учащихся ПТУ