Обозрение
публикуется во многих газетах и
журналах. Основные программы радио
и телевидения имеют соответствующие
рубрики. Определяющий признак жанра
обозрения – единство начального
освещения общественных событий
и глубоко проникающей в суть
процесса, ситуации мыслей обозревателя.
В чем отличие этого жанра
от других жанров журналистики, в чем
его своеобразие? Это становится
ясным в ходе определения функции
и предмета обозрения. Обозревать –
значит наблюдать и обдумывать замеченное.
В обозрении ярко проявляется
позиция журналиста.
Обозреватель
должен:
- Возбуждать
интерес аудитории, рассказывать ей о
событиях, процессах происходящих в общественной
жизни;
- Отстаивать
точки зрения и способствовать совершенствованию
«личной стратегии» граждан;
- Обнаруживать
в явлениях их сущность, показывать противоречия
действительности;
- Способствовать
практическому решению проблем общества.
Определение
этих функций жанра помогает обрисовать
в общих чертах предмет обозрения
– это общие вопросы политики,
экономики, характерные социальные
явления и тенденции их развития,
вопросы образа жизни и межчеловеческих
отношений и многое другое. Предметом
обозрения могут быть идеи, взятые
из истории, литературы, философии. Для
обозрения характерна пространственно-временная
или тематическая связь обозреваемых
явлений. Не случайно обозрения имеют
строгую периодичность выхода в
свет (ежедневные, еженедельные, ежемесячные),
они как бы подводят итог определенного
периода жизни, деятельности в той
или иной сфере общественного
бытия. Именно указанная особенность
связей предмета обозрения позволяет
главным образом отличить обозрение
от статьи (для предмета последней
характерной особенностью является
причинно-следственная связь отображаемых
феноменов). В отличие от комментария,
предметом которого выступают, прежде
всего, разнообразные новые события,
которые симптоматичны для современных
социальных отношений, взаимозависимостей,
независимо от того, насколько они
важны (события, процессы) сами по себе,
так как они служат примерами,
демонстрирующими определенные авторские
идеи, значимые для общества. Основной
метод обозрения заключается
в том, чтобы с помощью глубокого
рассмотрения определенной совокупности
фактов, объединенных временем, пространством,
познакомить аудиторию с происходящими
в обществе процессами, сложившимися
ситуациями, возникшими проблемами. Идя
от явления к сущности, автор приводит
аудиторию к определенной идее. Выразительные
детали служат опорными точками аргументации
или самими аргументами, предвосхищают
саму идею (тезис, умозаключение). В отличие
от статьи, где активно используются именно
логические выводы, в обозрении применяются,
прежде всего, выразительные примеры,
детали, которые придают тексту наглядно-конкретный
характер. Это происходит, прежде всего,
потому, что обозреватель хочет остановить
свое внимание на общезначимых проблемах.
Для привлечения внимания аудитории он
оперирует вполне конкретными фактами,
использует воздействие наглядности,
останавливается на подробностях, чтобы
затем быстро отойти от них, устремившись
к обобщению. Обозреватель должен обладать
как талантом детального сканирования
реалий жизни, так и талантом широкого
ее видения. Стремление объединить часто
разнородные предметы в качестве иллюстрации
общей мысли сказывается уже на заголовках
обозрений. Поскольку обозрения публикуются
с определенной периодичностью, то это
сказывается и на выборе тем, характере,
глубине анализа. Чем реже публикуются
обозрения, тем больше у автора возможностей
найти в потоке событий факторы, наиболее
интересные для аудитории, проанализировать
их, обобщить. Вместе с тем длительные
промежутки времени между выходами обозрений
приводят к тому, что аудитория уже много
знает о тех событиях, которые становятся
предметом обозрения, из оперативных публикаций
(репортажей, отчетов, корреспонденций
и пр.). Это предполагает, что обозреватель,
имеющий достаточно времени для размышления,
анализа, может обнаружить в этих событиях
взаимосвязи, еще неизвестные аудитории,
что привлечет ее внимание к опубликованному
обозрению.
Репортаж
– жанр журналистики,
оперативно сообщающий
для печати, радио, телевидения
о каком-либо событии,
очевидцем или участником
которого является корреспондент.11
Репортаж
– один из самых эффективных жанров
публицистики, поскольку соединяет
в себе преимущества оперативной
передачи информации с ее анализом.
Основной жанровый элемент здесь
– отражение событий в том
виде, в каком оно происходило
на самом деле. Как и любому публицистическому
жанру, репортажу свойственно специфическое
воспроизведение времени и пространства.
В репортаже время прерывисто,
условно, ибо не соответствует по
продолжительности реальному времени
описываемого события, но оно всегда
движется в одну сторону – от
начала описания событий к его
завершению. Это жанр, как отчет:
основу повествования составляет последовательное
описание события. В сочетании с
наглядностью, то есть воспроизведением
деталей и подробностей, последовательность
описания создает эффект присутствия
репортера на месте события. Эффект
присутствия – не имитационный прием,
а реальное доказательство того, что
публицист описывает событие, лично
им наблюдаемое.
Об
этом приходится напоминать, поскольку
и теоретики, и практики время
от времени спорят о природе наглядности
в репортаже. В середине 1970-х Геннадий
Бочаров, известный в те годы репортер
«Литературной газеты», утверждал,
что журналист может написать
хороший репортаж даже не побывав
на месте события, а реконструировав
его. М.И.Шостак, автор ряда обстоятельных
работ, посвященных труду репортеров,
пишет о том, что репортажу
«вовсе не всегда нужна последовательная
констатация хронологических моментов».
И далее: «Участие автора в событии очень
желательно». Однако репортаж не может
быть написан со слов очевидцев. Реконструкция
события – прерогатива очерка, зарисовки.
Журналист волен отбирать наиболее значимые,
с его точки зрения, эпизоды происходящего.
Но избирать для повествования композицию,
разрушающую реальный ход происходившего,
значит разрушить жанр: вместо репортажа
читатель увидит корреспонденцию с элементами
репортажа, статью, обозрение и т.д. Репортер
имеет право привести свидетельства других
участников или очевидцев событий, но
они будут лишь своеобразной цитатой в
тексте, в котором главенствует автор.
Автор репортажа – не обязательно
действующее лицо события, но он всегда
– активный наблюдатель и комментатор
действия. События в репортаже не инсценируются,
а воспроизводятся во всей их полноте.
Иными словами, репортаж – публицистический
жанр, дающий наглядное представление
о событии через непосредственное восприятие
автора – очевидца или участника события.
Образующие
элементы репортажа:
- последовательное
воспроизведение события – динамизм повествования,
связанный с протяженностью действия
во времени и пространстве;
- наглядность
– создание образной картины происходящего
путем использования предметного описания
деталей, приведения подробностей ситуации,
воспроизведения поступков и реплик действующих
лиц;
- предельная
документальность – репортаж не терпит
ни реконструкции, ни ретроспекции, ни
творческого вымысла (который возможен
в очерке и фельетоне);
- образная
аналитичность – отвечая на вопрос, каким
образом происходило событие, публицист
выступает как исследователь;
- эмоционально
окрашенный стиль повествования, придающий
рассказу дополнительную убедительность;
- активная
роль личности самого репортера, позволяющая
не только увидеть событие глазами рассказчика,
но и побуждающая аудиторию к самостоятельной
работе воображения.
При
написании репортажа публицист
должен помнить, что его задача –
дать аудитории почувствовать ту
атмосферу, в которой разворачивалось
событие, дать увидеть то, чему он, журналист,
какое-то время назад сам был
свидетелем. В репортаже ничего не
надо придумывать – надо только
уметь видеть, слушать и анализировать.
Виды
репортажей:
- Событийный
репортаж – Это могут быть репортажи о
какой-то торжественной церемонии или
военной операции, о катастрофе или забастовке,
о внезапном обвале курса доллара или
о массовых отставках в правительстве.
Главное - в таком репортаже определяющим
становится какое-то новое событие, последовательность
его развития. Событие всегда неприкосновенно.
Оно протекает в реальном времени и пространстве
независимо от репортера, подчиняясь только
своей логике. На него можно смотреть,
в него можно сколько угодно вглядываться,
обдумывать, но изменить его, адресуя зрителю,
нельзя. Поэтому слово репортера не организует,
не ведет событие, а следует за ним.
- Постановочный
(ситуационный) репортаж – когда репортаж
передается с незапланированного события.
В нем должны присутствовать живые детали,
эмоции участников и публициста, различные
мнения по теме – как простых людей, так
и официальных лиц, реплики «из толпы»,
краткие зарисовки с места события, данные
статистики.
- Путевой репортаж
– когда репортаж передается с места маршрута,
по которому двигается режиссер и снимает
«сходу» то, что может увидеть. Успешность
такой съемки зависит от оперативности
репортера, его умения быстро ориентироваться
и «схватывать» самое главное, самое выразительное
и характерное в природном ландшафте или
городском виде, акцентировать детали,
дающие в сочетании с общим видом яркие
представления об особенностях данного
места.
- Специальный
репортаж – готовится в тех случаях, когда
та или иная ситуация или проблема требует
от репортера тщательного и всестороннего
изучения. Как правило, специальные репортажи
пишутся на самые актуальные и общественно
значимые темы. При этом специальный репортаж
должен оправдывать свое название.
- Аналитический
(проблемный) репортаж – Он не ограничивается
воссозданием картины события, а стремится
подвергнуть его анализу, сопоставляет
факты, исследует их связи, изучает причины
и следствия. Динамика повествования может
быть достигнута за счет развертывания
авторских мыслей, суждений и версий, а
также показа внутренних движущих сил
проблемы. В отличие от других разновидностей,
в аналитическом репортаже факты даются
в обобщенном виде, как некий итог уже
осмысленных автором данных.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Группу
информационных жанров журналистики характеризует
оперативность в обработке информации,
а также точность, краткость, ясность
при ее подаче. Заметка, репортаж и
отчет призваны быстро сообщить о событии,
дать его в некоторых подробностях, назвать
детали и основных действующих лиц.
Информационные
ожидания аудитории, удовлетворяемые
журналистом, можно представить
набором из вопросов: кто, что, где, когда,
зачем произошло или осуществлялось
то или иное событие? Такой набор
вопросов помогает зондировать человеку
вечно меняющийся мир, журналистам
же – представлять широкую панораму
этих изменений.
Журналисты
освещают события, имеющие общественную
значимость. Степень его значимости
определяется тем, в какой мере затрагивает
оно интересы и потребности людей:
оно может затрагивать интересы
как всего общества в целом, так
отдельной социальной группы. Событие
является поводом для составления
всякого информационного текста,
его исходным моментом. Далее требуется
установление определяющих границ факта,
которое предполагает ответ на перечисленные
выше вопросы.
В
реальной практике редко встречаются
статьи, написанные в чистом жанре.
Как правило, жанр статьи является смешанным.
Сегодня в журналистике активен процесс
жанрообразования: одни жанры замещаются
другими, некоторые трансформируются,
третьи взаимодействуют и синтезируются. При
написании материала не обязательно следовать
жестко заданному жанру, но отказываться
от жанров тоже не следует, иначе может
сложиться ситуация, когда все статьи
газеты будут похожи по стилю друг на друга.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- Лозовский
Б. Н. Журналистика: краткий словарь.
- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004.
- Основы творческой
деятельности журналиста: Учебник для
студ. вузов по спец. «Журналистика»/ Ред-сост.
Корконосенко С.Г. - СПб.: Знание, 2000.
- Князев А.
А. Энциклопедический словарь СМИ. – Бишкек:
Изд-во КРСУ, 2002.
- Шевчук Д.А.
Экономическая журналистика. — М.: ГроссМедиа:
РОСБУХ, 2008.
- Олешко В.Ф.
Журналистика как творчество.: Уч. Пособ.
– М.:РИП-холдинг, 2003.
- Журналист
в поисках информации: Сборник материалов
для работником СМИ.; Под. ред. А.К. Симонова.
– 5-е изд., испр. и доп. – М.: Галерия, 2004.
- Лукин М.М.
Технология интервью: Уч. пособ. – 2-е изд.
– М.: Аспект Пресс, 2008.
- Лазутин Г.В.
Основы творческой деятельности журналиста:
Учеб. для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.
- Гаврилов
К.В. Как делать сюжет новостей и стать
медиатворцом. – СПб.: Амфора, 2007.
- Цвик В.Л.
Введение в журналистику.: Уч. пособ. –
2-е изд., испр. и доп. – М.: МНЭПУ, 2000.
- http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=360&c_id=3603
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Пресс-конференция
- http://lib.deport.ru/slovar/bes/b/brifing.html
- http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=360&c_id=3603
- http://www.slovarnik.ru/html-turist/r/reportaj.html
- http://www.netschools.ru/ostrov/learn/jur/index.htm
- http://pws-conf.ru/studentam/2010-03-03-23-07-16/413-vidi-reportazha.html
- http://media.utmn.ru/library_view_book.php?bid=1371&chapter_num=5
- http://www.rulit.org/read/629/
- http://arc-2002.narod.ru/pr/journal.html