Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 08:24, курсовая работа
К основным понятиям физической культуры относятся: «физическое воспитание. «физическое развитие», «физические качества».
Физическое развитие - процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни. Задачи оптимизации индивидуального физического развития решаются на протяжении многолетнего процесса физического воспитания.
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Характеристика понятий «физическое воспитание», «физические качества» младших школьников.
К основным понятиям физической культуры относятся: «физическое воспитание. «физическое развитие», «физические качества».
Физическое развитие - процесс изменения морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни. Задачи оптимизации индивидуального физического развития решаются на протяжении многолетнего процесса физического воспитания.
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры.
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение многостороннего и гармоничного уровня развития физических качеств.
Физические качества – это социально обусловленные системно-структурированные психобиологические свойства человека, регламентирующие все многообразие видов и форм его двигательной активности.
Все три понятия между собой взаимосвязаны.
1.2 Особенности развития гибкости у детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития многих физических качеств, в том числе и гибкости. Гибкость является одним из ценных двигательных качеств человека. Матвеев Л.П. дает следующую формулировку данного качества: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений человека» [29]. Ученые и исследователи в области физической культуры ставят данное качество по степени важности на второе место после выносливости.
Главным средством развития гибкости являются гимнастические упражнения. Гимнастические упражнения являются одними из ведущих в физическом воспитании младших школьников. Их отличительная особенность спектр воздействия на развитие координационных способностей, гибкости, нацеленность на образование новых условных двигательных рефлексов. Гимнастические упражнения, выполняемые в различных режимах, содействуют развитию силы и быстроты.
Среди основных упражнений гимнастики в школьной программе представлены строевые и танцевальные упражнения, общеразвивающие упражнения, упражнения в равновесии и акробатические, лазанье и перелезание, упражнения со скакалкой.
1.3. Педагогические
условия формирования
К основным педагогическим условиям физического развития детей можно отнести:
РАЗДЕЛ 2. РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ НА УРОКАХ ГИМНАСТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Урок физической
культуры – основная форма
организации процесса
Урок физической культуры – основная и обязательная форма физического воспитания в школе. На уроке учащиеся получают необходимый минимум знаний, умений и навыков, предусмотренных школьной программой, повышают уровень своего физического развития. Урок физической культуры имеет специфические особенности, характеризующиеся многообразием двигательных ощущений, большой вариативностью обстановки и условий двигательной деятельности, высокой эмоциональность, коллективными действиями.
Урок физической культуры строятся в соответствии с общими педагогическими принципами, а также методическими принципами физического воспитания. При построении урока эти принципы конкретизируются следующими требованиями:
Структура рока физической культуры включает три части: подготовительную, основную и заключительную. Каждая из них имеет свое обоснование и содействует решению задач урока.
Назначение подготовительной
части заключается в
Она начинается с сообщения о задачах урока, его организации, последовательности прохождения учебного материала. Кроме того, в подготовительной части могут решаться образовательно-воспитательные задачи: обучение строю, формированию осанки и т.д. Центральное же место в подготовительной части урока занимает функциональная подготовка организма к предстоящей деятельности. Это достигается посредством выполнения комплексов общеразвивающих упражнений. При этом последовательность выполнения упражнений предполагает поочередное увеличение нагрузки. Содержание комплексов физических упражнений условно делят на две части: первая связана с всесторонней активизацией органов и структур организма, усилием деятельности дыхания, кровообращения, обменных процессов; вторая – с усилением функциональной деятельности тех органов и структур, которые будут обеспечивать двигательную активность в последующих физических упражнениях. Если первая часть двигательной подготовки может быть относительно постоянно, то вторая – конкретной для каждого занятия, исходя из его основных задач. Вместе с тем первая часть двигательной подготовки должна обеспечивать преемственность функционального состояния организма с предшествующей деятельностью. Например, если урок физической культуры проводится по расписанию последним, то общеразвивающие упражнения должны быть направлены в первую очередь на повышение интенсивности обменных процессов, усиление дыхания и кровообращения, содействовать быстрому снятию нервного напряжения, вызванного предшествующей деятельностью.
Упражнения, входящие в комплекс, должны быть хорошо освоены учениками. Резкой границы между подготовительной и основной частями урока не должно быть.
Решение наиболее сложных задач урока осуществляется в его основной части. Здесь проводится обучение новым двигательным действиям, повторение и закрепление пройденного учебного материала, воспитание физических качеств и развитие способностей. Учебно-воспитательный в основной части урока протекает более успешно, если соблюдаются следующие методические правила:
В соответствии с этими
методическими правилами
Цель заключительной части урока – восстановление функциональной активности организма школьников и обеспечение их перехода от возбужденного состояния к более спокойному и уравновешенному. Решение этой задачи – необходимое условие для дальнейшей деятельности учеников.
Здесь используют относительно спокойные и малоинтенсивные упражнения (например, ходьба, перестроение, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление мышц).
Типы уроков. В практике
физического воспитания различают
несколько типов уроков физической
культуры: вводный урок, урок изучения
нового материала, урок закрепления
и совершенствование
Вводный урок проводят в начале учебного года или четверти ( при необходимости). На этом уроке учитель знакомит школьников с задачами предстоящих занятий, рассказывает об основном содержании учебного материала в соответствии с программой, объясняет правила поведения в спортивном зале, требования к ученикам, их спортивной одежды и т.д.
На уроке изучения нового материала основное внимание уделяют еще незнакомым упражнениям. Такой урок проходит при незначительной двигательной активности школьников.
На уроке закрепления
и совершенствования
В практике физического воспитания младших школьников чаще проводят смешанный урок, на котором совмещают изучение нового материала с закреплением и совершенствованием пройденного.
Контрольный урок посвящают оценке успеваемости школьников по физической культуре. Как правило, контрольный урок проводят в конце четверти или после прохождения важных разделов школьной программы (например, гимнастики, лыжной подготовки и т.д.).
Виды уроков. В зависимости
от использования средств
2.2. Особенности проведения уроков гимнастики в начальной школе
В школьной программе для 1 класса ведущим разделом является гимнастика, включающая строевые упражнения, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения с мячами, упражнения в лазанье, танцевальные упражнения, акробатические упражнения, лыжную подготовку, подвижные игры.
В младшем школьном возрасте общеразвивающие упражнения имеют большое значение для разностороннего физического развития детей, укрепления опорно-двигательного аппарата, совершенствования сердечно -сосудистой, дыхательной и нервной систем. Выполняя простейшие упражнения для рук, ног и туловища, школьники учатся управлять своими движениями, получают представления об амплитуде, ритме и темпе. Под воздействием этих упражнений у школьников воспитываются такие качества, как быстрота, ловкость, развиваются координационные способности, что содействует созданию благоприятных предпосылок для овладения более сложными двигательными действиями. С помощью общеразвивающих упражнений, направленных на развитие мышц спины, шеи, плечевого пояса и брюшного пресса, у детей формируется правильная осанка, устанавливается оптимальная частота и темп дыхания.
В практике физического воспитания общеразвивающие упражнения выполняются в виде отдельных упражнений или их комплексов. Комплексы общеразвивающих упражнений нужно постоянно обновлять. Их содержание должно обеспечивать решение конкретных задач. Разучивание новых общеразвивающих упражнений проводят в основной части урока. В перечень упражнений, которым целесообразно обучить младших школьников и с помощью которых можно видоизменить комплексы общеразвивающих упражнений, можно отнести следующие.
Информация о работе Воспитание гибкости как основного физического качества