Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 19:42, курсовая работа
Основная цель исследования - изучить этические критерии создания радио- и телепрограмм
Объект исследования- радио- и телепрограммы России и Казахстана, этический кодекс Российской Федерации.
Предмет исследования- телевизионные программы, радиоинформация. Специфические и характерные черты подачи информации, в этических критериях. Отсюда вытекает научная новизна данного исследования. Хороший журналист должен перенимать опыт исследователей и конкурентов, в работе применять полученные знания и не повторять ошибки, сделанные предшественниками.
Введение……………………………………………………………………….….…..3
1. Этические критерии, как разносторонний фактор создания радио и телепрограмм
1.1 Требования и стандарты по созданию радио и телепрограмм…………...…….5
1.2.Нарушение прав человека как этический фактор……………………………….6
1.3 Этические конфликты на радио телевидении…………………………………...8
1.4 Журналистская этика, как основа морали……………………………………...10
2.Анализ этических норм и свободы слова на радио и телевидении
2.1 Нарушения этических норм на телевидении и радио……………………...….15
2.2 Свобода слова: мировые стандарты в зарубежных странах и в Республике Казахстан …………………………………………………………………………….18
2.3.Состояние этических норм на коммерческом вещании…………………….....22
Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………...29
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, и
возникают в процессе общения. Но в последнее время конфликты зарождаются не только в обществе, но и на телеэкране. СМИ оказывают мощное воздействие на формирование у всех людей установок, влияющих на их поведение в конфликтных ситуациях.
B последние десятилетия возросла роль СМИ как фактора, определяющего
конфликтность людей. Нередко повышение конфликтности закладывается
в содержание информационного материала. Иногда агитация порождает
внутриличностные конфликты мотивов ее слушателей, зрителей, читателей.
Самые распространенные чувства, испытываемые зрителями при просмотре,
как кажется, безобидных информационных телевизионных программ –
чувства тревоги, страха, неуверенности[8]. Надо сказать, что воздействие СМИ на сознание человека и на повышение уровня конфликтности и тревожности общества было замечено давно. Но до сих пор программы, содержащие сцены насилия или описание трагических происшествий считаются более ценными с точки повышения рейтинга. Насилие превалирует в восьми из десяти передач. За один час на экране появляется 5-6 эпизодов насилия. Большое количество сцен насилия содержат мультфильмы: восемнадцать сцен насилия в час. К 12 годам среднестатистический подросток успевает увидеть 100 000 сцен насилия[9]. Поданный соответствующим образом материал может способствовать как последующему разрешению конфликта, так и еще большему его усугублению. Большинство журналистов имеют обыкновение забывать о том, что перед ними стоит задача беспристрастно освещать происходящее, проверять каждый обнародованный факт в независимых источниках. Помимо этого они часто используют в своих материалах запрещенные приемы, например, такие как формирование перед аудиторией более позитивного образа одной из сторон путем негативного освещения действий ее оппонента[1.77]. В связи с этим хотелось бы вспомнить о том, что одним из качеств профессионального журналиста является профилактика и предупреждение конфликтов, а никак не разжигание их.
1.4 Журналистская этика, как основа морали
Суть профессиональной этики – научное обеспечение морально безупречного выполнения профессионалами своей роли в соответствии с общепринятыми в обществе этическими принципами. Так наряду с «общей» этикой возникает врачебная, юридическая, журналистская и прочая этика.
Профессиональная этика журналиста – это юридически не фиксированные, но принятые в журналистской среде и поддерживаемые силой общественного мнения, профессионально-творческими моральные предписания – принципы, нормы и правила нравственного поведения журналиста. В их основе лежит представление о наилучшем с этической точки зрения выполнении профессионального долга в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле.
Мы согласны с Назаровой Я.В., что грубые и неоднократные, а главное сознательные нарушения норм журналистской этики ставят нарушителя вне рядов профессиональной журналистской деятельности[10.68].
Общепринятыми этическими нормами журналистики принято считать:
соблюдение точности фактов, при этом исправление ошибочных сообщений,
выступления против искажения и умалчивания фактов; отстаивание свободы точек зрения; получение информации только честным (законным) путём;
запрет вторгаться в частную жизнь; сохранение конфиденциальности источников информации; запрет брать или давать взятки; запрет на использование информации журналистом в личных (корыстных) целях;
выступления против дискриминации по национальным, религиозным, классовым и другим признакам.
Эти и другие этические принципы положены в основу «Международных принципов профессиональной журналистской этики», которую определили, в 1980-1983 годах представители международных журналистских организаций. С их учётом каждая журналистская организация, будь то национальная, либо региональная, разрабатывает свои этические «кодексы». В 1994 году разработан Кодекс профессиональной этики российского журналиста.
Общие этические принципы находят конкретное воплощение и становятся практическими правилами в тех ситуациях, которые обыденны для практической журналистской деятельности, в ряду следующих отношений:
1. «Журналист – аудитория», отчетливо проявляется морально-этический уровень сознания и поведения журналиста. Это нравственная обязанность, ясно представляя себе, свою аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному удовлетворению её интересов в сфере информации.
2. «Журналист – источник информации», контакты журналиста со своим источником информации могут носить открытый характер, обязывающий журналиста представится тем лицам, с которыми он вступает в деловой контакт, ознакомляя их с кругом интересующих его вопросов. Скрытый характер получения информации допустим, только при соблюдении прав и законных интересов тех, кто становится объектом наблюдения.
3. «Журналист – персонаж, его произведения», недопустимо в качестве персонажей выбирать родных и близких. Требуются веские причины, чтобы в качестве персонажа выбрать такого человека. При этом в публикации следует объяснить такое решение.
Приводя достоверные факты о реальном человеке, журналист (в отличие от писателя) обязан тщательно взвесить, что и как сообщить о герое, чтобы не нарушить известное правило «прежде всего, не навреди».
4. «Журналист – автор», за каждым письмом стоит человек, требующий к себе чуткого отношения. Не обидеть молчанием или отказом, вовремя тактично дать ответ, указывая на возможные шаги дальнейшего сотрудничества с редакцией.
При подготовке текста к публикации все, даже незначительные поправки следует согласовывать с авторами.
Грубым нарушением этических норм является «заавторство», когда журналист на основе сырых исходных данных предоставленных автором, практически пишет произведение за него.
5. «Журналист – редакционный коллектив», сохранение редакционных профессиональных тайн, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку, выполнение всего того, что необходимо редакции для её успешного функционирования. Разумеется, журналист не должен выступать без согласия с редакцией в других СМИ даже под псевдонимом.
6. «Журналист – коллеги». Строгое распределение обязанностей и соблюдение иерархических отношений между сотрудниками сочетается в журналистике с коллегиальностью и товарищеским взаимодействием. Этическими обязанностями является ощущение себя частью коллектива, ответственным перед ним во всех шагах своей деятельности. Чувство локтя, солидарность, взаимопомощь свойственны всему кругу коллег-журналистов, если речь идет о профессиональных проблемах[11].
При наличии жестких принципов этические нормы носят менее регламентируемый характер, а правила поведения журналиста определяется едва ли не для каждого конкретного случая. Это важно иметь ввиду, во-первых, чтобы журналисты могли отличать нормы этики от юридических норм и, во-вторых, чтобы они понимали, что этичность или неэтичность их поведения определяется на основе общих принципов в зависимости от той или иной ситуации, и в рамках достаточно широких. Это говорит о том, что журналист обязан обладать высокоразвитым моральным сознанием, знать и руководствоваться общепринятыми нормами этики. Этический анализ и самоанализ – обязательный, хотя и очень сложный, компонент журналистской практики.
Журналистская деятельность, в целом способна очень сильно влиять на общепринятые этические нормы, как положительно, так и отрицательно.
Журналистское сообщество в лице каждого своего представителя в силу естественных причин является носителем моральной установки на общественно полезное поведение; следовательно, оно непосредственно включено в моральные отношения общества в качестве их субъекта.
В своих материалах журналисты рассказывают о нравах общества, о моральных коллизиях и тенденциях, значит, мораль, и моральные отношения общества являются предметом отражения журналистики.
Таким образом, журналистика выступает в качестве инструмента морали.
По утвреждениям Федосовой Н.Е. При оценке явлений действительности журналисты исходят из нравственного опыта человечества, из тех критериев нравственности, которые выработало общество практически на протяжении всего своего существования; следовательно, в журналистике мораль рассматривается как профессиональный «измерительный» инструмент[12.45].
Многогранно связанная с общими этическими представлениями, журналистика оказывается задействованной в системе регулирования «общественного организма». Вместе с тем она включена в систему его управления.
Профессиональная журналистская этика не берется за разрешение социальных противоречий, но она способна находить компромиссы, согласовывать взаимные интересы журналиста и со своей аудиторией. Отсюда же вытекает такое понятие как долг. Чувство долга определяет ответственность журналиста перед обществом, а точнее - перед аудиторией, для удовлетворения потребностей которой и работает журналист.
В деятельности журналиста профессиональная этика отвечает не только за его поведение. Она помогает ему сориентироваться на такие ценности, как правда и справедливость, определяет «благонамеренные» мотивы служения обществу, дает «ключ» к пониманию другого человека.
Поскольку в журналистике общественные контакты включены в саму суть профессиональной деятельности, то профессиональная этика постоянно побуждает журналиста к самооценке и определяет ее критерии[13].
2.Анализ этических норм и свободы слова на радио и телевидении
2.1 нарушения этических норм на телевидении и радио
Сегодня, к сожалению, не соблюдение этических норм сопровождают нас все чаще.
В мировой практике выработана система критериев, по которым оцениваются подача информации.
Существует пять более серьезных критериев оценки, при наличии хотя бы одного из которых информация имеет право быть обнародованной:
1. Если информация имеет для зрителя (слушателя, читателя) прикладной утилитарный смысл и человек в зависимости от полученных сведений может корректировать свои дальнейшие действия. Сюда относятся новости "от моды до погоды", курсы валют и пр. На волнах специализированных радиостанций — сведения о дорожных "пробках" или о предстоящих концертах знаменитостей.
2. Если информация повышает престиж ее носителя ("о чем я мог бы рассказать знакомым") или если с ее помощью удовлетворяется любознательность людей.
3. Хороша информация, вызывающая сопереживание зрителя (на одном полюсе находятся благородные поступки, подвиги, на другом — катастрофы, криминал).
4. Если информация вызывает соучастие в ситуации "а как бы я ответил на этот вопрос"?
5. Если информация имеет эстетическую ценность[14].
Стандарты работы с информацией- должны регламентировать характер предъявления информации на конкретном теле-радиоканале. Деловую информацию в отличие от социально- политической или развлекательной можно жестко структурировать. Специализированная информация нужна для работы компаний и тех, кто так или иначе сталкивается со сферой бизнеса. А раз она нужна для работы, то необходимо делать канал таким, чтобы оно помогало ориентироваться в вопросах бизнеса. Помимо того, что четкую и прогнозируемую общую структуру программы целесообразно задавать каналу в целом, эти же свойства важны и для каждого сообщения.
Здесь мы можем указать, каким образом журналист должен работать с фактом. Например, «журналист не вмешивается в факты, передает их в том виде, в каком они были предоставлены. Он обязан сделать необходимые оговорки, если знает о том, что приводимые факты неполноценны по отношению к реальному событию». Тут же целесообразно указать, что значит «факт неполноценен по отношению к событию»: допустим, если в тексте «не указано всех позиций основных участников рынка», или «ведомство, принявшее решение, отказывается его комментировать и объяснять» или «участники сделки не предоставляют информации о сделке, информация получена от третьих лиц». Из нашего примера видно, что из стандартов могут исчезнуть некоторые детальные положения многих этических кодексов. Это связано с тем, что стандарты- не просто формулирование определенных правил поведения для ориентировки и контроля, но и проявление норм, из которых складывается нравственное поведение.
Взаимодействие работников СМИ с источниками информации , поведение на официальных встречах и пресс-конференциях тоже влияют на имидж канала. В связи с этим каждому сотруднику желательно выстраивать отношения с источником информации таким образом, чтобы последний и в дальнейшем контактировал с ними. Здесь целесообразно зафиксировать то, что журналисты не принимают подарков и приглашений, которые могут повлиять на непредвзятость, не выдают себя за лиц, не причастны к журналистике, не ведут скрытую диктофонную или видеозапись. (Это еще одно подтверждение того, что ставшие уже привычными положения этического кодекса могут перекочевать в стандарты.) Среднее количество просчетов в устной речи работников СМИ составляет две ошибки в минуту. Даже произнесение заранее подготовленных текстов (в том числе и в новостных программах) оказывается в рамках этой частотности. Больше всего ведущие путаются в ударениях. Анализ грамотности корреспондентов показал, что в прессе преобладают ошибки, которые сделаны при попытках обогатить речь образностью. Филологи обнаружили множество неоправданных повторов, эпитетов и сравнений, которые не украшали выражение, а скорее искажали его смысл. функциональными областями языка практически стерлись, - говорит Юрий Караулов, профессор, доктор филологических наук, член- корреспондент РАН: «Язык СМИ сегодня вобрал в себя все возможные источники - от обиходно-разговорной речи до научной. Поэтому так трудно услышать эталонную речь по радио»[15.100]. Существуют программы, которые учат слушателей грамотной речи, такие, как на «Эхо Москвы» и на «Радио России». уровень стилевого использования языка все равно понижается. Следует заметить, что разговорная тональность в информационно-аналитических программах нередко тяготеет к грубовато-просторечной, а то и вовсе подменяется ею. Свидетельство тому – откровенно грубая лексика: хавать, халява, лезть в штаны и др.
Информация о работе Этические критерии создания радио и телепрограмм