Информационные жанры журналистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 21:38, курсовая работа

Описание

Журналисты активно используют в своей работе много разных жанров. Откройте любую газету: вы найдете и хронику, и заметки, и репортажи, и интервью, и статьи, и обзоры, и очерки, и так далее. При этом человек, не имеющий отношения к журналистике, любой материал может назвать статьей или заметкой – как уж он привык. Но профессионалы должны четко узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ХРОНИКА 3
ЗАМЕТКА 3
ЗАРИСОВКА 6
ИНТЕРВЬЮ 7
ОТЧЕТ 16
ОБОЗРЕНИЕ 18
РЕПОРТАЖ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по СМИ.docx

— 53.86 Кб (Скачать документ)

Третий  этап – написание  материала:

  • Расшифровка интервью, запись всех вопросов и ответов;
  • Редактирование; необходимо решить, все ли вопросы и ответы интересны, актуальны, выстроить текст логически, исправить стилистические ошибки;
  • Написать вступление.

Типичные  примеры вступлений

  • Представление. Журналист только представляет собеседника.
  • Зарисовка. Описание собеседника, обстановки, в которой происходит беседа, если это является значимым и интересным.
  • Повод, послуживший причиной интервью. Почему именно эту тему и этого собеседника выбрал журналист.
  • Постановка проблемы. Журналист рассказывает о том, почему именно с этим собеседником он ведет разговор о данной проблеме.
  • Анонс. Журналист очень кратко излагает тему интервью, рассказывает о своем собеседнике, старается заинтересовать и заинтриговать читателя.

Формы организации интервью

Пресс-конференция

   Журналистам приходится задавать вопросы в разных ситуациях, которые зависят от самых  разных, иногда и непредвиденных обстоятельств. Но чаще интервью проводятся в заранее  определенных местах и в сложившихся  уже традиционных форматах (пресс-конференции, выход к представителям прессы, брифинги). Это диктуется либо самим ньюсмейкером, либо информационной службой, которая  является своего рода посредником в  передаче информации потребителю.

Пресс-конференция – мероприятие для СМИ, проводимое в случаях, когда есть общественно значимая новость, и организация или отдельная известная личность, непосредственно связанные с этой новостью, желают дать свои комментарии по этой новости, которые были бы интересны и важны для общественности.6

   Чаще  всего местом встречи становятся информационная служба, агентство или  специально оборудованное помещение  в каком-либо общественном центре. Пресс-конференции  обычно созываются по определенным информационным поводам с целью распространения, разъяснения или опровержения какой-либо информации.

   Проводятся  подобные мероприятия по заранее  заведенному порядку: инициатор  делает подробное сообщение о  свершившемся или планируемом событии, решении, предложении, после чего журналистам  предоставляется возможность задать вопросы. Часто информация заранее  готовится для распространения  письменно, в виде пресс-релизов, что, с одной стороны, облегчает журналистам  процесс подготовки материала (имена, факты, цитаты уже выверены), с другой – представляет собой способ контроля за его «выходом» (в пресс-релизе излагается та информация, которая  выгодна заинтересованным лицам).

   Практика  проведения пресс-конференций в  большинстве стран мира показывает, что процессом передачи информации, как правило, руководит модератор. Эта фигура на пресс-конференции  ключевая: именно он сначала предлагает слово ньюсмейкеру или его  представителю, а затем дает журналистам  возможность задавать вопросы. Модератору приходится решать, кто из них это  сделает. Правда, в некоторых странах, например в Швеции, существует традиция: журналист сам берет слово, не дожидаясь приглашения.

   Журналисты, часто посещающие пресс-конференции, сталкиваются и с фактами ущемления  информационных свобод, например, когда  право задать вопрос получают представители  изданий, которые «выгодны» организаторам  пресс-конференции по политическим или иным соображениям. Вообще надо иметь в виду, что многие пресс-конференции  являются частью спланированных PR-акций, цель которых – выставить в положительном свете определенного человека или событие.

   В связи с развитием PR-технологий и распространением их методов почти во всех сферах жизни пресс-конференции стали неотъемлемой частью информационного обмена, а участие в них журналистов стало обыденным и в чем-то даже рутинным делом. Обычно редакционное начальство старается посылать на такие мероприятия молодых журналистов, которым редко удается подготовить на основе полученного материала нечто сенсационное. Хотя известны редкие случаи, когда журналисты делали себе имя, задав на пресс-конференции один-единственный вопрос.

Выход к прессе

   Выход к прессе – фактически малая форма пресс-конференции для информирования журналистов об итогах прошедшего мероприятия (заседания, переговоров и т.п.), инициатором которого является ньюсмейкер. Это, как правило, заранее не планируется, что отличает данный формат интервью от предыдущего. Выход к прессе ньюсмейкер или его пресс-секретарь осуществляют сразу по окончании заседания, как и на пресс-конференции, делая заявление и отвечая на вопросы журналистов с предоставлением лишь необходимой дозы информации. У этого мероприятия, которое вполне можно отнести к формам информационной поддержки СМИ, есть уязвимое место: инициатива в нем принадлежит ньюсмейкеру, который и определяет дозу информации.

Ньюсмейкер – (англ. newsmaker) – личность, достойная упоминания в средствах массовой информации, представляющая интерес для широкой публики. Ньюсмейкерами всегда становятся люди, которые принимают решения, касающиеся многих других; персоны, привлекающие своей деятельностью, работой внимание, выступают авторитетом, предметом поклонения значительного количества людей.7

   Но  у выхода к прессе есть и преимущество: делается он «по горячим следам»  события, когда эмоции после дискуссий  еще не улеглись. Именно поэтому журналистам надо очень внимательно слушать ответы и следить за настроением «ответчика».

Брифинг

Брифинг - (англ. briefing - от brief - краткий), встреча официальных лиц с представителями средств массовой информации, на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному вопросу или согласованная сторонами, участвующими в международных переговорах, заседаниях, конференциях, информация об их ходе, взглядах сторон и т. д.8

   Это плановое мероприятие проводится с  регулярной периодичностью и посвящается  распространению текущей информации о деятельности организации или  компании. Например, регулярно проводит брифинги министерство иностранных  дел. На них журналисты оповещаются  о текущих вопросах внешней политики. Вниманию работников СМИ предлагается также официальная ведомственная  трактовка наиболее актуальных событий  мировой политики. На брифингах министерства внутренних дел, проходящих раз в  неделю, можно услышать официальную  статистику дорожно-транспортных происшествий, раскрытых преступлений, узнать о  планируемых профилактических мерах  по борьбе с организованной преступностью.

Круглый стол

   Сложным форматом интервью является «круглый стол», на котором журналист ведет  разговор не с одним, а с несколькими  участниками. Здесь функции интервьюера  шире – как у модератора: в его задачи помимо вопросно-ответного общения входит еще и управление беседой. В отличие от предыдущих форматов «круглый стол» и его разновидности – должны быть еще более тщательно проработаны. Особое внимание надо уделить подготовительной стадии, продумать стратегию встречи, четко прописать сценарий.

   «Круглый  стол» подразумевает серьезность  анализа затрагиваемых проблем, поэтому к участию в нем  приглашаются в основном эксперты. С помощью интерактивных форм возможно привлечение к дискуссии  и широкой аудитории, что делает роль журналиста-модератора полифункциональной.

Интервью  по телефону

   В состоянии временного прессинга  работают журналисты почти всех СМИ, однако с особым рвением за каждую сэкономленную минуту борются в  Интернет-изданиях. В них телефонные интервью являются самым популярным у журналистов инструментом добывания  информации.

   Конечно, главным аргументом в пользу телефонного  интервью является фактор времени. Сегодня  по оперативности конкуренцию телефонному  звонку может составить, пожалуй, только общение по электронной почте.

   Интервью  по телефону – рабочая процедура для подготовки публикаций журналистами всех каналов массовой информации, но это и вполне самостоятельный формат.

   Нередко телефонные интервью используются в теле и радиоэфире для актуальных включений, например в экстренных выпусках новостей, в «горячих» сюжетах, когда необходима информация с места событий. На телевидении при этом, конечно, теряется эффект «картинки», зато выигрывается время. Такое интервью обладает еще одним преимуществом – оно дешево, не требует сборов в дорогу, покупки билета на самолет, чтобы лететь на встречу с героем ради нескольких вопросов.

   Во  время телефонного интервью журналист  не может полностью контролировать ситуацию. Например, если вы звоните  в учреждение и секретарша отвечает, что начальник в данный момент отсутствует, проверить это нелегко. Контакта с вами могут избегать, но вы об этом не узнаете. А явившись в присутственное место лично, вы по отдельным признакам с легкостью  определите, на месте ли ваш «герой», даже если он не намерен с вами общаться. 

   ОТЧЕТ 

Отчетпоследовательное изложение основных фактов либо в хронологическом порядке, либо освещение нескольких, наиболее важных. Допустимо высказывание своей точки зрения либо цитирование действующих лиц.9

   Отчет представляет собой развернутое  информационное сообщение о конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр., т.е. о том событии, на котором  совершается большой обмен информацией.

   Некогда отчет относили к сугубо информационным жанрам. Сегодня некоторые специалисты включают его в число аналитических жанров. Раньше, предметную сторону отчета видели в действии, выраженном в слове: текст писал журналист, побывавший на собрании, на конференции. При этом допускалось, что описание событий во всей его полноте возможно не только в строго последовательной, хронологической форме, но и в форме «комплектации» отдельных смысловых узлов (тематический и аналитический отчет). Однако главной жанровосодержащей приметой отчета было строго документальное изложение происходящего.

   Сегодня в отчете, широко используются элементы корреспонденции (картинки с натуры), репортажа (эффект присутствия), статьи (система рассуждений автора),  комментария (описание факта с последующим  его анализом). Расширилась и предметная основа отчета – «Спорт-экспресс»  публикует отчеты о матчах, турнирах, соревнованиях; в «Известиях» нередки  отчеты, связанные с проведением  общественных акций (например, компания за возвращение дезертиров в свои части); «Комсомольская правда», «Московский  комсомолец» публикуют отчеты, рассказывающие о разнообразных событиях политической, экономической, культурной жизни страны. Естественно, не исчез и традиционный прямой отчет, протокольно фиксирующий  разного рода заседания (правительства, местных органов власти), собрания общественности и т. д.

   Современный отчет видоизменился, но сохранил свои родовые жанровые признаки, такие  как:

  • В основе лежит максимально полный рассказ о конкретном отдельном событии, лично наблюдаемом автором;
  • Повествование ограничено отдельными пространственно-временными рамками, охватывающими описываемое событие. Однако это не означает, что публицист не может раздвинуть границы своего рассказа, но такое расширение выглядит как намеренное вкрапливание дополнительных эпизодов в описание хода событий;
  • Существенным содержательным элементом отчета является детализация события, изложение подробностей. Причем в качестве детали и подробности выступают непредметные описания вещи или ситуации, а, как правило, реплики действующих лиц;
  • Стремясь эмоционально воздействовать на аудиторию, автор не обязан приглушать формальные приемы «самовыражения» (они, как известно, все равно очевидцы в структуре повествования, в отборе деталей, в индивидуальных особенностях письма). Побуждение аудитории к активному восприятию текста отчета связано с прямой демонстрацией  собственной позиции.

   Разумеется, отчет как жанр более строг  в сравнении с репортажем или  интервью. Его главная задача –  предельно объективно изложить происходящее.  Но не значит, что публицист должен выступает бесстрастным информатором.  

       ОБОЗРЕНИЕ 

Обозрение – публицистический жанр, представляющий собой основную, на разнообразных факторах, картину действительности в форме панорамы жизни общества.10

Информация о работе Информационные жанры журналистики