Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:42, курсовая работа
Основная цель исследования - изучить этические критерии создания радио- и телепрограмм
Объект исследования- радио- и телепрограммы России и Казахстана, этический кодекс Российской Федерации.
Предмет исследования- телевизионные программы, радиоинформация. Специфические и характерные черты подачи информации, в этических критериях. Отсюда вытекает научная новизна данного исследования. Хороший журналист должен перенимать опыт исследователей и конкурентов, в работе применять полученные знания и не повторять ошибки, сделанные предшественниками.
Введение……………………………………………………………………….….…..3
1. Этические критерии, как разносторонний фактор создания радио и телепрограмм
1.1 Требования и стандарты по созданию радио и телепрограмм…………...…….5
1.2.Нарушение прав человека как этический фактор……………………………….6
1.3 Этические конфликты на радио телевидении…………………………………...8
1.4 Журналистская этика, как основа морали……………………………………...10
2.Анализ этических норм и свободы слова на радио и телевидении
2.1 Нарушения этических норм на телевидении и радио……………………...….15
2.2 Свобода слова: мировые стандарты в зарубежных странах и в Республике Казахстан …………………………………………………………………………….18
2.3.Состояние этических норм на коммерческом вещании…………………….....22
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………...29
КУРСОВАЯ РАБОТА
Этические критерии создания радио и телепрограмм
050504 Журналистика
Группа Ж-09
АВТОР: _______________________
(подпись, дата)
РУКОВОДИТЕЛЬ: ______________________ Дарбаева Ж.К.
(подпись, дата)
Петропавловск, 2011
Cодержание
Введение…………………………………………………………
1. Этические критерии, как разносторонний фактор создания радио и телепрограмм
1.1 Требования и стандарты по созданию радио и телепрограмм…………...…….5
1.2.Нарушение прав человека как этический фактор……………………………….6
1.3Этические конфликты на радио телевидении…………………………………...8
1.4 Журналистская этика, как основа морали……………………………………...10
2.Анализ этических норм и свободы слова на радио и телевидении
2.1 Нарушения этических норм на телевидении и радио……………………...….15
2.2Свобода слова: мировые стандарты в зарубежных странах и в Республике Казахстан …………………………………………………………………………….
2.3.Состояние этических норм на коммерческом вещании…………………….....22
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В нашей стране вопросы профессиональной этики приобрели остроту и
актуальность, когда государство отказалось от необходимости всесторонне
контролировать жизнь общества. Средства массовой информации, перейдя
в собственность коммерческих структур, были не только избавлены от
цензуры со стороны государства, но и утратили четкую модель действий и
нравственные ориентиры. В результате чего несоблюдение журналистами
этических норм стало обычным явлением для журналистики.
Поскольку телевидение и радио является реальным социально-политическим фактором, активно влияющим на все сферы общества, определяющими формирующим взгляды, вкусы и приоритеты огромного количества зрителей, соблюдение профессиональной этики имеет большое значение для журналистов, работающих на телевидении и радио
Основная цель исследования - изучить этические критерии создания радио- и телепрограмм
Задачи исследования
-ознакомиться с основными требованиями создания радио и телепрограмм
-дать характеристику этическим конфликтам на телевидении
-проанализировать нарушения этических норм на радио и телевидении
-сравнить свободу слова зарубежных странах, наряду с Казахстаном
Решение этих задач позволит обобщить знания об этических критериях создания теле- и радиопрограмм.
Объект исследования- радио- и телепрограммы России и Казахстана, этический кодекс Российской Федерации.
Предмет исследования- телевизионные программы, радиоинформация. Специфические и характерные черты подачи информации, в этических критериях. Отсюда вытекает научная новизна данного исследования. Хороший журналист должен перенимать опыт исследователей и конкурентов, в работе применять полученные знания и не повторять ошибки, сделанные предшественниками.
Работа состоит: из двух глав, введения, заключения и списка литературы.
В первой главе мы подробно рассмотрим этические критерии в различных аспектах радио и телевидения, совмещая основные требования по созданию теле- и радиопрограмм наряду с нарушениями прав человека как этического фактора.
Во второй главе мы проанализируем этические нормы и свободу слова на радио и телевидении.
1. Этические критерии, как разносторонний фактор создания радио и телепрограмм
1.1 Требования и стандарты по созданию радио и телепрограмм
Тревожные факты нарушения журналистами своего профессионального долга на углубляют кризис доверия к средствам массовой информации. Профессиональный этический кодекс может если не создать достойный нравственно-этический климат, то уж точно стать сильным инструментом этического воздействия для совершенствования профессиональной среды. Но это может быть только в том случае, если нормы будут субъективированы деятелем и станут своеобразным допуском человека в профессиональную сферу.
Журналистская информация — это осведомление людей (массовой рассредоточенной аудитории) о событиях в регионе, стране, мире. Регулярное получение социально значимой информации стало необходимым условием полноценного участия человека в жизни демократического общества. Информационные выпуски, состоящие из устных сообщений и репортажей (на радио их называют "кадры", на ТВ — "сюжеты") о последних событиях, т. е. фактах текущей жизни, составляют опорные точки ежедневной сетки вещания. Все остальные передачи располагаются в интервалах между выпусками новостей. Собственные, "фирменные" новости считаются "лицом" телерадиокомпании, свидетельством ее уровня. Сравнительно небольшие компании (особенно специализирующиеся на музыкальных программах) не имеют собственной службы новостей и довольствуются информацией, получаемой от агентств.
Стандарты взаимодействия со слушателем и телезрителем. Важно установить правила работы канала с письмами, жалобами и претензиями аудитории. Стандарты предусматривают обязанность журналиста объяснить мотивы в том случае, если опубликованные материалы вызывают вопросы у реципиентов или если материал изложен однобоко и в отрыве от фактического контекста. Таким образом, мы вкратце ознакомились с некоторыми нарушениями и стандартами профессиональных правил деловой журналистики. Это может помогать журналисту при подготовке материалов[1.65].
Теле- и радиовещатели, должны понимать особую миссию телевидения и радио в обеспечении права каждого гражданина на свободу выражения мысли и права общества на полноту информации, осознавая свою ответственность за приоритетное распространение в эфире отечественной телерадиопродукции, за сохранение и развитие национальных культурных ценностей;
соглашаясь, что результат исполнения профессионального долга зависит не только от совершенства законодательной базы, регулирующей отношения телерадиовещателей, властных структур и общества, но и от норм журналистской этики, диктующих правила самоограничения и устанавливающих грань дозволенного в публичном распространении материалов, способных нанести вред нравственному, физическому и психическому здоровью людей. Проведение четких различий между сообщениями о фактах, комментариями и предложениями во избежание их отождествления.
Незамедлительное исправление допущенных в сообщениях ошибок и неточностей в такой форме, чтобы телезрители и радиослушатели имели полную возможность его заметить[2].
Во всех случаях критика и ответ на критику должны быть переданы во взаимосочетании и в одинаковой форме.
Публиковать информацию, полученную только из надежных источников. В случае возникновения сомнений в ее достоверности – делать необходимые оговорки.
1.2.Нарушение прав человека как этический фактор
Для журналиста главное- это встречаться с коллегами, погружаться в атмосферу зарождения новых проектов и новых программ. И радостно, когда мы наблюдаем, что самые смелые прогнозы, звучавшие, например, в интервью Дариги Назарбаевой и Владимира Рериха о становлении национального телевидения и радио, об интегрировании его в мировую телесеть сбылись. У республики уже есть свой спутник «Caspionet», передающий на весь мир казахстанские новости на казахском, английском и русском языках, а сама корпорация стала организатором международного медиафорума. Ведь у журналиста всегда остается зрительское право высказать людям «мастерящим свою у обочины дороги», массу советов и пожеланий[3.14].
Мы проанализировали деятельность журналистов при создании выпусков
передач каналах отечественного телевидения по основным критериям этики (таким как: объективность, гуманизм, добросовестность и др.) и выделили основные этические нормы, которые нарушаются работниками СМИ:
• право граждан видеть объективное отражение действительности
путем получения достоверной и точной информации;
• отказ от демонстрации либо описания в программах чрезмерной
жестокости и насилия;
• стремление к чистоте, правильности и образности языка в
эфире;
• объективное отражение плюрализма мнений;
• уважение и соблюдение неприкосновенности частной жизни и др.
Нарушение журналистами норм профессиональной этики проявляется в
разной степени: от скрытого, часто манипуляционного характера на «Первом
канале», до открытого, грубого нарушения основных критериев этики на
телеканале «НТВ». Это связано с деятельностью каждого конкретного
журналиста и с общей редакционной политикой канала. В разной степени
проявляется нарушение критериев профессиональной этики журналиста в
соответствии с жанровой спецификой программ. В связи с этим можно выделить следующие пути решения этических проблем на отечественном телевидении:
• повышение внимания к профессиональной этике журналиста в
образовательном процессе студентов факультетов журналистики;
• увеличение общего числа дипломированных журналистов в
профессии;
• повышение общего престижа профессии;
• проведение редакциями определённой этической политики;
• законодательное закрепление основных норм профессиональной
этики журналиста[4].
Таким образом, качественная журналистская работа невозможна
без соблюдения журналистом профессионального долга, осознания
профессиональной ответственности и саморегулирования своей работы.
1.3Этические конфликты на радио телевидении
Становление деловой журналистики как особой области профессиональной деятельности сопровождается острыми этическими конфликтами. В этих конфликтах обнаруживает себя глубокая озабоченность общества бесконтрольным информационным давлением на граждан со стороны СМИ. Она проявляется и в вопросах, вызываемых многими публикациями в аудитории: «Допустимы ли те или иные журналистские выступления?», «Выполняет ли журналист обязательства перед гражданским обществом?», «Не преследует ли он корыстные личные цели, используя свой общественный статус?».
Корни данной ситуации уходят в проблему морального выбора журналиста деловой прессы между принуждением, вытекающим из сложившихся естественным путем организационных норм профессиональной деятельности, и профессиональным долгом как системой традиционных морально-этических обязательств журналистской корпорации перед обществом. Нельзя не признать, что далеко не всегда этот выбор делается в пользу профессионального долга. Мы разделяем мнение сотрудник Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Аделин Юлан,которая разъясняет, что саморегуляция в СМИ –это с одной стороны , редакторские стандарты, которые должны соответствовать этическим стандартам гражданского общества, с другой стороны это механизм регуляции конфликтов , который должен быть независим от государственной власти[5.115].
СМИ не воспринимаются предпринимателями как род бизнеса, до сих пор своя газета, свое радио, своё телевидение- это не источник материального дохода, а средство достижения иных интересов – политических, экономических, амбициозных[6.89].
Слово «конфликт» происходит от латинского глагола conflictus – столкновение (в переводе на русский означает «противостоять», «противоборствовать»)[7.258].
Под конфликтом принято понимать активные взаимонаправленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей (достижение власти, приобретение материальных ресурсов и т.д.), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. В психологии под конфликтом понимают «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия».
Информация о работе Этические критерии создания радио и телепрограмм