Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:12, дипломная работа
Цель дипломной работы состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа действующего законодательства, а также теоретических достижений теории авторского права, исследовать правовые отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства, выработать предложения по совершенствованию законодательства в данной области.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБЪЕКТА
АВТОРСКОГО ПРАВА……………………………………………………….…7
1.1 Общее определение……………………………………………………….7
1.2 Признаки объекта авторского права…………………………………...10
1.2.1 Творческий характер произведения…………………………..…..…..11
1.2.2 Объективная форма произведения…………………………….......…14
1.3 Выполнение формальностей…………………………………………....17
1.4 Правовое значение отдельных элементов произведения…………..…19
ГЛАВА 2 ВИДЫ ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА………………….…22
2.1 Круг охраняемых произведений…………………………………….….23
2.2 Сборники и другие составные произведения……………………….…37
2.3 Служебные произведения……………………………………..………..37
2.4 Произведения, не охраняемые авторским правом………….…………38
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМАТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОБЪЕКТОВ АВТОРСКОГО ПРАВА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ………………....41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….……………47
Таким образом, отнесение того или иного конкретного произведения к сфере конкретно науки, литературы или искусства несущественно для решения вопроса о предоставлении произведению самой охраны, тем более что данной классификации объектов авторского права Закон об авторском праве в дальнейшем нигде не придерживается, хотя, по нашему мнению, ее уместно было бы продолжить в статьях, перечисляющих объекты авторского права.
Тем не менее, такое отнесение произведения к одной из трех сфер в некоторых случаях имеет значение для определения объема предоставляемой охраны. Так, авторское право на литературное произведение обычно включает право на перевод, а авторское право на произведения науки и искусства такого права не знает [24].
1.2 Признаки объекта авторского права
Как было отмечено, не всякое произведение может стать объектом авторского права и тем самым получить правовую охрану. Объектом авторского права признается только то произведение, которое обладает определенными признаками.
Система принципов, критериев, признаков объекта авторского права формировалась на протяжении долгого времени, однако в формулировке некоторых из них нет единства, поэтому их толкование может оставаться дискуссионным.
Исходя из смысла пункта 1 ст. 5 Закона об авторском праве, существует один признак, наличие или отсутствие которого и решает вопрос об отнесении какого-либо конкретного произведения к объектам авторского права. Таковым признаком охраноспособности произведения является объективная форма выражения произведения.
Необходимо отметить, что Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» в редакции от 16 мая 1996 г. N 370-XIII помимо выражения произведения в объективной форме содержал еще и указание на творческий характер деятельности, в результате которой создается произведение науки, литературы или искусства. Иными словами, существовало два признака:
творческий характер;
объективная форма выражения.
Небезынтересным является тот факт, что признание творческого характера труда признаком произведения имеет место в научной литературе, как белорусской (даже с принятием новой редакции Закона об авторском праве), так и российской [44; 112]. Помимо этого законодательство большинства стран СНГ не отказалось от признака творчества.
Какие цели преследовал белорусский законодатель, исключив указание на необходимость творческого характера труда, которым создавалось произведение, сказать сложно, тем не менее, отметить, что сфера действия Закона об авторском праве расширилась, т.е. расширился и круг произведений, необходимо.
Без сомнения, с момента возникновения авторского права сфера его применения постоянно расширялась, что было связано, в том числе и с появлением новых объектов, требующих правовой охраны. Это выражалось не только в увеличении количества охраноспособных произведений, но и в увеличении срока действия авторского права. Однако, за всю историю существования авторского права, как средства правовой охраны невещественных объектов, предназначенных для удовлетворения духовных потребностей людей, не ставилась под сомнение необходимость в предоставлении правовой охраны не всем, выраженным в объективной форме произведениям, а «лишь тем из них, которые являлись результатом мыслительной деятельности их создателей, были от последних неотделимы и приобретали качества товара, способного приносить имущественную выгоду лицу, владеющему оригиналом или экземпляром произведения» [35].
Такой подход к определению объекта авторского права позволял исключить из сферы авторско-правовой охраны, созданные без участия психических сил результаты технической работы (различного рода справочники, инструкции и т.д.).
Для решения вопроса о необходимости (или ее отсутствии) признака творчества для придания произведению статуса объекта авторского права, необходимо, в первую очередь, понять, что данный признак представляет собой.
1.2.1 Творческий характер произведения
При определении творческой деятельности, в результате которой возникает произведение, мы будем иметь в виду лишь те ее виды, которые непосредственно относятся к области литературы, науки, искусства, либо тесно соприкасаются с этими сферами, так как авторское право регулирует правоотношения, складывающиеся в связи с созданием и использованием произведений литературы, науки, искусства. Однако, как отмечалось выше, те произведения, которые прямо не относятся к упомянутым сферам, но обладающие необходимыми признаками, также охраняются как объекты авторского права.
В ныне действующем Законе об авторском праве, как отмечалось выше, данный признак не называется, а в Законе Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» в редакции от 16 мая 1996 г. N 370-XIII признак творчества не раскрывался, в связи с чем, мы обратимся к научной литературе, в которой дается немало его определений.
Так, В.И. Серебровский пишет, что творчество – «это сознательный и в большинстве случаев весьма трудоемкий процесс, имеющий своей целью достижение определенного результата» [41; 73].
И.А. Грингольц определяет творчество как «интеллектуальную работу, направленную на создание нового» [16].
Свое оригинальное определение творчества дает О.С. Иоффе. Он рассматривает «творчество как интеллектуальную деятельность, завершающуюся производящим актом, в результате которого появляются новые понятия, образы и (или) формы их воплощения, представляющие собой идеальное отражение объективной действительности» [21].
Э.П. Гаврилов определяет творчество как деятельность человека, порождающую нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью [24; 83].
Проанализировав приведенные выше определения можно сделать вывод о том, что для творческой деятельности характерны две составляющие:
сознательный, интеллектуальный характер работы;
новизна созданного в результате творческой деятельности произведения.
Последняя, по мнению большинства ученых, является основным показателем творческого характера произведения.
По нашему мнению, новизна в творчестве проявляется не только тогда, когда создается принципиально новое произведение, но и в том случае, когда автор, используя уже существующее произведение, создает на его основе творчески самостоятельное произведение. «Новизна, – пишет В. И. Серебровский, – необходимый элемент всякой творческой деятельности; она может выразиться в новом содержании, новой форме произведения, в новой идее, новой научной концепции» [41; 80].
Тем не менее, нам представляется, что «новизна» творческой деятельности и «новизна» созданного произведения не одно и то же.
Наличие новизны предполагается в самом процессе творческой деятельности. В данном случае можно говорить о новизне в субъективном смысле, т. е. той стороне творческой деятельности, которая характеризуется процессом поиска [13; 74]. Поэтому, когда речь идет о новизне творческой деятельности, важно, чтобы создатель данного объекта не ограничился применением обычных технических приемов, а проявил в выполненной им работе что-то оригинальное, давшее возможность даже хорошо знакомые и известные предметы видеть в другом аспекте.
Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Необходимо отметить, в авторском праве термин «результат творчества» понимается не в смысле создания «на пустом месте» (ex nihilo) [28; 58], и оригинальность произведения не обязательно должна быть абсолютной. Использованные автором идеи могут быть стары, но это не мешает произведению быть оригинальным, поскольку, как уже было сказано, авторское право считает допустимым интеллектуальное творчество на основе уже существующих элементов, главное, чтобы произведение не было копией или подражанием какому-либо другому произведению.
От новизны в субъективном смысле следует отличать новизну объективную, которая имеет место в творческом произведении, нашедшем объективное выражение и является обязательным признаком, установленным законом. Признак объективной новизны присущ изобретениям, открытиям, промышленным образцам, то есть, что новизна как самостоятельный признак охраноспособности объекта необходима лишь в праве промышленной собственности, поскольку в данной сфере возможно совпадение результатов разработок различных лиц. В этой связи в праве промышленной собственности имеет место понятие приоритета, которое неизвестно авторскому праву.
В.Я. Ионас предлагал ввести в научный оборот понятие существенной новизны, которая, по его мнению, должна была быть присуща любым произведениям творчества, а не только объектам промышленной собственности, однако это предложение не было воспринято ни в научном мире, ни законодателем, поскольку в авторском праве признак новизны как самостоятельный критерий охраноспособности произведения полностью поглощается признаком творчества, а потому является излишним[20].
Некоторые ученые предлагают «отказаться в определении объекта авторского права от предикта «творческой деятельности», ограничившись указанием на уникальность произведения» [36]. По мнению автора данного предложения, критерий уникальности произведения в большей степени соответствует целям правового регулирования. В связи с этим, видится необходимым отметить, что в зарубежной литературе необходимым условием охраны произведения называют оригинальный характер произведения, где оригинальность есть «творческий и индивидуализированный способ выражения или форма исполнения произведения, какой бы незначительной ни была доля такого творческого вклада или индивидуализации» [28; 57]. Как мы видим, оригинальность определяется через то же творчество.
Несмотря на то, что в литературе отмечается, что для авторского права важен не столько творческий характер деятельности, сколько аналогичный признак результата, по нашему мнению следует исходить из того, что только творческая деятельность может привести к творческому результату.
Неразрывная связь произведения со своим создателем, обусловленная невозможностью создания другим лицом аналогичного произведения, определила основания для предоставления охраны произведению по факту его создания, ведь если результат интеллектуальной деятельности неповторим, то нет необходимости в закреплении авторства тем образом, который существует в праве промышленной собственности. Однако, на наш взгляд, признак, который позволит выделить из общей массы невещественных объектов, в которые входят, например, расписания движения транспорта и т.д., произведения науки литературы и искусства, все же необходим.
1.2.2 Объективная форма произведения
Авторское право направлено на охрану форм, их материализацию в конкретных произведениях, а так же на регулирование их использования. Авторское право охраняет творческую деятельность по созданию произведения. К одной и той же идее, теме возвращаются до бесконечности и, обращаясь к ним, каждый автор создает новое произведение, несущее отпечаток его личности и индивидуальности.
Произведение, как результат творческой деятельности автора, становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. С тех пор, как началось изучение авторского права, считается общепризнанным, что охрана распространяется лишь на объективные формы выражения результатов творческой деятельности, а не на идеи. Даже будучи новыми, идеи не могут стать объектом охраны.
Для приобретения творческим результатом общественной значимости и характера объекта авторского права, необходимо его воплощение в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись); электронной (компьютерная программа, электронная база данных); звуко- или видеозаписи (магнитной, оптической, электронной); изображения (картина, рисунок, кино-, теле-, видео-, фотокадр); объемно-пространственной (скульптура, макет, сооружение).
Тем не менее, следует различать объективность произведения и объективную форму произведения [44; 104]. Объективность произведения означает его действительное существование вне и независимо от сознания человека. Оно может быть записано на любом материальном носителе, а может существовать лишь в виде творческого замысла. В последнем случае доступ к произведению или его восприятию имеет только автор и оно не может быть воспринято другими людьми, а, следовательно, и практической надобности в его охране не существует.
Для того чтобы произведение было доступным другим людям без посредничества автора, произведение должно находиться в такой материальной форме, которая может восприниматься человеческими чувствами, в частности зрением и слухом, а при отсутствии зрения - осязанием.
Поскольку одним из основных прав автора является право на использование произведения, для реализации этого права автор должен иметь произведение в материальной форме. Другими словами, авторско-правовая охрана может распространяться только на произведения, которые находятся в любой материальной форме, т.е. если оно записано на любом материальном носителе. Вид записи и вид носителя может определяться видом произведения. Например, произведение литературы, как правило, записывается на бумажном носителе с помощью той или иной системы письменности рукописным, машинописным или компьютерным способом. Музыкальное произведение может быть записано на бумажном носителе с помощью нотной записи, а исполнение такого произведения может быть записано на магнитном или оптическом носителе с использованием аналоговой или цифровой записи. Таким образом, можно говорить о том, что объективная форма тесно связана с возможностью воспроизведения какого-либо произведения. Относительно характера данной связи в научной литературе существуют две позиции.