Влияние занятий физической культурой на совершенствование физических качеств у школьников 16-17 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 15:29, дипломная работа

Описание

Цель исследования – изучение влияния занятий физической культурой в рамках школьной программы по физическому воспитанию на совершенствование ведущих физических качеств школьников 16-17 лет.

Объектом исследования является процесс физкультурного образования школьников старших классов.

Предметом исследования является: эффективность занятий физической культурой школьников 16-17 лет в рамках школьной программы по физическому воспитанию.

Гипотеза. Изучение влияния занятий физической культурой на совершенствование физических качеств позволит оценить эффективность отдельных разделов программы по физическому воспитанию школьников старших классов.

Практическая значимость заключается в том, что влияние физической культуры в рамках школьной программы по физическому воспитанию позволит определить направление коррекции учебного процесса для повышения уровня развития двигательных качеств у школьников старших классов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 8
Физическая подготовка - как составная часть процесса физического воспитания школьников. 8
Педагогический контроль за физической подготовленностью школьников. 18

1.2.1 Виды педагогического контроля. 22

1.2.2 Методы педагогического контроля. 24 ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30

2.1. Задачи исследования 30

2.2. Методы исследования 30

2.3. Организация исследования 34

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 36

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

Влияние занятий физической культурой на совершенствование физических качеств у школьников 16-17 лет.doc

— 678.50 Кб (Скачать документ)
ustify">     В практике физического воспитания применяется письменный опрос с помощью программ контроля знаний с выборочными вариантами ответов (программированный контроль знаний). С 1996 г. В общеобразовательных школах  введен выпускной экзамен по дисциплине «Физическая культура» (по выбору учащихся).

    Сравнение результатов в предварительном,  текущем и итоговом контроле, а также сопоставление их с  требованиями программы физического  воспитания позволяют судить  о степени решения соответствующих  учебных задач, о сдвигах в физической подготовленности занимающихся за определенный период. А это облегчает дифференцирование средств и методов физического воспитания и повышает объективность результатов учебной работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 

2.1. Задачи  исследования

       1.  Выявить уровень развития физических качеств школьников 16-17 лет в соответствии с возрастными особенностями.

        2. Определить динамику физической подготовленности   школьников           16-17 лет при занятиях физической культуры в течение учебного года.

       3. Оценить эффективность занятий физической культурой в рамках программы по физическому воспитанию школьников старших классов.

                                             2.2. Методы исследования

  1. Анализ научно-методической литературы.
  2. Педагогическое тестирование.
  3. Методы математической статистики.
 

     Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения проблемы взаимосвязи физической подготовленности в процессе возрастного развития с особенностями развития основных двигательных качеств учащихся старшего школьного возраста. Было проанализировано 51 источника.

     Педагогическое тестирование проводилось для исследования физической подготовленности занимающихся в начале эксперимента, а также с целью определения динамики развития быстроты, силы, ловкости, выносливости или их сочетания на заключительном этапе исследования. Причем степень развития этих качеств определяет меру двигательных возможностей детей, уровень их общей физической подготовленности, который влияет и на овладение учебными нормативами по физкультуре и на овладение другими, более сложными двигательными умениями.

    Школьное физическое воспитание направлено, прежде всего, на общую физическую подготовленность учащихся, поэтому учителю необходимо знать тесты для определения уровня развития основных физических качеств, особенно те тесты, которые можно использовать в условиях  школы.

Таблица 1.

Контрольные нормативы общего и специальных блоков для учащихся 11 класса.

Двигательные тесты Оценка
Юноши Девушки
«5» «4» «3» «5» «4» «3»
1 2 3 4 5 6 7
ОБЩИЙ БЛОК

1.бег  30 м., с.

2.6-минутный  бег, м.

3.челночный  бег 10х10м, с

4.подтягивание на высокой (для

 юношей) и низкой(для девушек)

 перекладине, количество раз

5.Сгибание  рук в упоре, раз.

6.Прыжок  в длину с места, см

7.Прыжок  в высоту с места, см

 
4,3

1500

27,0

10 
 

33

220

50

 
4,4

1300

28,0

8 
 

28

195

40

 
4,5

1100

29,0

7 
 

23

175

30

 
5,2

1300

30,0

16 
 

18

205

38

 
5,3

1100

31,0

13 
 

17

170

30

 
5,4

900

32,0

11 
 

15

   155

22

СПЕЦИАЛЬНЫЙ БЛОК

ЛЕГКАЯ  АТЛЕТИКА

1.Бег  100м, с

2.Бег  1000 м, мин. сек

3.Бег  3000 м, мин. сек

 
 
14,2

3,30

13,00

 
 
14,5

3,40

15,00

 
 
15,00

3,50

16,30

 
 
16,00

4,40

-

 
 
16,5

4,50

-

 
 
17,0

5,05

-

 

   При тестировании двигательной подготовленности мы руководствовались теоретическими положениями и рекомендациями, принятыми в научных исследованиях и изложенных в работах отечественных и зарубежных авторов /11, 12, 13, 17, 25, 31/. Определение аутентичности двигательных тестов проводилось с учётом результатов научных исследований, выполненных ранее /12, 20, 35, 77/. Для тестирования мы  использовали пять двигательных тестов:

бег на 100 м;

бег на 1000м;

прыжок  в высоту с места;

прыжок  в длину с места;

подтягивание  на перекладине (юноши), сгибание и разгибание рук в 
упоре (девушки).

1. Бег  на 100м проводился на дорожке  стадиона. По команде ”На старт!”  испытуемые становились у стартовой  линии в положении низкого  старта. Команда ”Марш!” совпадала  с каким-либо зрительным сигналом  для хронометристов, стоящих у  финишной отметки. Во время преодоления испытуемыми дистанции следили, чтобы не снижался темп бега перед финишем. Разрешалась только одна попытка. В забеге участвовало два и более испытуемых, но время каждого фиксировалось по секундомеру с точностью до 0,1 секунды. Тест проводился в таких погодных условиях, при которых испытуемые могли бы показать свои обычные, сравнимые результаты.

2. Бег  на 1000м проводился на дорожке стадиона. Бег начинался с высокого старта. Фиксировалось время бега.

3. Прыжок  в длину с места проводился на нескользкой поверхности площадки или спортивного зала. Испытуемый становился носками к линии старта, стопы располагались параллельно. Прыжок производился одновременным отталкиванием двух ног и взмахом рук после отведения их назад, приземление выполнялось на обе ноги. Регистрация результата проводилась рулеткой с точностью до 1 сантиметра в каждой из двух попыток, лучшая из которых фиксировалась в протоколе. Длина прыжка измерялась от черты до точки самого заднего касания ноги прыгуна с полом. Отрывать ноги от пола до прыжка не разрешалось.

4.Прыжок  в высоту с места проводился  у вертикальной стены, на которой  была нанесена мерная линейка.  Испытуемый становился боком  к стенке, выполнял прыжок вверх,  стараясь ладонью руки коснуться  линейки на стене как можно выше. Прыжок производился одновременным отталкиванием двух ног и взмахом рук после отведения их назад, приземление выполнялось на обе ноги. Регистрация результата проводилась с точностью до 1 сантиметра в каждой из двух попыток, лучшая из которых фиксировалась в протоколе.

5.Подтягивание  на перекладине выполнялось из  виса хватом сверху на ширине  плеч не касаясь ногами пола. Когда испытуемый принимал исходное  положение, следовала команда  ”Можно!”. Сгибание рук выполнялось  до такого положения, когда  подбородок пересекал ось перекладины. Затем испытуемый выпрямлял руки полностью и опускался в исходное положение. Упражнение повторялось столько раз, сколько было возможно. Подтягивания рывками и раскачивания не допускались.

6.Сгибание  и разгибание рук в упоре  лежа испытуемый выполнял после принятия исходного положения на полу. При выполнения испытуемый должен был туловище удерживать выпрямленным. Подсчитывалось количество полных выпрямлений рук после их сгибания до касания грудью пола.

    Все результаты, полученные после педагогического тестирования обработаны с помощью методов математической статистики.

  Методы математической статистики применялись для расчета средних значений по изучаемым показателям (Х). Выяснялись следующие показатели: среднеквадратическое отклонение (δ), ошибка средней величины(m), достоверность различий по средним значениям «t» критерия «Стьюдента».

  

  1. Средняя арифметическая величина:

∑ – среднее арифметическое;

2. Среднее  квадратическое отклонение:

Х - среднее значение;

δx – стандартное отклонение.

3. стандартная ошибка среднего арифметического (m):

4. Коэффициент  достоверности различий (Р) находился  по таблице вероятности t-критерия Стьюдента. Различия считались достоверными в случае, если Р меньше или равно 0,05 (В. Н. Попков, 2004). 

                                                       2.3.  Организация исследования.

   Исследование  проводилось в три этапа.

    На первом этапе (сентябрь 2005-май2006) были проанализированы литературные источники по теме исследования. Анализ научно-методической литературы проводился с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнения методов исследования, выяснения состояния решаемой проблемы. Изучалась литература о возрастном развитии и методах развития двигательных качеств у детей старшего школьного возраста, педагогическом контроле за развитием двигательных качеств.. Проведён выбор методов исследования и овладение ими в ходе практической деятельности при проведении уроков физической культуры в общеобразовательной школе.

     На втором этапе (сентябрь2007-май2008) был проведен анализ физической подготовленности 11-го класса, он предполагал проведение педагогического тестирования.. В педагогическом тестировании принимали участие учащиеся 11 класса МОУ КСОШ №4 с.Кулунда Кулундинского района Алтайского края в количестве   22  человек (9 юношей и 13 девушек). Все они систематически занимались физическими упражнениями по школьной программе на уроках физической культуры три раза в неделю по разрешению школьного врача. Прием контрольных упражнений осуществлялся два раза: начальное тестирование в середине сентября месяца - для определения исходного уровня физической подготовленности учащихся 11 класса; и итоговое тестирование в середине апреля месяца для определения изменений в физической подготовленности учащихся, произошедших в течение учебного года. При проведении тестирования условия для всех учащихся были одинаковыми. Прием контрольных упражнений проводился на занятиях по физическому воспитанию после 10-минутной разминки в течение 2-х занятий.

      В задачи настоящего исследования входило: выявить влияние средств и методов физического воспитания на развитие основных двигательных качеств и на повышение нормативных показателей. Другие факторы влияния учебно-воспитательной работы в школе на уровень физической подготовленности не оценивались.

    Но смысл уроков не должен  сводиться к непосредственной  подготовке и сдаче норм. Фундамент  в виде общей физической подготовки, вооружение каждого ученика необходимыми  знаниями и умениями обеспечивает программа, которая реализуется на обязательных уроках.

    На третьем  этапе (сентябрь2008-декабрь2008) осуществлялась математическая обработка полученных результатов, подводились итоги исследования, выявлены уровни развития основных двигательных качеств школьников 11 класса и их динамика в течение учебного года были сформулированы выводы и практические рекомендации.  

    ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

   В середине сентября месяца 2007-2008 учебного года было проведено первое тестирование двигательной подготовленности, учащихся 11 класса, которое позволило определить исходный уровень развития физических качеств школьников на начало учебного года. Результаты тестирования представлены в приложении 1.

    На начальном этапе при тестировании было выявлено что учащиеся имели средний уровень развития двигательных качеств.

Информация о работе Влияние занятий физической культурой на совершенствование физических качеств у школьников 16-17 лет