Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 21:38, курсовая работа
Журналисты активно используют в своей работе много разных жанров. Откройте любую газету: вы найдете и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее. При этом человек, не имеющий отношения к журналистике, любой материал может назвать статьей или заметкой – как уж он привык. Но профессионалы должны четко узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей.
ВВЕДЕНИЕ 2
ХРОНИКА 3
ЗАМЕТКА 3
ЗАРИСОВКА 6
ИНТЕРВЬЮ 7
ОТЧЕТ 16
ОБОЗРЕНИЕ 18
РЕПОРТАЖ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Третий этап – написание материала:
Типичные примеры вступлений
Формы организации интервью
Пресс-конференция
Журналистам приходится задавать вопросы в разных ситуациях, которые зависят от самых разных, иногда и непредвиденных обстоятельств. Но чаще интервью проводятся в заранее определенных местах и в сложившихся уже традиционных форматах (пресс-конференции, выход к представителям прессы, брифинги). Это диктуется либо самим ньюсмейкером, либо информационной службой, которая является своего рода посредником в передаче информации потребителю.
Пресс-конференция – мероприятие для СМИ, проводимое в случаях, когда есть общественно значимая новость, и организация или отдельная известная личность, непосредственно связанные с этой новостью, желают дать свои комментарии по этой новости, которые были бы интересны и важны для общественности.6
Чаще всего местом встречи становятся информационная служба, агентство или специально оборудованное помещение в каком-либо общественном центре. Пресс-конференции обычно созываются по определенным информационным поводам с целью распространения, разъяснения или опровержения какой-либо информации.
Проводятся
подобные мероприятия по заранее
заведенному порядку: инициатор
делает подробное сообщение о
свершившемся или планируемом событии,
решении, предложении, после чего журналистам
предоставляется возможность
Практика проведения пресс-конференций в большинстве стран мира показывает, что процессом передачи информации, как правило, руководит модератор. Эта фигура на пресс-конференции ключевая: именно он сначала предлагает слово ньюсмейкеру или его представителю, а затем дает журналистам возможность задавать вопросы. Модератору приходится решать, кто из них это сделает. Правда, в некоторых странах, например в Швеции, существует традиция: журналист сам берет слово, не дожидаясь приглашения.
Журналисты,
часто посещающие пресс-конференции,
сталкиваются и с фактами ущемления
информационных свобод, например, когда
право задать вопрос получают представители
изданий, которые «выгодны»
В
связи с развитием PR-
Выход к прессе
Выход к прессе – фактически малая форма пресс-конференции для информирования журналистов об итогах прошедшего мероприятия (заседания, переговоров и т.п.), инициатором которого является ньюсмейкер. Это, как правило, заранее не планируется, что отличает данный формат интервью от предыдущего. Выход к прессе ньюсмейкер или его пресс-секретарь осуществляют сразу по окончании заседания, как и на пресс-конференции, делая заявление и отвечая на вопросы журналистов с предоставлением лишь необходимой дозы информации. У этого мероприятия, которое вполне можно отнести к формам информационной поддержки СМИ, есть уязвимое место: инициатива в нем принадлежит ньюсмейкеру, который и определяет дозу информации.
Ньюсмейкер – (англ. newsmaker) – личность, достойная упоминания в средствах массовой информации, представляющая интерес для широкой публики. Ньюсмейкерами всегда становятся люди, которые принимают решения, касающиеся многих других; персоны, привлекающие своей деятельностью, работой внимание, выступают авторитетом, предметом поклонения значительного количества людей.7
Но у выхода к прессе есть и преимущество: делается он «по горячим следам» события, когда эмоции после дискуссий еще не улеглись. Именно поэтому журналистам надо очень внимательно слушать ответы и следить за настроением «ответчика».
Брифинг
Брифинг - (англ. briefing - от brief - краткий), встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации, на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному вопросу или согласованная сторонами, участвующими в международных переговорах, заседаниях, конференциях, информация об их ходе, взглядах сторон и т. д.8
Это
плановое мероприятие проводится с
регулярной периодичностью и посвящается
распространению текущей
Круглый стол
Сложным форматом интервью является «круглый стол», на котором журналист ведет разговор не с одним, а с несколькими участниками. Здесь функции интервьюера шире – как у модератора: в его задачи помимо вопросно-ответного общения входит еще и управление беседой. В отличие от предыдущих форматов «круглый стол» и его разновидности – должны быть еще более тщательно проработаны. Особое внимание надо уделить подготовительной стадии, продумать стратегию встречи, четко прописать сценарий.
«Круглый
стол» подразумевает
Интервью по телефону
В состоянии временного прессинга работают журналисты почти всех СМИ, однако с особым рвением за каждую сэкономленную минуту борются в Интернет-изданиях. В них телефонные интервью являются самым популярным у журналистов инструментом добывания информации.
Конечно,
главным аргументом в пользу телефонного
интервью является фактор времени. Сегодня
по оперативности конкуренцию
Интервью по телефону – рабочая процедура для подготовки публикаций журналистами всех каналов массовой информации, но это и вполне самостоятельный формат.
Нередко телефонные интервью используются в теле и радиоэфире для актуальных включений, например в экстренных выпусках новостей, в «горячих» сюжетах, когда необходима информация с места событий. На телевидении при этом, конечно, теряется эффект «картинки», зато выигрывается время. Такое интервью обладает еще одним преимуществом – оно дешево, не требует сборов в дорогу, покупки билета на самолет, чтобы лететь на встречу с героем ради нескольких вопросов.
Во
время телефонного интервью журналист
не может полностью контролировать
ситуацию. Например, если вы звоните
в учреждение и секретарша отвечает,
что начальник в данный момент
отсутствует, проверить это нелегко.
Контакта с вами могут избегать,
но вы об этом не узнаете. А явившись
в присутственное место лично, вы
по отдельным признакам с
ОТЧЕТ
Отчет – последовательное изложение основных фактов либо в хронологическом порядке, либо освещение нескольких, наиболее важных. Допустимо высказывание своей точки зрения либо цитирование действующих лиц.9
Отчет
представляет собой развернутое
информационное сообщение о конференции,
заседания, симпозиумы, семинары, собрания
и пр., т.е. о том событии, на котором
совершается большой обмен
Некогда отчет относили к сугубо информационным жанрам. Сегодня некоторые специалисты включают его в число аналитических жанров. Раньше, предметную сторону отчета видели в действии, выраженном в слове: текст писал журналист, побывавший на собрании, на конференции. При этом допускалось, что описание событий во всей его полноте возможно не только в строго последовательной, хронологической форме, но и в форме «комплектации» отдельных смысловых узлов (тематический и аналитический отчет). Однако главной жанровосодержащей приметой отчета было строго документальное изложение происходящего.
Сегодня в отчете, широко используются элементы корреспонденции (картинки с натуры), репортажа (эффект присутствия), статьи (система рассуждений автора), комментария (описание факта с последующим его анализом). Расширилась и предметная основа отчета – «Спорт-экспресс» публикует отчеты о матчах, турнирах, соревнованиях; в «Известиях» нередки отчеты, связанные с проведением общественных акций (например, компания за возвращение дезертиров в свои части); «Комсомольская правда», «Московский комсомолец» публикуют отчеты, рассказывающие о разнообразных событиях политической, экономической, культурной жизни страны. Естественно, не исчез и традиционный прямой отчет, протокольно фиксирующий разного рода заседания (правительства, местных органов власти), собрания общественности и т. д.
Современный отчет видоизменился, но сохранил свои родовые жанровые признаки, такие как:
Разумеется,
отчет как жанр более строг
в сравнении с репортажем или
интервью. Его главная задача –
предельно объективно изложить происходящее.
Но не значит, что публицист должен
выступает бесстрастным информатором.
ОБОЗРЕНИЕ
Обозрение – публицистический жанр, представляющий собой основную, на разнообразных факторах, картину действительности в форме панорамы жизни общества.10