Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 15:29, дипломная работа
Цель исследования – изучение влияния занятий физической культурой в рамках школьной программы по физическому воспитанию на совершенствование ведущих физических качеств школьников 16-17 лет.
Объектом исследования является процесс физкультурного образования школьников старших классов.
Предметом исследования является: эффективность занятий физической культурой школьников 16-17 лет в рамках школьной программы по физическому воспитанию.
Гипотеза. Изучение влияния занятий физической культурой на совершенствование физических качеств позволит оценить эффективность отдельных разделов программы по физическому воспитанию школьников старших классов.
Практическая значимость заключается в том, что влияние физической культуры в рамках школьной программы по физическому воспитанию позволит определить направление коррекции учебного процесса для повышения уровня развития двигательных качеств у школьников старших классов.
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 8
Физическая подготовка - как составная часть процесса физического воспитания школьников. 8
Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников. 18
1.2.1 Виды педагогического контроля. 22
1.2.2 Методы педагогического контроля. 24 ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Задачи исследования 30
2.2. Методы исследования 30
2.3. Организация исследования 34
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 36
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Сравнение результатов в
ГЛАВА
2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Задачи исследования
1. Выявить уровень развития физических качеств школьников 16-17 лет в соответствии с возрастными особенностями.
2. Определить динамику физической подготовленности школьников 16-17 лет при занятиях физической культуры в течение учебного года.
3. Оценить эффективность занятий физической культурой в рамках программы по физическому воспитанию школьников старших классов.
Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения проблемы взаимосвязи физической подготовленности в процессе возрастного развития с особенностями развития основных двигательных качеств учащихся старшего школьного возраста. Было проанализировано 51 источника.
Педагогическое тестирование проводилось для исследования физической подготовленности занимающихся в начале эксперимента, а также с целью определения динамики развития быстроты, силы, ловкости, выносливости или их сочетания на заключительном этапе исследования. Причем степень развития этих качеств определяет меру двигательных возможностей детей, уровень их общей физической подготовленности, который влияет и на овладение учебными нормативами по физкультуре и на овладение другими, более сложными двигательными умениями.
Школьное физическое воспитание направлено, прежде всего, на общую физическую подготовленность учащихся, поэтому учителю необходимо знать тесты для определения уровня развития основных физических качеств, особенно те тесты, которые можно использовать в условиях школы.
Таблица 1.
Контрольные нормативы общего и специальных блоков для учащихся 11 класса.
Двигательные тесты | Оценка | |||||
Юноши | Девушки | |||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
ОБЩИЙ
БЛОК
1.бег 30 м., с. 2.6-минутный бег, м. 3.челночный бег 10х10м, с 4.подтягивание на высокой (для юношей) и низкой(для девушек) перекладине, количество раз 5.Сгибание рук в упоре, раз. 6.Прыжок в длину с места, см 7.Прыжок в высоту с места, см |
4,3 1500 27,0 10 33 220 50 |
4,4 1300 28,0 8 28 195 40 |
4,5 1100 29,0 7 23 175 30 |
5,2 1300 30,0 16 18 205 38 |
5,3 1100 31,0 13 17 170 30 |
5,4 900 32,0 11 15 155 22 |
СПЕЦИАЛЬНЫЙ
БЛОК
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА 1.Бег 100м, с 2.Бег 1000 м, мин. сек 3.Бег 3000 м, мин. сек |
14,2 3,30 13,00 |
14,5 3,40 15,00 |
15,00 3,50 16,30 |
16,00 4,40 - |
16,5 4,50 - |
17,0 5,05 - |
При тестировании двигательной подготовленности мы руководствовались теоретическими положениями и рекомендациями, принятыми в научных исследованиях и изложенных в работах отечественных и зарубежных авторов /11, 12, 13, 17, 25, 31/. Определение аутентичности двигательных тестов проводилось с учётом результатов научных исследований, выполненных ранее /12, 20, 35, 77/. Для тестирования мы использовали пять двигательных тестов:
бег на 100 м;
бег на 1000м;
прыжок в высоту с места;
прыжок в длину с места;
подтягивание
на перекладине (юноши), сгибание и разгибание
рук в
упоре (девушки).
1. Бег
на 100м проводился на дорожке
стадиона. По команде ”На старт!”
испытуемые становились у
2. Бег на 1000м проводился на дорожке стадиона. Бег начинался с высокого старта. Фиксировалось время бега.
3. Прыжок в длину с места проводился на нескользкой поверхности площадки или спортивного зала. Испытуемый становился носками к линии старта, стопы располагались параллельно. Прыжок производился одновременным отталкиванием двух ног и взмахом рук после отведения их назад, приземление выполнялось на обе ноги. Регистрация результата проводилась рулеткой с точностью до 1 сантиметра в каждой из двух попыток, лучшая из которых фиксировалась в протоколе. Длина прыжка измерялась от черты до точки самого заднего касания ноги прыгуна с полом. Отрывать ноги от пола до прыжка не разрешалось.
4.Прыжок
в высоту с места проводился
у вертикальной стены, на
5.Подтягивание
на перекладине выполнялось из
виса хватом сверху на ширине
плеч не касаясь ногами пола.
Когда испытуемый принимал
6.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа испытуемый выполнял после принятия исходного положения на полу. При выполнения испытуемый должен был туловище удерживать выпрямленным. Подсчитывалось количество полных выпрямлений рук после их сгибания до касания грудью пола.
Все результаты, полученные после педагогического тестирования обработаны с помощью методов математической статистики.
Методы математической статистики применялись для расчета средних значений по изучаемым показателям (Х). Выяснялись следующие показатели: среднеквадратическое отклонение (δ), ошибка средней величины(m), достоверность различий по средним значениям «t» критерия «Стьюдента».
∑ – среднее арифметическое;
2. Среднее квадратическое отклонение:
Х - среднее значение;
δx – стандартное отклонение.
3. стандартная ошибка среднего арифметического (m):
4. Коэффициент
достоверности различий (Р) находился
по таблице вероятности t-
2.3. Организация исследования.
Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (сентябрь 2005-май2006) были проанализированы литературные источники по теме исследования. Анализ научно-методической литературы проводился с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методов исследования, выяснения состояния решаемой проблемы. Изучалась литература о возрастном развитии и методах развития двигательных качеств у детей старшего школьного возраста, педагогическом контроле за развитием двигательных качеств.. Проведён выбор методов исследования и овладение ими в ходе практической деятельности при проведении уроков физической культуры в общеобразовательной школе.
На втором этапе (сентябрь2007-май2008) был проведен анализ физической подготовленности 11-го класса, он предполагал проведение педагогического тестирования.. В педагогическом тестировании принимали участие учащиеся 11 класса МОУ КСОШ №4 с.Кулунда Кулундинского района Алтайского края в количестве 22 человек (9 юношей и 13 девушек). Все они систематически занимались физическими упражнениями по школьной программе на уроках физической культуры три раза в неделю по разрешению школьного врача. Прием контрольных упражнений осуществлялся два раза: начальное тестирование в середине сентября месяца - для определения исходного уровня физической подготовленности учащихся 11 класса; и итоговое тестирование в середине апреля месяца для определения изменений в физической подготовленности учащихся, произошедших в течение учебного года. При проведении тестирования условия для всех учащихся были одинаковыми. Прием контрольных упражнений проводился на занятиях по физическому воспитанию после 10-минутной разминки в течение 2-х занятий.
В задачи настоящего исследования входило: выявить влияние средств и методов физического воспитания на развитие основных двигательных качеств и на повышение нормативных показателей. Другие факторы влияния учебно-воспитательной работы в школе на уровень физической подготовленности не оценивались.
Но смысл уроков не должен
сводиться к непосредственной
подготовке и сдаче норм. Фундамент
в виде общей физической
На третьем этапе (сентябрь2008-декабрь2008)
осуществлялась математическая обработка
полученных результатов, подводились
итоги исследования, выявлены уровни развития
основных двигательных качеств школьников
11 класса и их динамика в течение учебного
года были сформулированы выводы и практические
рекомендации.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В середине сентября месяца 2007-2008 учебного года было проведено первое тестирование двигательной подготовленности, учащихся 11 класса, которое позволило определить исходный уровень развития физических качеств школьников на начало учебного года. Результаты тестирования представлены в приложении 1.
На начальном этапе при