Воспитание гибкости как основного физического качества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 08:24, курсовая работа

Описание

К основным понятиям физической культуры относятся: «физическое воспитание. «физическое развитие», «физические качества».
Физическое развитие - процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни. Задачи оптимизации индивидуального физического развития решаются на протяжении многолетнего процесса физического воспитания.

Работа состоит из  1 файл

курсовая новая.docx

— 46.95 Кб (Скачать документ)

РАЗДЕЛ 1

ТЕОРЕТИЧЕСКЕ  ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И  РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1.Характеристика понятий  «физическое воспитание», «физические качества» младших школьников.

К основным понятиям физической культуры относятся: «физическое воспитание. «физическое развитие», «физические качества».

Физическое развитие - процесс  изменения морфологических и  функциональных свойств организма  человека в течение его жизни. Задачи оптимизации индивидуального физического развития решаются на протяжении многолетнего процесса физического воспитания.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. 

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение многостороннего  и гармоничного уровня развития физических качеств.

Физические качества –  это социально обусловленные  системно-структурированные психобиологические свойства человека, регламентирующие все многообразие видов и форм его двигательной активности.

Все три понятия между  собой взаимосвязаны.

1.2 Особенности  развития гибкости у детей  младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст  является наиболее благоприятным периодом для развития многих физических качеств, в том числе и гибкости. Гибкость является одним из ценных двигательных качеств человека. Матвеев Л.П. дает следующую формулировку данного качества: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений человека» [29]. Ученые и исследователи в области физической культуры ставят данное качество по степени важности на второе место после выносливости.

Главным средством развития гибкости являются гимнастические упражнения. Гимнастические упражнения являются одними из ведущих в физическом воспитании младших школьников. Их отличительная  особенность спектр воздействия  на развитие координационных способностей, гибкости, нацеленность на образование  новых условных двигательных рефлексов. Гимнастические упражнения, выполняемые  в различных режимах, содействуют  развитию силы и быстроты.

Среди основных упражнений гимнастики в школьной программе  представлены строевые и танцевальные упражнения, общеразвивающие упражнения, упражнения в равновесии и акробатические, лазанье и перелезание, упражнения со скакалкой.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Педагогические  условия формирования физических  качеств у младших школьников

К основным педагогическим условиям физического развития детей  можно отнести:

  • Организацию обучения, при которой ребёнок действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска новых знаний: углубленное знакомство с интересующими его видами спорта, историей его происхождения и развития, выдающимися спортсменами, основными способами овладения этим видом спорта.
  • Организацию учебного процесса на оптимальном уровне физического развития детей и уровня двигательной подготовленности, учитывая индивидуальный уровень физической подготовленности учеников и основные требования программы по физическому воспитанию. Вследствие разной подготовленности и заинтересованности разных способностей, интеллектуальных и физических возможностей учеников, темпа усвоения ими учебного материала не могут быть одинаковыми. Занятия физическими упражнениями будут эффективными в том случае, если при их проведении придерживаются оптимальных для каждого ученика темпов. Не случайно, основное задание учительской деятельности Сократ сводил к тому, чтобы вызвать к жизни лучшие душевные силы воспитанников на основе внимательного изучения его наклонностей и способностей [Шиян Б.М. 1ч.]. с.124
  • Связь нового материала с ранее изученным, усложнение и повторение;
  • Создание педагогом эмоциональной атмосферы обучения, благоприятного общения в учебном процессе;
  • Привлечение внимания детей к оценке выполнения движений сверстниками, а также к анализу своих физических действий. В процессе усвоения упражнения предусмотренных учебной программой, учитель стремится сформировать устойчивые навыки с способностью для них автоматизацией деятельности. Для этого следует не механически повторять упражнения, а всестронне стремиться к мобилизации сознания. В противном случаи, приобретенные навыки будут не способными для использования в жизни, где ребенок встречается с разными, часто непредвиденными ситуациями. В связи с этим возникает проблема подбора методов и приемов, которыми должен пользоваться учитель в процессе изучения упражнений. Эти методы и приемы должны содействовать развитию способности самоконтролю и самооценки своих действий. На современном этапе наиболее рациональными методическими приемами, содействующими стимулированию сознательного контроля своих действий при обучении на уроках, являются: обучение без предварительного показа(при изучении простых упражнений используются уже в начальных классах); использование специальных тренажеров и звуколидеров, которые помогают сформировать правильные чувства движений при изучении новых двигательных действий, их темп и ритм; использование приёмов идеомоторных тренировок позволяющих создать предыдущие представления об упражнении, помогают проникнуть в суть изучаемых двигательных действий, создавая предусловия для самооценки и самоконтроля. Сознательный характер обучения нашёл своё отражение в концепции о тренировочном влиянии представлений о двигательных действиях. Физиологический механизм этого явления связан с идеомоторными актами, то есть с мыслительным напряжением в соответствии с программой действий, которые мысленно воссоздаются учениками; самооценка и взаимооценка качества выполненного упражнения; коллективное определение ошибок, допущенных учениками при выполнении упражнений; обсуждение техники выполнения изучаемых упражнений; выполнение упражнений перед зеркалом: если ребенок видит себя, то сознательно корректирует свои действия; использование предметных ориентиров – стимулов, световой и звуковой ориентации.
  • Дифференцированный подход, учитывающий возраст, состояние здоровья, физическую подготовленность, а также особенности психики ребёнка. Единство взглядов по поводу важности учитывания индивидуальных особенностей учеников в физическом воспитании далеко не всегда реализуется в учебном процессе. Причины этого: большая наполняемость классов, только три урока в неделю, их короткая продолжительность, методы организации деятельности на уроке, единая программа, одинаковая цель, задачи, сроки обучения. Все это припадает на неодинаковый по возможностям контингент учеников, что обычно приводит к трём возможным последствиям: успешного выполнения, перевыполнения, недовыполнения учебных требований. Нейтрализовать изложенные препятствия на пути реализации индивидуальных возможностей позволяет дифференцированное обучение, которое состоит в приспособленности учебного материала к индивидуальным возможностям учеников, методов, способов интенсивности учебной деятельности относительно групп, сформированных из приблизительно одинаковых по уровню подготовленности учеников.
  • Использование широкого арсенала средств физической культуры, обеспечивающих своевременное формирование и совершенствование основных движений младших школьников, а также комплексное развитие физических качеств.

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ НА УРОКАХ ГИМНАСТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ



2.1. Урок физической  культуры – основная форма  организации процесса физического  воспитания. Виды и типы уроков

Урок физической культуры – основная и обязательная форма  физического воспитания в школе. На уроке учащиеся получают необходимый  минимум знаний, умений и навыков, предусмотренных школьной программой, повышают уровень своего физического  развития. Урок физической культуры имеет  специфические особенности, характеризующиеся  многообразием двигательных ощущений, большой вариативностью обстановки и условий двигательной деятельности, высокой эмоциональность, коллективными  действиями.

Урок физической культуры строятся в соответствии с общими педагогическими принципами, а также методическими принципами физического воспитания. При построении урока эти принципы конкретизируются следующими требованиями:

  • урок должен решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, формировать у учащихся интерес к занятиям физическими упражнениями, побуждать их к активности;
  • задачи урока должны быть предельно конкретны, учитывать состав учащихся, их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивать преемственность предыдущих занятий с последующими и в то же время иметь свою целостность и законченность;
  • содержание урока, методика его организации и проведение должны постоянно видоизменяться, сохраняя при этом направленность педагогических воздействий на решение основных задач;
  • содержание и нагрузка на уроке должны сочетаться с общеобразовательными уроками в расписании учебного дня.

Структура рока физической культуры включает три части: подготовительную, основную и заключительную. Каждая из них имеет свое обоснование и содействует решению задач урока.

Назначение подготовительной части заключается в организации  учащихся, активизации их внимания, подготовке организма к физическим нагрузкам.

Она начинается с сообщения  о задачах урока, его организации, последовательности прохождения учебного материала. Кроме того, в подготовительной части могут решаться образовательно-воспитательные задачи: обучение строю, формированию осанки и т.д. Центральное же место в подготовительной части урока занимает функциональная подготовка организма к предстоящей деятельности. Это достигается посредством выполнения комплексов общеразвивающих упражнений. При этом последовательность выполнения упражнений предполагает поочередное увеличение нагрузки. Содержание комплексов физических упражнений условно делят на две части: первая связана с всесторонней активизацией органов и структур организма, усилием деятельности дыхания, кровообращения, обменных процессов; вторая – с усилением функциональной деятельности тех органов и структур, которые будут обеспечивать двигательную активность в последующих физических упражнениях. Если первая часть двигательной подготовки может быть относительно постоянно, то вторая – конкретной для каждого занятия, исходя из его основных задач. Вместе с тем первая часть двигательной подготовки должна обеспечивать преемственность функционального состояния организма с предшествующей деятельностью. Например, если урок физической культуры проводится по расписанию последним, то общеразвивающие упражнения должны быть направлены в первую очередь на повышение интенсивности обменных процессов, усиление дыхания и кровообращения, содействовать быстрому снятию нервного напряжения, вызванного предшествующей деятельностью.

Упражнения, входящие в комплекс, должны быть хорошо освоены учениками. Резкой границы между подготовительной и основной частями урока не должно быть.

Решение наиболее сложных задач урока осуществляется в его основной части. Здесь проводится обучение новым двигательным действиям, повторение и закрепление пройденного учебного материала, воспитание физических качеств и развитие способностей. Учебно-воспитательный в основной части урока протекает более успешно, если соблюдаются следующие методические правила:

  • изучение нового материала проводится в период наибольшей активности учащихся, на фоне их повышенной работоспособности (как правило, в начале основной части урока);
  • упражнения сменяют в такой последовательности, чтобы мышечные напряжения передавались с расслаблением, статические усилия –  с динамическими и т.д.;
  • при воспитании физических качеств и развитии способностей целесообразно следующая последовательность: скоростные упражнения, силовые упражнения и упражнения на развитие выносливости;
  • упражнения на точность и координацию движений предшествуют упражнения, требующим больших и длительных мышечных напряжений.

В соответствии с этими  методическими правилами основную часть урока подразделяют на обучающую и развивающую. В первой преимущественно решаются задачи, связанные с обучением двигательным действиям, а во второй – с развитием физических способностей. В обучающей части также учитываются знания, умения и навыки, освоенные учениками в соответствии со школьной программой.

Цель заключительной части  урока – восстановление функциональной активности организма школьников и  обеспечение их перехода от возбужденного состояния к более спокойному и уравновешенному. Решение этой задачи – необходимое условие для дальнейшей деятельности учеников.

Здесь используют относительно спокойные и малоинтенсивные  упражнения (например, ходьба, перестроение, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц).

Типы уроков. В практике физического воспитания различают  несколько типов уроков физической культуры: вводный урок, урок изучения нового материала, урок закрепления  и совершенствование пройденного  материала, смешанные и контрольный  уроки.

Вводный урок проводят в  начале учебного года или четверти ( при необходимости). На этом уроке учитель знакомит школьников с задачами предстоящих занятий, рассказывает об основном содержании учебного материала в соответствии с программой, объясняет правила поведения в спортивном зале, требования к ученикам, их спортивной одежды и т.д.

На уроке изучения нового материала основное внимание уделяют  еще незнакомым упражнениям. Такой  урок проходит при незначительной двигательной активности школьников.

На уроке закрепления  и совершенствования пройденного  материала основное внимание уделяют  многократному повторению изученных  движений в различных меняющихся условиях. Двигательная активность школьников резко возрастает. На таком уроке  обычно воспитывают физические качества и развивают способности, используя  для этого изученные двигательные действия.

В практике физического воспитания младших школьников чаще проводят смешанный  урок, на котором совмещают изучение нового материала с закреплением и совершенствованием пройденного.

Контрольный урок посвящают  оценке успеваемости школьников по физической культуре. Как правило, контрольный  урок проводят в конце четверти или  после прохождения важных разделов школьной программы (например, гимнастики, лыжной подготовки и т.д.).

Виды уроков. В зависимости  от использования средств физического  воспитания уроки классифицируются по видам. Так, выделяют уроки легкой атлетики, гимнастики, лыжной подготовки и т.д.

2.2. Особенности  проведения уроков гимнастики  в начальной школе

В школьной программе для 1 класса ведущим разделом является гимнастика, включающая строевые упражнения, общеразвивающие упражнения без  предметов и с предметами, упражнения с мячами, упражнения в лазанье, танцевальные упражнения, акробатические упражнения, лыжную подготовку, подвижные игры.

В младшем школьном возрасте общеразвивающие упражнения имеют  большое значение для разностороннего  физического развития детей, укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствования  сердечно -сосудистой, дыхательной и нервной систем. Выполняя простейшие упражнения для рук, ног и туловища, школьники учатся управлять своими движениями, получают представления об амплитуде, ритме и темпе. Под воздействием этих упражнений у школьников воспитываются такие качества, как быстрота, ловкость, развиваются координационные способности, что содействует созданию благоприятных предпосылок для овладения более сложными двигательными действиями. С помощью общеразвивающих упражнений, направленных на развитие мышц спины, шеи, плечевого пояса и брюшного пресса, у детей формируется правильная осанка, устанавливается оптимальная частота и темп дыхания.

В практике физического воспитания общеразвивающие упражнения выполняются  в виде отдельных упражнений или  их комплексов. Комплексы общеразвивающих упражнений нужно постоянно обновлять. Их содержание должно обеспечивать решение конкретных задач. Разучивание новых общеразвивающих упражнений проводят в основной части урока. В перечень упражнений, которым целесообразно обучить младших школьников и с помощью которых можно видоизменить комплексы общеразвивающих упражнений, можно отнести следующие.

Информация о работе Воспитание гибкости как основного физического качества