Влияние занятий физической культурой на совершенствование физических качеств у школьников 16-17 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 15:29, дипломная работа

Описание

Цель исследования – изучение влияния занятий физической культурой в рамках школьной программы по физическому воспитанию на совершенствование ведущих физических качеств школьников 16-17 лет.

Объектом исследования является процесс физкультурного образования школьников старших классов.

Предметом исследования является: эффективность занятий физической культурой школьников 16-17 лет в рамках школьной программы по физическому воспитанию.

Гипотеза. Изучение влияния занятий физической культурой на совершенствование физических качеств позволит оценить эффективность отдельных разделов программы по физическому воспитанию школьников старших классов.

Практическая значимость заключается в том, что влияние физической культуры в рамках школьной программы по физическому воспитанию позволит определить направление коррекции учебного процесса для повышения уровня развития двигательных качеств у школьников старших классов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 8
Физическая подготовка - как составная часть процесса физического воспитания школьников. 8
Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников. 18

1.2.1 Виды педагогического контроля. 22

1.2.2 Методы педагогического контроля. 24 ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30

2.1. Задачи исследования 30

2.2. Методы исследования 30

2.3. Организация исследования 34

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 36

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Влияние занятий физической культурой на совершенствование физических качеств у школьников 16-17 лет.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)

    В течение учебного года занятия по физической культуре с учащимися 11 класса проводились в соответствии с учебным планом, составленным на основе программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ (2007).

   Программа рассчитана на 204 учебных  часа (по три часа в неделю). В ней предусмотрен резерв  свободного учебного времени  в объеме 20 учебных часов (или  9,8%) для реализации учителями  образовательных учреждений авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Таблица 2

 Примерное  распределение программного материала  в учебных часах по годам обучения:                           

п/п

Разделы и темы Количество  часов
класс
Х ХI
I

1

2

3

4

Знания  о физической культуре

ФК и здоровый образ жизни

Оздоровительные системы ФВ

Спортивная подготовка

Прикладно ориентированная  ФП

8/4

3/1

4/2

1/1

-

6/3

2/1

2/1

-

2/1

II

1

2

Способы самостоятельной  деятельности

Организация и проведение занятий ФК

Оценка эффективности  занятий ФК

4/4

2/2

2/2

            4/4

2/2

2/2

III

1 

2 

3

4 

5

6

7

Физическое  совершенствование

Упражнения в системе занятий адаптивной физической культурой

Упражнения в  системе занятий атлетической гимнастикой

Упражнения в  системе занятий шейпингом

Упражнения в  системе занятий атлетическими  единоборствами

Упражнения в  системе прикладно ориентированной ФП

Упражнения в  системе спортивной подготовки

Упражнения культурно-этнической направленности

80/56

10/6 

    36/30 
 

- 

28/17

6/3

82/57

10/4 
 

- 
 

36/32 

30/18

6/3

IV Резерв  времени учителя 10/6 10/6
V Всего 102/70 102/70

  

    В середине апреля месяца 2007-2008 учебного года нами было проведено повторное тестирование по тем же тестам, и в той же последовательности (в течение 2-х учебных занятий). Результаты тестирования представлены в приложении 2.

   Для определения изменений в показателях физической подготовленности в течение учебного года мы использовали t-критерий Стьюдента для сравнения показателей начального и итогового тестирования (приложение 4).

  Сравнение показателей начального и итогового тестирования показало прирост по всем тестируемым показателям. Причем, рассматривая среднегрупповые изменения, можно отметить, что прирост в показателях развития двигательных качеств школьников не равномерный. Так, у юношей статистически достоверный прирост показателей обнаружен во всех тестах: в беге на 1000м, характеризующем общую выносливость, где были зафиксированы следующие результаты: 3,96 ± 0,07 и 3,22 ± 0,09 (Р < 0,05), в подтягивании в висе на перекладине, характеризующем уровень развития силы мышц плечевого пояса, где отмечены следующие результаты: 9,66 ± 1,23 и 14,50 ± 1,23 (Р < 0,05).

Таблица 3

Показатели  динамики основных двигательных качеств  юношей 16-17 лет в течение учебного года Х ±m. 

Тесты Результаты  Р
Юноши начальные итоговые   
Бег 100 м, с 13,90 ±011 13,60 ±0,17 <0,05
Бег 1000 м, мин 3,43 ± 007 3,22 ± 0,09 <0,05
Прыжок  в длину с места (см) 230,70 ± 3,9 240,60 ± 8,08 <0,05
Прыжок  в высоту с места (см) 48,00 ± 2,02 52,90 ±1,80 <0,05
Подтягивание  туловища (раз) 9,66 ±1,23 14,50 ±1,23 <0,05

Рисунок 1. Динамика показателей в беге на 1000 м и в подтягивании у   юношей.

    Показатели в беге на 100м, характеризующие уровень развития быстроты, в прыжках в длину с места и в высоту с места, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств мышц ног, изменились в сторону улучшения результатов, и оказались статистически достоверны (Р < 0,05).

       

Рисунок 2. Динамика показателей в беге на 100 м. и в прыжках высоту у юношей.

    У девушек так же произошли положительные изменения в показателях по всем тестам. Однако, статистически достоверные изменения результатов наблюдаются только в беге на 1000м: 4,96 ± 0,09 и 4,66 ± 0,09 (Р < 0,05).

 Рисунок 3. Динамика показателей в беге на 1000м у девушек.

Показатели  в беге на 100м, в прыжках в длину и высоту с места и отжимании, имеют положительную динамику но она статистически недостоверны (Р > 0,05). 

      
 

      
 

Рисунок 4. Динамика показателей в беге на 100м, в прыжках в длину и в высоту и в отжиманиях у девушек. 
 
 

Таблица 4

Показатели  динамики основных двигательных качеств  девушек 16-17 лет в течение учебного года 

Тесты Результаты Р
Девушки начальные итоговые  
Бег 100 м., с 16,65 ± 0,43 16,22 ±0,27 >0,05
Бег 1000 м, мин 4,96 ± 0,07 4,66 ± 0,09 <0,05
Прыжок  в длину с места (см) 174,6 ±6,23 185,2 ±5,84 <0,05
Прыжок  в высоту с места (см) 34,6 ±1,58  35,4 ±2,08 >0,05
Отжимание (раз) 13,84 ±1,66 16,84 ±2,16 <0,05

 

    Сравнительный анализ физической подготовки показывает, что уровень физической подготовленности, как у девочек, так и у мальчиков, повышается по каждому виду испытаний. Рост достижений имеет свои особенности. В одном случае идет неуклонное и почти равномерное нарастание достижений у мальчиков и девочек. В других рост достижений идет в виде «ножниц»: чем старше возраст, тем больше разница в результатах у мальчиков и девочек.

  Проведенное исследование показало, что в течение учебного года произошли положительные сдвиги по всем рассматриваемым тестам, как у юношей, так и у девушек. Это говорит о целесообразности применяемой программы и о рациональности распределения нагрузок в течение года. 
 
 

ВЫВОДЫ

   1. На начальном этапе исследования юноши 16-17 лет имели высокий уровень скоростно-силовых качеств, хорошее качество выносливости и удовлетворительную силовую подготовку. Девушки имели ниже среднего уровня развитие всех физических качеств.

   2. В результате занятий физической культурой у юношей и девушек 16-17 лет отмечено улучшение показателей, характеризующих силовые качества (подтягивание на перекладине у юношей и отжимание от пола у девушек), скоростно-силовых качеств (прыжки в длину у девушек и юношей и в высоту с места у юношей) и скоростных качеств (бег 1000м у девушек и у юношей и 100м у юношей).

       3. Применяемая программа по физическому воспитанию в старших классах способствует в большей степени совершенствованию силовых и скоростно-силовых качеств, но не достаточно эффективна для совершенствования качества выносливости и скорости у девушек. 

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

    Для улучшения и повышения выносливости могут быть рекомендованы циклические упражнения (бег), спортивные игры. Специальную выносливость развивать при продолжительной работе и проявляется преимущественно в быстроте и силе; бег на 20, 60, 80 м (сериями), упражнения с отягощением.

    Главным показателям контроля выполнения упражнений должна быть частота пульса, не превышающая двукратное увеличение величины пульса до начала выполнения упражнений.    

    При выполнении силовых упражнений следует чередовать их воздействие на различные мышечные группы частей тела, начиная с малых мышечных групп постепенно включая в работу все более крупные мышцы. 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ.культуры)/ Б.А.Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт,1978.-223с.
  2. Теория и методы физического воспитания:. учебник для студентов фак.  физ. культуры педагогических ин-тов по спец. 03.03»Физ. культура»/ под ред. Б.А.Ашмарина.- М.: Просвещение, 1990.-287с.
  3. Бальсевич, В.К. Здоровье в движении/В.К.Бальсевич. - М.: Советский спорт,1998 .-197с.
  4. Бальсевич, В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К.Бальсевич.- М. :Физкультура и спорт,1988.-208с.
  5. Бинчук, Н.Н. Избранные психологические произведения/ Н.Н.Бинчук. – М.: Педагогика, 1992.-430с.
  6. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию/ под ред. В.П.Богословского. – М.: Просвещение, 1994.-124с.
  7. Гальперин, С.И. Физиологические особенности детей6 пособие для студентов фак. естествознания пед. ин-тов/ С.И.Гальперин. - М: Просвещение,1965.-244с.
  8. Гендзегольскис,  Л.И. Физиологические основы спортивной тренировки/ Л.И.Гендзегольскис. - М.: Физкультура и спорт,1990.-108с.
  9. Москатова А.К. Физиологические основы спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: учеб. Пособие для студентов РГАФК/ А.К. Москатова; РГАФК.-М.:[б.и.],1993.-96с.
  10. Годик, М.А.О методике тестирования физического состояния детей/ М.А. годик, Т.А.Шанина, Г.Ф,Шитикова //Тренер.-1998. - № 8.-с.36-37.
  11. Громадский, Э.С.  Педагогическая кинезиология / Э.С. Громадский // Тренер.-1998.-№9.-с.25-26.
  12. Гуменюк, Н.П.. Психогигиена  спортивной деятельности /Н.П. Гуменюк, Б.М. шерцис. – Киев: Вища шк., 1998.-72с.
  13. Ермоленко, В.В.Игровой метод как фактор повышения эффективности учебных занятий по физическому воспитаний студенток основного отделения (на примере педагогического института) : автореф. дис. … канд. пед. наук / В.В. Ермоленко.- Омск, 1989.-20с.
  14. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: (основы теории и методики воспитания) / В.М.Зациорский.- 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1970.-368с.
  15.   Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки : метод. Основы развития физ.качеств / Е.К.Захаров, А.В.Карасев, А.А.Сафонов.- М.: Лептос,1994,-368с.
  16. Кашин, А.П. Некоторые аспекты автоматизации обучения / 
    А.П.Кашин // Программированное обучение за рубежом.- М.,1981-с.65-71.
  17. Карпман, В.Л. Некоторые аспекты автоматизации обучения /В.Л. Карпман // Программированное обучение за рубежом. – М.,1981.-с.86-93.
  18. Каменский Я.А. Сочинения. Т.1. Великая дидактика / Я.А.Каменский. – М.: Учпедгиз,1981.-441с.
  19. Коробов, А.В. Общие указания по обучению / А.В.Коробов //Школа легкой атлетики: обучение технике видов легкой атлетики / под ред. А.В. Коробова-2-е изд., испр. и доп.- М., 1968.-с.30-58..
  20. Кузнецова, З.И. Индивидуальный подход к учащимся VI- VII классов на уроках физической культуры (при обучении лазанию по канату, акробатическим упражнениям и опорным прыжкам) : автореф. дис. ... канд. пед. наук /З.И.Кузнецова. – М., 1954.-16с.
  21. Развитие двигательных качеств школьника : (развитие быстроты, выносливости, силы и равновесия) / под ред. З.И. Кузнецовой.-М.: Просвещение,1967.-204с.
  22. Кузнецова, З.И. Как вести контроль за двигательной подготовленностью школьников / З.И. Кузнецова // Физкультура в школе.- 2000.-№1.-с.13-16.
  23. Кофман, Л.Б. Контроль уровня физической подготовленности и состояния здоровья учащихся: материалы к созданию автоматизированного банка данных «Здоровые дети Москвы» /Л.Б. Кофман, В.П. Панаева, Е.А. Разумовский. – М..: [б.и.],1994.-25с.
  24. Тест-программа мэра  Москвы «Здоровье учащихся» : руководство по проведению тестирования физ. подготовленности учащихся: (стандарт. тесты для оценки развития двигательных качеств учащихся 6-17 лет) / Л.Б. Кофман [и др.].-М.: [б.и.],1996.-13с.
  25. Кукушкин, Г.И. Принципы подхода к изучению личности школьника / Г.И.Кукушкин // Физическая культура в школе. –1998.-№4-с.26-29.
  26. Лупандина, Н.А. Физическая подготовленность школьников г. Москвы / Н.А. Лупандина // Ученые записки.-М.,1997.-Т.1,вып.4: Физическое воспитание и спорт.- с.46-49.
  27. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях.- М.: АСТ,1998.-271с.
  28. Мониторинг столичного образования: информационно-аналитический бюллетень / под ред. Л.Е. Курнешовой, науч. рук. исслед. В.В.Ряб²耀. – М.: Центр инноваций в педагогике, 2006.-81с.
  29. Николаев, А.Д. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности / Ю.М. Николаев // Теория и практика физкультуры.- 1997.-с.2-10.
  30. Озерецкий, Н.Г. Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников старших классов: автореф. дис. …канд. пед. наук / Н.Г. Озерецкий. – М.,1989.-23с.
  31. Определение физической подготовленности школьников / под ред. Б.В. Сермеева. – М.: Педагогика, 1973.-104с.
  32. Опыт работы в субъектах Российской Федерации по осуществлению мониторинга состояния физического здоровья детей, подростков и молодёжи: сборник науч. трудов / под ред. С.И. Изаак, П.В. Квашук. – М.: [б.и.], 2002.-144с.
  33. Планирование содержания уроков физической культуры I-XI классов / отв. ред. Л.Е. Курнешова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1998.-66с.
  34. Попков, В.Н.Тестирование и оценивание / В.Н. Попков; СибГУФК. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2004.-73с.
  35. Поцелдем, А.А. Формирование у школьников умений и навыков / А.А. Поцелдем // Физическая культура в школе.-1992.-№7/8.-с.43-47.
  36. Нормативное правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта: реализация стратегии реформирования отрасли на рубеже веков: документы и материалы (1999-2002 гг)/ авт.-сост. П.А. Рожков. – М.: Сов. Спорт, 2002.-1039с.
  37. Сальникова, Г.П. Физическое развитие школьников / Г.П. Сальникова.- М.: Просвещение, 1968.-158с.
  38. Симонов, П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно - эмоциональные аспекты / П.В. Симонов. - М.: Наука, 1975.-176с.
  39. Тамуриди, Р.И. Теоретические проблемы программирования обучения /Р.И. Тамуриди. – М.: Изд-во МГУ, 1992.-190с.  
  40. Тийк, Х.В. Процесс учения у человека / Х.В. Тийк. – М., Прогресс, 1998.-206с.
  41. Толковый словарь спортивных терминов: около 7400 терминов / сост. :Ф.П. Суслов, С.М. Вайцеховский.- М.: Физкультура и спорт, 1993.-352с.
  42. Фарфель, В.С. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель.- М.: Физкультура и спорт, 1975.-208с.
  43. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: нов. ред.; федер. закон по состоянию на 15 июня 2008 г.- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,2008.-46с.- (Кодексы и законы России).
  44. Филин, В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов / В.П. Филин.-. М.: Физкультура и спорт,1974.- 232с..
  45. Фомин. Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов.- М.: Физкультура и спорт,1991.- 224с.
  46. Холодов. Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений физ.культуры / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов.-2-е изд., испр. И доп.- М.: Академия, 2003.-479с.
  47. Яблоновский, И.М. Основы обучения движениям / И.М. Яблоновский // Теория и методика физического воспитания.- М.,1992.-с.32-43.
  48. Кузнецов, В.С. Физическая культура: безопасность уроков, соревнований и подходов: метод. пособие / В.С. Кузнецов. Г.А. Колодницкий.- М.: НЦЭНАС, 2003.-95с.- (Портфель учителя).
  49. Вачевских, В.И. Специальные упражнения по физической подготовке / В.И Вачевских, Л.Д. Вачевских // Физическая культура в школе.- 2007.-№7.-с.31-34.
  50. Физическая культура: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобр. учреждений / под ред.: В.И. Ляха, Л.Е. Любомирского, Г.Б. Мейксона.-5-е изд.- М.: Просвещение,2004.-153с.
  51. Урок физкультуры в современной школе6 метод. рек. для учителей физической культуры общеобразов. шк. Вып.1. / Г.А. Баландин, Н.Н. Назаров, Т.Н. Казаков.- М.: Сов. Спорт,2002.-159с.

Информация о работе Влияние занятий физической культурой на совершенствование физических качеств у школьников 16-17 лет