Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа
Сегодня радио одно из самых популярных средств массовых информаций. Оно обладает рядом свойств, которые делают радио уникальным средством воздействия на людей.
С развитием вещания, радиожурналисты стали экспериментировать, они стараются разнообразить эфир. Это обусловило появление новых жанров, новых способов подачи информации. На сегодняшний день в сетке радиовещания особое место занимает авторская программа. Здесь журналист может в полной мере проявить свое профессиональное мастерство. Именно поэтому, курсовая работа посвящена определению основных функций и свойств, а так же целей и значимости авторской программы на радио.
Для анализа нами была выбрана радиопрограмма «У микрофона Михаил Веллер». Выбор основывается на том, что, во-первых, сам ведущий – Михаил Веллер, известная фигура, пользующаяся авторитетом. Во-вторых, тематика программы настолько обширна, что дает богатую почву для анализа. И, наконец, сама форма подачи информации ведущим нетипична, а это повод поразмышлять над жанром программы.
Слушателей интересует и культурная жизнь страны – часто звучат вопросы и такого рода. Спрашивают о театре, грамотности, литературе.
Социальные вопросы типа: как прожить на пенсию, насколько общество в России развито, так же волнуют поклонников передачи «У микрофона Михаил Веллер».
В среднем за один эфир в студию поступает около 9 звонков, при этом один человек может задать несколько вопросов. Для программы, хронометраж которой 50 минут, это, довольно таки, хороший показатель. За это время М. Веллер успевает очень точно и распространенно ответить на разнообразные вопросы.
В программу иногда приглашаются деятели культуры, экономисты, политики, ученые. Тогда ведущий ведет с ними диалог, рассуждает на различные темы. Так, например, в студии у Михаила Веллера побывали экономист Михаил Делянин, актер Сергей Юрский и многие другие. Такая форма подачи информации, несомненно, очень интересна слушателю. Эфиры с приглашенными гостями помогают «разбавить» мнение одного только ведущего – М. Веллера.
Таким образом, тематика программы обширна. Огромным преимуществом является то, что в ней нет никаких табу на характер задаваемых вопросов – слушатели спрашивают то, что их волнует больше всего. Здесь затрагиваются самые актуальные проблемы, что делает программу «У микрофона Михаил Веллер» довольно популярной среди жителей России.
Выразительные и формообразующие средства программы
Основным средством
Человеческая речь обладает множеством выразительных средств. Это всевозможные эпитеты, гиперболы, метафоры. При помощи интонации выражается отношение говорящего. Чтобы обратить внимание слушателя на самые важные фрагменты текста используется мелодика. Она осуществляется повышением или понижением голоса на определенной фазе высказывания. Интенсивность речи, тембр голоса и ритм так же важны.
Михаил Веллер в
своей программе очень
Несомненно, программа оказывает
большое психологическое
Каждая программа начинается с приветствия: «добрый день дорогие радиослушатели». Уже первых секунд начала программы М. Веллер создает дружескую, уважительную атмосферу. Определение «дорогие», естественно, нравится слушателям, они настраиваются на положительное общение.
Сам диалог, который происходит между ведущим и слушателем, ведется в уважительном ключе. Обращение осуществляется по имени и отчеству. М. Веллер практически никогда не перебивает звонящего. Если в какой-то степени ведущий не согласен с мнением слушателя, то старается тактично и деликатно об этом сказать.
Еще одним средством
Если говорить о таком формообразующем средстве как монтаж, то можно сказать, что он является простейшим. Сама структура программы диктует то, как она будет собрана. Именно простота монтажа является особенностью программы. Она не перегружена никакими дополнительными эффектами, что опять же работает на восприятие.
Таким образом, выразительные и формообразующие средства радиопрограммы «У микрофона Михаил Веллер» представляют собой звуковую целостность, все элементы которой находятся в удачном синтезе друг с другом.
Особенности программы «У микрофона Михаил Веллер»
Как уже отмечалось выше, программа М. Веллера имеет ряд своих собственных свойств, которые определяют ее особенности.
Уникальность заключается в том, что в довольно-таки простой форме подачи информации – рассуждения, на заданные темы, программа пользуется популярностью, и имеет влияние на людей. Об этом свидетельствует то, что, во-первых, «срок жизни» радиопередачи уже не маленький, во-вторых, зрители не перестают задавать вопросы на протяжении всего эфира, звонок следует один за другим. Ведущий не прилагает особых усилий, отвечая на звонки слушателей, он подкован, благодаря жизненному опыту, практически во всех вопросах.
За все время существования программы поменялось только название, а все остальное осталось таким же, как и в первые годы выхода ее в эфир. То, что ведущий, музыкальное оформление, структура программы по сей день остаются неизменными, при этом программу любят и не перестают слушать, как минимум, удивляет.
Простота в высказываниях ведущего и структуре программы создают удачный синтез. В программе нет ничего лишнего, она такая, какой должна быть, какой ее привыкли слушать.
При том, что внешняя оболочка программы остается неизменной, ее содержательная сторона, напротив, меняется от передачи к передаче. Можно сказать, что «У микрофона Михаил Веллер» вбирает в себя все происходящее сразу, поэтому она всегда актуальна.
В программе сочетается несколько
жаров аналитической
Все особенности авторской программы «У микрофона Михаил Веллер» делают ее интересной, она легко воспринимается на слух.
Заключение
Авторская программа «У микрофона Михаил Веллер» уже на протяжении шести лет пользуется популярностью среди слушателей. Она не потеряла авторитет и сумела выдержать конкуренцию.
Автор и ведущий, писатель и философ М. Веллер, сумел сохранить уникальность и первоначальные свойства своей программы, несмотря на быстро меняющуюся «моду»: средства массовой информации преображаются, буквально, с каждым днем, а лицо программы осталось неизменным.
Работая над анализом авторской программы «У микрофона Михаил Веллер», нами были сделаны следующие выводы:
Таким образом, авторская программа «У микрофона Михаил Веллер» является хорошим материалом для исследования. Ее особенности и свойства послужили твердой почвой для детального анализа, на основе которого мы выявили основные функции, свойства, цели и задачи авторской программы подобного типа на радио.
Список использованной литературы
1. Гордон Б. Радио по принуждению // Огонек. – 1998. – №18. – С. 29 – 32.
2. Засурский Я. Н., Алексеева, М. И., Болотова, Л.Д. Система средств массовой информации России: учебное пособие для вузов / Я. Н. Засурский. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 259 с.
3. Корконосенко, С.К. Введение в журналистику: учебное пособие / С. Г. Корконосенко. – М.: КНОРУС, 2011. – 272 с.
4. Смирнов, В.В. Радиожурналистика в современном эфире / В. В. Смирнов. – Таганрог : изд-во «ЦРЛ», 2007. – 166 с .
5. Интернет-ресурс: www.radiorus.ru. – официальный сайт радиостанции «Радио России»
Приложение
Эфир 07.03.2012
"Родиться в России с умом и талантом"
"Кончилась эпоха, наступило
время всего, что
Процитирую слова из одного нового спектакля:
"Мы жили в тесноте и неволе, где у нас
была свобода, плевать на эту тесноту и
неволю. А теперь мы вцепились зубами в
эту гостиницу, из которой нет выхода".
Самое несопоставимое с искусством вообще
и искусством театра в частности — это
комфорт..."
Эти слова принадлежат Сергею Юрьевичу Юрскому, советскому и российскому актёру театра и кино, театральному режиссёр, сценаристу, народному артисту России...
- Вопрос, который я хочу
вам задать, зрел у меня около
пятидесяти лет. Возник он
Знаете, у меня, провинциального мальчика, глаза выпучились от этого эпиграфа... И выходил не то камергер, не то церемониймейстер, - вот этот старик в ливрее и, трижды ударяя жезлом о рампу, говорил: "Сегодня на сцене..." и так далее. И вот когда действие подошло к концу, Чацкий, - Сергей Юрский, Софья, - Татьяна Доронина, Молчалин, - Кирилл Лавров, - и все, последнее объяснение, свет гаснет, они расстаются, и вот в этом мраке (мне показалось!), что Софья и Чацкий бросаются друг другу на шею! Правда ли это?!
ЮРСКИЙ: Во всяком случае, отдаю должное вашей памяти, подробностям... Да, это была та надежда, которую мы не то что бы обсуждали, но предполагали. Потому что у Софьи благодаря Чацкому открылись глаза на Молчалина, на окружение, и они бы... Но - бы!.. И Чацкий, сломленный, в нашем спектакле, говоря: "Карету мне, карету!", покидает этот московский мир навсегда...
- Потрясающе. Потому что свет был рассчитан так, что действительно невозможно было понять... И я сидел довольно близко, - где-то второй - третий ряд, и трудно было понять, то ли ты действительно это видишь, то ли тебе показалось...
ЮРСКИЙ: Во всяком случае, я делал это внутренне, что должно было как-то выражаться во внешнем, но конкретных объятий никаких не было. А движение, если, собственно, вы его угадали, - это то, что театр делает искусством (пока еще не умершим).
Потому что, если правильно идет спектакль, если правильные отношения со зрительным залом, можно видеть человека насквозь. И если человек заявляет о себе правильные, хорошие вещи, а насквозь виден как лгун, или если человек делает порыв к женщине, а на самом деле стоит на месте, а виден порыв... Что ж лучшего?! Отношу это как комплимент к нашему тогдашнему, действительно замечательному спектаклю давних лет...
- Знаете, спектакль был
гениальный... И не после чтения
книг по школьной программе,
а после этого спектакля я
стал любить русскую классику..