Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 15:29, дипломная работа
Цель исследования – изучение влияния занятий физической культурой в рамках школьной программы по физическому воспитанию на совершенствование ведущих физических качеств школьников 16-17 лет.
Объектом исследования является процесс физкультурного образования школьников старших классов.
Предметом исследования является: эффективность занятий физической культурой школьников 16-17 лет в рамках школьной программы по физическому воспитанию.
Гипотеза. Изучение влияния занятий физической культурой на совершенствование физических качеств позволит оценить эффективность отдельных разделов программы по физическому воспитанию школьников старших классов.
Практическая значимость заключается в том, что влияние физической культуры в рамках школьной программы по физическому воспитанию позволит определить направление коррекции учебного процесса для повышения уровня развития двигательных качеств у школьников старших классов.
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 8
Физическая подготовка - как составная часть процесса физического воспитания школьников. 8
Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников. 18
1.2.1 Виды педагогического контроля. 22
1.2.2 Методы педагогического контроля. 24 ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Задачи исследования 30
2.2. Методы исследования 30
2.3. Организация исследования 34
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 36
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В течение учебного года занятия по физической культуре с учащимися 11 класса проводились в соответствии с учебным планом, составленным на основе программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ (2007).
Программа рассчитана на 204 учебных часа (по три часа в неделю). В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 20 учебных часов (или 9,8%) для реализации учителями образовательных учреждений авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Таблица 2
Примерное
распределение программного
№
п/п |
Разделы и темы | Количество часов | |
класс | |||
Х | ХI | ||
I
1 2 3 4 |
Знания
о физической культуре
ФК и здоровый образ жизни Оздоровительные системы ФВ Спортивная подготовка Прикладно ориентированная ФП |
8/4
3/1 4/2 1/1 - |
6/3
2/1 2/1 - 2/1 |
II
1 2 |
Способы
самостоятельной
деятельности
Организация и проведение занятий ФК Оценка эффективности занятий ФК |
4/4
2/2 2/2 |
4/4
2/2 2/2 |
III
1 2 3 4 5 6 7 |
Физическое
совершенствование
Упражнения в системе занятий адаптивной физической культурой Упражнения в системе занятий атлетической гимнастикой Упражнения в системе занятий шейпингом Упражнения в системе занятий атлетическими единоборствами Упражнения в системе прикладно ориентированной ФП Упражнения в системе спортивной подготовки Упражнения культурно-этнической направленности |
80/56
10/6
36/30 - 28/17 6/3 |
82/57
10/4 - 36/32 30/18 6/3 |
IV | Резерв времени учителя | 10/6 | 10/6 |
V | Всего | 102/70 | 102/70 |
Для определения изменений в показателях физической подготовленности в течение учебного года мы использовали t-критерий Стьюдента для сравнения показателей начального и итогового тестирования (приложение 4).
Сравнение показателей начального и итогового тестирования показало прирост по всем тестируемым показателям. Причем, рассматривая среднегрупповые изменения, можно отметить, что прирост в показателях развития двигательных качеств школьников не равномерный. Так, у юношей статистически достоверный прирост показателей обнаружен во всех тестах: в беге на 1000м, характеризующем общую выносливость, где были зафиксированы следующие результаты: 3,96 ± 0,07 и 3,22 ± 0,09 (Р < 0,05), в подтягивании в висе на перекладине, характеризующем уровень развития силы мышц плечевого пояса, где отмечены следующие результаты: 9,66 ± 1,23 и 14,50 ± 1,23 (Р < 0,05).
Таблица 3
Показатели
динамики основных двигательных качеств
юношей 16-17 лет в течение учебного года
Х ±m.
Тесты | Результаты | Р | |
Юноши | начальные | итоговые | |
Бег 100 м, с | 13,90 ±011 | 13,60 ±0,17 | <0,05 |
Бег 1000 м, мин | 3,43 ± 007 | 3,22 ± 0,09 | <0,05 |
Прыжок в длину с места (см) | 230,70 ± 3,9 | 240,60 ± 8,08 | <0,05 |
Прыжок в высоту с места (см) | 48,00 ± 2,02 | 52,90 ±1,80 | <0,05 |
Подтягивание туловища (раз) | 9,66 ±1,23 | 14,50 ±1,23 | <0,05 |
Рисунок 1. Динамика показателей в беге на 1000 м и в подтягивании у юношей.
Показатели в беге на 100м, характеризующие уровень развития быстроты, в прыжках в длину с места и в высоту с места, характеризующие уровень развития скоростно-силовых качеств мышц ног, изменились в сторону улучшения результатов, и оказались статистически достоверны (Р < 0,05).
Рисунок 2. Динамика показателей в беге на 100 м. и в прыжках высоту у юношей.
У девушек так же произошли положительные изменения в показателях по всем тестам. Однако, статистически достоверные изменения результатов наблюдаются только в беге на 1000м: 4,96 ± 0,09 и 4,66 ± 0,09 (Р < 0,05).
Рисунок 3. Динамика показателей в беге на 1000м у девушек.
Показатели
в беге на 100м, в прыжках в длину и высоту
с места и отжимании, имеют положительную
динамику но она статистически недостоверны
(Р > 0,05).
Рисунок
4. Динамика показателей в беге на 100м, в
прыжках в длину и в высоту и в отжиманиях
у девушек.
Таблица 4
Показатели
динамики основных двигательных качеств
девушек 16-17 лет в течение учебного года
Тесты | Результаты | Р | |
Девушки | начальные | итоговые | |
Бег 100 м., с | 16,65 ± 0,43 | 16,22 ±0,27 | >0,05 |
Бег 1000 м, мин | 4,96 ± 0,07 | 4,66 ± 0,09 | <0,05 |
Прыжок в длину с места (см) | 174,6 ±6,23 | 185,2 ±5,84 | <0,05 |
Прыжок в высоту с места (см) | 34,6 ±1,58 | 35,4 ±2,08 | >0,05 |
Отжимание (раз) | 13,84 ±1,66 | 16,84 ±2,16 | <0,05 |
Сравнительный анализ физической подготовки показывает, что уровень физической подготовленности, как у девочек, так и у мальчиков, повышается по каждому виду испытаний. Рост достижений имеет свои особенности. В одном случае идет неуклонное и почти равномерное нарастание достижений у мальчиков и девочек. В других рост достижений идет в виде «ножниц»: чем старше возраст, тем больше разница в результатах у мальчиков и девочек.
Проведенное
исследование показало, что в течение
учебного года произошли положительные
сдвиги по всем рассматриваемым тестам,
как у юношей, так и у девушек. Это говорит
о целесообразности применяемой программы
и о рациональности распределения нагрузок
в течение года.
ВЫВОДЫ
1. На начальном этапе исследования юноши 16-17 лет имели высокий уровень скоростно-силовых качеств, хорошее качество выносливости и удовлетворительную силовую подготовку. Девушки имели ниже среднего уровня развитие всех физических качеств.
2. В результате занятий физической культурой у юношей и девушек 16-17 лет отмечено улучшение показателей, характеризующих силовые качества (подтягивание на перекладине у юношей и отжимание от пола у девушек), скоростно-силовых качеств (прыжки в длину у девушек и юношей и в высоту с места у юношей) и скоростных качеств (бег 1000м у девушек и у юношей и 100м у юношей).
3. Применяемая программа по физическому
воспитанию в старших классах способствует
в большей степени совершенствованию
силовых и скоростно-силовых качеств,
но не достаточно эффективна для совершенствования
качества выносливости и скорости у девушек.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для улучшения и повышения выносливости могут быть рекомендованы циклические упражнения (бег), спортивные игры. Специальную выносливость развивать при продолжительной работе и проявляется преимущественно в быстроте и силе; бег на 20, 60, 80 м (сериями), упражнения с отягощением.
Главным показателям контроля выполнения упражнений должна быть частота пульса, не превышающая двукратное увеличение величины пульса до начала выполнения упражнений.
При выполнении силовых упражнений следует
чередовать их воздействие на различные
мышечные группы частей тела, начиная
с малых мышечных групп постепенно включая
в работу все более крупные мышцы.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ