Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:01, курсовая работа
Цель работы – выявить невербальные приемы коммуникативного стиля ведущего и проанализировать практику их применения в утренних передачах.
Для достижения поставленной цели выработаны следующие задачи:
рассмотреть особенности телекоммуникатора как субъекта общения в массмедийном взаимодействии;
Введение
Глава 1. Психология телевизионного общения
1.1. Ведущий как главная составляющая телевизионной коммуникации -
1.2. Определение понятий «стиль взаимодействия» и «стиль общения» ведущего
1.3. Невербальные средства как одна из составляющих коммуникативного стиля ведущего
Глава 2. Невербальные приемы коммуникативного стиля ведущих утреннего эфира на примере программы «Доброе утро» 17
2.1. Особенности коммуникативного стиля ведущих утреннего эфира на примере программы «Доброе утро»
2.2. Анализ невербальных средств общения ведущих утренней программы «Доброе утро»
Заключение
Литература
Исследователи коммуникативного стиля телеведущих подчеркивают необходимость акцента на невербальном поведении в силу разорванности цикла общения, опосредованного телевидением. Можно выделить и отслеживать действия ведущего, которые используются для установления делового межличностного контакта со зрителями и гостями в студии. К этим действиям можно отнести приветствие, приглашение к обсуждению темы, прием гостей в студии, подачу информации и комментариев, а также прощание.
Как говорилось выше под коммуникативным стилем телеведущего можно понимать систему средств общения, включающую вербальную и невербальную составляющие. В этом случае к невербальному стилю общения Беляева. Т.Б. преложила применять такие качественные характеристики как коммуникабельность, динамичность и выразительность. Коммуникабельность при помощи таких средств, как визуальный контакт, экспрессия, позволяет ведущему установить контакт со зрителем. Динамичность позволяет удерживать внимания аудитории, а выразительность позволяет изложить тему, раскрыть содержание сообщения, а также выявить позицию ведущего во взаимодействии, представлении его в качестве партнера по общению.
Одной специфической чертой телевизионного общения является то, что в процессе взаимодействия телекоммуникатор подвергается оценке со стороны зрителя. Венгерский психиатр Б. Буда указывает, что восприятие человека на экране является сугубо индивидуальным, и что, например, женская часть аудитории при восприятии телеведущих-мужчин наиболее внимательна к формальным характеристикам: цвету волос, овалу лица, форме глаз и рук. Мужчины же при восприятии женщин-телеведущих внимательны к динамическим характеристикам, то есть жестам, мимике, пластике. При этом большинство зрителей реагирует не на само содержание речи, а на невербальные элементы (улыбу, мимику, жестикуляцию, общительность), позволяющие оценить отношение говорящего к содержанию информации.
Невербальная составляющая аудиовизуального образа ведущих включает мимику, жесты, движения во время съемки. Мимика и жесты играют немаловажную роль в восприятии человека. Кроме того, «невербальные возможности позволяют выявить темперамент человека, его эмоциональность, индивидуальность, а иногда непрофессионализм, неуверенность в себе»[14].
Анализ невербального самовыражения телекоммуникаторов был посвящен идентификации параметров стиля самовыражения личности ведущего, которые способствуют установлению контакта со зрителем и гостем в студии. Учет таких показателей невербального самовыражения ведущих как рисунок позы тела, особенности жестикуляции, направление взгляда и частота визуального контакта со зрителем и гостем студии позволили выделить два типа взаимодействия ведущего со зрителем и гостем в студии[15]:
1. Актуальное взаимодействие, при котором партнеры вступают в психологическое (личное) пространство друг друга
2. Сосредоточенность активности телеведущего в личном психологическом пространстве
Если говорить о значении невербальных средств в работе телеведущего, то следует обратить внимание на то, что в ситуации телевизионного взаимодействия невербальные средства общения могут нести большую смысловую нагрузку, чем при обычном межличностном общении, потому что контакт партнеров по общению опосредован телевидением. В этих условиях даже отдельный жест может представлять собой коммуникативное действие.
«Невербальная коммуникация объединяет мимику и выражение лица как основной источник передачи человеческих эмоций, кинесику (движения тела, жестикуляцию), проксемику (пространственную организацию общения). Внешние атрибуты ситуации (рост, одежду, прическу коммуникатора), а также зрительный контакт выполняющий функцию регулирования разговора и атмосферы интимности в межличностном общении»[16].
Жесты – это необходимый коммуникативный инструмент телеведущего. Под жестами понимают движения рук, используемые для передачи информации и выражения своего отношения к сказанному, «это своеобразная аранжировка манер поведения человека» [17]. Специфика телевидения требует особой технологичности использования жестов в работе телеведущих. Например, дистанция показа телеведущего обуславливает различную меру активности жестикуляции, выбор жестов, используемых в процессе съемки, ведь на различных расстояниях жесты воспринимаются с большим или меньшим интересом со стороны телезрителей.
По физической природе Шепель В.М. разделяет жесты на две группы: головные и мануальные (ручные). Мануальные жесты в свою очередь также делятся на подгруппы: пальцевые, кистевые, локтевые, плечевые и смешанные.
Жесты могут быть ритуальными и эмоциональными. Ритуальные жесты рождены нашей генетической памятью: это поцелуи, рукопожатии, вручение подарков. Эмоциональные же жесты (также называются экспрессивные или модальные) выражают чувства в общении, усиливают значение сказанного.
Жест – это некий энергетический посыл, направленный во внешний мир. По направленности энергии, который несет жест, можно выделить жесты позитивные, негативные и колебания. «Позитивные жесты выражают восторг, восхищение, радость, внимание, одобрение, согласие, благодарность. Негативные жесты выражают растерянность, смятение, досаду, недовольство, страх, испуг, а модальные жесты - неодобрение, несогласие, недоверие, негативную оценку, оскорбление»[18].
Е. Петрова предложила еще одну классификацию жестов[19]:
Главное в использовании жестов – это безгласное подчеркивание и образное подкрепление речи, поэтому надо остерегаться отвлекать внимание зрителей телесообщения чрезмерным жестикулированием.
Одежда играет значительную роль в социальной презентации человека. Она выступает, и средством общения, и инструмент воздействия на отношение к ее обладателю других людей. В широком смысле костюм – «это образно решенный ансамбль, в центре внимания которого - человек; ансамбль объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары и несет определенную утилитарно эстетическую функцию»[20].
Посредством акустического воздействия воспринимаются экстралингвистические (паузы, смех, плач, вздох) и паравербальные (скорость речи, ее темп, тембр голоса и его громкость) сигналы сообщения. Интонирование, ударение и паузы передают, какое значение в данной ситуации придается сказанным словам. Часто то, как произнесено высказывание важнее, чем само его содержание.
Таким образом, одной из важнейших составляющих коммуникативного стиля ведущего являются невербальные элементы. Причем невербальные компоненты, к которым относится внешность говорящего, степень его привлекательности, голосовая артикуляция, мимика, жестикуляция, определяют эффективность воздействия в процессе коммуникации. Для психологической же действенности эти невербальные элементы имеют центральное значение в акте коммуникации при установлении контакта с аудиторией.
Утренний эфир имеет свою специфику, которая обусловлена теми функциями, которые выполняет эта составляющая информационного и развлекательного вещания. Утреннее вещание – «это позитивно-ориентированные шоу или тележурнал, в основном 3-х часовые программы, в которых есть ведущий(ие), а также несколько постоянных рубрик, цель которых развлечение и информирование телезрителей»[21].
Развитие утреннего вещание началось в США и первоначально утренние программы в качестве эксперимента были запущены на региональном уровне. Так пионером в этом жанре стало полуторачасовое шоу «Three to Get Ready», которое выходило в эфир с 14 февраля 1950 г. по 1 ноября 1951 г. в Филадельфии. В содержание программы входили комические импровизации прогноз погоды и новостные выпуски. Через несколько лет формат утреннего шоу был воплощен на национальном уровне, так в 1954 году на NBC появилась программа «Today». Позднее на ABC стало выходить шоу «Good morning, America» (с 1975 г.) и на CBS «The Morning Show» (с 1987 г.). В России первые утренние программы появились на телевидении в годы перестройки и представляли собой кальку с зарубежных аналогов.
В цепочке новостных и информационных программ, выходящих на сетях в течение дня, утренние выпуски занимают анонсирующую позицию: «они выдают обзор основных событий, произошедших со времени выхода последних вечерних передач и претендующих на то, что бы занять топовые позиции в новостях наступающего дня»[22]. Основная часть информации может быть разного масштаба и формата и затрагивает события криминальной тематики и жизни знаменитостей.
Утренние шоу имеют общие черты, которые составляют основу содержательно-композиционной модели программы: 5-минутные информационно-развлекательные сюжеты, сводки «твердых» новостей, записанное интервью с гостями в студии (деятели культуры, актеры, артисты), реклама и анонсы вечерних передач. Кроме того, каждая утренняя передача на определенном канале обычно имеет особую рубрику, которая является ее «изюминкой» и выделяет программу из среды подобных. Стоит указать, что утренний эфир всегда имеет выстроенную структуру с определенной временной продолжительность каждого отдельного элемента передачи, который занимает конкретное, устоявшееся место в утреннем эфире.
«Доброе утро» - утренняя программа на Первом канале, которая включает развлекательные и познавательные небольшие сюжеты, затрагивающие темы здоровья, отдыха, стиля жизни, моды, еды и другие и располагающиеся в определенных рубриках. Кроме того в определенное время (каждые 30 минут) в эфир выходят выпуски новостей, также в рамках утренней программы телезрители могут узнать гороскоп на день, получить полезные советы и анонсы передач на канале.
Утренняя программа на Первом телеканале начала выходить в эфир с 1985 года и первоначально называлась «60 минут»[23]. Это был первый опыт подобного формата вещания, поэтому со временем название и продолжительность программы менялись. В настоящее время программа называется «Доброе утро» (с января 1997 года), имеет обширную аудиторию, а главная ее цель – это позитивный настрой, утреннее информирование и развлечение. «Доброе утро» — лидер утреннего вещания: доля программы по Москве достигает 40%, по России — 50%. С 14 августа 2006 года программа идет 4 часа (с 5 до 9 утра). Ведущие программы: Лариса Вербицкая, Юлия Зимина, Екатерина Стриженова, Арина Шарапова, Светлана Зейналова, Борис Щербаков и Тимур Соловьев.
Ведущие утренних эфиров пользуются наибольшей популярностью и доверием среди своих коллег. Так по опросу Gallup в 2006 г. представляющая Good Мorning America Дайан Сойер, которая вела программу до 11 декабря 2009 года, пока не перешла в вечерние новости, была признана самой популярной ведущей новостных и разговорных программ в стране[24].
Утренний эфир и формат шоу ставит определенные задачи перед ведущим при проведении успешной коммуникации с массовым зрителем. В своей монографии Мальковская И.А. отмечает, что основа шоу – «это интерактивная модель, построенная по правилам «ассиметричной коммуникации», или доминирования ведущего, заранее знающего результат коммуникации и ее жанр»[25]. Таким образом, ведущий ведет аудиторию к установкам и ценностям, создавая, якобы, свободное интерактивное взаимодействие в его заданном поле.
К элементам выразительности утреней передачи можно отнести гармоничность сочетания жанра программы, интерьера студии, музыки, видеоряда и, конечно, стиля общения ведущего. Ежеутреннее вещание в течение двух и более часов требует определенного стиля взаимодействия со зрителями и выстраивания ситуации общения на протяжении всего эфирного времени. Утреннее вещание предлагает легкую информацию на темы здоровья, моды, спорта, стиля жизни, «приправляя» ее развлечением. Подобный «завтрак» потребитель, проснувшись, может легко проглотить, получив определенный набор полезных данных.
С учетом вышеизложенных моментов, присущих утренним передачам, основными функциями ведущего при взаимодействии с аудиторией является непосредственное общение со зрителями в камеру – информация с различными сюжетами, предложение тем для обсуждения, комментирование сюжетов и работа с гостями студии – организация интервью. Набор этих функций отражается на коммуникативном стиле ведущего, который, прежде всего, должен порождать комфортное состояние у партнера по взаимодействию – зрителя, а также делать успешным общение с аудиторией и гостями в студии.
В данном разделе анализу подвергается работа ведущих (Борис Щербаков, Екатерина Стриженова, Лариса Вербицкая) в трех программах «Доброе утро» на Первом канале, которые вышли в эфир 22.11.12, 23.11.12 и 24.11.12 с 7 до 9 часов утра. За это время ведущие должны установить контакт с аудиторией, организовать и поддерживать ситуацию общения, с определенным настроением вести передачу в эфире и завершить работу. Объектом анализа выступало взаимодействие ведущего со зрителем, предметом – средства, которые использует ведущий для поддержания контакта со зрителями: поза, визуальный контакт, жестикуляция.
Стоит подчеркнуть, что в ситуации телевизионного взаимодействия невербальные средства общения могут нести большую смысловую нагрузку, чем при обычном межличностном общении, так как контакт партнеров по общению опосредован. Особенно важна роль коммуникативных жестов и визуального контакта при структурировании пространства взаимодействия на первом этапе создания ситуации общения, который приходится на начало утреннего эфира. Ведущему необходимо представить себе, на какую дистанцию общения он рассчитывает, которая регулируется контактом глаз с собеседником, наклоном головы, а также сменой операторских планов, позой ведущего, пространством студии.
Поза телеведущего и контакт глаз со зрителем организуют пространственное оформление ситуации общения. В телевизионном взаимодействии контакт глаз – важнейшее средство обращения к партнеру и удержания его внимания, тогда как в обычном общении пристальный взгляд не необходим, а иногда даже разрушает эмоциональную атмосферу между собеседниками. Вместе с тем «контакт глаз выражает симпатию к партнеру по взаимодействию, отражает статус партнера и выбранную дистанцию общения»[26]. Интенсивный контакт глаз может передавать как симпатию, так и враждебность, а низкая частота взгляда глаза в глаза может означать как уважение к партнеру, так и неприятие. Отношение к собеседнику также выражает и направление взгляда: повернутое к партнеру лицо и прямой взгляд говорит о вовлеченности, об интересе к партнеру и к теме, которая обсуждается, о внимании к собеседнику. Взгляд, направленный вдаль, фиксируется у собеседника, которому не интересна тема разговора и которым больше погружен в свои мысли и чувства. Игнорирование партнера выражает взгляд, устремленный как бы сквозь собеседника. Фиксация взгляда на какой-либо точке пространства обычно связана со сосредоточенностью человека на себе.