Объекты авторского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:12, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа действующего законодательства, а также теоретических достижений теории авторского права, исследовать правовые отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства, выработать предложения по совершенствованию законодательства в данной области.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА
АВТОРСКОГО ПРАВА……………………………………………………….…7
1.1 Общее определение……………………………………………………….7
1.2 Признаки объекта авторского права…………………………………...10
1.2.1 Творческий характер произведения…………………………..…..…..11
1.2.2 Объективная форма произведения…………………………….......…14
1.3 Выполнение формальностей…………………………………………....17
1.4 Правовое значение отдельных элементов произведения…………..…19
ГЛАВА 2 ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА………………….…22
2.1 Круг охраняемых произведений…………………………………….….23
2.2 Сборники и другие составные произведения……………………….…37
2.3 Служебные произведения……………………………………..………..37
2.4 Произведения, не охраняемые авторским правом………….…………38
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ………………....41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……………47

Работа состоит из  1 файл

мой диплом консалт.doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)

Пункт 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» говорит о том, что авторское право не распространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто на информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении. Такого рода исключение существует, поскольку доктрина авторского права предполагает охрану лишь формы выражения, а не его содержания, что неоднократно оговаривалось в литературе, а теперь, как видно, закреплено законодательно.

Наряду с подобными объектами существуют произведения, обладающие всеми необходимыми признаками, но не охраняемые авторским правом в силу предписаний закона. К их числу пункт 1 статьи 8 и статья 23 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» относят следующие группы произведений.

Во-первых, не пользуются правовой охраной официальные документы. К числу официальных документов относятся законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы. Многие авторы справедливо относят официальные документы к произведениям, а причиной исключения последних из сферы правовой охраны называют необходимость обеспечения широкого и беспрепятственного доступа к ним.

В научной литературе ведется дискуссия по поводу объема прав, которыми должны наделяться авторы такого рода произведений. Одни считают, что факт авторства на официальный документ должен означать, что у лица, его создавшего, существуют определенные авторские права, но комплекс их должен быть значительно меньше того, которым обладают субъекты авторского права в отношении охраноспособных произведений. Все же, видится возможным согласиться с другой точкой зрения, которую можно свести к следующему: создавая произведение, автор теряет исключительное право на него. У автора возникает лишь право на вознаграждение от государства, которое приобретает право на этот объект. Причем, если создание такого объекта входит в служебные обязанности автора, то вознаграждением признается заработная плата, предоставляемая государством [38; 37].

Во-вторых, из сферы правовой охраны исключены государственные символы и знаки, которыми считаются флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки. Их исключение, по нашему мнению, также связано с возможностью эффективно исполнять свою роль лишь в том случае, если они используются широко и без ограничений.

В-третьих, в силу прямого указания закона авторским правом не охраняются произведения народного творчества, авторы которых не известны. К ним относятся произведения фольклора – частушки, поговорки, анекдоты танцы, народные костюмы, традиционная архитектура и т.д. Такие объекты не охраняются в силу того, что их авторы, как правило, не известны, и в силу истечения срока правовой охраны. Иными словами, данные произведения могут считаться перешедшими в общественное достояние и могут быть свободно использованы любым лицом [23]. 

В-четвертых, существуют произведения, в отношении которых истек срок действия авторского права. Статья 23 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» говорит о том, что истечение срока действия имущественных прав на объекты авторского права означает переход объектов в общественное достояние. Такого рода произведения и произведения, которым на территории Республики Беларусь охрана не предоставлялась, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.

Основными характеристиками режима общественного достояния, согласно законодательству об авторском праве являются:

      свободное использование произведения любым лицом без выплаты авторского вознаграждения;

      требования соблюдения права авторства, права на имя и права не защиту репутации автора;

      возможность установления Советом Министров Республики Беларусь специальных выплат за использование произведений, перешедших в общественное достояние.

Положения статьи, устанавливающей правовой режим общественного достояния полностью согласуется с положениями Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года (Женева), которая вступила в силу для Республики Беларусь с 1973 года. В частности, в статье VII Конвенции говориться, что «настоящая Конвенция не распространяется на произведения или права на эти произведения, охрана которых к моменту вступления в силу настоящей Конвенции в Договаривающемся государстве, где предъявляется требование об охране, окончательно прекратилась или никогда не существовала».

 


ГЛАВА 3

ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 

 

Создание компьютеров и компьютерных сетей дало широкие возможности в области копирования (воспроизведения) объектов авторского права. А создание компьютерной сети Интернет и ее распространение по всему миру придали этим возможностям глобальный характер. Поэтому на сегодняшний день существенное значение приобретает разработка механизмов защиты исключительных прав владельцев товарных знаков в сети Интернет.

Согласно ст. 981 Гражданского кодекса Рес­публики Беларусь, авторы произведений науки, литературы и искусства наделены исключи­тельным правом правомерно использовать свои творения по своему усмотрению в любой форме и любым способом, либо санкционировать такое использование. Однако исторически сложилось, что авторское право развивалось по пути расши­рения и законодательного закрепления перечня охраняемых объектов и способов их использо­вания.

Сам процесс использования произведений науки, литературы, искусства в сети Интернет может быть представлен следующим образом:

Воспроизведениедоведение до всеобщего сведениявоспроизведение

В ст.4 Закона об авторском праве даются сле­дующие определения используемых нами поня­тий.

Под воспроизведением понимается изго­товление одного или более экземпляров про­изведения или объекта смежных прав в любой материальной форме, включая постоянное или временное хранение в цифровой форме в элект­ронном средстве.

Доведением произведения до всеобщего сведения является его сообщение для всеобще­го сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к произве­дению из любого места и в любое время по их собственному выбору.

Сообщение для всеобщего сведения — это передача по проводам пли средствами беспро­волочной связи изображений или звуков, либо изображений и звуков произведения таким об­разом, что изображения или звуки становятся доступными для восприятия лицами, не при­надлежащими к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи, в местах, настолько удаленных от места передачи, что без передачи такие изображения или звуки не были бы до­ступны для восприятия.

Итак, для обеспечения гарантий реализации авторского права в сети Ин­тернет Закон об авторском праве установил но­вое авторское правомочие — право па доведение до всеобщего сведения. Тем самым признано, что размещение произведений в Интернете яв­ляется самостоятельным способом их исполь­зования.

Необходимо отметить, что в юридической литературе, а также зарубежной судебной практике неоднократно предпринимались попытки рассмат­ривать действия по распространению объектов авторского права в сети Интернет через призму существующих авторских правомочий, таких как право на воспроизведение произведений и их распространение, публичный показ, публичное исполнение, сообщение произведения в эфир или по кабелю. Однако полная аналогия поч­ти во всех случаях невозможна. Право на до­ведение произведения до всеобщего сведения охватывает не только открытие доступа к про­изведению в сети Интернет, но и любые другие случаи использования произведений с приме­нением технологии удаленного доступа, то есть когда произведение доводится до всеобщего сведения путем применения интерактивных технологий [43].

Доведение произведений до всеобщего све­дения является частным случаем более широко­го способа их использования — сообщения про­изведений для всеобщего сведения. При этом в законе последнее правомочие сформулировано настолько широко, что в него вошли еще такие действия, связанные с использованием произве­дения, как его сообщение в эфир и (или) по ка­белю. Но закрепляя имущественные правомо­чия автора (Закон об авторском праве), законодатель говорит об исключительном праве автора или иного правообладателя осущест­влять или разрешать осуществлять следующие способы использования произведения:

      передачу произведения в эфир;

      иное сообщение произведения для всеоб­щего сведения.

Из норм Закона об авторском праве следует, что законодатель различает право на передачу произведения в эфир и право на иное сообще­ние произведения для всеобщего сведения.

Логично предположить, что под «иным сообще­нием произведения для всеобщего сведения» и следует понимать случаи, когда произведение становится доступным широкой публике путем сообщения его по кабелю (по радио или телеви­дению) или при помощи технологий удаленного доступа (сеть Интернет, интерактивное кабель­ное телевидение, получение мелодий на мо­бильный телефон и др.).

Возникает вопрос: включает ли в себя право на доведение до всеобщего сведения возмож­ность создавать копии авторских произведений при их распространении через сеть Интернет? Из сформулированных Законом об авторском праве определений можно прийти к выводу, что не включает. Право на воспроизведение являет­ся самостоятельным правомочием, на осущест­вление которого необходимо получать разреше­ние автора при использовании произведения в Интернете. Отметим, что право на воспроизве­дение — это одно из самых важных прав право­обладателя, без осуществления которого произ­ведения просто не могут быть использованы как в интерактивной среде Интернет, так и в других средах. Практически все авторские правомочия изначально существуют в рамках права на вос­произведение.

Анализируя право на воспроизведение в том виде, как оно сформулировано в Законе об авто­рском праве, можно заметить, что само по себе воспроизведение непосредственно не связано с доведением произведения до публики, хотя и является его непременным условием. Поэто­му рассматриваемое в отдельности воспроиз­ведение какого-либо авторского материала не наносит ущерба ни экономическим интересам автора, ни нормальной эксплуатации произве­дении, не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. Так, воспроизведе­ние для личного использования произведения безразлично для автора, иное же копирование экземпляра произведения не имеет смысла без реализации дополнительно иных авторских пра­вомочий. Однако закрепление права на воспро­изведение общепризнанно. Это делается в целях облегчения защиты интересов правообладателя, чтобы предоставить ему возможность пресекать потенциально опасные действия.

Таким образом, при заключении договоров с авторами (иными правообладателями) важно не забыть включить условие о передаче (уступ­ке) права на воспроизведение оригинала или эк­земпляра произведения [43].

Одно лишь закрепление за авторами про­изведений абсолютного правомочия доводить произведение до всеобщего сведения или разре­шать такое сообщение ввиду технических воз­можностей Сети не позволяет автору в пол­ной мере реализовать свое исключительное право в отношении произведения. Поэтому в Законе об авторском праве вслед за Догово­ром ВОИС были заложены правовые основы применения технологических мер зашиты про­изведений и использования информации об уп­равлении правами.

Наличие определенных программных и ап­паратных возможностей, позволяющих контроли­ровать вопрос получения произведения пользова­телем, обусловило введение в законодательство об авторском праве норм о праве автора исполь­зовать технические средства, предназначенные для защиты авторских прав, которые предо­твращают несанкционированное использование произведения, а также в установлении запрета на их обход.

Под техническим средством ст. 4 Закон об авторском праве понимает любое устройство, изделие или компонент, являющийся составной частью способа, устройства или изделия, пред­назначенные для предотвращения нарушения или препятствия нарушению любых авторских или любых смежных прав, предоставляемых за­коном.

В отношении технических средств защиты Закон об авторском праве запрещает любые действия, которые без разрешения позволяют обходить или способствуют обходу любых тех­нических средств, предназначенных для защи­ты авторских прав. Нарушение авторских прав согласно п. 5 ст. 39 Закона об авторском праве будет иметь место при наличии 2 условий:

      действия по обходу мер защиты осущест­вляются осознанно или при наличии достаточ­ных оснований это сознавать;

      основной коммерческой целью (коммер­ческим результатом) таких действий является обход защитных средств.

Информацией об управлении правами при­знаются сведения, которые идентифицируют автора произведения и само произведение, а так­же сведения об условиях использования произ­ведения. При этом информация об управлении правами согласно Закону об авторском пра­ве должна быть доступной одним из следующих способов:

быть приложенной к экземпляру произве­дения;

появляться в связи с доведением произве­дения до всеобщего сведения.

Указание в законе на то, что информация об управлении правами — это в том числе и инфор­мация об условиях использования произведения и приравнивание действий по ее изменению или устранению к нарушениям прав автора, факти­чески означает, что автор получил право опре­делять условия использования произведения в сети Интернет. Отсюда следует важный вывод о том, что право на доведение произведения до всеобщего сведения не только означает право автора размещать или разрешать размещать произведение в сети Интернет, но и включает в себя право определять режим и условия ис­пользования произведения в Сети.

В заключение еще раз подчеркнем, что право­мерное использование авторских произведений в сети Интернет подразумевает наличие разреше­ния автора (иного правообладателя) не только на доведение произведения до всеобщего сведе­ния, но и на его воспроизведение. Поэтому при заключении авторских и лицензионных догово­ров о передаче (уступке) прав использования того или иного объекта авторского права в сети Интернет необходимо обязательно предусмат­ривать передачу (уступку) права на воспроизве­дение и на иное сообщение для всеобщего све­дения.

Информация о работе Объекты авторского права