Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 21:38, курсовая работа
Журналисты активно используют в своей работе много разных жанров. Откройте любую газету: вы найдете и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее. При этом человек, не имеющий отношения к журналистике, любой материал может назвать статьей или заметкой – как уж он привык. Но профессионалы должны четко узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей.
ВВЕДЕНИЕ 2
ХРОНИКА 3
ЗАМЕТКА 3
ЗАРИСОВКА 6
ИНТЕРВЬЮ 7
ОТЧЕТ 16
ОБОЗРЕНИЕ 18
РЕПОРТАЖ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
ВВЕДЕНИЕ
Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если зоологи, например, классифицируют животных по классам, видам и подвидам, а языковеды раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты по теории журналистики занимаются разбором материалов, объединяя их в группы по жанрам.
Под жанрами в теории журналистики понимаются устойчивые типы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения. Знание жанровых признаков позволяет журналисту лучше представить цели своего творчества, целенаправленно подобрать материал и представить его в соответствии с требованиями жанра. Читателю и зрителю знание жанровых особенностей помогает сориентироваться в мире публицистических произведений, найти интересующие его материалы и более ясно представить себе информационные возможности публикаций различного типа.
Журналисты
активно используют в своей работе
много разных жанров. Откройте любую
газету: вы найдете и хронику, и
заметки, и репортажи, и интервью,
и статьи, и обзоры, и очерки, и
так далее. При этом человек, не имеющий
отношения к журналистике, любой
материал может назвать статьей
или заметкой – как уж он привык. Но
профессионалы должны четко узнавать
в публикациях признаки того или иного
жанра и ни в коем случае не именовать
зарисовку, к примеру, статьей.
ХРОНИКА
Хроника – информационный жанр, в котором содержится короткое сообщение. Обычно публикуются подборками и без заголовка.1
Хронику используют для фактологического изложения материала или как оригинальную форму какого-либо другого жанра (например, фельетона). Фактологическое изложение материала удобно, когда необходимо обойтись без субъективного мнения автора. Хроника подразумевает наличие времени (или дат) и описания событий, соответствующих этому времени.
Как пишется хроника?
Начинать хронику лучше со
вступления, в котором кратко
указывается, какие события
ЗАМЕТКА
Заметка – информационный жанр, наиболее широко распространенный в ежедневной печати. По сути, то же, что и информация, заметка носит обычно менее официозный, более персонифицированный характер, помимо изложения хода событий иногда включает в себя и элементы анализа.2
Заметка соответствует важнейшие требования, предъявляемым к оперативно-новостным текстам, таким как:
Ее жанровое своеобразие выражается в максимальной локализации пространственно временных координат. Заметка несет в себе классическое триединство: все факты в ней объединены одной темой, фиксируются одномоментное состояние процессов, происходящих в действительности, и точно обозначено место действия. Идеально, когда все три компонента заметки сконцентрированы в двух-трех фразах, открывающих текст. Такой зачин в заметке называется лидом.
Лид – фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта репортер затем расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями – цифрами, ссылками на источники полученной информации.3
Но как бы точен и правдив ни был материал, он в любом случае субъективен, ибо, во-первых, предлагает факт, извлеченный из реальности, а во-вторых, сохранит абсолютную объективность в изложении факта даже в жанре заметки практически не возможно.
Структура заметки
Заметка имеет следующую структуру: заголовок, подзаголовок (наличие подзаголовка зависит от манеры подачи информации в издании), лид (первый абзац журналистского текста, который несет в себе мощный информационный заряд) и основная часть (в которой сообщаются подробности и уточняются названные в лиде факты).
Для написания информационной заметки следует ответить на 4 основных вопроса: Кто? Что? Где? Когда? Ответ на эти вопросы дает сжатое представление о событии.
Примечания:
ЗАРИСОВКА
Зарисовка – обобщение фактов и описание обстановки. Короткий живой и образный рассказ журналиста о своих впечатлениях.4
Цель
зарисовки – объективно отражать
жизнь. Необходимо уметь не только схватывать
существо дела, но и видеть людей, вещи
в их настоящем свете. Такая драгоценная
для каждого газетчика
Требования к зарисовке:
ИНТЕРВЬЮ
Интервью – 1. Беседа журналиста с кем-либо, предназначенная для печати, радио или телевидения. 2. Газетный материал, излагающий содержание такой беседы. Основным признаком жанра является прямое выделение вопросов журналиста и ответов его собеседника. Интервью может быть информационным, когда речь идет лишь о фактической стороне темы разговора, т.е. интерес журналиста проявляется в вопросах Кто? Что? Где? Когда? В аналитическом интервью появляется вопрос - Почему? следовательно, в ответах оказываются уместными и необходимыми суждения, мнения, оценки, выводы расспрашиваемого. В практике существует также портретное интервью, задача которого представить собеседника в многообразии его персональных характеристик.5
Один из самых распространенных журналистских жанров, интервью кажется и наиболее простым, однако и здесь следует строго соблюдать жанровые рамки. Точный синоним английского слова interview - "беседа". Поэтому текст интервью должен быть именно беседой: из него должно быть предельно ясно, кто беседует (а в большинстве случаев - и с кем), а также какова цель этой беседы, о чем, собственно, идет речь. Конечно, в журнальной или другой узкоспециальной журналистике возможны экзотические виды интервью, однако в массовой журналистике четко выделяются следующие виды интервью:
Этапы написания интервью
Работа над интервью делится на три этапа: подготовка, беседа и написание.
Первый этап – подготовка к интервью:
Вопросы,
которые задает журналист своему
собеседнику условно можно
Практические рекомендации:
Второй этап – беседа:
Практические рекомендации: