Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:12, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа действующего законодательства, а также теоретических достижений теории авторского права, исследовать правовые отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства, выработать предложения по совершенствованию законодательства в данной области.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА
АВТОРСКОГО ПРАВА……………………………………………………….…7
1.1 Общее определение……………………………………………………….7
1.2 Признаки объекта авторского права…………………………………...10
1.2.1 Творческий характер произведения…………………………..…..…..11
1.2.2 Объективная форма произведения…………………………….......…14
1.3 Выполнение формальностей…………………………………………....17
1.4 Правовое значение отдельных элементов произведения…………..…19
ГЛАВА 2 ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА………………….…22
2.1 Круг охраняемых произведений…………………………………….….23
2.2 Сборники и другие составные произведения……………………….…37
2.3 Служебные произведения……………………………………..………..37
2.4 Произведения, не охраняемые авторским правом………….…………38
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ………………....41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……………47
Пункт 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» говорит о том, что авторское право не распространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования, концепции, принципы, открытия или просто на информацию как таковые, даже если они выражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении. Такого рода исключение существует, поскольку доктрина авторского права предполагает охрану лишь формы выражения, а не его содержания, что неоднократно оговаривалось в литературе, а теперь, как видно, закреплено законодательно.
Наряду с подобными объектами существуют произведения, обладающие всеми необходимыми признаками, но не охраняемые авторским правом в силу предписаний закона. К их числу пункт 1 статьи 8 и статья 23 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» относят следующие группы произведений.
Во-первых, не пользуются правовой охраной официальные документы. К числу официальных документов относятся законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы. Многие авторы справедливо относят официальные документы к произведениям, а причиной исключения последних из сферы правовой охраны называют необходимость обеспечения широкого и беспрепятственного доступа к ним.
В научной литературе ведется дискуссия по поводу объема прав, которыми должны наделяться авторы такого рода произведений. Одни считают, что факт авторства на официальный документ должен означать, что у лица, его создавшего, существуют определенные авторские права, но комплекс их должен быть значительно меньше того, которым обладают субъекты авторского права в отношении охраноспособных произведений. Все же, видится возможным согласиться с другой точкой зрения, которую можно свести к следующему: создавая произведение, автор теряет исключительное право на него. У автора возникает лишь право на вознаграждение от государства, которое приобретает право на этот объект. Причем, если создание такого объекта входит в служебные обязанности автора, то вознаграждением признается заработная плата, предоставляемая государством [38; 37].
Во-вторых, из сферы правовой охраны исключены государственные символы и знаки, которыми считаются флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки. Их исключение, по нашему мнению, также связано с возможностью эффективно исполнять свою роль лишь в том случае, если они используются широко и без ограничений.
В-третьих, в силу прямого указания закона авторским правом не охраняются произведения народного творчества, авторы которых не известны. К ним относятся произведения фольклора – частушки, поговорки, анекдоты танцы, народные костюмы, традиционная архитектура и т.д. Такие объекты не охраняются в силу того, что их авторы, как правило, не известны, и в силу истечения срока правовой охраны. Иными словами, данные произведения могут считаться перешедшими в общественное достояние и могут быть свободно использованы любым лицом [23].
В-четвертых, существуют произведения, в отношении которых истек срок действия авторского права. Статья 23 Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» говорит о том, что истечение срока действия имущественных прав на объекты авторского права означает переход объектов в общественное достояние. Такого рода произведения и произведения, которым на территории Республики Беларусь охрана не предоставлялась, могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения.
Основными характеристиками режима общественного достояния, согласно законодательству об авторском праве являются:
свободное использование произведения любым лицом без выплаты авторского вознаграждения;
требования соблюдения права авторства, права на имя и права не защиту репутации автора;
возможность установления Советом Министров Республики Беларусь специальных выплат за использование произведений, перешедших в общественное достояние.
Положения статьи, устанавливающей правовой режим общественного достояния полностью согласуется с положениями Всемирной конвенции об авторском праве 1952 года (Женева), которая вступила в силу для Республики Беларусь с 1973 года. В частности, в статье VII Конвенции говориться, что «настоящая Конвенция не распространяется на произведения или права на эти произведения, охрана которых к моменту вступления в силу настоящей Конвенции в Договаривающемся государстве, где предъявляется требование об охране, окончательно прекратилась или никогда не существовала».
ГЛАВА 3
ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Создание компьютеров и компьютерных сетей дало широкие возможности в области копирования (воспроизведения) объектов авторского права. А создание компьютерной сети Интернет и ее распространение по всему миру придали этим возможностям глобальный характер. Поэтому на сегодняшний день существенное значение приобретает разработка механизмов защиты исключительных прав владельцев товарных знаков в сети Интернет.
Согласно ст. 981 Гражданского кодекса Республики Беларусь, авторы произведений науки, литературы и искусства наделены исключительным правом правомерно использовать свои творения по своему усмотрению в любой форме и любым способом, либо санкционировать такое использование. Однако исторически сложилось, что авторское право развивалось по пути расширения и законодательного закрепления перечня охраняемых объектов и способов их использования.
Сам процесс использования произведений науки, литературы, искусства в сети Интернет может быть представлен следующим образом:
Воспроизведениедоведение до всеобщего сведениявоспроизведение
В ст.4 Закона об авторском праве даются следующие определения используемых нами понятий.
Под воспроизведением понимается изготовление одного или более экземпляров произведения или объекта смежных прав в любой материальной форме, включая постоянное или временное хранение в цифровой форме в электронном средстве.
Доведением произведения до всеобщего сведения является его сообщение для всеобщего сведения таким образом, что представители публики могут осуществлять доступ к произведению из любого места и в любое время по их собственному выбору.
Сообщение для всеобщего сведения — это передача по проводам пли средствами беспроволочной связи изображений или звуков, либо изображений и звуков произведения таким образом, что изображения или звуки становятся доступными для восприятия лицами, не принадлежащими к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи, в местах, настолько удаленных от места передачи, что без передачи такие изображения или звуки не были бы доступны для восприятия.
Итак, для обеспечения гарантий реализации авторского права в сети Интернет Закон об авторском праве установил новое авторское правомочие — право па доведение до всеобщего сведения. Тем самым признано, что размещение произведений в Интернете является самостоятельным способом их использования.
Необходимо отметить, что в юридической литературе, а также зарубежной судебной практике неоднократно предпринимались попытки рассматривать действия по распространению объектов авторского права в сети Интернет через призму существующих авторских правомочий, таких как право на воспроизведение произведений и их распространение, публичный показ, публичное исполнение, сообщение произведения в эфир или по кабелю. Однако полная аналогия почти во всех случаях невозможна. Право на доведение произведения до всеобщего сведения охватывает не только открытие доступа к произведению в сети Интернет, но и любые другие случаи использования произведений с применением технологии удаленного доступа, то есть когда произведение доводится до всеобщего сведения путем применения интерактивных технологий [43].
Доведение произведений до всеобщего сведения является частным случаем более широкого способа их использования — сообщения произведений для всеобщего сведения. При этом в законе последнее правомочие сформулировано настолько широко, что в него вошли еще такие действия, связанные с использованием произведения, как его сообщение в эфир и (или) по кабелю. Но закрепляя имущественные правомочия автора (Закон об авторском праве), законодатель говорит об исключительном праве автора или иного правообладателя осуществлять или разрешать осуществлять следующие способы использования произведения:
передачу произведения в эфир;
иное сообщение произведения для всеобщего сведения.
Из норм Закона об авторском праве следует, что законодатель различает право на передачу произведения в эфир и право на иное сообщение произведения для всеобщего сведения.
Логично предположить, что под «иным сообщением произведения для всеобщего сведения» и следует понимать случаи, когда произведение становится доступным широкой публике путем сообщения его по кабелю (по радио или телевидению) или при помощи технологий удаленного доступа (сеть Интернет, интерактивное кабельное телевидение, получение мелодий на мобильный телефон и др.).
Возникает вопрос: включает ли в себя право на доведение до всеобщего сведения возможность создавать копии авторских произведений при их распространении через сеть Интернет? Из сформулированных Законом об авторском праве определений можно прийти к выводу, что не включает. Право на воспроизведение является самостоятельным правомочием, на осуществление которого необходимо получать разрешение автора при использовании произведения в Интернете. Отметим, что право на воспроизведение — это одно из самых важных прав правообладателя, без осуществления которого произведения просто не могут быть использованы как в интерактивной среде Интернет, так и в других средах. Практически все авторские правомочия изначально существуют в рамках права на воспроизведение.
Анализируя право на воспроизведение в том виде, как оно сформулировано в Законе об авторском праве, можно заметить, что само по себе воспроизведение непосредственно не связано с доведением произведения до публики, хотя и является его непременным условием. Поэтому рассматриваемое в отдельности воспроизведение какого-либо авторского материала не наносит ущерба ни экономическим интересам автора, ни нормальной эксплуатации произведении, не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. Так, воспроизведение для личного использования произведения безразлично для автора, иное же копирование экземпляра произведения не имеет смысла без реализации дополнительно иных авторских правомочий. Однако закрепление права на воспроизведение общепризнанно. Это делается в целях облегчения защиты интересов правообладателя, чтобы предоставить ему возможность пресекать потенциально опасные действия.
Таким образом, при заключении договоров с авторами (иными правообладателями) важно не забыть включить условие о передаче (уступке) права на воспроизведение оригинала или экземпляра произведения [43].
Одно лишь закрепление за авторами произведений абсолютного правомочия доводить произведение до всеобщего сведения или разрешать такое сообщение ввиду технических возможностей Сети не позволяет автору в полной мере реализовать свое исключительное право в отношении произведения. Поэтому в Законе об авторском праве вслед за Договором ВОИС были заложены правовые основы применения технологических мер зашиты произведений и использования информации об управлении правами.
Наличие определенных программных и аппаратных возможностей, позволяющих контролировать вопрос получения произведения пользователем, обусловило введение в законодательство об авторском праве норм о праве автора использовать технические средства, предназначенные для защиты авторских прав, которые предотвращают несанкционированное использование произведения, а также в установлении запрета на их обход.
Под техническим средством ст. 4 Закон об авторском праве понимает любое устройство, изделие или компонент, являющийся составной частью способа, устройства или изделия, предназначенные для предотвращения нарушения или препятствия нарушению любых авторских или любых смежных прав, предоставляемых законом.
В отношении технических средств защиты Закон об авторском праве запрещает любые действия, которые без разрешения позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторских прав. Нарушение авторских прав согласно п. 5 ст. 39 Закона об авторском праве будет иметь место при наличии 2 условий:
действия по обходу мер защиты осуществляются осознанно или при наличии достаточных оснований это сознавать;
основной коммерческой целью (коммерческим результатом) таких действий является обход защитных средств.
Информацией об управлении правами признаются сведения, которые идентифицируют автора произведения и само произведение, а также сведения об условиях использования произведения. При этом информация об управлении правами согласно Закону об авторском праве должна быть доступной одним из следующих способов:
быть приложенной к экземпляру произведения;
появляться в связи с доведением произведения до всеобщего сведения.
Указание в законе на то, что информация об управлении правами — это в том числе и информация об условиях использования произведения и приравнивание действий по ее изменению или устранению к нарушениям прав автора, фактически означает, что автор получил право определять условия использования произведения в сети Интернет. Отсюда следует важный вывод о том, что право на доведение произведения до всеобщего сведения не только означает право автора размещать или разрешать размещать произведение в сети Интернет, но и включает в себя право определять режим и условия использования произведения в Сети.
В заключение еще раз подчеркнем, что правомерное использование авторских произведений в сети Интернет подразумевает наличие разрешения автора (иного правообладателя) не только на доведение произведения до всеобщего сведения, но и на его воспроизведение. Поэтому при заключении авторских и лицензионных договоров о передаче (уступке) прав использования того или иного объекта авторского права в сети Интернет необходимо обязательно предусматривать передачу (уступку) права на воспроизведение и на иное сообщение для всеобщего сведения.