Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа
Сегодня радио одно из самых популярных средств массовых информаций. Оно обладает рядом свойств, которые делают радио уникальным средством воздействия на людей.
С развитием вещания, радиожурналисты стали экспериментировать, они стараются разнообразить эфир. Это обусловило появление новых жанров, новых способов подачи информации. На сегодняшний день в сетке радиовещания особое место занимает авторская программа. Здесь журналист может в полной мере проявить свое профессиональное мастерство. Именно поэтому, курсовая работа посвящена определению основных функций и свойств, а так же целей и значимости авторской программы на радио.
Для анализа нами была выбрана радиопрограмма «У микрофона Михаил Веллер». Выбор основывается на том, что, во-первых, сам ведущий – Михаил Веллер, известная фигура, пользующаяся авторитетом. Во-вторых, тематика программы настолько обширна, что дает богатую почву для анализа. И, наконец, сама форма подачи информации ведущим нетипична, а это повод поразмышлять над жанром программы.
Введение
Сегодня радио одно из самых популярных средств массовых информаций. Оно обладает рядом свойств, которые делают радио уникальным средством воздействия на людей.
С развитием вещания, радиожурналисты стали экспериментировать, они стараются разнообразить эфир. Это обусловило появление новых жанров, новых способов подачи информации. На сегодняшний день в сетке радиовещания особое место занимает авторская программа. Здесь журналист может в полной мере проявить свое профессиональное мастерство. Именно поэтому, курсовая работа посвящена определению основных функций и свойств, а так же целей и значимости авторской программы на радио.
Для анализа нами была выбрана радиопрограмма «У микрофона Михаил Веллер». Выбор основывается на том, что, во-первых, сам ведущий – Михаил Веллер, известная фигура, пользующаяся авторитетом. Во-вторых, тематика программы настолько обширна, что дает богатую почву для анализа. И, наконец, сама форма подачи информации ведущим нетипична, а это повод поразмышлять над жанром программы.
«У микрофона Михаил Веллер» выходит раз в неделю по воскресеньям в эфире радиостанции «Радио России». На основе прослушанных программ нами был сделан их анализ.
Курсовая работа состоит из введения, основной части (теоритической и практической) и заключения. Основным ядром работы является практическая часть – она более обширна, чем другие. Здесь дается общая характеристика программы, анализ мастерства автора и ведущего, рассматривается тематическое многообразие, выразительные и формообразующие средства. Далее следует отдельная обобщающая глава об особенностях программы.
В теоритической части
дано определения авторской
Так же в работе имеется приложение с наиболее интересными, на наш взгляд, вопросами слушателей и ответами на них М. Веллера.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее можно использовать для подготовки к контрольным работам, зачетам, экзаменам по дисциплине «радиожурналистика».
Авторская программа: определение, признаки, свойства
Авторская программа – это разработанная журналистом передача для какого-либо средства массовой информации. Отличается индивидуальным подходом и собственной оригинальной концепцией. Автор (чаще всего и ведущий) выступает в качестве носителя основной идеи.
Работа над авторской
программой начинается с детального
знакомства с содержанием родственных
программ других авторов, выделения
в них достоинств и недостатков.
Составление программы
Как правило, автор программы обозначает для себя ряд пунктов, которые заслуживают особого внимания:
Авторская программа – это своего рода творчество. Чтобы продумать ее от и до, журналисту нужно приложить огромные усилия. Во-первых, определить задачи и цели программы, проследить, чтоб продукт его творчества был индивидуален в своем роде и не имел аналогов. Во-вторых, продумать структуру программы и форму подачи информации. В-третьих, определить целевую аудиторию – потенциальных зрителей или слушателей. В-четвертых, тематика авторской программы должна быть актуальной и интересной.
Журналист должен обладать определенными профессиональными качествами. Это начитанность, приличный опыт работы, умение ориентироваться в происходящих событиях, импровизировать.
Художественная составляющая
авторской программы так же играет
важную роль. Журналист обращает особое
внимание на ее оформление, а так
же на выразительные и
На подготовку авторской программы, как правило, уделяется достаточно много времени, так как она должна быть полностью продумана. Это сложный творческий процесс, требующий большого внимания.
«Радио России». Характеристика радиостанции
«Радио России» создали самые отъявленные вольнодумцы «Юности» – любимой всеми радиостанции перестроечных времен – Леонид Азарх, Наталья Бехтина, Сергей Давыдов, Виталий Ушканов. Команда информационников – Алексей Абакумов, Александр Нехорошев, Владимир Бобурин – пришла с Иновещания Гостелерадио СССР – из структуры, вещавшей на «за рубеж».
Впервые в советском радиоэфире журналисты, а не дикторы стали читать (и делать!) выпуски новостей, снабжая их комментариями, весьма нелояльными к союзному руководству. Во время «черного января» 1991 года «РР» оказалась единственной общедоступной радиостанцией («Эхо Москвы» не имело тогда даже УКВ-частоты), заметившей танки на улицах прибалтийских столиц. За что с конца января и до первого путча была убрана с волн «Маяка» на гораздо менее слышную третью программу. И в документах ГКЧП значилась одна радиостанция, деятельность которой надлежало немедленно прекратить, – «Радио России».1
Сегодня «Радио России» – центральная общедоступная государственная радиостанция, вещающая из Москвы, которая распространяет свою программу по всей стране.
Это единственная в стране федеральная радиостанция общего формата, производящая все виды радио программ – информационные, общественно-1
политические, музыкальные, литературно-драматические, научно-познавательные, детские программы. В эфир выходят 174 оригинальных передачи. Радиостанция вещает в УКВ-диапазоне и проводным каналам с 6:00 до 0:00 местного времени, в СВ-, ДВ-, КВ-диапазонах — по отдельному графику. Вещание через интернет – круглосуточное.
«Радио России» можно
Целевая аудитория: среди слушателей большинство составляют женщины (70%), преобладают пенсионеры (42,7%), работники бюджетной сферы (18,3%), служащие (15,9%). Уровень дохода радиослушателей – преимущественно ниже среднего.2
Общая характеристика авторской программы «У микрофона Михаил Веллер»
Первый выпуск программы «Поговорим» вышел 2 апреля 2006 года в эфире радиостанции «Радио России». Уже тогда программа имела свое собственное лицо и стиль подачи информации. За шесть лет, в течение которых она выходит в эфир изменилось только название – сегодня передача знакома слушателям как «У микрофона Михаил Веллер».
Вот уже на протяжении довольно долгого времени каждый радиослушатель может позвонить в прямой эфир и задать любой вопрос известному философу и писателю М. Веллеру, или же высказать свое собственное мнение, вступить в дискуссию с ведущим. Программа «У микрофона Михаил Веллер» не теряет своей популярности и неизменно, год от года, здесь разбираются самые актуальные вопросы современности.
Хронометраж программы – 50 минут. Время выхода в эфир – 14.14. 2
Периодичность – каждое воскресенье. Можно сказать, что программа занимает очень «удобное» место в эфирной сетке. Обед выходного дня, как раз тот период, когда большинство слушателей не обременены сложной работой, и им легче воспринять информацию.
«У микрофона Михаил Веллер»
по своей структуре состоит из
музыкальной зарисовки, обрамляющей
всю программу, основной части –
самой беседы Веллера со слушателями
или приглашенными гостями. Таким
образом, все составляющие передачи
по своей сути просты, что облегчает
восприятие информации, здесь нет
музыкальных отбивок в
Каждый выпуск программы содержит большое количество разнообразной информации. Задачи программы – донести важную информацию, истолковать суть явлений или событий, поделится мнением. Цель – рассмотреть как можно глубже какие-либо вопросы, чтобы слушатель смог разобраться во всем происходящем.
Программа не направлена на какой-то определенный тип слушателей. Она обо всем, а значит, представляет интерес для широкой аудитории, для тех, кому не безразлично то, что происходит в стране и мире.
«У микрофона Михаил Веллер» имеет свое место в эфире, постоянный объем звучания, фирменное музыкально сопровождение, которое остается неизменным с первых выпусков программ. Манера подачи информации ведущим характеризуется большой свободой.
Информация отличается высокой оперативностью. Большинство тем, на которые рассуждает ведущий, актуальны. Иногда в студию поступают звонки с вопросами, относящимися не к настоящему временному промежутку. В таких случаях ведущий, М. Веллер, пытается найти в событиях прошлого какие-то взаимосвязи с нынешней ситуацией.
Жанровая специфика
Радиопрограмму «У микрофона Михаил Веллер» можно отнести к разряду аналитических. Все анализируемые факты, события пропускаются через призму отношения к ним автора и ведущего программы – Михаила Веллера. Аналитика предполагает глубокие размышления, основанные на личной оценке. Здесь журналист подводит итоги и делает выводы, обобщает факты и прогнозирует. Все эти типичные признаки аналитической программы присущи анализируемой передаче.
По своим признакам программа сочетает в себе элементы сразу нескольких жанров.
По определению В.В. Смирнова, радиобеседа – жанр живого разговорного общения. Человек, сидящий в студии, должен хорошо представлять своих предполагаемых слушателей, их интересы, обращаться именно к ним. Формы такого обращения могут быть самыми разными, от простого приветствия до вопросов, которые могли бы задавать слушатели или задают их, если беседа проходит в режиме прямого эфира с подключением интерактивного телефона или пейджера.3
В зависимости от излагаемой информации и от целей радиопрограммы, беседа может быть разных типов. Программа М. Веллера примечательна тем, что в ней сочетаются разные типы. Иногда в студию приглашается какой-либо эксперт, с которым ведущий ведет диалог. А иногда, элементы интервью, характерные для полноценной беседы, отсутствуют. М. Веллер сам выступает в качестве авторитетного лица. Он ведет диалог со слушателем, пытается развернуто ответить на все злободневные вопросы, чтобы его незримому собеседнику стало все ясно.
Комментарий, как жанр, призван к оценке и истолкованию общественно-значимых фактов. Компетентное лицо (это может быть журналист или эксперт) пытается разъяснить суть происходящих явлений,
3разбирается с причинами, породившими то или иное событие, прогнозирует
дальнейшее его развитие.
М. Веллер в своей программе – типичный комментатор. Он, как уже было сказано выше, ведет диалог со слушателем, но при этом выступает в роли эксперта, комментирующего какие-либо общественно-значимые события.
Радиообозрение – сложный аналитический жанр. Он требует особых знаний в какой-либо области. Журналист должен обладать всевозможными разнородными фактами и суметь связать их воедино.
Иногда в программу «У микрофона Михаил Веллер» от слушателей поступают звонки с вопросами, требующими особых, глубоких размышлений на заданную тему. В этом случае М. Веллер выступает в качестве обозревателя.
Таким образом, можно сказать, что программа «У микрофона Михаил Веллер» сочетает в себе черты трех жанров: радиобеседы, радиокомментария, и даже радиообозрения. Ведущий может выступать в роли комментатора, обозревателя и просто собеседника. Его «амплуа» зависит в большей части от характера задаваемых вопросов, темы, на которую нужно рассуждать. Сращение нескольких жанров в одной программе позволяет автору импровизировать, точнее раскрыть суть явления или события, подойти к ним с разных сторон.
Тематическая многогранность программы
Как уже было сказано выше каждый слушатель может задать абсолютно любой вопрос ведущему – Михаилу Веллеру. На основе прослушанных программ, мы определили основные темы вопросов:
Соотношение этих тем представлено в сравнительной диаграмме:
Мы можем видеть, что вопросы на политические тему преобладают. Это можно объяснить тем, что в преддверии мартовских выборов президента, как впрочем и после них, людей интересовала политическая обстановка в стране.
Самая немногочисленная категория – это вопросы, темы которых нельзя точно обозначить. Например, о бездомных животных.
Очень часто в студию поступают звонки с вопросами экономического характера. Они разнообразны по своей сути: от вступления России в ВТО до размера заработных плат.