Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:35, реферат
Успешность усвоения знаний в ВУЗе во многом зависит от здоровья студента. В свою очередь условия и режим обучения, несомненно, способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Вуз должен создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Сегодня совершенно обоснованным становится требование о необходимости межсекторального взаимодействия в сохранении и укреплении здоровья студентов. Минздрав РФ выдвигает задачу превращения образовательных учреждений в важный элемент в системе охраны здоровья подрастающего поколения. Вместе с тем, результаты социологических опросов показывают, что преподаватели не рассматривают сохранение здоровья студентов как одну из задач ВУЗа. По их мнению, основная его задача — образовательный процесс.
Введение 2
1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 4
2.Влияние учебного процесса на организм студента 6
2.1 Общие данные 6
2.2 Сидячий образ жизни 10
2.3 Неправильное питание 11
2.4 Невроз и переутомление 12
3.Пути решения 13
3.1Двигательная активность 13
3.2 Режим питания 14
3.3 Психологическое саморегулирование 16
Список литературы 19
Плиложение 1. Таблица 4.2 «Степень развития утомления при умственном труде». 20
Оглавление
Введение 2
1. Понятие «здоровье», его содержание и критерии. 4
2.Влияние учебного процесса на организм студента 6
2.1 Общие данные 6
2.2 Сидячий образ жизни 10
2.3 Неправильное питание 11
2.4 Невроз и переутомление 12
3.Пути решения 13
3.1Двигательная активность 13
3.2 Режим питания 14
3.3 Психологическое саморегулирование 16
Список литературы 19
Плиложение
1. Таблица 4.2 «Степень
развития утомления
при умственном труде». 20
Введение
Успешность усвоения знаний в ВУЗе во многом зависит от здоровья студента. В свою очередь условия и режим обучения, несомненно, способны повлиять на развитие ряда заболеваний. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» Вуз должен создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Сегодня совершенно обоснованным становится требование о необходимости межсекторального взаимодействия в сохранении и укреплении здоровья студентов. Минздрав РФ выдвигает задачу превращения образовательных учреждений в важный элемент в системе охраны здоровья подрастающего поколения. Вместе с тем, результаты социологических опросов показывают, что преподаватели не рассматривают сохранение здоровья студентов как одну из задач ВУЗа. По их мнению, основная его задача — образовательный процесс. Однако есть реальные предпосылки изменения позиции преподавателей. Для этого они должны знать возможности анализа и коррекции здоровья студентов в повышении качества и эффективности образовательного процесса.
Состояние здоровья современных студентов вызывает тревогу. Свыше 80% студентов ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья. В таких условиях у молодежи остается немного шансов для полноценной профессиональной и семейной жизни. Родители отмечают отчетливую усталость студентов (73,8%), ухудшение их здоровья за время обучения в ВУЗе (38,5%). По мнению самих студентов, обучение не улучшает самочувствия (47,9%). Отрицательное влияние на здоровье оказывают негативное восприятие студентом своего ВУЗа, группы (21,9%), боязнь преподавателей (8,3%). Психологически комфортно чувствуют себя лишь 56,9-70,9% студентов.
Примечательно, что 70,8% студентов в ряду жизненных ценностей ставят здоровье на первое место (выше материального достатка — 51,0%). Однако в силу своих возрастных психологических особенностей беспокойство по поводу проблем со здоровьем проявляют лишь 27,1% студентов. Личные проблемы и тревога о будущем оказываются куда значимее (55,2%).
Крайне важно уловить ту грань, когда психическое, интеллектуальное и социальное развитие студента не будет оказывать негативного влияния на процессы его физического и психического развития. Хрестоматийный образ милого хрупкого послушного слабенького «очкарика-отличника» привлекателен только для родителей, но не для медиков и будущих работодателей. Важно, чтобы учебная нагрузка соответствовала возможностям студента, оценка учебы была объективной, а пребывание в ВУЗе — комфортным и радостным. Вполне очевидно, что любое управленческое решение педагогического коллектива должно базироваться на точных знаниях о состоянии здоровья и резервных, адаптивных возможностях учеников.
Один из путей оптимизации процесса обучения — изменение критериев оценки успеваемости, более точное определение успеха и отношения к учебе, стремление к снижению тревожности студента за счет повышения уверенности в себе, ориентирование учебно-воспитательного процесса на личность студента, создание условий успеха для каждого.
Существует
много определений этого
С физиологической точки зрения определяющими являются следующие формулировки:
Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).
2.Влияние учебного процесса
на организм студента
2.1 Общие данные
В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему, ее высший отдел − головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов − восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций. В среднем масса мозга составляет 2−2,5% общей массы тела, однако кислорода мозг потребляет до 15−20% используемого организмом. В течение 1 минуты мозгу необходимо 40−50 см³ кислорода, что свидетельствует о высокой интенсивности обменных процессов в нем. Для этого мозг должен иметь высокий уровень стабильности кровообращения. Тем не менее энергетический баланс организма при умственной деятельности изменяется незначительно − на 500−1000 ккал выше, чем уровень основного обмена. Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного, пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом:
Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа − замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно психическим напряжением. Все то, что обозначается как неприятности, волнения, нетерпение, все условные рефлексы на обстановку, в которой неоднократно действовали «отрицательные эмоции», напряженная работа в условиях дефицита времени, высокой ответственности за результат, − все это неизменно сказывается на циркулярном аппарате кровообращения.
Так, до начала учебной работы у студентов была зафиксирована частота пульса, в среднем, 70,6 удар/мин (при выполнении относительно спокойной учебной работы − 77,4 удар/мин). Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. У переводчиков, занятых синхронным переводом, зафиксирована частота сердцебиений до 160 удар/мин. У научных сотрудников во время выступления на конференциях наблюдалось повышение индекса напряженности сердечной деятельности от 200 до 1300%. У преподавателей после лекций обнаружены заметные гормональные изменения. Если умственная работа без резко выраженного эмоционального компонента ведет к увеличению выделения надпочечниками адреналина в кровь на 20%, то при стрессовых ситуациях − на 50−300% (содержание же норадреналина в крови возрастает только при значительных эмоциональных напряжениях).
При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%. Изменяется морфологический состав крови (количество лейкоцитов повышается до 8000−9000, уменьшается свертываемость крови, нарушается терморегуляция организма, что приводит к усиленному потоотделению − более интенсивному при отрицательных эмоциях, чем при положительных).
Все эти изменения часто более выражение проявляются у студентов дневных отделений, вынужденных совмещать учебу с подработкой, у студентов вечерних отделений, а также у тех, кому не удается совместить время учебной деятельности со своим биоритмологическим оптимумом. Наконец у тех, кто имеет существенные отклонения в здоровой организации своей жизнедеятельности.
В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления, как нормальная реакция организма на выполняемую работу. Объективно она характеризует снижение возможностей организма успешно продолжать ее. Утомлению сопутствует субъективное чувство − усталость. Утомление часто смешивают с усталостью, считая ее легкой степенью первого.
Усталость − психическое явление, переживание, вызванное утомлением. Степень усталости и утомления может не совпадать из-за положительного или отрицательного эмоционального фона деятельности. Однако усталость, по определению А.А. Ухтомского, чуткий «натуральный предупредитель о начинающемся утомлении». Усталость может нарастать при неудовлетворенности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней. Наоборот, успешное завершение работы или какого-то ее этапа снижает чувство усталости. Чувство усталости можно снять эмоциями, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе. Бывают состояния усталости, при которых еще можно совершать умственную работу, но в ней уже не обнаруживаются творческие начала. Усталый человек может выполнять такую работу относительно долго. Затем наступает другой период, сопровождаемый чувством напряжения, когда для выполнения работы необходимо волевое усилие. Дальнейшее продолжение работы в таком состоянии приводит к появлению чувства неудовольствия, нередко носящего оттенок раздражения.
Степень
усталости студент может
При утомлении деятельность внешних органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает; снижается сила памяти − быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности. В связи с этим условно различают местное и общее утомление. Так, снижение эффективности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором необходим отдых, сон.
Информация о работе Влияние учебного процесса на организм студента