Невербальные средства как составляющая коммуникативного стиля ведущего утреннего эфира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявить невербальные приемы коммуникативного стиля ведущего и проанализировать практику их применения в утренних передачах.
Для достижения поставленной цели выработаны следующие задачи:
 рассмотреть особенности телекоммуникатора как субъекта общения в массмедийном взаимодействии;

Содержание

Введение
Глава 1. Психология телевизионного общения
1.1. Ведущий как главная составляющая телевизионной коммуникации -
1.2. Определение понятий «стиль взаимодействия» и «стиль общения» ведущего
1.3. Невербальные средства как одна из составляющих коммуникативного стиля ведущего
Глава 2. Невербальные приемы коммуникативного стиля ведущих утреннего эфира на примере программы «Доброе утро» 17
2.1. Особенности коммуникативного стиля ведущих утреннего эфира на примере программы «Доброе утро»
2.2. Анализ невербальных средств общения ведущих утренней программы «Доброе утро»
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

_курсовая_работа_4_курс печать.doc

— 162.00 Кб (Скачать документ)


Невербальные средства как составляющая коммуникативного стиля ведущего утреннего эфира

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

Глава 1. Психология телевизионного общения

1.1. Ведущий как главная составляющая телевизионной коммуникации              -

1.2. Определение понятий «стиль взаимодействия» и «стиль общения» ведущего

1.3. Невербальные средства как одна из составляющих коммуникативного стиля ведущего

Глава 2. Невербальные приемы коммуникативного стиля ведущих утреннего эфира на примере программы «Доброе утро»              17

2.1. Особенности коммуникативного стиля ведущих утреннего эфира на примере программы «Доброе утро»

2.2. Анализ невербальных средств общения ведущих утренней программы «Доброе утро»

Заключение

Литература


Введение

Актуальность темы. С появлением телевидения родился совершенно новый способ взаимодействия  между людьми – телевизионная коммуникация. Со временем телевидение визуализировало взаимодействие вещательной корпорации со зрительской аудитории таким образом, что оно превратилось в процесс общения, которое реализуется  на пространственно-временном расстоянии. При этом создание ситуации общения в телекоммуникации неизбежно поднимает вопрос о едином психологически комфортном  пространстве общения для зрителя и ведущего. Для организации подобного поля взаимодействия важна активная роль телекоммуникатора, который и определяет отношения в системе «ведущий-зритель». Взаимодействие этого сплоченного конгломерата становится возможным именно благодаря активным действиям со стороны ведущего, который, используя определенный коммуникативный стиль,  выстраивает ситуацию межличностного общения  с многомиллионной аудиторией. При этом разнообразный арсенал невербальных средств общения телеведущего (интонация и мелодика голоса, мимика и жесты, позы) позволяет ему установить прочный  межличностный контакт со зрителями и гостями в студии и поддерживать ситуацию общения на протяжении передачи.

Цель работы – выявить невербальные приемы коммуникативного стиля ведущего и проанализировать практику их применения в утренних передачах. 

Для достижения поставленной цели выработаны следующие задачи:

                  рассмотреть особенности телекоммуникатора как субъекта общения в массмедийном взаимодействии;

                  дать определение понятий «стиль взаимодействия» и «стиль общения» ведущего;

                  выделить невербальные компоненты коммуникативного стиля ведущего и определить эффективность их воздействия в процессе коммуникации;

                  выявить особенности коммуникативного стиля ведущих утреннего эфира;

                  проанализировать невербальные средства стиля общения ведущих утренней программы «Доброе утро» на Первом канале.

Объект исследования – телеведущие утренних программ.

Предмет исследования. Коммуникативный стиль ведущего как выстроенная система вербальных и невербальных компонентов, необходимая для реализации успешного взаимодействие ведущего с массовой аудиторией, и невербальные средства как важная часть коммуникативного стиля ведущего.

Теоретико-методологической основой  исследования послужили научные работы и книги таких авторов, как Матвеева Л.В.., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В., Шепель В.М., Мельник Г.С., Макеенко М.И. и др.

Применялись методы исследования: описательный, генетический, аналитический, сравнительный, обобщения;  контент-анализ.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психология телевизионного общения

1.1. Ведущий как главная составляющая телевизионной коммуникации

Самовыражение личности в телевизионной коммуникации учитывает рассмотрение ситуации общения в публичной коммуникации. В психологическом словаре говорится, что общение – «это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностями совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека»[1].

Термин «общение» связан с понятием  «коммуникация», под которым понимается «смысловой аспект социального взаимодействия, которое осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми. Действия сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями»[2].

С появлением телевидения возник новый способ взаимодействия людей – телевизионная коммуникация, которая предполагала общение, реализуемое на пространственно-временном расстоянии и выполняющем связующую функцию. При этом телевизионное общение – «это комплексное коммуникативное послание зрителю, которое передает не только смысл, заложенный в тексте, но и информацию о коммуникаторе, его эмоциональном состоянии и отношении к передаваемому сообщению»[3].

При опосредованном телевизионном общении важной смысловой единицей становится образ коммуникатора, то есть ведущего или диктора.  Телекоммуникатор – это феномен телевидения и опосредованной массовой телекоммуникации.  Человек, появляющийся на экране, смотрящий прямо на нас, говорящий лично мне и одновременно сразу всем – это принципиально новое явление в сфере коммуникации, которое принесло телевидение. 

Понятие «телекоммуникатор» в специальной литературе употребляется в узком и широком смыслах. В узком смысле под телекоммуникатором понимают человека, который систематически появляется на телеэкране в качестве ведущего программ. В широком смысле, телекоммуникаторы – «это лица ТВ, хорошо знакомые миллионам зрителей, также это все профессиональные работники различных редакций и других творческих подразделений телевидения»[4].   При этом ведущий на экране выступает как субъект общения, поэтому взаимодействие «человека в кадре» с огромной зрительской аудиторией подчиняется тем же законам, что и взаимодействие людей в межличностной коммуникации.

Если на заре отечественного телевидения ведущие обращались к телезрителям на дистанции доверительного общения, создавая так называемое «обаяние второго плана»[5], то сегодня необходимость активных, игровых действий на экране заставляет ведущего выходить на первый план, использовать активно выразительные действия, создавать уникальный коммуникативный стиль, отвечающий задачам телеобщения. В этом случае опосредованный характер взаимодействия тележурналиста с аудиторией преодолевается с помощью тактики интимного общения. Журналист использует вербальные и невербальные средства, с помощью которых имитирует неформальное общение, при котором разыгрываются отношения доверительности, взаимной симпатии.    

Таким образом, при создании телесообщения используются все возможные средства для приближения его по форме к непосредственному межличностному контакту. В массовой коммуникации, которая представляет собой опосредованное общение, применяются крупные планы, делается акцент на элементах движения, жестах, мимики, используются ракурсы камеры, подчеркивающие кинестетику. По этой причине в телевизионной коммуникации возникает визуально-психологический контакт, образуется взаимосвязь, которая влияет на отношение к ведущему как значимому другому и возрастает роль телекоммуникатора как организатора телеобщения.

1.2. Определение понятий «стиль взаимодействия»

и «стиль общения» ведущего

В процессе телевизионного общения коммуникатор должен взаимодействовать с массовой аудиторией, при чем успешность подобного взаимодействия будет зависеть от стиля общения или коммуникативного стиля ведущего.  Подробнее рассмотрим такие два понятия, как «стиль взаимодействия» и «стиль общения».

Под стилем общения понимается «индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия, в избираемых приемах психологического влияния на людей, а также в методах разрешения межличностных и деловых конфликтов»[6].

Кроме того, существуют определение коммуникативного стиля как «доминирующей манеры общения, проявляющейся в большинстве коммуникативных ситуаций»[7]. Другой исследователь В.В. Латынов отмечал, что коммуникативный стиль представляет собой систему ближайших коммуникативных целей и способов их достижения. Он выделил пять стилей коммуникативного поведения[8]:

1.            отчужденный (недружелюбный – уступающий): в ситуации речевого взаимодействия его носитель дистанцируется, отгораживается, ведет себя настороженно, несколько пассивно, уступая коммуникативному партнеру;

2.            послушный (уступающий - дружелюбный): говорящий скромен и предупредителен в общении, доброжелателен, он общается на равных, поддерживает и одобряет собеседника;

3.            сбалансированный (среднее значение по дружелюбности и доминированию): доминирование в разговоре, проявление своей личности, стремление общаться на равных, активная доброжелательность присутствуют, но выражены слабо;

4.            опекающий (доминирующий – дружелюбный): собеседник стремится к сотрудничеству, независим и самостоятелен в ситуации общения, ведет разговор на равных, проявляет активную доброжелательность;

5.            властный (доминирующий – недружелюбный): говорящий стремится к соперничеству, доминированию в общении, он общается не на равных, не поддерживает собеседника.

Американский психолог В. Сатир акцентировала внимание на описании так называемых паттеров коммуникации, т.е. «используемых вербальных и невербальных знаков и приемов для выделения различных коммуникативных стилей»[9]. Определенной модели поведения, с присущей ей интонацией, движением  позы тела, выражением лица соответствовал тот или иной стиль. Все было установлено четыре устойчивых паттера:

1.            Плакатор (или угодливый тип) – речь заискивающая, постоянные благодарности, нет выраженного несогласия. Внутренняя установка: я-ничтожество.

2.            Блеймер (или обвиняющий тип) – роль диктатора или хозяина. Голос грозен, напряжен, громок, человек превосходящий всех. Внутренняя установка: я одинок, я неудачник.

3.            Компьютер (или безэмоциональный тип) – корректность, разумность, спокойствие, хладнокровность и собранность. Голос глух, неэмоционален, монотонен. Внутренняя установка: я чувствую себя уязвимым.

4.            Дистрактор (или неуместный тип) - нет ответа по существу. Голос певучий, интонации повышаются и понижаются без причин. Внутренняя установка: никому до меня нет дела, нигде мне нет места.

Систему «зритель-ведущий» можно рассматривать как модель активного диалогического взаимодействия, в этом случае создание ведущим эффекта участия зрителя в диалоге – одна из важнейших коммуникативных целей, которая реализуется посредством определенных коммуникативных действий. Тогда можно выделить односторонняя направленность коммуникативного действия ведущего, которое будет представлять воздействие, или ориентированная на ответное действие зрителя в этом случае это будет вовлечение и совместную деятельность, взаимодействие. При этом важное значение приобретает стиль взаимодействия ведущего. С точки зрения деятельностного подхода (Леонтьев А.Н.) «стиль взаимодействия телеведущего представляет собой индивидуальный рисунок его коммуникативных действий по организации ситуации общения со зрителем»[10]. При этом классификация коммуникативных действий позволяет выделить и  описать конкретный стиль взаимодействия.

Можно выделить два вида взаимодействия ведущего со зрителем – деловое и межличностное. В деловом взаимодействии журналист выступает как представитель определенной социальной группы, а также как  профессионал, владеющий важной для зрителя информацией, из-за которой и ведется взаимодействие. При рассмотрении межличностного взаимодействия следует учитывать разнообразие психологических ролей ведущего и зрителя, а кроме того учитывать, что переход на личностный уровень взаимодействия поднимает проблемы самовыражения, приобщения аудитории к своим ценностям. 

При переходе к рассмотрению понятия «стиль общения ведущего» стоит отметить, что взаимодействие телевизионного журналиста с аудиторией можно рассматривать как «представительское общение»[11]. При психологическом подходе к проблеме взаимодействия в системе «ведущий-аудитория» необходимо делать акцент на проблеме самовыражения ведущего в коммуникации. При этом в отличие от ситуации непосредственного взаимодействия, при телекоммуникации ведущий должен сам представить себя зрителю в качестве партнера по общению. Кроме того, ведущий организует и поддерживает на протяжении коммуникации ситуацию общения со зрителем, используя специальные вербальные и невербальные средства. Таким образом, индивидуальный стиль общения или коммуникативный стиль телеведущего можно определить «как систему средств общения, включающую вербальную и невербальную составляющие»[12]. 

При этом для идентификации позиции межличностного общения ведущего и зрителя можно использовать концепции идентификации межличностной ориентации человека в общении, разработанной У. Шутцом. Ученый  выделяет три межличностные ориентации человека[13]:

1.            Ориентация своего по отношению к людям (предпочтение одиночества или общества других): на людей, от людей, против людей, под людьми, над людьми.

2.            Стремление влиять на людей или отказ от контроля отношений.

3.            Эмоциональная вовлеченность в общение ориентация на определенный вид и глубину переживаний.

Для каждого конкретного способа взаимодействия с людьми вводятся две позиции «Я по отношению к другим», которая определяет с  чем человек идет к другим людям и «Другие по отношению ко мне», описывающая каких чувств и отношений человек ожидает от других по отношению к себе.

Таким образом,  в отличие от ситуации непосредственного межличностного взаимодействия при телекоммуникации ведущий должен сам представить себя зрителю в качестве партнера по общению. Выстраивая взаимодействие с массовой аудитория, телекоммуникатор использует систему средств общения, включающую вербальную и невербальную составляющие, которая называется стилем общения или коммуникативным стилем телеведущего. Благодаря коммуникативному стилю ведущий организует ситуацию общения со зрителем, которую сам же создает и поддерживает на протяжении коммуникации.

Информация о работе Невербальные средства как составляющая коммуникативного стиля ведущего утреннего эфира