Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 07:49, контрольная работа
Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, изученных детьми элементов, могут быть организованны и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.
Введение. 3
Глава 1 Роль спортивных игр в развитии физических качеств дошкольника. 6
1.1 Специфика развития физических качеств ребенка 6
дошкольного возраста. 6
1.2 Использование спортивных игр в работе с дошкольниками 10
1.3 Влияние занятий спортивными играми на развитие ребенка. 16
Глава 2 Обучение дошкольника элементам игры пионербол. 21
2.1. Описание игры и общие правила. 21
2.2 Правила игры для дошкольников. 23
2.3. Методика проведения занятий с дошкольниками. 25
Глава 3 Исследовательская работа. 28
3.1 Констатирующий этап 28
3.2. Формирующий этап 30
3.3 Контрольный этап 31
Заключение. 32
Библиография. 33
Приложение 1 34
Приложение 2 35
Приложение 3 36
Приложение 4 37
Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм и упражнениям. Занятие должно проходить как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения и игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты. Обучение спортивным играм протекает более успешно при реализации всех общих дидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные игры являются довольно сложными для дошкольников. При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию. Подводящие упражнения включают в себя движения, сходные по структуре с главными элементами техники того действия, которым предстоит овладеть. Например, при обучении броскам мяча в корзину в баскетболе первым упражнением является обычная передача мяча, затем — выполнение передачи с высокой траекторией, далее — передача мяча через различные высокорасположенные препятствия (сетка, веревка, планка) с попаданием в горизонтальную цель (щит баскетбольной корзины) и, наконец, броски непосредственно в корзину. Как видим, все эти упражнения включают бросок мяча, но условия его выполнения постепенно усложняются. Важно определить оптимальное число повторений подводящих упражнений, чтобы у детей не возникали вредные привычки, мешающие дальнейшему обучению. Если в качестве подводящего упражнения используется хорошо освоенное ранее движение, то достаточно повторить его всего лишь несколько раз непосредственно перед разучиванием нового двигательного действия.
Подводящими упражнениями могут служить:
1. Отдельные части
изучаемого двигательного
2. Имитация изучаемых двигательных действий.
3. Непосредственно изучаемое
двигательное действие, которое
выполняется в облегченных
4. Само изучаемое двигательное действие, выполняемое в замедленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои движения, и он допускает меньше ошибок.
Более сложные действия спортивных игр можно разучивать в специально созданных условиях (вне игры). При этом внимание ребенка целесообразно направлять на качество выполнения движения. В дальнейшем можно усложнять условия выполнения действий, подводить детей к более трудным заданиям.
Например, упражнения с элементами соревнования можно проводить в следующей последовательности усложнения: в начале обучения соревнования проводятся на точность выполнения действий, затем на скорость выполнения движений сначала между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами детей.
После этого, возможно, проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют, не только точно, но и быстро выполнять движения. Это обеспечивает преемственность и постепенность усложнения условий выполнения, закрепление правильного навыка, помогает избежать однообразной, утомляющей детей дошкольного возраста работы над техникой.
Не менее важна индивидуализация процесса обучения спортивным играм. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала каждым ребенком, при учете реакции его организма на физическую нагрузку. Содержание занятий строится с учетом физической подготовленности, индивидуальной одаренности детей к определенному виду движений и их желаний
Например: ребенок очень ловкий, быстрый, подвижный. При игре в футбол ему часто удается забить гол в ворота: он быстрее всех выходит на мяч. Игра в футбол его мечта, он готов весь день бегать за мячом. А точные движения ракеткой в бадминтоне у него трудно получаются. И если можно было выбирать, он всегда выбирает игру в футбол. В таком случае воспитателю нужно заинтересовать ребенка игрой в бадминтон, предлагая ему интересные игровые задания.
Задача при обучении игре в бадминтон состоит в том, чтобы с учетом индивидуальной одаренности ребенка целенаправленно развивать его двигательные качества и способности, предлагая ему посильные, но требующие физических и психических усилий задания.
В процессе обучения спортивным
упражнениям и играм
Творческая активность проявится лишь в том случае, если дети научатся самостоятельно свободно пользоваться действиями и разнообразных ситуациях. К творческой активности детей следует поощрять.
Занятие спортивными играми и упражнениями, как и занятие, обучающее основным движениям, состоит из трех взаимосвязанных частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть занятия может варьироваться в зависимости от содержания упражнений в основной части занятия. В этой части занятия проводится разминка с целью подготовки организма ребенка к более интенсивной работе в основной части. Важной задачей первой части занятия является развитие интереса у детей к предстоящим движениям и сосредоточение их внимания на изучаемом материале. В эту часть занятия можно включать и упражнения, подводящие к изучению движений в основной части занятия. Продолжительность вводной части во второй младшей группе от 3 до 4 мин, в средней — от 4 до 5 мин, в старшей — от 4 до 6 мин.
В основной части занятия намечаются задачи по обучению детей спортивной игре, по воспитанию физических качеств. Сначала предусматривается ознакомление детей с новым материалом, затем повторение и закрепление уже известного и совершенствование уже имеющихся двигательных навыков. Более целесообразно планировать на одном занятии обучение детей действиям одного вида спортивных игр.
Содержание основной части занятия может быть очень разнообразным: упражнения, игры, эстафеты и т. д. Здесь сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, что обеспечивает оптимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм ребенка. Движения подбираются энергичные, быстрые, требующие выносливости, повышающие функциональное состояние организма. Продолжительность основной части занятия от 12 до 20 мин.
В спортивной игре дети обычно увлекаются и ведут себя очень эмоционально. Поэтому важно следить за самочувствием ребят, чтобы физическая нагрузка на организм ребенка не превышала его возможности.
Целью заключительной части занятия является снижение общей возбудимости функции организма и приведение его в относительно спокойное состояние. При этом пульс ребенка снижается и приближается к норме. Эту часть занятия составляют ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, а также упражнения, способствующие расслаблению разных мышечных групп, или спокойная игра. Противопоказаны упражнения с длительными статическими положениями тела. Продолжительность заключительной части занятия во второй младшей группе 3 мин, в средней — 4 мин, в старшей — 5 мин.
В педагогической практике детских садов существует несколько вариантов занятий спортивными играми. Особенно привлекательным для детей является такой вариант занятия, который строится только на игре. Занятия, содержание которых состоит только из игр, чаще всего проводятся с целью закрепления и совершенствования двигательных действий. Особо благоприятные условия проведения занятий такого типа создаются в старших группах, когда дети знают много игр и имеют соответствующий арсенал двигательных навыков.
Занятия спортивными играми отличаются многообразием форм проведения. На начальном этапе обучения иногда целесообразно применять свободные действия и любимые игры детей (с мячом, с клюшкой, и другим инвентарем), пользуясь имеющимся разнообразным оборудованием на площадке. При этом можно предложить детям выполнить те действия, которыми они слабо владеют или, выполняя их, допускают много ошибок.
В конце зимнего и летнего сезона целесообразно проводить контрольные занятия, целью которых являются учет двигательных навыков, умений детей и анализ усвоения программного материала по развитию спортивных действий. Эти занятия начинаются с разминки, в основной части проводятся контрольные упражнения в виде состязаний, и заканчиваются занятия малоподвижной, спокойной игрой, спокойной ходьбой в сочетании с дыхательными упражнениями, сбором инвентаря и подведением итогов.
У детей дошкольного возраста еще слабо развита способность к точным движениям, поэтому любые действия с мячом оказывают положительное влияние на развитие этого качества.
В разделе физического воспитания «Программы воспитания в детском саду» действия детей с мячом включены начиная со второго года жизни. Они занимают значительное место среди других средств физического воспитания и усложняются от группы к группе за счет введения дополнительных заданий, а также более сложных способов выполнения.
И игры с мячом при соответствующей
организации их проведения благоприятно
влияют на физическое развитие и
работоспособность ребенка. Упражнения
с мячами различного веса и объема
развивают не только крупные, но и мелкие
мышцы обеих рук, увеличивают
подвижность суставов пальцев и кистей,
что особенно важно для шестилетнего ребенка
готовящегося к обучению в школе.
В подготовительной к школе
группе, кроме подбрасывания мяча
разными способами с
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений. Они формируют умения схватить, удержать, бросить предмет, приучают рассчитывать направление броска, согласовывать усилия с расстоянием, развивают выразительность движения, пространственную ориентировку. В играх с мячом развиваются физические качества ребенка: быстрота, прыгучесть, сила.
При ловле и бросании
мяча ребенок действует обеими руками.
Это способствует гармоничному развитию
центральной нервной системы
и всего организма. При обучении спортивной
игре используются самые разнообразные
действия с мячом, что обеспечивает
необходимую физическую нагрузку на все
группы мышц ребенка, особенно важны мышцы
удерживающие позвоночник при формировании
правильной осанки.
Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий.
При правильной организации занятий с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности, занимающихся подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма. Ребенок старшей дошкольной группы уже должен уметь владеть основными движениями, хотя еще недостаточно совершенно, поэтому игры, связанные с бегом, прыжками, метанием, им интересны. Кроме того, все эти движения лучше всего развиваются в играх. При проведении спортивных игр с детьми старшего возраста надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. Скелет 5-6-летнего ребенка еще продолжает формироваться. Значительная прослойка хрящевой ткани обусловливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Прочность опорного аппарата также еще невелика. Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.
Сердечно-сосудистая система ребенка 5-6 лет отличается большой жизнеспособностью: сосуды достаточно широкие, а стенки сосудов эластичные, что создает благоприятные условия для работы сердечной мышцы. Но функции нервной системы, регулирующей работу сердца, еще недостаточно развиты (легкая возбудимость сердца).
Дети проявляют большую двигательную активность в играх, особенно в тех случаях, когда прыжки, бег и другие действия, требующие большой затраты сил и энергии, перемежаются хотя бы кратковременными перерывами, активным отдыхом. Однако они довольно быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий. Учитывая вышесказанное, физическую нагрузку при занятиях подвижными играми необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть слишком продолжительной.
Функция внимания у дошкольников еще недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени спортивные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причем в работу вовлекаются большие мышечные группы. Простота и не многочисленность правил игры обусловливаются недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами детей 5-6 лет.