Esquire как журнал для интеллигентных бунтарей. Эпатаж в журналистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание

Цель моей работы выяснить, какие функции эпатаж выполняет в современной журналистике на примере журнала «Esquire»
Задачи:
1. Выявить приёмы эпатажа в журнале « Esquire»
а) Нарочитая деэстетизация;
б) Нарушение табу;
в) Едкая сатира;
г) Герои «нонконформисты»;
д) Игра на понижение;
е) Необычная рубрика.

Содержание

Введение_____________________________________________стр. 3
1.Функция эпатажа в СМИ______________________________стр. 6
1.1. Эпатаж как явление в современном обществе_______стр. 6
1.2. Функция эпатажа_______________________________стр. 11
1.3. Эпатаж по Бахтину_____________________________стр. 16
2. Эпатаж в журнале Esquire_____________________________стр. 22
2.1 Эпатирующие приёмы в журнале Esquire___________стр. 22
2.1.1. Нарочитая деэстетизация___________________стр. 22
2.1.2. Нарушение табу___________________________стр. 23
2.1.3. Едкая сатира______________________________стр. 24
2.1.4. Герои «нонконформисты»___________________стр. 24
2.1.5.Игра на понижение_________________________стр. 25
2.1.6. Необычная рубрика ________________________стр. 26
2.2 Отношение аудитории к эпатажным приёмам в Esquire_стр. 28
Заключение __________________________________________стр. 30
Список литературы____________________________________стр. 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Воробьёва (2).docx

— 74.96 Кб (Скачать документ)

В самом деле, карнавал не знает разделения на исполнителей и  зрителей. Он не знает рампы даже в зачаточной ее форме. Рампа разрушила  бы карнавал (как и обратно: уничтожение  рампы разрушило бы театральное  зрелище). Карнавал не созерцают, - в  нем живут, и живут все, потому что по идее своей он всенароден. Пока карнавал совершается, ни для кого нет другой жизни, кроме карнавальной. От него некуда уйти, ибо карнавал не знает пространственных границ. Во время карнавала можно жить только по его законам, то есть по законам карнавальной свободы. Карнавал носит вселенский характер, это особое состояние всего мира, его возрождение и обновление, которому все причастны. Таков карнавал по своей идее, по своей сущности, которая живо ощущалась всеми его участниками. Эта идея карнавала отчетливее всего проявлялась и осознавалась в римских сатурналиях, которые мыслились как реальный и полный (но временный) возврат на землю сатурнова золотого века. Традиции сатурналий не прерывались и были живы в средневековом карнавале, который полнее и чище других средневековых празднеств воплощал эту идею вселенского обновления. Другие средневековые празднества карнавального типа были в тех или иных отношениях ограниченными и воплощали в себе идею карнавала в менее полном и чистом виде; но и в них она присутствовала и живо ощущалась как временный выход за пределы обычного (официального) строя жизни.

Итак, в этом отношении  карнавал был не художественной театрально-зрелищной  формой, а как бы реальной (но временной) формой самой жизни, которую не просто разыгрывали, а которой жили почти  на самом деле (на срок карнавала). Это  можно выразить и так: в карнавале  сама жизнь играет, разыгрывая - без  сценической площадки, без рампы, без актеров, без зрителей, то есть без всякой художественно-театральной  специфики - другую свободную (вольную) форму своего осуществления, свое возрождение  и обновление на лучших началах. Реальная форма жизни является здесь одновременно и ее возрожденной идеальной формой.

Для смеховой культуры средневековья  характерны такие фигуры, как шуты и дураки. Они были как бы постоянными, закрепленными в обычной (т.е. некарнавальной) жизни, носителями карнавального начала. Такие шуты и дураки, как, например, Трибуле при Франциске I, вовсе не были актерами, разыгрывавшими на сценической площадке роли шута и дурака (как позже комические актеры, исполнявшие на сцене роли Арлекина, Гансвурста и др.). Они оставались шутами и дураками всегда и повсюду, где бы они ни появлялись в жизни. Как шуты и дураки, они являются носителями особой жизненной формы, реальной и идеальной одновременно. Они находятся на границах жизни и искусства (как бы в особой промежуточной сфере): это не просто чудаки или глупые люди (в бытовом смысле), но это и не комические актеры.

Итак, в карнавале сама жизнь играет, а игра на время  становится самой жизнью. В этом специфическая природа карнавала, особый род его бытия.

Карнавал - это вторая жизнь  народа, организованная на начале смеха. Это его праздничная жизнь. Праздничность - существенная особенность всех смеховых обрядово-зрелищных форм средневековья [18].

 

2. Эпатаж в журнале  Esquire

2.1 Эпатажные приёмы в журнале Esquire

На мой взгляд, журнал Esquire пронизан эпатажем. Что бы то ни было картинка или заголовок, креативная вёрстка – всё бросается в глаза, ведь всё перевёрнуто с ног на голову – вот она философия эпатажа. По идее журнал должен читать обеспеченный джентльмен (так позиционирует себя сам журнал [11]), но Esquire напичкан нецензурной бранью, чуждой воспитанному мужчине. Пишет журнал не о богатых, а, наоборот, о беднейших людях. Даже несоответствие самопозиционирования с реальным имиджем издания рождает эпатаж.

 

2.1.1. Нарочитая  деэстетизация

В Esquire довольно часто используется нарочитая деэстетизация, в основном этот приём использован в иллюстративном материале. Стиль фотографии с крупными порами, шрамами, жирной кожей и мутными оттенками даже приобрёл название в честь этого журнала. Яркий пример таких фото можно наблюдать в 63-ем номере в материале «Зажиточные кулаки», там крупно показаны швы на рассечённой брови Джереми Уильямса, его щетина, крупные поры и заплывший глаз. В 59-ом номере нарочитую деэстетизацию демонстрируют иллюстрации к материалу «От противного». В нём автор обобщает современные научные труды, в которых доказывается, что «человек стал человеком благодаря способности испытывать отвращение». Так вот, всё это обобщение происходит на фоне бутылочек с мочой на обочинах дорог. Безусловно, материал об отвращении должен сопровождаться тем, что вызывает это ощущение, но интересно то, что в каждой из фотографий, количество которых равно шести, имеется композиция: бутылочка в снегу, бутылочка на фоне рассвета, заката, бутылочка отбрасывающая тень. Ещё один яркий пример деэстетизации это фоторепортаж из «самого консервативного штата Америки» Кентукки. Люди на фото больше похожи на неопрятных монстров, захвативших заброшенную деревню, а самым человечным выглядит маленький щенок.

Приём нарочитой деэстетизации очень необычен для глянца, т.к. в обществе существует стереотип, тесно связывающий этот тип журнала с гламуром. Показывая оборотню сторону светской жизни, Esquire эпатирует читателя.

 

2.1.2 . Нарушение  табу

Нарушение запретов, принятых в обществе, несомненно, является одним  из проявлений эпатажа. Нередко Esquire нарушает табу используя ненормативную лексику в материалах, иногда авторы повествуют о людях, игнорирующих нормы морали и приличия, и чаще сами идут на нарушение запретов. В 40-м номере за январь 2009 года русский Esquire на последней странице опубликовал материал «Выбранные слова из выборных мест». Он рассказывает о выражениях, которые являются непарламентскими в Английском королевстве. Материал имеет несколько нарушений правил приличия: во-первых, опубликован список запрещённых выражений при королеве, во-вторых, в выражениях встречается нецензурная лексика, в-третьих, в качестве иллюстрации к материалу поставлена фотография королевы Елизаветы II с заклеенным скотчем ртом. Ещё один пример нарушения табу в журнале Esquire: «Пятиминутный путеводитель по административным правонарушениям Владимира Путина», опубликованный в 62-ом номере на стр. 58. Не каждое издание позволит себе писать о правонарушениях самого Владимира Владимировича, что уже эпатирует читателя. В материале представлены 7 правонарушений премьер-министра, вспоминая даже молодость господина Путина.

Нарушение табу – это  треш, который привлекает внимание читателей.

 

 

2.1.3. Едкая сатира

Чаще всего едкая сатира в Esquire встречается в письмах главного редактора Филиппа Бахтина. Одно из самых интересных на мой взгляд – это «У праха глаза велики», рассуждения на тему, когда же уберут Ленина из мавзолея. Приведу несколько цитат: «Если называть вещи своими именами, то на главной площади нашего города лежит труп», «родители приводят своих детей, чтобы показать им труп», «молодожёны едут к трупу за благословением», «для самых жизнерадостных граждан в нескольких метрах от  трупа работает каток», «они называют его Ленин. Но на самом деле это покойник. Мертвец. Жмурик. Труп». Тавтологию слова «труп» дополняет фото мавзолея, где в фотошопе умело замазана надпись «Ленин» и на её место поставлено слово «Труп» (этот пример я также отнесла к эпатажному приёму игра на понижение, так как Филипп Бахтин высмеивает идеал многих людей, превращая высокое - «великого вождя», в низменное – «Жмурик»). Ранее, ещё в 36-ом номере журнала, была публикации в рубрике АРМИЯ под названием «Специалисты по недвижимости», где бывшие рядовые роты кремлёвского полка рассказывают об особенностях несения караульной службы возле тела вождя мирового пролетариата Владимира Ульянова. Здесь едкая сатира проявлена в заголовке и вполне соотносима с мнением редакции, про мертвеца в центре столицы.

На мой взгляд, едкая  сатира в Esquire присутствует не только ради эпатажа, но и ради пафоса, не гламурного, а антиправительственного пафоса, показушной независимости.

 

2.1.4. Герои «нонконформисты»

Для того чтобы шокировать вдвойне, журналисты Esquire ищут интересных личностей, которые сами по себе эпатажны. Но, опять же, не тех, которые мелькают каждый день на многих обложках глянцевых журналов в телевизоре, а других, о которых немного подзабыли или вообще, незнакомого многим читателям. Например: в 39-ом на странице 204 свои правила жизни рассказывает актёр и музыкант Кэвин Бэйкон. Вот выдержки из его интервью: «Мне посрать, как я выгляжу. Живу, как живется, и придерживаюсь чего-то типа морали», «Когда я впервые встретил Кайру, свою жену, я подумал: «А на хрен она мне нужна». Прошло совсем немного времени, и я стал думать иначе: «Черт, да я же без нее жить не могу»». Бэйкон не чурается использованием ненормативной лексики и выказывает свой образ плохого парня. В 58-ом номере на 10-и страницах (с 60-ой по 70-ую) читаем беседу с активистами арт-группы «Война», яркие представители нонконформизма. Цитирую: «Когда мы что-то делаем, мы обращаемся к отдельным в хорошем смысле слова е#####ым. Это реально люди, у которых интересная жизнь. У остальных — скучная, и виноваты в этом только они сами со своим Путькой в ящике. Мы взрослые люди, давайте уже всерьез говорить», «Потолок для художников — это собраться на день ВДВ и навалять десантникам! Потому что десантники ведут себя не вполне художественно. Пристают к женщинам», «И супергерой Леня #бнутый — он однозначно хороший. Его все подставляют, его менты преследуют, но он все равно борется со злом».

 

2.1.5. Игра на  понижение

Редакция Esquire волшебным образом играют в эту игру – превращение высокого в низкое и наоборот. Они могут рекламировать модную одежду, помещая на страницы журнала бомжа в дорогущих брендах. Эпатаж такого рода присутствует и в журналистских материалах. Например, в 39-ом номере в рубрике ПИСЬМА  на письма читателей отвечает говорящая кукла-робот, что намекает о том, что «вы, ребята, пишете впустую», хотя, конечно, многие пишут в редакцию не для того, чтобы их услышали, а для того, чтобы получить долгожданную футболку с правилами жизни.

В предыдущем номере, 38-ом, в рубрике «компоненты» материал «Великий, слепой» журналисты сравнивают древнегреческого поэта Гомера и героя мультсериала Гомера Симпсона. Они (при помощи размера шрифта) наглядно показывают частоту употребления слов Гомеров. Два несравнимых персонажа предаются сравнению, тем самым уравнивается высокое искусство и пиво по вечерам, Илиаду и возгласы Гомера, высокое и низкое.

 

2.1.6. Необычная рубрика

В ранних номерах Esquire присутствует рубрика «Смерть: похороны..( и далее имя человека)». Всё бы ничего, название, казалось бы, анонсирует некролог, но о там не повествуется о смерти, здесь известная личность рассуждает о том, какими будут его похороны, отношение к своей смерти, готов ли человек к ней интервьюируемый. Материал представлен в виде интервью «вопрос-ответ». Эпатаж выражается в том, что обычно в интервью говориться о жизни человека, где он работает, что планирует в будущем, а в данной рубрике ведётся беседа о смерти. Также идёт ломка стереотипов о том, что люди боятся смерти. Герои тут не боятся смерти, они о ней говорят, они к ней готовы. Это и эпатирует читателя.

Из 15-и номеров, участвующих в моём исследовании, данная рубрика представлена лишь в двух, в 39-ом и 42-ом. В современном русском Esquire больше нет этой рубрики по неизвестным причинам.

 

Все вышеперечисленные эпатажные  приёмы я нашла в 15-и номерах Esquire и отметила каждый приём, использованный в номере, в таблице точкой [Приложение 2. Таблица 3.]. На основании количественного подсчёта я выяснила, что наиболее частым эпатажным приёмом, использующимся в журнале Esquire, является подбор героев «нонконформистов», что подтверждает выдвинутую мной первую гипотезу. На втором месте по употреблению эпатажных приёмов нарушение табу. Едкая сатира и деэстетизация употребляются также довольно часто для получения эпатажного эффекта. Ни один из номеров не остался без эпатажного приёма, из чего следует, что журнал Esquire пропитан эпатажем, что соответствует современному духу времени.

 

 

2.2 Отношение аудитории  к эпатажным приёмам

Для того, чтобы точнее понять функцию эпатажа в журнале Esquire, я обратилась к одному из методов социологического исследования - фокус-группе. В состав фокус-группы вошли молодые люди в возрасте от 17 до 22 лет, из разных городов, различных предпочтений, в разной степени знакомые с данным изданием [Приложение 1. (1.1)]. Фокус группа проводилась при помощи интернета. Я высылала электронные версии журналов Esquire № 51 и №63 участникам по электронной почте. После того, как они прочитывали представленные номера, я связывалась с респондентами по видеочату и предлагала ответить на 6 вопросов [Приложение 1 (1.2.)], которые раскрывают то, что больше всего привлекает внимание читателя в представленном номере. Исходя из ответов [Приложение 1. (1.3)], я составила таблицы [Приложение 1. (1.3) табл. 1 и 2] и сделала следующие выводы:

1) И девушек и парней  больше всего привлекают иллюстрации,  если говорить о фотографиях,  то в фотографиях респондентов  привлекает тот самый эпатажный  стиль, названный в честь Esquire (ярко выраженные поры на коже, синяки и т.п);

2) И парни и девушки отметили необычный подбор тем, которые также зачастую являются эпатажными. Например, один из респондентов больше всего запомнил тему «блоги бездомных», которая является шокирующей, а следовательно и эпатажной;

3) Интересен тот факт, что большинство участников фокус группы не покупает Esquire. Возможно, это обусловлено тем, что у журнала имеется свой сайт, на котором можно прочитать практически все материалы, опубликованные в печатной версии. Следовательно эпатаж не является побудителем к покупке или подписке данного издания.

4) Девушки считают, что  журнал предназначен для людей  с достатком выше среднего, деловых  и образованных, что соответствует  позиции журнала, однако парни  считают, что Esquire это журнал для деловых мужчин, что, опять же, подтверждает статус журнала как мужского.

5) Каждая из девушек  назвала свои отличии Esquire от других глянцевых журналов (дизайн, темы, отсутствие голых женщин, необычные фото), однако, большинство мужчин выделили темы, отличные от тем в других глянцевых журналах. Ещё раз сработал эпатажный приём.

6) Большинство респондентов выделили рубрику «Правила Жизни», ведь именно там работает самый распространённый эпатажный приём – герои «нонконформисты». Очередная наживка эпатажа подцепила потенциального читателя.

Благодаря фокус-группе я  выяснила, что в Esquire действительно имеется эпатаж и журнал использует эпатажные приёмы, что подтверждает вторую гипотезу о том, что аудитория воспринимает журнал, благодаря эпатажным приёмам. Но даже если эпатаж используется в корыстных целях – для заманивания покупающих читателей или подписчиков, - эта функция эпатажа не работает в данном издании. Скорее эпатаж в Esquire направлен на создание эпатажного образа, имиджа сорвиголовы, плохого парня, а не «сэра эсвкваера», каким он называется. Это всё равно, что человек был бы добрый, а его бы называли злой, чёрный, а его называли бы белым. Эпатаж - игра наоборот, выворот на изнанку.

 

Заключение

В результате исследования 15-и номеров русского Esquire я выявила эпатажные приёмы и их функции, применимые к вышеназванному журналу. Псевдоумие журнала, эпатаж, используется во многих современных СМИ, что соответствует нашему эпатажному веку – «не можешь придумать что-то новое – переворачивай старое!». В Esquire активно используется эпатажный приём деэстетизации, едкая сатира, выбираются герои «нонконформисты»,  нарушается табу и так далее. Эпатаж в данном СМИ создаёт имидж журнала для так называемого «интеллигентного бунтаря», «шутовского короля» или «гламурного нонконформиста». Эпатируя без цели коммерческой наживы, журнал привлекает к себе читателя, желающего отдохнуть, развлечься или даже отвлечься от умных и официальных речей.

Информация о работе Esquire как журнал для интеллигентных бунтарей. Эпатаж в журналистике