Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 07:49, контрольная работа
Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, изученных детьми элементов, могут быть организованны и игры, которые проводятся по упрощенным правилам.
Введение. 3
Глава 1 Роль спортивных игр в развитии физических качеств дошкольника. 6
1.1 Специфика развития физических качеств ребенка 6
дошкольного возраста. 6
1.2 Использование спортивных игр в работе с дошкольниками 10
1.3 Влияние занятий спортивными играми на развитие ребенка. 16
Глава 2 Обучение дошкольника элементам игры пионербол. 21
2.1. Описание игры и общие правила. 21
2.2 Правила игры для дошкольников. 23
2.3. Методика проведения занятий с дошкольниками. 25
Глава 3 Исследовательская работа. 28
3.1 Констатирующий этап 28
3.2. Формирующий этап 30
3.3 Контрольный этап 31
Заключение. 32
Библиография. 33
Приложение 1 34
Приложение 2 35
Приложение 3 36
Приложение 4 37
Дети этого возраста активны, самостоятельны, любознательны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно короткий срок добиваться заданных целей; им еще не хватает выдержанности и упорства. Их настроение часто меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре забывают о своих обидах. Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.
Дети 5-6 лет ярче воспринимают и лучше усваивают все то, что видят, слышат, наблюдают. Однако в этом возрасте образное, предметное мышление ребенка постепенно сменяется понятийным мышлением. Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они критически относятся к поступкам и действиям товарищей по игре. Дети учатся согласовывать свои действия с действиями товарищей; у них воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается сенсомоторный опыт, развивается творчество.
Появление способности абстрактно, критически мыслить, сознательно контролировать движения позволяет детям успешно усваивать усложненные правила игр, выполнять действия, объясняемые и показываемые руководителем.
В играх с мячом
коллективного характера
условия для воспитания положительных нравственно-волевых
черт детей. Такие игры приучают преодолевать
эгоистические побуждения, воспитывают
выдержку.
Спортивные упражнения
пополняют и обогащают
Применение занятий, основанных на традиционных подвижных играх в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, обеспечивает оптимальный уровень нагрузки при условиях:
– адекватности
применяемых тренировочных
– применения подвижных игр сопряженным с обучением основным движениям;
– максимального приближения занятий по физической культуре к игровой деятельности.
При планировании физического воспитания дошкольников на основе спортивных игр применяется подход, используемый в системе спортивной тренировки. Учебный год (сентябрь-май) разделен на три трехмесячных макроцикл. В свою очередь каждый макроцикл делится на четыре микроцикла по три недели в каждом. В недельном цикле предусматриваются пять учебно-физкультурных занятий. Основным содержанием физического воспитания дошкольников являются спортивные игры, дифференцированные по преимущественному развитию физических качеств. Обучение основным движениям осуществляются на двух учебных занятиях по традиционной методике и закрепляются при выполнении подвижных игр.
Правила пионербола разработал российский преподаватель Владимир Георгиевич Марс в начале 20-х годов. Он включает в себя элементы волейбола, баскетбола, гандбола. Особенно увлеклись этой игрой в пионерских лагерях. С 30-х годов она получила название пионербол.
м. Высота установки сетки: для мальчиков – 215, для девочек – 205 см.
В работе с дошкольниками требуются смягченные правила которые будут доступны малышам.
1. Высота сетки – 123 см. Единая форма не обязательна, так как это не соревнования, а учебная игра.
2. Расстановка стандартная, замена игрока производиться при неподаче, переход игроков по правилам.
2. Подача от 2 зоны, после сигнала воспитателя.
3. Мяч ловят кистями. Держать в руках не более 2-3 сек.
4. Перебрасывать мяч на сторону соперника, не касаясь второй раз.
5. 2, 3, 4 игроки выполняют нападающий бросок, блоки не ставятся.
6. Игра проводится в 3 партии до 10 очков.
7. За каждый забитый мяч противнику дают 1 очко.
8. Один вид подачи. Стоя лицом к полю, мяч в руке отводят назад, отклоняя туловище назад бросать мяч вперед.
9. Ловить мяч лучше обеими руками. Их необходимо держать впереди слегка согнутыми. Кисти надо ставить так, чтобы разведенные четыре пальца были обращены вверх - вперед, большие направлены друг к другу, а ладони немного повернуты внутрь. Не вытягивать руки вперед. В этом случае мяч может травмировать пальцы или же попасть в лицо
10. Чтобы принимать мяч на себя, необходимо быстро передвигаться в сторону полета мяча.
11. Подача может выполняться обеими или одной рукой в зависимости от возможностей ребенка.
12. Обеими руками мяч можно передавать от груди, из-за головы и снизу. Одной – из любого положения, но лучше от плеча.
13. Правило двух шагов с мячом в руках: ребенок сначала ловит мяч, стоя на месте, делает с ним два шага, отталкивается одной ногой, выпрыгивает вверх и бросает мяч на сторону противника. Команда имеет право трижды прикоснуться к мячу.
14. Игры проводятся после общей разминки, тщательной подготовки рук и ног. Дети встают парами друг против друга на расстоянии 4 м. по длине всего спортивного зала и выполняют передачи друг другу, в разных направлениях с разной силой.
15. Для игры подбирают равные по силам команды.
Подачу можно производить с любого места за лицевой линией, выполнять броском мяча одной рукой или ударом по нему кистью, как в
волейболе. Целесообразно обучать ребят трем вариантам подачи мяча:
- нижней прямой, при которой игрок стоит лицом в поле, отводит руку с мячом назад и сгибает ноги, а затем, разгибая их, бросает мяч вперед-вверх;
- нижней боковой, когда игрок стоит боком к лицевой линии, отводит руку с мячом в сторону-назад и, наклоняя туловище влево, бросает мяч вперед-вверх, придавая ему вращение;
- верхней прямой, когда игрок стоит лицом к полю (мяч находится в поднятой вверх и согнутой руке), отводит голову и плечи назад и затем бросает мяч.
Ловить мяч лучше обеими руками. Их необходимо держать впереди. Вначале необходимо учить бросать мяч в разные места площадки соперников, согнутыми на уровне головы-груди руками. Кисти надо ставить так, чтобы разведенные четыре пальца были обращены вверх - вперед, большие направлены друг к другу, а ладони немного повернуты внутрь. Ведь ловля мяча в пионерболе - это прием баскетбольный.
После касания мяча пальцами руки необходимо согнуть еще больше, удерживая мяч так, чтобы он не коснулся груди и не выпал из рук. Иначе судья зафиксирует ошибки: «мяч прижат» или «двойное касание». Прием мяча получается более надежным, если мяч принимать прямо на себя, а не отводить руки в стороны, если мяч летит мимо. Но чтобы принимать мяч на себя, необходимо быстро передвигаться в сторону полета мяча. Этому надо учиться. Некоторые из них вытягивают руки вперед. В этом случае мяч может травмировать пальцы или же попасть в лицо.
Передача мяча во многом зависит от правильности его приема (ловли). Она может выполняться обеими или одной рукой. Обеими руками мяч можно передавать от груди, из-за головы и снизу. Одной - из любого положения, но лучше от плеча (предварительно удерживая мяч обеими руками). Передача мяча партнеру должна быть точной и несильной, чтобы он мог легко мяч поймать и выполнить очередную передачу или перебросить мяч на поле соперников.
Правило двух шагов с мячом в руках. При обучении этому элементу игрок сначала ловит мяч, стоя на месте, делает с ним два шага, отталкивается одной ногой, выпрыгивает вверх и бросает мяч на сторону соперника. Затем прием осваивают, когда дети ловят мяч при движении вперед. Важно научить детей делать с мячом не более 2-х шагов в любом направлении.
Правило 3-х касаний мяча. Каждая команда пионерболистов имеет право трижды прикоснуться к мячу. Нередко бывает так, что мяча касаются одновременно два игрока. Это не ошибка, которая называется «двойное касание», а два касания мяча. Поэтому один из игроков имеет право передать мяч еще и третьему игроку, должен перебросить его на поле соперников. Касаться мяча можно не только руками, но и головой, а также туловищем до пояса. Ошибкой считается такая ловля мяча, при которой мяч прокатывается по кистям и предплечьям. Это называется «прокат», что равносильно двойному касанию мяча.
В остальных неописанных случаях при судействе пионербола необходимо руководствоваться правилами игры в волейбол.
Совершенствование названных элементов пионербола на учебных занятиях проводится после общей разминки, тщательной подготовки проводится после общей разминки, тщательной подготовки рук и ног. Занимающиеся встают парами друг против друга на расстоянии 5-6 метров по длине всего спортивного зала и отрабатывают передачу и ловлю мяча. Они бросают его в разных направлениях с разной силой. Задача состоит в том, чтобы научиться быстро перемещаться в сторону полета мяча и правильно его ловить. Затем начинается тренировка подачи мяча из-за лицевой линии через сетку. Ученики занимают место на обеих половинах площадки и выполняют разные варианты броска волейбольного мяча в течение 5-7 минут.
Для отработки нападающего броска занимающиеся встают по обе стороны сетки на расстоянии 2-3 шагов от нее (1 или 2 шеренги) в каждой шеренге по 5-6 человек. По команде стоящие в первой шеренге делают 2 шага вперед, отталкиваются одной ногой и имитируют нападающий бросок. Сначала обеим и руками 4-5 раз, потом одной 3-4 раза. Затем эти упражнения выполняются с мячом. Ученики с мячом располагаются на одной половине площадки в 2-3 м от сетки, их партнеры - на другой в зоне защиты. Выполняют нападающие броски сначала с одной стороны площадки, затем с другой. Такой обмен бросками продолжается около 10 минут. Дети учатся бросать мяч в разные места площадки с большой силой, выполняя обманные движения, опуская мяч у сетки, бросать его вдоль нее в одну и другую сторону.
Завершается отработка элементов игры блоком. К овладению этим приемом привлекают ребят, чей рост выше других. Затем проводится двухсторонняя игра, для которой подбирают равные по силам команды.
Наша работа проводилась на базе МДОУ № 36 «Полянка» с детьми старшей группы «Б» в течение марта 2008 года.
В качестве экспериментальной группы отобраны 8 детей в возрасте от 5 лет 8 месяцев до 6 лет 3 месяцев.
Контрольная группа – 8 детей, в возрасте от 5 лет 9 месяцев до 6 лет 3 месяцев.
Таким образом, контрольная и экспериментальная группы однородны по возрастному и половому составу.
Для проведения констатирующего эксперимента мы использовали следующие методики:
Тесты по определению ловкости, координационных способностей:
Бросок малым мячом (150 г) в горизонтальную и вертикальную цели
Помещение, в котором проводится тест, должно быть не меньше 5 м в длину. На полу чертится линия броска. На нее на соответствующем возрасту ребенка расстоянии ставятся горизонтальная и вертикальная цели диаметром 60 см. Для броска необходимо 6 мячей массой 150 г.