Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:53, курсовая работа
Цель моей работы выяснить, какие функции эпатаж выполняет в современной журналистике на примере журнала «Esquire»
Задачи:
1. Выявить приёмы эпатажа в журнале « Esquire»
а) Нарочитая деэстетизация;
б) Нарушение табу;
в) Едкая сатира;
г) Герои «нонконформисты»;
д) Игра на понижение;
е) Необычная рубрика.
Введение_____________________________________________стр. 3
1.Функция эпатажа в СМИ______________________________стр. 6
1.1. Эпатаж как явление в современном обществе_______стр. 6
1.2. Функция эпатажа_______________________________стр. 11
1.3. Эпатаж по Бахтину_____________________________стр. 16
2. Эпатаж в журнале Esquire_____________________________стр. 22
2.1 Эпатирующие приёмы в журнале Esquire___________стр. 22
2.1.1. Нарочитая деэстетизация___________________стр. 22
2.1.2. Нарушение табу___________________________стр. 23
2.1.3. Едкая сатира______________________________стр. 24
2.1.4. Герои «нонконформисты»___________________стр. 24
2.1.5.Игра на понижение_________________________стр. 25
2.1.6. Необычная рубрика ________________________стр. 26
2.2 Отношение аудитории к эпатажным приёмам в Esquire_стр. 28
Заключение __________________________________________стр. 30
Список литературы____________________________________стр. 31
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет журналистики
Кафедра теории и практики журналистики
Esquire как журнал для интеллигентных бунтарей. Эпатаж в журналистике
(курсовая работа)
Выполнила студентка
2 курса, группа 1591
А.И. Воробьёва
_________________
Научный руководитель
доцент, кандидат исторических наук
В.Т. Плахин
______________
Работа защищена
______________2011г.
Оценка____________
Барнаул 2011
Содержание
Введение______________________
1.Функция эпатажа в
СМИ___________________________
1.1. Эпатаж как явление
в современном обществе_______
1.2. Функция эпатажа_______________________
1.3. Эпатаж по Бахтину_______________________
2. Эпатаж в журнале Esquire_______________________
2.1 Эпатирующие приёмы в журнале Esquire___________стр. 22
2.1.1. Нарочитая деэстетизация_______
2.1.2. Нарушение табу________________
2.1.3. Едкая сатира________________________
2.1.4. Герои «нонконформисты»______________
2.1.5.Игра на понижение_____________________
2.1.6. Необычная рубрика ________________________стр. 26
2.2 Отношение аудитории к эпатажным приёмам в Esquire_стр. 28
Заключение ______________________________
Список литературы_____________
Приложение 1_____________________________
1.1 Список участников фокус-
1.2 Вопросы, заданные фокус-
1.3 Ответы фокус-группы___________
Таблица 1. Мнение девушек_______________________
Таблица 2. Мнение парней________________________
Приложение 2_____________________________
Таблица 3.Колличественный
анализ эпатажных приёмов в журнале
Esquire_______________________
Введение
Современного человека мало чем удивишь. Кругом столько всего необычного, креативного и эпатажного, что к этому привык уже почти каждый. Поэтому в СМИ стали использоваться приёмы, переворачивающие стереотипы с ног на голову. Эпатаж не только освещается в СМИ, но и является частью журналистской деятельности. С его помощью идёт привлечение внимания читателя, что способствует расширению покупателей или подписчиков СМИ.
Я считаю, что моя тема актуальна, так как:
1. На сегодняшний день средства массовой информации борются за читателя и поэтому, чтобы заполучить внимание потенциального потребителя информации, для издания необходима какая-то своя «фишка». Зачастую этой фишкой и является эпатаж.
2. Сегодняшняя общественная жизнь пропитана эпатажем, соответственно и в журналистику, как в явление общественное, проникает эпатаж, становясь для многих СМИ частью имиджа.
Вопрос об эпатаже в журналистике в научной литературе освещается не часто, однако эпатаж как инструмент PR рассматривается во многих учебных пособиях, научных материалах связей с общественностью[16]. Для написания данной курсовой работы я использовала различные словари, например «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и И.Ю. Шведовой, где узнала точное определение слова «эпатаж»: «Эпатаж - вызывающее поведение; скандальная выходка»[21. С. 911]. Об эпатаже как явлении в современном обществе писала Рогалева Е.А. в своей работе «Эпатаж в ХХ веке: теория игры в анализе эпатажа». Там она раскрывает об этапах закрепления эпатажа в культуре XX века, показывает принципы эпатажа, и выдвигает собственное мнение о его функциях и способах достижения, на основании философских учений. Поэтому я изучила несколько философских работ, где освещается эпатаж как явление. Изучив работу русского философа Бахтина М.М. «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса», я нашла определенную связь между философией карнавала и основными принципами эпатажа, которые используются в исследуемом мной журнале Esquire. Для того чтобы сформировать основные принципы редакционной политики журнала Esquire , я прочла несколько интервью с главным редактором этого издания [8, 10, 14, 18, 19], изучила историю русского журнала Esquire на его официальном сайте [11].
Объектом исследования является эпатаж как явление в журналистской деятельности, иными словами эпатажная журналистика. Эмпирический объект исследования результаты количественного и качественного анализа журнал Esquire № 36, 38, 39, 40, 42, 43, 47, 51, 53, 57, 58, 59, 60, 62, 63.
Предметом моего исследования были формы проявления эпатажа в журнале Esquire, а именно:
1) Нарочитая деэстетизация;
2) Нарушение табу;
3) Едкая сатира;
4) Герои «нонконформисты»;
5) Игра на понижение;
6) Необычная рубрика.
Цель моей работы выяснить, какие функции эпатаж выполняет в современной журналистике на примере журнала «Esquire»
Задачи:
1. Выявить приёмы эпатажа в журнале « Esquire»
а) Нарочитая деэстетизация;
б) Нарушение табу;
в) Едкая сатира;
г) Герои «нонконформисты»;
д) Игра на понижение;
е) Необычная рубрика.
2. Выявить отношение аудитории
к использованию приёмов
а) Собрать фокус-группу;
б) Провести количественный и качественный анализ материалов с эпатажными приёмами.
Новизна моей работы заключается в том, что я открыла для себя то, что аудитория активно «ловится» на удочку эпатажа, даже ярко выраженного и направленного на увеличение покупателей эпатирующего издания. Также я узнала то, что эпатаж, позиционируемый как неосознанный, эпатаж «для себя, какой есть», эпатирует еще больше, и привлекает большую аудиторию.
Методы исследования: элементы контент-анализа, создание фокус-группы, количественный и качественный анализ текста.
Гипотезы:
1. Наиболее часто для проявления эпатажа в «Esquire» используется подбор героев «нонконформистов»
2. Аудитория воспринимает журнал «Esquire» как эпатажный благодаря вышеназванным приёмам.
1. Функция эпатажа в СМИ
1.1 Эпатаж как явление в современном обществе
ХХ век – эпоха становления новой системы парадигм в культуре, эпоха колосальных перемен во всех областях жизни. В культуре ХХ века человек вступает во взаимодействие с различными культурами прошлого и настоящего. В этом «диалоге культур» происходит постоянное столкновение культурных норм [1. С.289]. Сегодня не существует и не может существовать единой “культурной матрицы” для принятия решений. Кризисные явления в культуре, о которых не раз писали философы ХХ века – М.Хайдеггер [2. С.104], Э.Гуссерль [3. С.64], А.Камю [4], проявляют не только гибель старого опыта мировосприятия, но и рождение нового. Уходит эпоха модернизма, на смену ей приходит постмодернизм. В этих условиях мятеж против нормы, кризис идентификации выступают как поиск путей обновления ценностного фонда эпохи, менталитета и образа жизни социума. Одной из форм этого поиска является эпатаж, превратившийся в культуре ХХ века из индивидуального способа поведения в широко распространенное явление.
Эпатаж – скандальное поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила, обретает в этих условиях особую роль. В отличие от асоциального, деструктивного девиантного поведения, направленного на разрушение жизни социума, эпатаж становится средством выхода из неопределенного и неустойчивого положения, обретения нового опыта идентификации (усвоения поведенческого кода и символики одежды, выработки лингвистической компетенции, освоения пространств, в которых происходит презентация избранной культурной формы) [5. С.216-217].
Эпатаж возникает в
европейской культуре еще в античную
эпоху, но первоначально появляется
как сугубо индивидуальный акт поведения.
Традиционно эпатаж рассматривался
гуманитариями в контексте
Своеобразие современного этапа
существования эпатажа
Изучать такое сложное и многогранное явление, как эпатаж, можно на основании принципа взаимодополнения (Н.Бор). Такими взаимодополнительными подходами являются теория девиантного поведения, концепция кризиса идентификации и теория игры. Шокирование публики, намеренная скандализация, отклонение от нормы позволяют рассматривать эпатаж как проявление девиантного поведения. Со структурной точки зрения, эпатаж является следствием утраты идентификаций и проявляется как несоответствие поведения нормативным требованиям социальной среды, эпатаж – это поиск идентификации.
Однако такой подход не
может выделить столь важную характеристику
эпатажа, как его игровой характер.
Теория игры заняла сегодня прочное
место среди множества
Эпатирующее поведение всегда включает момент игры, посредством которой осуществляется выход за пределы нормы. Следует подчеркнуть, что, в отличие от девиантного поведения, ломающего норму, игра позволяет эпатирующему субъекту не разрушать, а созидать, потомучто она творит порядок за пределами пространства обыденной жизни. Так, карнавал безумен с точки зрения законов официальной культуры, но сам карнавал как культурная форма имеет свой строгий порядок, творится по определенным законам и потому открывает новое ценностно-смысловое пространство (М. Бахтин) [17].
Эпатирующий субъект, играя, обнаруживает и обнажает «безумство» мира, в котором ему случилось жить. Открыть глаза своим современникам, полагающим эти безумства нормальными, ибо они закреплены традицией можно только скандальной выходкой, привлекающей внимание к устаревшей или несправедливо забытой норме. Когда-то в XVIII веке Вольтер, эпатируя и играя в либертинаж, освобождал себя от сковывающих разум феодальных догматов. В XIX веке Оскар Уайльд, помещая зеленую гвоздику на лацкан фрака или создавая из дорогих тканей усеянный заплатами костюм для нищего музыканта, сопоставлял несопоставимое и в игровой форме демонстрировал светской публике ее собственную ограниченность. Игровой компонент европейской культуры ХХ века проникает во все сферы общественной жизни.
Широкие возможности для
анализа эпатажа открывает
1. Игра – это всегда «понарошку». И в этом ее отличие от реальной, настоящей жизни. Игра – это отрешение от обыденной реальности, и эпатаж – это тоже не «обыденная», не реальная жизнь, эпатирующий всегда играет, а, играя, он выходит за рамки повседневной жизни в некую «временную сферу деятельности». Но это как будто «взаправду», абсолютно не исключает, что «...это “ради игры” может протекать с величайшей серьезностью, даже с самозабвением, переходящим в восторг…».
Не будучи «обыденной» жизнью, игра лежит за рамками процесса непосредственного удовлетворения нужд и страстей. Иными словами, нельзя использовать категорию «пользы» для характеристики игры. Она «становится сопровождением, приложением, частью жизни вообще. Она украшает жизнь, она дополняет ее и вследствие этого является необходимой». Это всё относится и к эпатажу. Эпатаж, как и игра, необходим обществу в силу заключенного в нем смысла, «в силу своего значения, своей выразительной ценности «как культурная функция».
2. Внутри игрового пространства
царит собственный,
3. Изолированность составляет третий отличительный признак игры и «разыгрывается» в определенных рамках пространства и времени. Ее течение и смысл заключены в ней самой. «Она может быть повторена. Эта повторяемость есть одно из существеннейших свойств игры». Все это относится и к эпатажу. Как и игра, каждый эпатирующий поступок может быть повторен.
4. Есть еще один, не менее важный признак игры, выделяемый И.Хейзингой, – это инобытие и тайна, наглядно выражающиеся в переодевании. Здесь достигает законченности «необычность» игры. Переодеваясь или надевая маску, человек «играет» другое существо. Он и есть это «другое существо». Эпатируя, человек играет, создавая новый образ, как бы надевает на себя маску другого и отличного от всех существа.
Суммируя эти наблюдения с точки зрения формы, теперь можно назвать игру, а значит и эпатаж как игру, свободной деятельностью, которая осознается как «невзаправду» и вне повседневной жизни выполняемое занятие, целиком овладевающее играющим и не преследующее при этом никакого прямого материального интереса. Иначе говоря, эпатаж – это свободная деятельность, протекающая упорядоченно, по определенным правилам, и имеющая своей целью выход за пределы нормы, создание нового (имидж, маска) [7].
Информация о работе Esquire как журнал для интеллигентных бунтарей. Эпатаж в журналистике